Элементы трассы для маунтинбайка

Виды спорта

Среди бесчисленного множества велосипедов, которые можно видеть на улицах городов и проселочных дорогах, преобладают маунтинбайки. Однозначно выделить лучшие горные велосипеды затруднительно не только рядовым байкерам, но и специалистам. При выборе МТБ учитывают массу критериев, среди которых особое внимание уделяют известности и стажу производителя.

Так называют любую конструкцию, представляющую собой деревянный мост из досок на трассе

Как правило, шоры используются для следующих целей:

              Элементы трассы для маунтинбайка
  • Проложить трассу по рельефу, который невозможно проехать по земле. Например, через болото, бурелом или овраг.
  • Для того, чтоб сделать петлю на трассе, не создавая пересечения потоков гонщиков при этом.
  • В качестве вылета для трамплина.
  • В качестве плоскости для того, что с нее дропнуть.
  • Если нужно обеспечить трассе гладкость и накат перед трамплином, а рельеф не позволяет это сделать, например грунт мягкий или много живых камней. Пример — пролет через дорогу на RedBull Hardline.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30на все горные велосипеды, представленные в нашем магазине

Маунтинбайк

Маунтинбайк

Маунтинбайк (от англ. «mountain bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог, участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский кросс-кантри:XCM

Марафон – это удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120 км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием (Элиминатор): XCE

Трасса гонки Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км, максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск марафон: DHM

Марафон по даунхиллу — даунхилл с массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между проходит по умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным перерывом.

Результаты генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения всех временных этапов для каждого гонщика.

Быстрее! Выше! Сильнее!

Велоспорт всегда славится своими выносливыми участниками. Еще бы! Несколько дней колесить по дорогам на двухколесном железном коне не каждый сможет. Однако зрелищности шоссейным велосипедным соревнованиям явно не хватает. Поэтому особое место в велоспорте занимает маунтинбайк. Крутые спуски и тяжелые подъемы, акробатические трюки и просто бешеная скорость. Зрелище действительно завораживающее.

Условно все соревнования на горном велосипеде можно разделить на несколько групп:

  • Кросс-кантри;
  • Даунхилл;
  • Байкер-кросс;
  • Фрирайд.

С чего начать

Сегодня покупка хорошего добротного горного велосипеда стоит около 20000 рублей (для начинающих), если вы дождетесь хорошей распродажи в местном магазине, то немного сэкономите.

Вы можете приобрести подержанный велосипед, однако я не рекомендую данный вариант новичкам. На глаз трудно понять степень изношенности велосипеда. К тому же при его покупке необходимо провести его техническое обслуживание, а это потребует дополнительных вложений. В противном случае о степени изношенности станет известно при внезапной поломке где-нибудь на горной тропинке. Наилучшим вариантом будет поломка спицы колеса, а наихудшим – разлом рамы или её деформация. И вам придется мучиться с этим и дальше! Вы можете попросить частного продавца продемонстрировать его товар в веломагазине, чтобы подержанный велосипед до покупки мог осмотреть специалист, но очень часто люди от этого отказываются.

Сразу приобретать дорогой велосипед не стоит. В мгновение ока вы не научитесь ездить хорошо, а средств потратите немало. Профессионалы вкладывают десятки, а то и сотни тысяч рублей в прокачку своего велосипеда, вам всё это не к чему. Начинать стоит с простого, постепенно двигаясь вперёд. Вместе с велосипедом не забудьте купить аксессуары. Самыми нужными являются шлем и наколенники, однако не помешает приобрести и другую защиту, а также спецодежду.

Если вы никогда в жизни не пробовали ездить, не переживайте. Покупая велосипед, спросите у продавца о курсах для начинающих или, если и в вашем городе есть местный клуб велосипедистов, обратитесь туда. Возможно, они помогут вам освоить велосипед и возьмут с собой на первый выезд. Сообщество велосипедистов в большинстве городов очень охотно помогает новичкам.

Если же вы всё-таки приобрели велосипед с рук, по крайней мере, купите в веломагазине новые колеса. Там же можно расспросить продавца о наилучших в городе местах для катания, которые могут стать для вас хорошим стартом. Существуют также обучающие фильмы и видеоролики, которые могут помочь вам. Вы живёте в местности, где поблизости нет гор? Для получения начальных навыков вполне подойдут парки, лесные тропинки, даже небольшие спуски. Используйте любой подходящий рельеф. Иногда велосипедисты сами строят специальные трассы для тренировок – узнайте, нет ли их и в вашем городе.

Советы новичкам:

  • Не пренебрегайте советами и помощью профессионалов, особенно если они сами хотят вам помочь и чему-то научить.
  • Медленно осваивайте трассу, если вы только учитесь. Если вы осваиваете новую тропу, первый раз по ней лучше пройти пешком, чтобы изучить.
  • Следите за скоростью на поворотах, особенно если впереди на трассе ограничена видимость.
  • Всегда помните о положении педалей, когда объезжаете или переезжаете через камни и другие препятствия.
  • Остерегайтесь загрязнений рабочих деталей велосипеда песком, грязью или щебнем.
  • При спуске старайтесь сместить свой вес назад ближе к заднему колесу.
  • Всегда проявляйте уважение к туристам и другим велосипедистам, находящимся на трассе.
  • Возите с собой камеру велосипедной шины или набор заплаток, насос и монтажки для снятия велосипедной шины. Научитесь менять ее до своего первое выезда на трассу, особенно если вы планируете далекую поездку, иначе весь обратный путь вы проделаете пешком.
  • Не забудьте взять с собой аптечку со всеми необходимыми медицинскими средствами.
  • Помните: велосипед начального уровня не предназначен для экстремальной езды и выполнения трюков!

Разновидности маунтинбайка

Кросс-кантри – наиболее популярная спортивная дисциплина MTB, подразумевающая динамичное катание по пересеченной местности со спусками, продолжительными подъемами, а также техническими и скоростными участками.

Сами соревнования проходят на различных трассах, на которых присутствуют как естественные, так и искусственные препятствия.

Кросскантрийный «двухколесник» должен обладать легкой и прочной рамой (вес в данном случае играет особую роль), контактными педалями, фиксирующими ноги гонщика, а также ободные или дисковые тормоза. Такие велосипеды могут быть как с ригидной рамой, так и с одной или двумя подвесками.

All-mountain

Олл-маунтин – разновидность маунтинбайка, расположившегося между кросс-кантри и фрирайдом, но еще и с элементами эндуро. Такие велосипеды созданы для скоростного передвижения по несложной горной местности и способны без каких-либо проблем выдерживать серьезные нагрузки, однако также приспособлены для простого катания в городской среде.

«Железные кони» для данной дисциплины имеют ряд конструктивных требований: вес порядка 13-17 кг; подвески (может быть и передняя, и задняя) с ходом 130-170 мм; ободные или дисковые тормоза.

FreeRide

Фрирайд – стиль катания на горном велосипеде (и, по совместительству, одна из дисциплин велоспорта), который подразумевает езду по сложным трассам, изобилующим как естественными природными, так и искусственно возведенными препятствиями. Фрирайд требует не только хорошей физической подготовки райдера, но и использование специально приспособленных с технической точки зрения «двухколесников».

Для этой дисциплины применяются, как правило, мощные полноподвесные байки весом не более 18 кг, оснащенные передней вилкой с ходом 140-250 мм и задним амортизатором с ходом 100-200 мм. Тормоза допускаются только дисковые (желательно с гидроприводом), трансмиссия в основном имеет до 10 скоростей, а колеса должны обладать широким профилем и «цепким» протектором.

FatBike

Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.

Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер – в зависимости от типа почвы основной части маршрута и стиля езды).

Enduro

Эндуро – дисциплина велоспорта, заключающаяся в агрессивном катании по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, которые заполнены валунами, бревнами и различными другими препятствиями.

Велосипеды в данном случае должны обладать легкой, но прочной рамой (в идеале – из карбона, но допускается и из алюминиевого сплава), подвеской обоих колес (спереди – с ходом не менее 150 мм, сзади – 170 мм), трансмиссией с 10-ю и более скоростями (но в передней части устанавливается лишь одна звезда), широким рулем для улучшения маневренности и исключительно дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.

Разновидности маунтинбайка

Downhill

Даунхилл – экстремальная гоночная велодисциплина, подразумевающая прохождение трассы с крутыми спусками, резкими поворотами, трамплинами, обрывами и другими всевозможными препятствиями на время. Как правило, протяженность заезда составляет км, и на столь небольшом участке средний перепад высот насчитывает порядка 500 метров.

Велосипеды для «скоростного спуска» комплектуются рамой с особой геометрией – у нее заваленные углы подседельного штыря и наклона вилки (для улучшения стабильности).

Кроме того, им полагаются: подвеска обоих колес (передняя – с ходом 203 мм, задняя – 180-200 мм); мощные тормоза с гидравлическим приводом и роторами диаметром 180-220 мм; специальные усиленные обода из алюминия или карбона; бескамерные колеса размерностью 27.5 или 29 дюймов; широкий руль с коротким выносом (для максимального контроля над «двухколесником»).

Dirt/Street

Дёрт/стрит – экстремальные дисциплины велоспорта: суть первой заключается в езде по специализированной трассе (изобилующей земляными насыпями-трамплинами), выполняя при этом прыжки и различные трюки, а второй – в катании по городским улицам, но также с прыжками и акробатическими элементами (только здесь в качестве препятствий используются трубы, бетонные плиты, бордюры, парапеты, заборы, лестницы и т.д.).

Как правило, велосипеды для дёрта и стрита имеют достаточно тяжелый вес, односкоростную трансмиссию, прочные колеса с «цепким» рисунком протектора и только задний тормоз.

Bike trial

Велотриал – одна из дисциплин MTB, которая заключается в преодолении препятствий (и естественных, и искусственных) на велосипеде, не опираясь при этом на посторонние предметы/поверхности ни ногами, ни руками и другими частями тела.

Байки для триала выделяются на фоне остальных компактной и легкой (из алюминия, карбона или магния), но прочной рамой, колесами величиной 26 дюймов с алюминиевыми или карбоновыми ободами и гидравлическими дисковыми тормозами (встречаются на подавляющем количестве моделей). Часто такие «двухколесники» лишены седла – из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса.

Hybrid Mountain Bikes

МТБ-гибрид – велосипед, в котором сочетаются конструктивные особенности как горного, так и шоссейного «двухколесников»: у первого он заимствует прочные колеса (как правило – 28-дюймовые) с протектором, подходящим и для асфальта, и для бездорожья, переднюю амортизационную вилку и геометрию рамы, а у второго – узкие покрышки, направленные на скоростную езду по твердому покрытию, и большую звезду системы увеличенного размера.

Гибридные байки предназначены для не экстремального велотуризма и ежедневной эксплуатации. Но здесь стоит отметить, что такие «железные кони» уступают «шоссерам» в скоростных возможностях на асфальте и не позволяют чувствовать себя максимально уверенно на бездорожье (как в случае с полноценными горными моделями).

еще о горных велосипедах

Какой фирмы выбрать настоящий байк?

Если приобретаемый маунтинбайк запланирован на активную, интенсивную езду, от дешевых моделей сомнительного производства следует отказаться. Лучшие горные велосипеды выпускаются под брендами со всемирно известными именами:

  1. При небольшом бюджете рекомендуем велобайки бренда Horst. Высочайшее немецкое качество за небольшие деньги. Лучшее соотношение цена/качество
  2. Чешская торговая марка, почитаемая любителями и профессионалами. Компания, известная в велосипедной промышленности с 1990 года, производит высококлассные велосипеды всех существующих классов. Качественные горные велосипеды Author представлены моделями Traction, Spiritи Introvert.
  3. Scott. Велосипедная компания, которая после основания в США, перебралась в Швейцарию. Сделанные с применением высокотехнологичных процессов и швейцарской точностью горные байки Scott активно используются в профессиональном спорте, что не мешает им оставаться доступными для рядовых велосипедистов.
  4. Бренд с американской пропиской, первые горные велосипеды которого поступили на рынок в 1988 году. Уникальность маунтинбайков GT заключена в прочной и легкой карбоново-алюминиевой раме с оригинальной геометрией и непревзойденной износостойкостью.
  5. Cannondale. Еще один американский производитель, известный собственными разработками и инновациями (технологиями S.A.V.E, OPI&SI, кареткой BB30, вилкой Lefty, шатунами Hollogram и пр.), многие из которых применяются даже в бюджетных вариантах.
  6. Тайваньская компания, основанная в 1972 году, также известна своими технологиями и ноу-хау, которые успешно реализуются в производстве алюминиевых и карбоновых рам. Маунтинбайки Giant отличаются надежной и комфортной подвеской Giant Maestro, а также стильным дизайном.

Rocky Mountain Growler 750

Недавно Rocky Mountain прошли сложный период и были на грани закрытия, но за последние несколько лет компания начала возвращаться к своим корням. Поэтому многие велосипедисты относят модель Growler 750 к классике. У данного байка отсутствует задний амортизатор, но есть 11-ти скоростная трансмиссия SRAM NX. В России Growler 750 можно найти стоимостью в районе 66990 рублей.

Rocky Mountain Growler 750

На очереди трейловый велосипед, который был придуман и классифицирован, как некое универсальное решение для катания по горной местности в свое удовольствие.

Основные характеристики «горников»

Любой горный байк имеет отличия от других видов велосипедов. Основные из них:

  • наличие заднего и переднего амортизатора;
  • 26-дюймовые колеса;
  • трапециевидная прочная рама;
  • руль, вынесенный немного вперед относительно рулевой колонки;
  • наличие передней амортизационной вилки;
  • широкие покрышки с грубым протектором.

Стоит учитывать, что масса горных байков может разнится. Так, велосипед Stels Navigator относится к бюджетным моделям и вес, соответственно, у него варьируется в пределах от 13 до 15 килограмм. Если же выбирается транспорт для экстремальной езды, то требуется «даунхилл», вес которого превышает 20 килограмм. Спортивные модели считаются облегченными. Их вес не превышает 11 килограмм.

Востребованность горных байков обусловлена возможностью ездить не только по горным тропам, но и по дорогам, имеющим плохое покрытие.

Другие велосипеды: классификация

Судя входит то, что не так часто встречается на наших дорогах, либо же требует отдельного пояснения.

Детский

Детский велосипед

Их бывает очень много. Двухколесные, трехколесные и даже четырехколесные (2 дополнительных боковых колеса). Чаще всего имеют одну скорость и ножной тормоз. Но некоторые производители комплектуют свои детские велосипеды многоскоростной трансмиссией и тормозами разного типа, делая их похожими на взрослые.

Цены стартуют от 120$

Подробнее в статьей о выборе детского велосипеда.

Женский

Женские велосипеды

Велосипеды для девушек отличаются своей конструкцией. Обычно различия проявляются в геометрии рамы. Также часто сокращено расстояние между седлом и рулем. Сидения учитывают особенности женской анатомии.

Существуют горные, шоссейные, городские и многие другие типы велосипедов, созданные специально для девушек. Однако, большинство из прекрасной половины человечества предпочитает кататься на традиционных велосипедах и не испытывает при этом дискомфорта.

Подробнее в статье выбор женского велосипеда.

Грузовой

Грузовые велосипеды и Велосипеды-прицепы

Не трудно догадаться, что это велосипеды для транспортировки грузов. Грузовые чаще всего сделаны как трехколесные и имеют сзади большую корзину. Такой велосипед станет отличным помощником в хозяйстве где-нибудь в селе. А еще они довольно популярны в некоторых азиатских странах.

Велосипеды прицепы представляют собой конструкцию, с помощью которой можно сделать тандем. Тот, кто сидит спереди отвечает за направление, а тот, кто крутит педали на прицепе, просто любуется красотой. Здорово, не правда ли?

Электробайк

Электровелосипед

Это тип велосипеда, который подразумевает наличие электродвигателя. Основная задача такого подхода помощь при кручении педалей, но некоторые ездят на таких велосипедах, как на мопедах.

Сделать электровелосипед можно почти из любого байка, установив на него мотор-колесо. Однако, многие производители выпускают свои собственные модели с самым разным дизайном и запасом хода. Это замечательный экологически чистый вид транспорта, позволяющий без проблем преодолевать расстояние в несколько десятков километров.

Тандем

Велосипед тандем

Тандем — это велосипед, на котором могут ехать одновременно 2 человека. За переключение скоростей и рулевое управление отвечает сидящий спереди. Сидящий сзади крутит педали и любуется пейзажем.

Традиционное тандемы используются для езды по асфальту, но некоторые производители также выпускают внедорожные модели. Кататься на таком велосипеде очень весело.

Цены стартуют от 500$

Лигерад

Велосипед Лигерад

Также известен как лежачий велосипед. Глядя на фото можно понять, что спина ездока размещается на специальном лежаке. Лигерады обладают хорошей скоростью разгона, высокой маневренностью, на них можно ехать долго и совершенно не уставать. Единственной их слабостью являются подъемы.

Уницикл

Уницикл

Или моноцикл. Это велосипед с одним колесом, над которым собственно и сидит человек. Удивительно, но даже этот необычный вид можно классифицировать на несколько типов: трюковые унициклы, горные и дорожные.

Чоппер

Чопперы и круизеры

Это велосипеды для городских прогулок. От классических моделей они отличаются необычным дизайном и посадкой. Часто такие модели именуются «растабайками».

Для чего они подойдут? Для неспешной покатушки на пикник, на работу, в парк. На них можно ездить долго и не уставать, благодаря очень комфортной посадке и широкому седлу.

На этом мы заканчиваем нашу подборку типов велосипедов, надеемся, что данный материал был полезен для вас!

Как выбрать спортивный велосипед

При выборе спортивного велосипеда необходимо учитывать:

  • Назначение каждой разновидности великов.
  • Каким спортом вы собираетесь заниматься.
  • Особенности последующей эксплуатации.
  • Нюансы конструкции велосипедов.
  • Насколько хорошо конкретный производитель зарекомендовал себя.
  • Сочетание реальных характеристик и цены.

Некоторые разновидности спортивных байков предназначены исключительно для профессионального применения. Но многие велосипеды можно использовать и для любительской езды. При покупке учитывайте все возможные тонкости, тогда вы точно не ошибетесь с выбором!

§ Трасса

Трасса гонки кросс-кантри должна включать по возможности лесные дороги, проходить по полям, грунтовым дорогам, иметь участки с гравием, а также значительное количество подъемом и спусков.

Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы.

Трасса должна быть полностью проходимой, несмотря на рельеф и погодные условия. На легко разрушаемых участках трассы должны быть проложены параллельные секции.

Протяженные узкие участки трассы должны чередоваться с более широкими отрезками.

На трассе во время проведения чемпионатов мира, континентальных чемпионатов, соревнований Кубка мира и НС необходимо предусмотреть не менее 6 переходов для зрителей. В зоне перехода посты маршалов должны находиться с двух сторон перехода.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique