В недалеком прошлом для управления скутером и мопедом не требовалось наличия водительского удостоверения.
- Что такое мопед?
- Обязательно ли получать права на скутер
- Какая категория нужна на управление скутером
- Некоторые особенности
- Как ездить на скутере
- Чем грозит езда без прав
- Методы оформления водительского документа
- Штраф за езду без прав
- Чем отличаются права категорий М, А и А1
- Мой второй мопед — Honda Motra
- В итоге с Honda Motra в 2017 году
- Требования ПДД по управлению ТС
- Нужен ли полис ОСАГО для управления скутером или мопедом?
- Нужны ли права на скутер кубов?
- Какая категория нужна
- Практически часто наказывают штрафом
- Виды штрафов
- Какие требования для вождения скутера
- Если объем мотора больше 50 кубов
- Список документов для регистрации скутера (свыше кубов)
Что такое мопед?
Мопедом называют транспорт, оснащенный велосипедным педальным приводом с цепной передачей на заднее колесо. Также есть муфта свободного хода и тормоз во втулке заднего колеса. Включение тормоза происходит с помощью вращения педалей в обратную сторону. Заднее колесо имеет звездочку цепной передачи от двигателя.
Двигатель запускается так: водителем выжимается сцепление, после чего он трогается, как на велосипеде. Когда скорость набрана, сцепление отпускается и вал двигателя вращается. Затем можно передвигаться на моторе. Так как переключения передач нет, на крутых подъемах необходима стимуляция двигателя с помощью вращения педалей.
Мопеды имеют схему ранних мотоциклов. Их конструкция простая и легкая. Транспорт предназначен для езды в велосипедном режиме, когда мотор выключен, благодаря вращению педалей. Так как у него седло широкое и низко расположенное, это улучшает комфорт во время езды.
Обязательно ли получать права на скутер
Изменения в ПДД об управлении скутерами и мопедами были введены ноябре 2013 года. Для этих видов транспорта была предложена новая категория – М. Казалось бы, что именно с этого времени все владельцы скутеров должны были обратиться в ГИБДД для сдачи экзамена и получения прав нового образца, но нет.
Утвержденные правила вступили в силу в конце 2014 года. С этого времени вопрос, нужны ли права на мопед, имел только один ответ – да. Скутер и мопед объединяются в одну категорию, если они обладают следующими характеристиками:
- мотор не более 50 кубов;
- максимальная скорость – до 60 км/ч.;
- электродвигатель – 0,25-4 кВт;
- количество колес – 2-4 (квадроциклы).
Вся техника, подходящая под перечисленные параметры, для управления ей предусматривает наличие прав категории М. Следует заметить, что на рынке стали появляться электрические разновидности скутеров, а точнее, гибриды велосипеда и электромотора. Техника предусматривает как автоматическое передвижение, так и механическое за счет педалей. Ошибочно думать, что права на велосипед с мотором не нужны. Если мощность двигателя выше кВт, то водитель обязан иметь права с категорией М.
Во всех случаях важно, что прописано в документах на транспортную единицу. Производители могут специально занижать мощность или объем двигателя, приравнивая ТС к мопеду. В таком случае инспектор ГИБДД ориентируется именно на запись в документах. Однако если визуально техника имеет все признаки мощного мотоцикла, но по паспорту объем мотора менее 50 куб. см., сотрудник ГИБДД вправе обратиться в суд для детального разбирательства.
К примеру, права на скутер 150 кубов предусматривают наличие категории А, потому что это уже мотоцикл по всем признакам. Это видно визуально – габариты техники, размер колес, масса мотоцикла, внешний вид двигателя. И если такая техника по документам имеет 50 кубов вместо 150, то у инспектора имеются все основания для сомнения.
В будущем может быть назначена экспертиза для определения истинных характеристик транспорта. Таким образом, права на скутер до 50 кубов в 2019 году предполагают наличие категории М. Все, что выше, приравнивается к мотоциклам и требует категории А1 или А.
Какая категория нужна на управление скутером
Учитывая, что скутеры и мопеды отличаются между собой по мощности двигателя, то и категории водительских удостоверений у них разные. Права на электроскутер предусматривают наличие категории М. Это касается всей техники, которая подпадает под этот сегмент (мощность двигателя в пределах кВт), вне зависимости куплен скутер у официального дилера или гражданин самостоятельно сконструировал велосипед и электромотор.
Наиболее спорным вопросом считается, можно ли с категорией С управлять мопедом. Мнения на этот счет могут быть разные и касаются они вида прав – старые или новые. До нововведения управление мопедами до 50 кубов не подразумевало наличие ВУ. В удостоверении не было этой графы, а открытая высшая категория давала возможность управления транспортом низшей категории.
Новые водительские права предусматривают серьезные видоизменения. Управление мопедом в таком случае разрешено лишь при открытии соответствующей категории. К примеру, если водитель имеет права категории С, но М не открыта, то водить соответствующую технику он не может по закону.
При сдаче на категорию А (мотоциклы) категория М проставляется автоматически. Главное, чтобы она была открыта. Иногда при сдаче экзамена на С водитель хочет получить разрешение на управление мопедом. В таком случае экзамен будет сильно упрощен, а иногда и полностью исключен (достаточно навыков вождения, поскольку правила ПДД человек сдавал ранее).
Таким образом, чтобы управлять мопедом, в новых правах нужна обязательная отметка в соответствующей категории. В противном случае, даже при возможности управления автобусом или грузовым автомобилем с прицепом, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за вождение мопеда без прав.
Некоторые особенности
Следует отметить, что регистрация мопеда или скутера в ГИБДД не требует водительского удостоверения. Любой гражданин имеет возможность приобрести механическое средство передвижения (не только мопед, но и автомобиль) и поставить его на учет, не имея водительских прав. Техника до 50 кубов также не предусматривает обязательного технического осмотра и наличия техпаспорта.
Это же правило касается страховой ответственности. Водитель мопеда не обязан оформлять полис ОСАГО, а сотрудники ГИБДД не имеют право его спрашивать. При возникновении ДТП с участием скутера размер порчи имущества и ответственность за совершенное деяние устанавливается в судебном порядке.
Как ездить на скутере
Езда на мотороллерах для Таиланда – практически национальный вид спорта. Тайцы катаются много и быстро. Чтобы вписаться в дорожное движение, достаточно соблюдать нехитрые правила езды, актуальные для Азии, и основные принципы обращения с мотороллером:
- руками за руль не держатся – руками управляют скутером;
- у мотороллера есть специальная подножка. Тронулся с места – оторви ноги от земли;
- пользуйся зеркалами, Таиланд – очень динамичная страна;
- не прижимайся в левую полосу. На обочинах паркуются автомобили (преимущественно праворульные) и таксисты, есть вероятность влететь в резко стартующую машину или не вовремя открытую дверь. На обочинах много песка и гравия, которые ухудшают сцепление шин с дорогой, можно из заноса улететь в кювет;
- избегай стыков, сливов, решеток. Для тонкого заднего колеса скутера это будет препятствием, не говоря о бордюрах;
- не газуй, если не сидишь полным весом. Да и вообще резко выкручивать акселератор на мотороллере не рекомендуется.
Чем грозит езда без прав
Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:
Нельзя ездить на электроскутере по тротуарам, газонам, велосипедным дорожкам и прочим зонам для пешеходов. За это административное нарушение также полагается штраф в размере 2 тыс. руб, несмотря на наличие ВУ.
Выезжая в город на электрическом скутере, первым делом проверьте, взяли ли с собой водительское удостоверение. На дорогах в общем потоке машин обязательно соблюдайте ПДД. Так вы предотвратите разборки с инспекторами и убережете себя от аварийных ситуаций.
Читайте далее:
Как получить права в 2017 году
Курсы вождения в мотошколе «Мото-Образ»
Все известные способы получения водительской медсправки
Как получить 50% скидку на оплату штрафа
Кредит под залог машины
Методы оформления водительского документа
Получение водительского удостоверения для эксплуатации мопеда или скутера возможно в любом отделении ГАИ, однако предварительно необходимо пройти обучение в автошколе. Автошкола, в которой планируется проходить обучение, должна быть лицензирована. Процесс обучения занимает, как правило, пару месяцев. В течение этого времени курсанты должны освоить как теоретическую часть, так и практическую.
Теоретическая часть содержит 20 вопросов, нижний порог прохождения экзамена – 18 правильных ответов, то есть можно дважды ошибиться, однако на каждую ошибку будут добавлено еще несколько вопросов. Для успешной сдачи практической части экзамена необходимо продемонстрировать умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.
Категория В также доступна для прохождения несовершеннолетним потенциальным водителям, если им уже есть 17 лет, однако права этой категории выдаются исключительно по достижению совершеннолетия. Если какая-либо из частей экзамена сдана неудачно, придется снова проходить тестирование, однако повторная попытка доступна будет только через 7 дней. Если кандидат трижды подряд не смог сдать экзамен успешно, следующая попытка доступна только через 30 дней. Срок действия водительского удостоверения – 10 лет.
Какие бумаги понадобится предоставить для того, чтобы получить водительское удостоверение:
- гражданский паспорт РФ;
- заключение медицинской комиссии;
- чек об оплате государственного сбора
- заявление;
- карта водителя, подтверждающая успешное прохождение обучения.
Зачастую молодые люди выбирают скутер по той причине, что это единственно возможный способ управлять транспортным средством законно, однако не стоит забывать о том, что даже маломощная, казалось бы, техника, является транспортом повышенной опасности, и для ее управления необходимо обладать достаточными навыками и умениями управления.
Штраф за езду без прав
За управление скутером, как и другим транспортным средством, без прав предусмотрена административная ответственность. Если сотрудник ГАИ остановит нарушителя, ему грозит штраф в размере от 5 до 20 базовых величин. В пересчёте на рубли это 900 тыс. до 3,6 млн (при базовой 180 тыс.). При повторном нарушении в течение года придётся заплатить более внушительную сумму от 20 до 50 базовых. ( КоАП). Штрафы предусмотрены и за более мелкие провинности:
- езда на скутере без шлема водителя или пассажиров – до 1 б.в., повторное в течение года аналогичное нарушение – от 2 до 5 б.в.
- отсутствие регистрации скутера — 2 б.в.
- отсутствие скутера — 2 б.в.
Чем отличаются права категорий М, А и А1
Главным отличием “М” от “А1” и “А” является объем двигателя ТС. Первая категория позволяет управлять самыми маломощными скутерами, а последняя – самым тяжелым двухколесным транспортом:
- “A” предназначена для классических мотоциклов с объемом двигателя от 125 куб/см. Они могут дополнятся боковой коляской. Такое удостоверение можно получить по достижению совершеннолетия.
- “А1” можно получить для вождения легкого мопеда от 125 кубов. Свидетельство выдается с 16 лет.
- “М” дает право использовать мопеды до 50 кубиков
Это нововведение сделало всех водителей скутеров полноценными членами дорожного движения и каждому из них на мопед нужны права.
Мой второй мопед — Honda Motra
Покупка. После продажи первого мопеда я стал искать внедорожный вариант. Мне нравились раритетные модели, и Honda Motra подошла идеально.
В 1982 году их выпустили очень маленьким тиражом — меньше 8000. Плюс у этого мопеда была хорошая подвеска и специальный упор, чтобы не скатываться со склона. А еще удобная рама с багажниками, которые не влияли на управление, даже если их полностью загрузить. Но главное, в нем был мотор, как в моем первом Super Cub, но с понижающим редуктором — он помогает на бездорожье.
Я перевел деньги на карту владельца компании, а потом стал искать мопед на японских аукционах по номеру рамы. Он там действительно был, но его состояние меня насторожило: на фото с аукциона мопед выглядел гораздо хуже, чем на сайте «Моторекса». Я написал в компанию, но меня успокоили: сказали, что в Японии мопед просто хорошо отреставрировали. Я поверил в чудо, не стал отзывать деньги и перевел еще 5000 Р за доставку и обрешетку.
/japanese-car/ Как я заказал машину из Японии
А вот так — когда пришла в Москву
Состояние и ремонт. Когда мопед приехал в Москву, я сильно разочаровался. Оказалось, на реставрации его покрасили поверх старого слоя краски. И новый слой стал отходить еще в транспортной компании, когда я принимал мопед. Я отдирал скотч, а на нем оставались зеленые куски. Двигатель тоже был покрашен поверх крепежа. А когда я начал ездить, краска окончательно посыпалась.
Оригинальные запчасти были на месте, но замок зажигания разваливался, пластик местами был склеен, глушитель — плохо заварен, а многие места съела коррозия. Я не ждал, что мопед 1982 года будет идеальным. Но в «Моторексе» мне обещали, что он будет как новый, и я расстроился именно из-за вранья.
Тем не менее мопед был на полном ходу. Двигатель и тормоза оказались в порядке, а подвеска отрабатывала неровности. Плюс в нем были новая резина и масло.
Через неделю после покупки я отправился с этим мопедом в Дагестан: доехал туда на машине, а мопед провез в багажнике. В Дагестане он оказался в своей стихии: я проехал на нем 1100 км, почти не чувствуя неровности, а топлива хватало надолго.
/dagestan/ Как я объехала Дагестан на машине
Хунзахское плато и Honda Motra, на котором я ездил по Дагестану
Поломка была всего одна: на спуске с горы у меня сгорел регулятор, который контролирует напряжение электрики. Для этой модели трудно было найти новый, и я не стал этим заниматься. Просто ездил дальше со сгоревшими лампочками.
Еще у меня потек бак, но и с ним я не стал заморачиваться. За всю историю пользования я купил только новый замок зажигания за 300 Р и сам его поставил.
Продажа. Я понял, что, чтобы содержать такой мопед, нужна своя мастерская либо много денег. Запчасти на него трудно найти, и они очень дорогие. Например, на аукционе Yahoo я видел топливные баки по 30 000 Р.
/moto/ Как я стал мотоциклистом
В общем, после поездки в Дагестан я купил себе третий мопед, а этот продал на «Авто-ру» за 135 000 Р.
В итоге с Honda Motra в 2017 году
Этап | Сумма |
---|---|
Купил с доставкой | 145 000 Р |
Потратил на ремонт и запчасти | 300 Р |
Продал | 135 000 Р |
Этап Сумма Купил с доставкой 145 000 Р Потратил на ремонт и запчасти 300 Р Продал 135 000 Р
Требования ПДД по управлению ТС
Скутеры и мопеды в том, что касается ПДД, совпадают. Требования к ним на дорогах предъявляются одинаковые:
- Водителем скутера на автомобильных дорогах, согласно ПДД, может быть человек старше 16 лет — ч. 2 ст. 26 ФЗ -196.
- При движении по проезжей части скутеры и мопеды должны ехать справа, в один ряд, возможно движение по велосипедной полосе и по обочине, если при этом не создается помех для пешеходов — ПДД.
- Перевозка на заднем сидении скутера пассажиров разрешается водителям, имеющим водительское удостоверение с открытыми категориями А, А1. Для мопедов нужно иметь ВУ с категорией М или выше. В обоих случаях стаж вождения должен быть не менее 2х лет — часть 22.2(1) ПДД.
- Согласно ч 24.8 ПДД нельзя перевозить людей, если конструкция ТС не предусматривает отдельного места для них. Запрещена перевозка на скутере детей младше семи лет при отсутствии оборудованного для этого места.
- Буксировка скутером любого транспорта запрещена, так как малогабаритным ТС нельзя производить такую операцию из-за повышенной опасности — часть 20.4 ПДД.
Нельзя забывать о правилах дорожного движения независимо от того, каким видом транспорта человек управляет. К сожалению, водители скутеров нередко игнорируют большую часть правил, что зачастую приводит к авариям и другим плачевным последствиям.
Нужен ли полис ОСАГО для управления скутером или мопедом?
Согласно Закону о страховании ответственности владельца автомобиля, для получения страхового полиса надо предоставить ряд документов. В перечне указываются регистрационные документы, выдаваемые ГИБДД.
В регламенте по регистрации ТС, в первом абзаце документа, четко говорится, что ТС, которые по своим характеристикам являются мопедами, не регистрируются. Т.е., если немного больше объем двигателя, мощность двигателя и скорость, которую развивает транспорт, регистрационные действия не могут проводиться.
Таким образом, по смыслу отсутствует обязанность оформить полис. В связи с этим незаконно и привлечение к ответственности за отсутствие полиса.
Несмотря на невозможность провести регистрацию и получить полис владельцу мопеда, в методики расчета ОСАГО внесены правила расчета страховки и для владельцев мопедов. Возможно, новшество связано с желанием предупредить введение обязательной регистрации всех ТС и иными изменениями. Ведь ГИБДД изменить правила регистрации намного проще, чем вносить коррективы в соответствующие документы ЦБ.
Как скоро внесут изменения и будут ли это делать вообще, неизвестно. С другой стороны, к водителям предъявляют все больше требований, они становятся все жестче, так что вероятность остается.
Как сдать на права скутер и получить категорию М, смотрите в этом видео:
Нужны ли права на скутер кубов?
Закон конкретно устанавливает обязанность иметь водительские права на скутер. Но многие несовершеннолетние водители сами решают для себя, как ездить. В результате вождения без прав получают серьезный штраф, который исчисляется в тысячах рублей. Все-таки, нужны ли права на скутер, какой категории? А если их нет, то какой будет штраф?
Давайте сразу разберемся: в российских законах не определено транспортное средство под названием «скутер». Если смотреть на объем мотора, то такой транспорт по Правилам дорожного движения в п. 1.2 можно назвать:
- Мопед, в случае мощности двигателя до 50 см кубических.
- Мотоцикл, при мощности мотора свыше 50 кубов.
Поэтому, двухколесный транспорт с силовым агрегатом 49 кубов считается мопедом. Но по Федеральному закону №196-ФЗ в пункте 1 указано, что езда на мопедах возможна только при наличии водительских прав, а именно, специального удостоверения. Поэтому права на скутер нужны в обязательном порядке.
Какая категория нужна
Если мощность мотора 49 кубов, то в правах должна быть открыта категория «М». В этом случае можно ездить на мопеде. Но Правительство РФ при создании законов учло тот факт, что на мопедах ездить не слишком сложно. Поэтому разрешили управлять этим транспортом лицам с любыми другими категориями.
По указанному выше Федеральному закону любые водительские права подойдут для управления мопедом. Категория «М» — самая низшая для водителей, поэтому ездить на мопеде можно с любой категорией прав, даже если в них не открыта именно эта.
Если у водителя есть медицинские противопоказания для вождения мопеда, то в правах ставится отметка «ML».
Это не позволяет водителю ездить на скутере, независимо от мощности двигателя и наличия других категорий в правах. Если данная отметка поставлена ошибочно, нужно обратиться в МРЭО ГИБДД с заявлением о корректировке информации. Для этого потребуется оформить новую медицинскую справку, чтобы доказать, что врачи не нашли противопоказаний для управления мопедом.
«Новая категория водительских прав в России»
Практически часто наказывают штрафом
Вопрос в том, что часто возникают спорные моменты между инспекторами ГИБДД и водителями. Это касается категории «М». Полицейские не согласны, что на скутере можно ездить с любой категорией прав.
В этом случае существуют две стороны вопроса:
- Если у человека нет медицинских противопоказаний, то в водительское удостоверение автоматически ставится отметка с категорией «М», если есть остальные.
- Если даже она не поставлена, а другие категории есть, то это дает право на управление мопедом.
Отличие между этими двумя позициями большое. Например, если в ваших правах есть категория «В», а отметка «М» не стоит, то на дороге вас может остановить инспектор, который имеет первое мнение. При этом он оштрафует вас, выписав постановление.
Такое решение нужно оспаривать, так как оно незаконно. Федеральный закон непосредственно говорит, что, если есть любая категория на управление транспортом, то ездить на мопеде можно. В этом законе не говорится, что отметка «М» должна обязательно быть. Поэтому штраф можно обжаловать и добиться справедливости.
Когда будете в очередной раз менять права, то в поликлинике при прохождении медкомиссии напомните главному врачу, чтобы он отметил в справке допуск к категории «М». В этом случае в ГИБДД вам укажут ее в водительском удостоверении.
Виды штрафов
Если водитель едет на мопеде без прав, то его обязательно остановит инспектор ГИБДД и выпишет штраф. Таких «ездоков» не оставляют без внимания и часто останавливают. Наказание будет неизбежным с составлением протокола по Административному кодексу ст. 12.7 ч. 1. Документы поступают начальнику ГИБДД, и он назначит штраф в размере 5-15 тысяч рублей.
Какие требования для вождения скутера
Как и все остальные виды транспорта, мопед имеет ограничения по возрасту для возможности управления. Хотя они и не строгие. Согласно того же Федерального закона, получить водительские права на скутер с двигателем объемом до 50 кубов могут лица возрастом не младше 16 лет.
Что нужно сделать:
- Пройти курс обучения в автошколе. Это можно сделать и при возрасте до 16 лет, но права выдадут только после достижения нужного срока.
- Пройди медкомиссию в поликлинике и получить соответствующую справку, в которой будет указано, что противопоказаний к езде на мопеде нет. Стоимость такого документа колеблется от 2 до 3,5 тысяч рублей, в зависимости от принадлежности медицинского учреждения и региона России.
- Записаться в Госавтоинспекцию на сдачу экзамена через сайт Госуслуги, в многофункциональном центре или непосредственно в ГИБДД.
- Оплатить пошлину в размере 2000 рублей за новые «корочки». Важно помнить, что при оплате на портале Госуслуги, предоставляется скидка 30%.
- Сдать теоретическую часть экзамена и практическое вождение в Госавтоинспекции. Порядок сдачи, сроки и список билетов указан в ПДД раздел 2.
- Получить водительское удостоверение на скутер 49 куб. см.
Срок действия прав составляет 10 лет, после чего их нужно заменить.
Если объем мотора больше 50 кубов
При этом в правах должна быть уже другая категория. Такое транспортное средство не может быть мопедом.
Объем мотора играет главную роль, поэтому такой двухколесный транспорт будет приравнен к одному из следующих видов:
- Если объем двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров – легкий мотоцикл. Водитель должен получить права с категорией «А1».
- Если объем мотора более 125 куб. см – обычный мотоцикл. Для этого потребуется наличие в удостоверении категории «А».
Прежде чем сесть за руль мопеда или скутера, ознакомьтесь с его техническими характеристиками. Проверьте, какие категории есть в ваших правах, чтобы не быть оштрафованным на дороге инспектором ГИБДД. Для получения нужной категории не требуется серьезных знаний, это наиболее низшая категория. Лучше оформить документы по закону, чем прятаться от ГИБДД и постоянно платить штрафы.
Список документов для регистрации скутера (свыше кубов)
Какие документы необходимы на скутер свыше 50 кубов, чтобы поставить его на учет и зарегистрировать? Процесс схож с постановкой на учет любого иного транспортного средства. Водителю понадобится следующий перечень документов:
- необходимо иметь ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая подтверждает, что транспортное средство было официально доставлено в Российскую Федерацию и растаможено;
- гражданский паспорт, который указывает собственника транспортного средства;
- чек о покупке ТС или договор купли-продажи для подтверждения владельца транспортного средства.