Комплекс упражнений для развития ловкости

Виды спорта

Спортивная гимнастика – вид спорта, в который входят вольные упражнения, упражнения, выполняемые на снарядах, и опорные прыжки. От акробатики, включающей перекаты, прыжки, вращения тела с опорой и без нее, спортивная гимнастика отличается тем, что в комплекс ее упражнений включены упражнения на снарядах.

Гимнастические снаряды данной категории применяются в программах женских и мужских соревнований. Основное предназначение такого инвентаря – выполнение акробатических элементов.

Конь включает в себя вытянутое пластиковое либо деревянное основание, облицованное эластичным материалом, и тяжеловесную металлическую подставку, которая предотвращает смещение снаряда. Приспособление содержит две параллельно расположенные ручки, которые служат в качестве ухватов.

Длина корпуса стандартного снаряда составляет 1,6 м, ширина — 35 см, а высота – 28 см. Последний укрепляется на металлических «ногах», которые позволяют изменять положение и высоту снаряда. Для отработки мужской соревновательной гимнастической программы конь располагается на высоте в 1,15 м от поверхности площадки. Если же снаряд применяется в качестве основы для отталкивания при исполнении опорного прыжка, стойки выдвигаются на уровень 1,25 м для женщин и 1,35 м для мужчин. Масса коня составляет 125 кг.

Такие гимнастические снаряды производятся из древесины. Корпус покрывается резиной либо войлоком, а затем мешковиной.

Выделяют несколько видов гимнастических коней:

  • прыжковые – лишены рукояток;
  • маховые – обладают упорами для рук;
  • универсальные – содержат гнезда для установки ручек.

История гимнастики

Гимнастика, как комплекс упражнений, необходимый для всестороннего развития и подготовки юношей к Олимпийским играм, появился в 8 в. до н.э. в Древней Греции. После краха Римской империи о гимнастике надолго забыли. Ее возрождение началось на рубеже XIV-XV веков, когда общественная мысль развернула свой вектор на развитие всех сторон личности, включая физическое здоровье.

Развитию гимнастики способствовало движение филантропистов, появившееся в Германии в XVIII — XIXв. В школах, созданных филантропами, гимнастика была одним из главных предметов. Ее разработкой и преподаванием занимались Г. Фит и И. Гутс-Мутс. Позже немецкая система была доработана Ф. Л. Яном. Системы гимнастики создавались также в Швеции, Франции и Чехии.

В 1896 г. гимнастика была включена в Олимпийские игры и признана одним из видов спорта. Сначала в соревнованиях участвовали только мужчины, а с 1928 года к ним присоединились и женщины. Упражнения на снарядах

Снаряды, используемые в спортивной гимнастике: параллельные и разновысокие брусья, гимнастический мостик, бревно, кольца, конь, перекладина, батут и гимнастический ковер. В соревнования включено семь снарядов.

  • Упражнения на брусьях. В мужских упражнениях используются статичные и динамичные элементы, выполняемые на всей длине снаряда, под и над брусьями. Заканчиваются упражнения эффектным соскоком. Женщины выполняют обороты вокруг нижней и верхней жерди, технические элементы над и под ними, вращаются вокруг поперечной и продольной оси с хватом одной или двумя руками.
  • Упражнения на коне – комбинация вращательных и маховых движений, стоек на руках. Выполняется по всей длине снаряда.
  • Упражнения на кольцах – комбинация силовых и маховых элементов на снаряде, представляющем собой два деревянных кольца, подвешенных на тросах. Заканчивается упражнение соскоком.
  • Упражнения на перекладине – композиция, включающая вращение вокруг перекладины, в том числе и с отпусканием рук. Запрещается касание грифа к телу. Заканчивается выступление соскоком.
  • Упражнения на бревне – композиция из статичных и динамичных элементов, выполняемых сидя, стоя и лежа. Время выступления – полторы минуты.
  • Опорный прыжок – упражнение, выполняемое при помощи прыжкового коня с разбега. При оценке учитывается дальность и высота, чистота и сложность прыжка.

Вольные упражнения

Включают комбинации таких элементов, как сальто, шпагаты, кувырки, стойки и др. Оценивается сложность всей программы и элементов, чистота и уверенность выполнения, оригинальность композиции и артистизм. Время выступления для мужчин: 1 мин. 10 сек., для женщин – полторы минуты.

Виды бревен

  • напольное, которое является учебным, используют для детей, могут укладываться прямо на пол, длина может быть как 150 см, так и стандартной 300 см и 500 см;
  • высокое, без регулировки высоты;
  • универсальное (регулируемое) отличие от классического, высоту можно менять под рост гимнаста.

Дополнительное оборудование которое может использоваться вместе с брёвнами это гимнастические маты и мостик гимнастический. Мостик нужен для запрыгивания на снаряд, а маты обеспечивают мягкое падение.

Интернет-магазин «Атлас Спорт» предлагает качественные и надежные гимнастические бревна по оптимальной цене.

Заказать гимнастическое бревно от производителя можно на нашем сайте или позвонив по телефону. Наша компания осуществляет доставку оборудования по Москве и по всей России.

Рассчитываем на длительное и плодотворное сотрудничество!

Как развить ловкость

Для развития ловкости существует целая уйма упражнений. Если разобрать понятие «ловкость» на составляющие, то сразу становится ясно, какие упражнения и движения способствуют развитию ловкости.

В понятие «ловкость» входят следующие качества: реакция, координация, скорость, внимание и, конечно же, скорость мышления!

Исходя из этого становится ясно, что упражнения, в которых задействованы такие факторы, как координация и скорость, работа со своим телом, будь то подъем с переворотом или тренировка на координационной лестнице, и будут отличным вариантом развития ловкости. Конечно же, подобные упражнения лучше всего усложнять, например, движения на координационной лестнице следует усложнить ловлей мяча или его отбитием.

  1. Различные эстафеты, наподобие школьных, тоже являются отличным средством улучшить ловкость. Даже простое упражнение – бег с разворотом тела, когда спортсмен начинает бежать вперед и по команде разворачивается спиной, продолжая бежать в том же направлении, будет отличным упражнением для развития ловкости.
  2. Также добиться хорошей ловкости не удастся без подготовленного тела. Суставы, мышцы и связки должны быть гибкими, эластичными и сильными, чтобы выполнять те или иные движения с нужной скоростью. Поэтому, как минимум базовая физическая подготовка обязана быть.
  3. Упражнения, развивающие реакцию, например, ловля мяча, работа в спаррингах, движение на противодействие, упражнение на сбивание рук в американском футболе, когда один игрок выставляет руки, а второй должен среагировать и сбить их как можно быстрее. Это упражнение развивает реакцию и внимание. Таких упражнений очень много и они, на первый взгляд, кажутся простыми и легкими. На деле же, это эффективный способ развить и скорость, и внимание, и как производное – ловкость.

Еще для развития ловкости будет актуально выполнять акробатические упражнения, например:

  • Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки.
  • Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
  • Кувырки в стороны.
  • Подъем с положения лежа на время.
  • Гимнастическое колесо.
  • Стойка на руках.
  • Ходьба на руках.
  • Прыжки с разворотом на 180 и 360 градусов (лучше выполнять на батуте). Как вариант, можно усложнить задачу и добавить ловлю мяча в прыжке с последующим пасом.
  • Ходьба по гимнастическому бревну.

Когда лучше развивать?

Развивается координация с детства, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову и переворачиваться на живот. Развитие продолжается до 18 лет. При правильных занятиях – посещении различных кружков и спортивных секций, с возрастом она будет улучшаться.

Даже если, будучи взрослым, человек забросит занятия и перестанет развивать эту способность, функция «мышечной памяти» не позволит ему быть неуклюжим. Именно по этой причине важно с детства приучать ребенка к постоянным занятиям спортом и развивать координацию.

Занятия гимнастикой, теннисом, футболом, катание на роликах, коньках и велосипеде способствуют развитию координационной способности. Наиболее подходящим для начала упражнений считается возраст от 2 лет. Для тех же, кто упустил время, существует масса упражнений, помогающих правильной координации. Важно выполнять их регулярно, отдельно разучивать каждый элемент и многократно повторять его.

Конструкция

Из названия снаряда понятно, о чем идет речь. Собственно, это и есть горизонтальный брус, очень прочный, установленный на две стойки. Стандартная длина для соревнований — 5 метров, ширина гимнастического бревна — 10 см, его высота — до 16 см, высота самого снаряда может регулироваться до 120 см от уровня пола.

Изготавливается из хвойных пород деревьев. Может представлять цельный брус или клееный из листов фанеры. Сверху обязательно покрытие с антискользящей пропиткой. Оно может быть твердым или мягким. Углы и края закруглены по всей длине бревна. Снаряд снабжен двумя регулируемыми стойками, выполненными из металла.

Конструкция

Производители спортивного оборудования гарантируют качество своих изделий, надежность креплений и максимально возможную безопасную эксплуатацию снаряда.

Заключение диссертации научная статья по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

выводы

1. В результате изучения проблемы акробатической подготовки гимнасток в упражнениях на бревне выяснилось, что в научно-методической литературе слабо раскрыты вопросы, касающиеся изучения особенностей техники выполнения акробатических упражнений, учитывающих специфическую постановку опорных звеньев тела на узкой и повышенной поверхности снаряда и разработки на этой основе конкретной методики их освоения.

2. В ходе системно-структурного анализа упражнений выявлены наиболее существенные критерии техники, принципиальный двигательный состав изучаемых элементов, характер соподчинения их отдельных стадий и фаз, а также исследована структура взаимосвязей между родственными движениями, выполняемыми с различной постановкой опорных звеньев. Ведущим критерием техники выполнения акробатических упражнений на бревне является скорость отталкивания, определяющая технику исполнения элемента в целом.

3. Биомеханический анализ техники выполнения родственных акробатических элементов на бревне показал, что существуют достаточно яркие отличия в их энергообразующей фазе. К таким отличиям можно отнести: меньшую глубину подседания, меньшую по длительности фазу отталкивания, большую вертикальную составляющую скорости отталкивания, большую вертикальную и меньшую горизонтальную составляющую усилий, приложенных при отталкивании на элемент с последовательной постановкой опорных звеньев. Следствием вышеуказанных различий является изменение траектории перемещения ОЦМ тела спортсменок, заключающееся в большей высоте взлета и меньшем смещении ОЦМ тела гимнасток по горизонтали. Данные особенности, присущие элементам выполняемым на бревне с последовательной постановкой опорных звеньев, играют положительную или отрицательную роль в зависимости от вида акробатического упражнения.

4. Эффективность действий гимнастки при выполнении акробатических элементов на бревне в значительной степени зависит от углов устойчивости и площади опоры. Так, полученные данные указывают на значительно меньшую устойчивость гимнасток во фронтальной плоскости при последовательной постановке опорных звеньев. Анализ статической устойчивости юных спортсменок при выполнении акробатических упражнений на бревне из различных исходных положений показал, когда стопы вместе, опрокидывающая сила составляет 0,7 кг, а при последовательной постановке она в два раза меньше — 0,33 кг. В ходе расчетов установлено, что угол устойчивости во фронтальной плоскости при выполнении исследуемых элементов из положения, когда стопы стоят последовательно, в три раза меньше (1,6°), чем при параллельной (4,8°).

5. В процессе анализа литературных данных и материалов собственных исследований была разработана методика обучения юных гимнасток акробатическим упражнениям на бревне, включающая в себя подготовительные и подводящие упражнения, состоящие из комплексов по СФП и СТП и рекомендаций по их применению в ходе учебно-тренировочного процесса. В основу методики положен принцип освоения наиболее типичных движений, составляющих основу упражнений одной структурной группы и направлена на своевременное формирование универсальных базовых навыков, характерных для данного снаряда.

6. Результаты педагогического эксперимента подтверждают наши предположения о том, что предлагаемая методика обучения гимнастическим упражнениям на бревне с использованием результатов, полученных в ходе биомеханического анализа техники выполнения внешне похожих элементов, позволяет сократить сроки освоения, а также повысить качество и надежность исполнения изучаемых упражнений. Методика, разработанная на основе изучения структуры кинематических и динамических характеристик движений, позволяет в достаточных пределах управлять процессом подготовки юных гимнасток, предоставляя широкий выбор точно выделенных базовых действий, рассматриваемых как части целостных движений структурно связанных с ведущими техническими звеньями совокупностей гимнастических упражнений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для повышения надежности и качества выполнения упражнений на бревне необходимо своевременное формирование двигательного навыка последовательной постановки опорных звеньев на снаряд. В планировании содержания учебно-тренировочного процесса необходимо, как можно раньше, начинать СТП, направленную на формирование данного базового навыка.

2. К специализированной подготовке на бревне следует переходить после достижения необходимого уровня развития физических качеств, одновременно с началом освоения акробатических элементов на ковре.

3. При освоении элементов на акробатической дорожке, подготовительные и подводящие упражнения необходимо комбинировать, т.е. поочередно выполнять задания с обычной постановкой стоп и кистей и с постановкой характерной для бревна. Между сериями упражнений соблюдать интервал отдыха.

4. В специализированной подготовке на бревне рекомендуется использовать разработанные нами комплексы СТП. Их можно использовать, как специальную разминку и как техническую подготовку на снаряде в зависимости от целевых установок тренировки.

5. При выполнении заданий, тренеру необходимо строго контролировать качество их исполнения и отсутствие отклонения туловища от осевой линии (асимметрия) в процессе выполнения упражнений. Особое внимание рекомендуется уделять прыжкам назад, так как они в наибольшей степени вызывают у гимнасток чувство страха.

6. Комплексы упражнений должны быть строго индивидуализированы, в зависимости от двигательной и физической подготовленности спортсменок. Для выявления уровня развития силы и скоростно-силовых качеств, следует провести предварительное контрольное тестирование.

Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Соревнования проходят по следующим разновидностям спорта:

  • многоборье;
  • вольные упражнения;
  • конь;
  • кольца;
  • опорный прыжок;
  • параллельные брусья;
  • перекладина;
  • разновысокие брусья;
  • бревно.

Программа соревнований состоит из обязательных и произвольных упражнений.

По характеру соревнования делятся на:

  • личные (засчитываются личные результаты);
  • командные (засчитываются результаты команд);
  • лично-командные (личные + командные).
Программа соревнований и снаряды спортивной гимнастики

Программа занятий:

  1. На брусьях.
  2. Вольные упражнения-комбинация.
  3. Опорный прыжок.
  4. На бревне (жен.).
  5. На коне (муж.).
  6. На кольцах (муж.).
  7. На перекладине (муж.).

Гимнастикой лучше заниматься с 4-5 лет. Чем раньше начать, тем легче будет осваивать трудные упражнения.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique