Йога как система оздоровления: польза и вред древней практики

Йога

Среди всех составляющих йогической науки хатха-йога получила наиболее широкую известность. Целью данной дисциплины является достижение физического здоровья. Неверное выполнение упражнений может привести к травме, поэтому начинающему йогину рекомендуется приступать к практическим занятиям только после вдумчивого изучения теории.

Что это? Особенности

Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.

Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.

Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова. Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы.

Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…

Три стадии освоения джняна-йоги

Практика джняна-йоги включает три стадии освоения. Речь идет о:

  • слушании (Шравана);
  • созерцании (Манана);
  • утверждении в истинном знании (Нидхидхьясана).

Рассмотрим каждый этап более подробно. Первый этап подразумевает восприятие теоретических основ от реализованного мастера. На второй стадии освоения джняна-йоги необходимо предаться созерцанию и попытаться осмыслить услышанную информацию, отказавшись от мирских привязанностей и подтвердив знания на собственном опыте. Название третьего, заключительного этапа, говорит само за себя – ученику нужно утвердиться в истинности полученных знаний.

Одним из главных качеств на пути знания является бескорыстность в выполнении любых задач и отсутствие привязанности к результату. Вспомогательными практиками для людей, ставших на путь джняна-йоги, могут стать асаны и пранаямы, которые будут тренировать тело и дисциплинировать ум. Также этот вид йоги принято сочетать с другими направлениями, близкими конкретному индивиду, поскольку личность человека многогранна, и необходимо развивать все аспекты. С джняна-йогой хорошо сочетается бхакти-йога – путь преданности и веры.

5 / 5 ( 1 голос )

Условия успешного следования джняна-йоге

Для достижения целей джняна-йоги через познание человек должен быть полностью свободен от влияния чувств и страстей, а сделать это проще всего в уединении, вдали от людей и цивилизации. Джняна-йога — это непросто медитация и физические упражнения, это способ существования, в котором нет места ни личным желаниям, ни эгоистичным стремлениям. Для исповедующего это вид йоги мир несущественен, его цель — соединение с Абсолютом и ничто не должно отвлекать от этой цели. Этот путь труден и тернист, потребует силы не только духа, но и тела. Оно должно быть сильным, могучим и выносливым. К джняне дойдёт тот, кто уже практиковал йогические практики и продвинулся достаточно далеко, чтобы суметь отречься от внешнего мира ради достижения высших целей.

Владение собственным телом должно органично дополняться управлением сознанием, умением глубоко концентрироваться и подолгу медитировать. Это также сложно постичь быстро, поэтому может потребоваться различное время для того, чтобы суметь подойти к такому уровню, который позволит перейти к джняне.

Практикуя джняна-йогу, человек обучается умению отличать реальность от иллюзий, истину от лжи, становится выше суеты и условности каждодневной жизни. Это процесс непрерывного обучения и познания, в результате которого приходит осознание своей сущности и приближение к Абсолюту. Высшей стадий становится понимание того, что в своём стремлении к Абсолюту он сам стал им.

Первым шагом в обретении истин джняна-йоги является достижение уравновешенности, покоя и устремленности, которые проявляются в каждодневной жизни. Человек должен отречься от всех проявлений зла и полностью освободиться от всяческих пороков, эгоизма и гордыни. В процессе «очищения» постигается безличная, неэгоистичная и нетребовательная настоящая любовь. Это подлинное чувство объединяется с мудрым различением, аскетичностью и зрелостью сознания, познания того, что высшая наша цель — это освобождение, по сравнению с которой все остальное просто не имеет значения.

Чтобы для современного человека слова из древних писаний обрели истинный смысл, нужно стать внутренне независимым и свободным, очиститься от будничной жизни и его, что составляет нашу «животную» сущность. Все, что имеет отношение к земному, банальному, отвлекающему от возвышенного, служит препятствием на пути познания Истины. Пока тело, разум и эмоции преобладают и управляют человеком, он не может сосредоточиться на самосознании и продвижении по пути йоги. Только огромная внутренняя работа, направленная на глубокое очищение ума и растождествление себя со своими животными инстинктами может помочь человеку ступить на дорогу самосовершенствования, а впоследствии и самосознания и объединения с Абсолютом.

Лайя-йога и традиционный индуизм

Когда говорится, что Учение Лайя-йоги является тантрической традицией сиддхов, то особо подчеркивается ее отличие от так называемого традиционного ортодоксального индуизма с его кастовой системой, четырьмя укладами жизни (ашрамами), многочисленными богами, ритуальной практикой, праздниками и символикой.

С большой симпатией относясь к традиционному индуизму, тем не менее, мы четко понимаем разницу между традиционным «бытовым» народным индуизмом, присущим «этническим» индусам, и традицией сиддхов.

Разумеется, не будучи этническими индусами, мы, русскоязычные последователи Лайя-йоги, не можем ни принять целиком индуизм, ни полноценно следовать ему в силу того, что мы живем в совершенно иной культурной среде.

Однако с точки зрения авадхутов, сиддхов, адептов йоги и тантризма – этого и не требуется, поскольку учение сиддхов не является, строго говоря, индуизмом, а находится за пределами любых культурно-этнических, социальных, кастовых, родовых и иных ограничений.

Сиддхи-авадхуты не были ограничены ни рамками своей религии, ни культурой, ни окружением своей страны, хотя и не отвергали их. По своей природе они пребывали в глобальном универсально-космическом Сознании, интегрируя в свое видение все духовные пути, культуры и традиции.

Собственно, учение сиддхов тантризма заключалось не в следовании ортодоксальному индуизму, а, наоборот, в освобождении от его рамок, условностей и ограничений. Порой для этого сиддхи совершали даже осознанное нарушение норм традиционно-кастовой морали, ритуальное осквернение, асоциальное поведение и т.д.

Живой дух сиддхов был основан, прежде всего, на практике игры, свободе естественного осознавания вне всяких рамок и предписаний и тайной передаче Учитель-ученик.

Будучи последователями внутреннего «тайного пути» осознавания, сиддхи могли мимикрировать и приспосабливаться под любую религию, дабы не обращать на себя внимание.

Днем он представляется последователем шиваизма, ночью он следует пути шакти, посещая собрания, он выглядит как вайшнав.

Куларнава-тантра

Этим объясняется та легкость, с которой сиддхи причисляли себя то к буддизму, то к индуизму, то к исламу и даже к христианству (как в случае с Сарахой, Кабиром, Саи Бабой из Ширди, Рамакришной, Ним Кароли Бабой и другими святыми).

Этим же объясняется факт почитания сиддхов одновременно в буддизме, индуизме и других религиях (Будда, Матсиендранатх, Горакшанатх, Чарпатинатх, Боганатар и другие). Для них это было частью божественной игры (лилы), способом скрыть свою истинную запредельную вневременную суть, не зависящую от культурных условностей, от любопытствующих и непосвященных, чей поверхностный интерес не мог бы вместить в себя глубину их сознания.

Продолжая учение сиддхов, следуя духу их учения и линии передачи в иной культурной среде, мы по-прежнему стараемся хранить линию учения, тайные методы йоги и духовную связь с сиддхами.

Однако это вовсе не означает, что мы должны подражать этническим индуистам или, тем более, комплексовать по поводу, что мы не можем этого хорошо делать. Это было бы большой ошибкой с точки зрения сиддхов и проявлением нашей негибкости, отсутствием знания того, как следовать духу учения. Поддерживая связь с линией передачи, мы должны вполне комфортно и адекватно себя чувствовать в своей собственной культурной среде, гармонично интегрируя все ее ценности, достижения и традиции, тем не менее, сохраняя чистоту линии передачи – живой дух Учения сиддхов.

Йога — антистресс

Стресс – перманентное состояние современного человека. Природный механизм, направленный на мобилизацию сил в экстремальных условиях, предназначен для кратковременного действия. Но организм не может долго жить на пределе возможностей. В итоге постоянные стрессы, помимо переутомления, хронической усталости, бессонницы вызывают нарушения в физиологических и нервных процессах. Это запускает патологические изменения в органах и тканях.

Йога помогает предотвратить психосоматические заболевания благодаря снятию стрессовой нагрузки. Сочетание гимнастики и медитации успокаивает и улучшает общее самочувствие, как физическое, так и нервное. Но главное — контроль дыхания, сосредоточение на своем внутреннем «я», стремление к гармонии учит не акцентировать внимание на неприятностях и проблемах и воспринимать их как сиюминутные и преходящие явления.

Во время занятия вы концентрируетесь на выполнении асан, правильном дыхании, постепенно уходя в себя и отключаясь от внешнего мира. Овладев техникой шавасаны, можно достичь полной мышечной и умственной релаксации, «перезагрузить» мозг. Биохимические процессы, которые в это время происходят в организме, помогают нейтрализовать негативные последствия:

  • снижается выработка гормонов стресса;
  • успокаивается нервная система;
  • восстанавливается нормальный пульс;
  • нормализуется давление;
  • укрепляется иммунитет.

Приверженцы йоги в принципе меньше подвержены стрессу, умеют ему противостоять и легче адаптируются к стремительно меняющимся условиям.

Упражнения для увеличения гибкости суставов и позвоночника

Растягивающие асаны выполняют осторожно, стараясь расслабиться. Перенапряжение в мышцах и суставах недопустимо.

Пашчимоттанасана – вытянутый наклон сидя с замками за спиной

Порядок выполнения:

  1. Лечь на спину, вытянуться, закинув выпрямленные руки за голову, и расслабиться.
  2. С выдохом поднять туловище, чуть подав руки вперед.
  3. С прямой вытянутой спиной наклониться к ногам, не сгибая их. Сложиться пополам, коснувшись животом бедер, и взяться за стопы. Затем выпрямленные руки сложить за спиной в замок и постараться поднять их повыше. Пальцы ног и колени направлены вверх. Начинающий может накинуть на стопы ремень и легко потянуть себя. В этом варианте замок не делают.
  4. Выйти из позы в обратной последовательности, снова ложась на коврик. Полежать 1-2 минуты, полностью расслабившись.
Упражнения для увеличения гибкости суставов и позвоночника

Пашчимоттанасана – поза растягивания задней поверхности тела.

В результате выполнения асан:

  1. Позвоночник становится гибким и подвижным, вследствие чего омолаживается весь организм.
  2. Растягивается задняя поверхность тела.
  3. Устраняются отложения жира на животе и пояснице.
  4. Тонизируются печень, поджелудочная железа и другие внутренние органы, солнечное сплетение и нервы в поясничной части.

Противопоказания – смещение позвонков, пояснично-крестцовый радикулит.

Наклон стоя с выворотом плечевого сустава

Порядок выполнения:

  1. Встать в тадасану, затем в урдхва хастасану.
  2. С вытянутыми вверх руками и прямыми ногами плавно наклониться вперед, складываясь пополам. Живот прижать к бедрам, ладони поставить на пол возле стоп.
  3. Руки завести за спину, сцепляя кисти в замок.
  4. Расслабившись, позволить им под собственным весом отклониться в сторону головы. У тренированного йогина они постепенно принимают положение, близкое к горизонтальному.
  5. Опустить руки и вернуться в исходную позицию, поднимая туловище позвонок за позвонком.

Наклон стоя с выворотом плечевого сустава – важное упражнение для здоровья.

Упражнения для увеличения гибкости суставов и позвоночника

Польза от упражнений:

  1. Поза раскрывает грудной отдел, улучшает подвижность плечевых суставов и кистей рук.
  2. Растягивает заднюю поверхность тела.
  3. Стимулирует работу печени, селезенки и почек.

Противопоказания: травмы плеч, кистей рук, поясницы; беременность, ишиас, нарушение мозгового кровообращения.

Паривритта пашчимоттанасана

Это «поза скрученного бокового угла».

Порядок выполнения:

  1. Сесть на пол, вытянув ноги вперед.
  2. Согнуть левую ногу так, чтобы ее подошва упиралась в бедро правой ноги, колено лежало на полу, пятка находилась у промежности.
  3. Сделать наклон к вытянутой ноге с одновременным поворотом корпуса влево. В результате правая лопатка должна коснуться правого бедра. При этом ладонь нижней руки надо завести изнутри под лодыжку правой ноги, верхней – обхватить ее стопу. Обе ягодицы плотно прижать к полу.
  4. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение в другую сторону.

Паривритта пашчимоттанасана – поза скрученного бокового угла.

Упражнения для увеличения гибкости суставов и позвоночника

Поза оказывает следующий терапевтический эффект:

  1. Повышает подвижность суставов ног.
  2. Растягивает боковые поверхности тела, включая межреберные мышцы.
  3. Прорабатывает грудной отдел позвоночника.
  4. Стимулирует легкие, органы брюшной полости и малого таза.

Уткатасана

В постсоветских странах данное упражнение называют «стульчиком».

Оно выполняется в следующем порядке:

  1. Встать в тадасану.
  2. На вдохе поднять руки в стороны и затем вверх, прижимая одну ладонь к другой.
  3. С выдохом сделать полуприседание, держа спину прямой.

Опытный йогин приседает глубоко – так, чтобы бедра располагались параллельно полу. Он будто садится на невидимый стул. При этом для баланса занимающийся слегка наклоняет вперед корпус, сохраняя позвоночник прямым. Руки как бы служат продолжением тела.

Уткатасана – эффективный метод сделать бедра стройными.

Упражнения для увеличения гибкости суставов и позвоночника

Если начинающему сложно выполнить это упражнение в таком виде, он делает его в облегченной форме. В этом варианте бедра располагаются под углом 45° к полу.

Поза дает следующий терапевтический эффект:

  1. Укрепляет мышцы спины, бедер, плеч.
  2. Развивает выносливость.
  3. Тренирует вестибулярный аппарат.

Противопоказания – травмы коленей.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique