Гипотезы Стивена Крашена: как правильно учить любой язык

Йога

Когда речь заходит о расширенном сознании то, почему-то представляется человек со сверхспособностями, экстрасенсы, будто это состояние какое-то исключительное, доступное только прорицателям и ясновидцам. Но на деле не нужно быть ни обладателям сверхъестественной силы или «семи пядей во лбу», чтобы расширить границы своего сознание.

Больше практики

Чтобы научиться решать математические задачи, писать сочинения или освоить иностранный язык, нужно постоянно этим заниматься. Результат не заставит себя ждать.

Научно доказано, что мозг обладает удивительной пластичностью, и если его определённым образом тренировать, он «отращивает» именно те нейронные связи, которые необходимы для усвоения конкретного предмета. Нейробиолог Сандрин Тюре на основе своих исследований утверждает, что человек может формировать в своём мозге нейроны нужного свойства и качества при регулярной практике.

Получается, разделение на гуманитариев и технарей не работает. Гуманитарию для изучения иностранных языков необходимо умение логично мыслить и анализировать информацию. Если вам легко даётся грамматика, значит, вы вполне способны понять и математику, поскольку она построена на логике и имеет стройную систему.

Такая же ситуация и с технарями. Если вам легко даётся понимание физических и химических формул или теории программирования, значит не должно быть проблем с грамотностью или написанием сочинений, ведь и то, и другое всего лишь умение использовать определённый язык для описания мира. Всё, что вам требуется — овладеть этим другим языком. Для этого нужно не отказываться от изучения сложного предмета из-за отсутствия склонностей, а напротив, постоянно заниматься именно им.

Гипотезы Крашена

1. Гипотеза усвоения и изучения

Согласно Крашену, есть два метода овладения иностранным языком: усвоение и изучение. Первый процесс происходит бессознательно: вы воспринимаете знания на подсознательном уровне, ничего не изучая специально. То есть усвоение схоже с тем, как изучает родной язык ребенок: он усваивает его в прямом смысле слова, а не учит намеренно. Вы занимаетесь усвоением, когда читаете, слушаете музыку, смотрите фильмы на английском языке. Для усвоения иностранного языка вы создаете вокруг себя языковую среду.

Изучение же — процесс сознательного получения знаний, когда вы совершаете усилия для того, чтобы воспринять и понять какую-то информацию. Вы занимаетесь изучением, когда учите грамматику, выполняете упражнения, учите слова и т. д. Крашен утверждает, что усвоение гораздо эффективнее изучения, поэтому при овладении новым языком необходимо больше времени уделять именно естественному его восприятию, а не механическому изучению.

2. Гипотеза контролера (редактора)

Эта гипотеза рассказывает о взаимодействии усвоения и изучения. Так, Крашен пишет, что мы начинаем говорить и писать на изучаемом языке благодаря именно усвоению. Для чего нужно изучение? Изучение инициирует появление «внутреннего редактора», который контролирует грамотность нашей речи. То есть благодаря изучению грамматических правил и выполнению упражнений мы учимся не просто изъясняться по-английски, а грамотно формулировать предложения.

В то же время Крашен пишет, что у людей, которые больше времени посвящают изучению, а не усвоению языка, развивается языковой барьер. Это логично: человек начинает бояться совершить ошибку, слишком сильно себя контролирует и в итоге не решается говорить на изучаемом языке.

3. Гипотеза естественного порядка

Эта гипотеза вызывает больше всего споров среди лингвистов. Так, Крашен заявляет, что абсолютно любой человек учит любой язык в определенном естественном порядке. То есть ни один преподаватель не может изменить порядок усвоения материала. Например, при изучении английского языка любой человек сначала усвоит общие вопросы (на которые можно дать ответ да/нет) и только потом — специальные вопросы. Если даже изменить порядок изучения этих тем, все равно человек сначала поймет, как «работают» общие вопросы, а затем разберется со специальными.

Эта гипотеза адресована, скорее, преподавателям, которых Крашен призывает не изобретать велосипед не экспериментировать с последовательностью обучения языку, а излагать материалы по принципу от простого к сложному.

4. Гипотеза входного материала

Согласно Крашену, усвоение иностранного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает подкасты, смотрит сериалы, читает тексты. При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося. То есть на уровне Intermediate наиболее продуктивно изучать тексты, слушать подкасты и смотреть видеоролики для уровня Upper-Intermediate.

Следует отметить, что хорошие учебники как раз и построены по этому принципу: вы изучаете материал на ступень сложнее вашего уровня.

5. Гипотеза эмоционального фильтра

Пожалуй, самая интересная гипотеза. Крашен заявляет, что эмоциональный фильтр — это своеобразный экран, который препятствует усвоению и изучению языка. При этом в большей степени этот экран вредит именно естественному усвоению. Эмоциональный фильтр появляется у человека, испытывающего негативные эмоции: страх, злость, раздражение, грусть и т. п. Согласно гипотезе, экран не позволяет знаниям достигнуть той части мозга, которая отвечает за естественное усвоение материала. Появлению эмоционального фильтра способствует стресс, отсутствие мотивации, неуверенность в себе и т. д.

Что такое сознание?

Сознание – это восприятие человеком окружающего его мира с помощью зрения, обоняния, визуальное восприятие или эмоций. Информация, полученная в результате, перерабатывается, но не вся, мозг анализирует и систематизирует то, что ему кажется важным в настоящий момент времени. Все, что на данный момент кажется ненужным отсеивается мозгом. Почему так происходит?

Потому что реальный объем информации, которая поступает через пять чувств человека в миллионы раз больше, чем человек может воспринять. Узкое сознание – это причина, по которой много сигналов пропускается и не откладывается в голове.

Что такое сознание?

Но стоит только представить, насколько бы интереснее стал мир, если бы человеческий мозг смог уловить больше, сколько нового можно бы было изучить и понять, сколько новых ощущений.

Объем человеческого сознания может меняться, для этого есть два способа: расширение внутреннее и внешнее. Внутреннее подразумевает под собой отрешенность от внешнего мира и полная концентрация над тем, что внутри.

Достигнув этого состояния, органы чувств человека на время отключаются и сознание настраивается на получение информации извне, переходя на внутренние ощущения. Это же состояние способно придать сил и направить на достижение гармонии с собой.

Для чего нужна практика расширения сознания?

Что такое сознание?

Расширение сознания может принести человеку много полезной информации, а также в корне изменить его мировосприятие, миропонимание и осознание себя.

Самопознание

Самопознание – одна из желанных целей. Одним из самых волнующих вопросов вот уже сотни лет являются вопросы: «Кто я?», «Что я?», «Кто и что МЫ?», человеку также были интересны вопросы мироздания, тайны вселенных.

Чтобы понять все это создавались тысячи техник, теорий, предположений, вследствие которых человек приходил к одному и тому же ответу: все секреты спрятаны в нас самих, поэтому чтобы постичь все законы мира необходимо начать с изучения самого себя.

Что такое сознание?

Практика расширения знания учит глубже смотреть в себя, изучать свое тело и свою психику, это первый шаг к изучению всего мира.

Психика

Практикующий расширения сознания способен понять, как устроена его психика и пользоваться этим для улучшения себя и своей жизни. Это управление эмоциями, снятие стресса и невроза, избавление от различных психологических травм.

Расширенное сознание помогает анализировать и фильтровать поступающую информацию, человек учится сам отличать плохое от хорошего.

Что такое сознание?

Медитация

Регулярная медитация успокаивает, снимает стресс и нервозность, бессонницу и усталость, а также нормализует психическое состояние. С помощью медитаций выводится неосознанная часть подсознание в осознанное, оттого проще избавиться от привычек, принять решение или найти правильный ответ.

Практика расширения сознания имеет ряд положительных влияний на человека, его образ мышление, его подсознание и привычки. Тому, кто хочет найти гармонию с внутренним «Я» регулярная практика пойдет на пользу.

Ситуация  «Подстава» или решение общей задачи? 

Описание ситуации

Команда управления крупной программой включает в себя в числе прочих руководителя программы (куратора проектов, входящих в программу), нескольких руководителей проектов и нескольких администраторов проектов. Функции администраторов — поддержка процессов управления на уровне каждого проекта и на уровне всей программы. Администраторы также формируют отчетность по проектам для предоставления руководителям проектов, а также сводную отчетность по программе для предоставления руководителю программы. Отчетность по программе включает в себя информацию о проблемах, входящих в нее проектов.

Руководители проектов не всегда оперативно отрабатывают риски и проблемы в рамках своих проектов. Они стараются повлиять на администраторов, чтобы те не отражали в отчетности для руководителя программы негатив по их проектам, т.к. это может восприниматься как недоработка конкретного руководителя проекта. В результате, чтобы избежать включения в отчетность по программе негативных данных по проекту, руководители проектов замалчивают часть информации, фактически не допуская до нее администраторов. В ряде случаев они без объяснения причин устно запрещают вставлять имеющиеся у администраторов данные в отчетность или навязывают им слабо обоснованную модель прогнозирования развития ситуации по проекту, формирующую позитивную картину (скорее всего, ложную). Кроме того, некоторые руководители проектов сознательно работают на подрыв доверия к отчетности — на расширенных встречах стараются уйти от обсуждения важных проблем и концентрируются на второстепенной информации, включенной в отчет, которая в результате вышеописанного состояния дел может стать неактуальной.

Результаты:

  • у руководителя программы нет объективных данных о ходе реализации проектов;
  • администраторы в полной мере не поддерживают некоторых руководителей проектов, т.к. те создают для администраторов информационный вакуум;
  • качество управления и реализации проектов и программы в целом в отсутствие нормальных процессов администрирования сильно падает.

Вопрос:

что можно предпринять для улучшения качества управления и реализации проектов и программы в целом?

Возможное решение

  1. Перевели работы с рисками и проблемами на «регулярные рельсы»:
  • разработали и довели до сведения всех участников процессов управления процедуру управления рисками и проблемами;
  • руководители проектов, прежде замалчивавшие проблемы своих проектов, получили инструмент, применение которого способствовало разрешению проблем, но одновременно сделало их открытыми для участников, в том числе для администраторов;
  • неотвратимость элементов процедуры управления рисками и проблемами (в том числе регулярные обсуждения проблем и рисков в форматах «РП — администратор», «РП — администратор — подрядчик», общих интеграционных встреч по программе) повысила вовлеченность администраторов в проекты, а значит, и качество отчетности всех уровней;
  • регулярное применение процедуры позволило сократить число негативных проявлений в проектах, а в отчетность для руководителя программы стали попадать действительно важные проблемы, которые не могут быть разрешены на уровне руководителей проектов.

2. Вся информация, которая попадала в отчет для руководителя программы, предварительно согласовывалась с РП, и в случае наличия разногласий в отчетность добавлялась информация с пометкой «по мнению РП» или «по мнению администратора».

3. Проблемы, отраженные в отчете для руководителя программы, носили характер запроса помощи, а не повода для наказания РП за плохую работу.

Общий результат:

качество информации, попадающей в отчетность, улучшилось, уровень доверия между РП и администратором повысился, при этом не потребовалось «сделок с совестью» и искажения предоставляемой руководителю программы информации.

Цитата

Формирование отчетности на уровень куратора может восприниматься РП как потенциальная «подстава», что приводит к нарушению взаимодействия между РП и администратором, а значит, и к снижению качества управления.

Частично снять соответствующую напряженность позволяет:

  • применение четкой процедуры работы с рисками и проблемами на уровне проектов;
  • совместное (администратором и РП) формулирование проблем и рисков для вынесения на уровень куратора;
  • по возможности следование принципу «проблема в отчете куратора — это не жалоба на РП, а запрос помощи от лица РП».
Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique