Виды велосипедных подвесок и их особенности

Виды спорта

Очень много жаргонных слов используется в велосипедной промышленности. В большинстве случаев это полезно для точного описания велосипеда или компонентов, в некоторых случаях они используются недобросовестными продавцами, чтобы ввести вас в заблуждение. В этом руководстве мы попытаемся объяснить некоторые из наиболее распространенных терминов и фраз, чтобы вы могли быть в курсе разговора и подробно разберем из чего состоит велосипед.

Особенности шоссейных велосипедов

Шоссейный велосипед — это самый быстрый тип велосипедов, предназначенных для езды по шоссейным дорогам. Как известно, на скоростях свыше 30 км/ч главной силой, препятствующей движению вперед является сила аэродинамического сопротивления или сопротивление воздуха, поэтому конструктивные особенности шоссейного велосипеда направлены на ее уменьшение.

Особенности шоссейного велосипеда: — главной отличительной особенностью шоссейного велосипеда, является его геометрия, которая позволяет принять велосипедисту посадку с наименьшем сопротивлением воздуху. Рули шоссейных велосипедов имеют форму барана, что позволяет в зависимости от ситуации менять хват руля и тем самым менять аэродинамическое сопротивление — Второй особенностью является отсутствие амортизирующих элементов. Шоссейник очень жесткий велосипед, у него жесткая передняя вилка, узкие покрышки или однотрубки шириной до 25 мм, седла без дополнительной амортизации. Это сделано с целью сокращения паразитных потерь — повышения КПД системы велосипед — велосипедист. Те, кто покатался на шоссейнике отмечают его отзывчивость. Каждое малейшее усилие на педали трансформируется в ускорение — Третьей особенностью шоссейника является его низкое собственное аэродинамическое сопротивление. Для его снижения применяются профилированные сечения труб рамы велосипеда, высокопрофильные обода колес, плоские спицы, приплюснутые рули — Четвертой особенностью является трансмиссия с передаточным отношением смещенным в сторону высоких скоростей. Стоит отметить, что у современных шоссейников системы переключения передач (шифтер) и торможения интегрированы в единый механизм, имеющий только одну ручку, что позволяет переключать передачи и нажимать на тормоза не отрывая рук от руля — Пятой особенностью шоссейника является его самый низкий вес среди всех типов велосипедов. Вес топового шоссейника составляет от 5,5 до 6,8 кг, а обычного 7-10 кг. Для сравнения вес топового горного велосипеда составляет 8-10 кг

Составные части велосипеда

1. Тормозные ручки 2. Манетки 3. Грипсы 4. Вынос руля 5. Руль 6. Рулевая колонка 7. Вилка 8. Обода 9. Покрышки 10. Спицы 11. Втулки 12. Тормоза 13. Седло 14. Подседельный штырь 15. Задний амортизатор 16. Кассета 17. Шатуны со звездами (система) 18. Места крепления педалей 19. Цепь 20. Задний переключатель 21. Передний переключатель 22. Тормозной диск 23. Рама: верхняя труба 24. Рама: нижняя труба 25. Шарниры подвески 26. Линки подвески 27. Рама: задний треугольник

Многие велосипедисты с опытом , а также новички порой даже не предполагают, из чего состоит их байк. Каждый год велосипедные компании внедряют все новые и новые технологии в производстве велосипеда, однако, у него всегда остается рама, два колеса, вилка, седло, руль, а также другие неизменные компоненты. При выборе велосипеда будьте, хоть немного технически грамотным покупателем. Давайте рассмотрим более детально компоненты велосипеда. Так из чего состоит велосипед?

Седло

Настраиваем положение седла по высоте, углу наклона и удаленности. В этом деле немаловажным будет учитывать свои антропометрические особенности. Правильное расположение седла позволит комфортно крутить педали ни один час.

Выбрать оптимальную высоту седла совсем несложно. Садитесь на велосипед и опускайте педаль вниз. Затем поставьте ногу (от пятки) прямо на педаль – в этой позиции она должна быть абсолютно выпрямлена. Когда вернете ногу в изначальное положение, она должна быть немного согнута в коленках. Соблюдая это правило, вы сможете всегда подобрать комфортную посадку.

Когда седло сильно опущено, то центр тяжести смещается назад – на заднее колесо приходится бОльшая нагрузка. Это приводит к недостаточному зацепу переднего колеса в крутых поворотах, более того – высока вероятность, что вы его попросту сорвете.

Если седло установлено выше подходящего варианта, то велосипедист будет все время тянуться ногами к педалям, а КПД педалирования в таких условиях – понизиться. Сильно поднятое седло может привести даже к легкому надрыву мышц (т.к. они постоянно напряжены). Более того, в этом случае таз будет все время переваливаться по седлу, а это верный путь к тому, чтобы натереть себе всё в области промежности, что весьма нежелательно.

На подседельном штыре обычно имеется специальная отметка, которая указывает на предельно допустимый вынос седла. Не стоит пренебрегать данными значениями – следуйте рекомендациям.

Седло можно слегка сдвигать вперед/назад, более того – варьировать угол наклона. Первое время угол наклона можно оставить в горизонтальном положении. А вот со смещением можно «поиграться». Сдвиньте седло немного вперед, если хотите педалировать мощнее. Посадка будет короче – более вертикальной. Как результат, нагрузка на мышцы спины вырастет. При сдвиге седла назад вы получите больше зацепа на заднем колесе. В то же время переднее колесо будет немного разгружено – в поворотах может ощущаться явный недостаток сцепления.

Руль и вынос

Нравится агрессивное катание? Тогда вынос руля должен быть с минимальным подъемом. Заниженный центр тяжести увеличивает маневренность байка. А вот приподнятый вынос, напротив, уменьшает маневренность, но обеспечивает комфортную поездку благодаря более выпрямленной посадке.

Установите вынос покороче, чтобы сделать управление велосипедом чутче и острее. Вы сможете лучше чувствовать байк и ювелирно выполнять разнообразные экстремальные трюки. При этом катание на спусках будет комфортнее, т.к. ваше тело смещено назад.

Используя вынос подлиннее, можно получить достаточно «растянутую» посадку. В таком случае управление байком станет не таким «дерганым», как прежде. К тому же, будет меньше дискомфорта во время езды на подъёмах (стоя).

Руль. Кто-то устанавливает руль на одном уровне с седлом, а кто-то – опускает его немного ниже для более обтекаемой позиции. Начинающим велосипедистам лучше всего поднимать руль выше седла, чтобы занимать наиболее комфортное для прогулочной езды вертикальное положение.

Положение руля должно также нагружать амортизационную вилку для катания в условиях пересеченной местности. На переднюю подвеску оказывается незначительная нагрузка при вертикальной посадке, а это значит, что вилка не будет отрабатывать на полную. Это тоже необходимо учитывать!

Геометрия велосипеда и передней вилки и Trail (выкат переднего колеса)

Маленький эксперимент. Если поставить правильный велосипед вертикально на оба колеса, держа за раму и наклонить в сторону, то и руль сам повернется в ту же сторону. Причина такого поведения кроется в конструкции передней вилки и рулевой колонки. Именно они определяют взаимное расположение двух важных точек. Точки А — места контакта переднего колеса с дорогой и точки В — пересечения оси рулевой колонки с той же дорогой. Взаимное положение этих точек задает не только направление куда повернётся руль при наклоне велосипеда, но и его курсовую устойчивость, управляемость, строгость управления, стабильность на виражах и многое другое. Все велосипедыможно разделить на два типа: ВА и АВ. Тип АВ — у которого точка контакта переднего колеса с дорогой расположена впереди точки В (рис.№2а). Тип ВА — Точка А лежит позади точки В (рис.№2б).

При наклоне велосипеда типа АВ в одну сторону, его руль будет поворачиваться в другую сторону и по очень ясной причине — точка приложения силы трения А лежит впереди оси вращения колеса В. Велосипед, при повороте «без рук», будет складываться пополам как ширма и с грохотом сыпаться на землю. Совсем иначе реагирует на наклон руль и переднее колесо велосипеда типа ВА, — они будут поворачиваться в сторону наклона велосипеда сами, и безо всяких рук. А при правильных размерах и углах, велосипед будет стремиться вернуться в вертикальное положение точно так, как будто его руль повернули руками — рулю надо только немного помочь, направить его в нужном направлении, и все будет ОК! По этой причине велосипеды типа АВ в магазинах не сыскать.

Теперь о форме передней вилки.

Варианты, изображенные на рис.№3, а) и б), дают нам слишком большое расстояние между точками В и А, что приводит к «сверх устойчивости» велосипеда. Чем больше расстояние между этими точками, тем больше момент силы, поворачивающий переднее колесо и, само собой, руль в сторону наклона велосипеда. Результат понятен, курсовая и вертикальная устойчивость очень хорошая, а управляемость «ниже плинтуса». Поэтому, для уменьшения расстояния между этими точками, вилку на велосипедах изгибают вперед, рис.№3, в). Но, даже если вилка прямая, то меняют её наклон, относительно оси рулевой колонки, или петухи, в которых крепится переднее колесо, смещают вперед. Рис.№4.

Расстояние между осью рулевой колонки и осью втулки переднего колеса, называют по разному, и Rake и Fork Offset, а у нас можно столкнуться с выбегом, смещением или вылетом вилки. Величина вылета вилки R обычно находится в пределах от 30 до 50мм. Зная вылет вилки, угол наклона оси рулевой колонки и реальный диаметр (с учетом толщины и деформации шины) колеса, легко можно подсчитать расстояние между точками А и В. Это расстояние называется Trail или выкат (выбег) переднего колеса, иногда его можно найти в каталогах. Итак, зная Trail, считается коэффициент устойчивости (управляемости) (Ку), который равен: Trail (Т), деленный на сумму, состоящую из длины базы велосипеда (G) плюс Trail (Т), результат деления умножается на 100%. Теперь формула: Ку=(Т/[G+Т])100% (1), все очень просто. У современных велосипедов Ку лежит в диапазоне от 5% до 7,5% и выбирается обычно значение близкое к границе устойчивости, по весьма прозрачной причине — таким велосипедом легче управлять.

Выбор

Прежде чем выбрать подставку, нужно определить, где будет располагаться велосипед. Во время покупки надо учитывать 2 основных нюанса:

  1. Материал. Желательно выбирать изделия из металла и качественного пластика. Они являются надежными, поэтому прослужат долго.
  2. Конструкция. Она бывает разнообразной. Главное, чтобы транспорт с подставкой занимал не слишком много места.

Таким образом, стойка для велосипеда является практичным аксессуаром, который облегчит хранение транспортного средства. Благодаря разнообразию моделей облегчается процесс выбора нужной по параметрам и удобству конструкции.

Основные настройки подвески

Убедитесь, что подвеска правильно отрегулирована. Имейте в виду, что не все настройки, описанные здесь, доступны на всех устройствах подвески. Обратитесь к руководству производителя (обычно можно найти на их сайте) для конкретной модели.Провисание — это значение, насколько подвеска сжимается с помощью всего веса райдера на велосипеде. Отрегулируйте катушки предварительной нагрузки пружины или давления воздуха для достижения рекомендованного количества провисания для передней и/или задней подвески. Провисание выражается в процентах от общего хода подвески и варьируется в зависимости от стиля велосипеда.

Общие рекомендации:

Тип горного велосипеда Подвеска Рекомендуемое провисание
Кросс-кантри 80-100 мм 15-25%
Трейл, все горные 100-160 мм 20-30%
Фрирайд и даунхилл 160-200 мм 25-35%

Провисание позволяет колесу более эффективно следовать неровностям на земле. Больше провисания равняется более мягкой езде.

Отбой — наиболее важный параметр демпфирования. Сначала назад все выходит, а потом постепенно добавляется, пока суспензия не сожмется и отскочит только один раз, когда произойдет возвращение к нормальному провисанию при езде от бордюра.

Низкая скорость сжатия демпфирования удерживает подвеску выше в своем диапазоне хода, чтобы сохранить некоторое сжатие в резерве при выполнении устапа, G пропусков или ступенчатых капель. Это то, что устанавливает платформу на задние амортизаторы.

Высокая скорость сжатия демпфирования — лучше всего установить на весь путь, если вы не чувствуете приземления при прыжке.

Туклипсы

Это специальное приспособление, фиксирующее ступни велосипедиста на плоской педали. Туклипсы считаются переходным вариантом между плоскими и контактными моделями и бывают разных видов.

Более подробно них можно почитать в отдельной статье на нашем сайте «Что такое туклипсы и для чего они нужны. Какие бывают и как их правильно выбрать».

Между велолюбителями постоянно идут споры: что лучше туклипсы или контакты?

На мой взгляд, спор этот не совсем корректен, и не имеет особого смысла. Каждый из этих типов предназначен для своих задач и каждый найдет своих поклонников.

Основные плюсы туклипсов по сравнению с контактами:

  1. Они значительно (в разы) дешевле.
  2. В них можно кататься в любом типе обуви. Есть свои нюансы, но для контактов нужно покупать специальную и достаточно дорогую обувь.
  3. Возможность попробовать почувствовать, что такое круговое педалирование и все его плюсы.
  4. Туклипсы, в отличие от контактов, не требуют вообще никакого обслуживания.

На мой взгляд, если финансовый вопрос Вас не смущает – берите себе нормальные контакты, снимайте старые педали, ставьте их и катайтесь. Если есть «денежные нюансы» — купите туклипсы, за 5 минут поставьте их на свои «топталки» и катайтесь, копите деньги на контакты и практикуйтесь. Единственное, перед покупкой посмотрите на свои педали – можно ли на них поставить приглянувшиеся туклипсы.

Бамбуковые рамы

Материал имеет приличный потенциал, особенно в Юго-Восточной Азии, в последнее же время мода начала приходить в Европу и Америку. Рамы получаются легкие, жесткие и устойчивые к ударам. Вибрации данный материал также способен хорошо гасить.

Первый такой велосипед появился еще 1894 г., а сегодня их выпущено более миллиона! Производства есть в США, Германии, Китае, Индии и других странах. Есть широкий модельный ряд по достаточно доступным ценам.

Бамбуковые рамы

Как достигается прочность? Бамбуковые трубки — обжигают, при этом саха внутри стебля превращается в карамель, кроме того на его поверхности появляется тонкий и твердый защитный слой.

Сами трубки скрепляются при помощи переходников или углеродного шнура, а также конопляного волокна (пенька), залитого эпоксидкой. Из металла делают дропауты и трубку для вставки каретки. Вес обычно от 1,5 до 2,7 кг.

Но вообще это все экспериментальные и нераспространенные варианты. Они упоминаются исключительно для общего понимания, что все не стоит на месте и постоянно ищутся новые решения.

Видео общего процесса производства велосипедов.

Бамбуковые рамы
Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique