Шахматы (от персидского шах мат — властитель умер) — игра 32 фигурами (по 16 — белого и черного цвета) на 64-клеточной доске для двух партнеров-соперников. Цель игры — поставить мат королю противника. Родина шахмат — Индия. На Руси[en] шахматы появились в 9-10 веках. В Международной шахматной федерации ФИДЕ (FIDE; основана в 1924) около 160 стран (1999).
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.
Тактика боя
«Два араба, играющие в шахматы в шатре» — миниатюра из «Книги игр», созданной под руководством Альфонсо X, короля Кастилии и Леона, в 1283 году
Предшественница шахмат, игра чатуранга, возникла в Индии. Первое упоминание о ней относится примерно к 500 году до н. э. Тогда это была игра для высшей знати. Ее название в переводе с санскрита значит «четырехчастная» — так же в древней и раннесредневековой Индии именовалась армия, состоявшая из четырех родов войск: боевые колесницы, боевые слоны, конница и пехота. На клетчатой доске войскам соответствовали разновидности фигур, выстроенных вокруг короля: пешки, кони, слоны, а также ладьи, которые назывались колесницами (более древний вариант — «корабль»). То есть игра представляла собой условную модель определенной армии и служила для тактической тренировки ее полководцев и воинов. Можно сказать, прототип шахмат был предшественником варгеймов — тактико-стратегических настольных и компьютерных игр, моделирующих боевые действия. Попав с Востока в средневековую Европу, шахматы отдалились от реалий боя и стали аллегорией битвы соперничающих королевств.
Однако с XVII века в Германии начали делать так называемые военные шахматы — с ландшафтом вместо черно-белых клеток на доске и фигурами в виде солдат, офицеров, генералов в форме той эпохи. В XVIII–XIX веках в Европе, в том числе и в России, появились шахматные наборы по мотивам исторических военных конфликтов — от падения Константинополя до Русско-турецких и Наполеоновских войн. Логичным продолжением этого процесса стало появление кригшпиля («военная игра») — игры, реалистично моделирующей боевые действия (фарфоровые плашки — подразделения противников передвигались по гипсовой модели ландшафта, с которой были соотнесены по масштабу). Ее создал в начале XIX века в Пруссии барон Георг фон Райссвиц. Изобретение заинтересовало короля Фридриха-Вильгельма III, и через несколько лет доработанный кригшпиль стали использовать в прусской армии для обучения офицеров стратегии и тактике.
Костяные шахматные фигуры X–XII веков, найденные в Адельсдорфе, Германия
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2015
История шахмат. Двадцатый век
В 1924 г. была создана международная шахматная федерация ФИДЕ, которая впоследствии сыграла значительную роль в распространении шахмат по всему миру. Именно эта организация проводила и до сих организует важнейшие шахматные турниры, включая чемпионаты мира по шахматам. Огромный вклад в развитие шахмат во второй половине 20 века принадлежит советским шахматистам и чемпионам мира. В СССР активно развивали шахматы: создание детских шахматных секций и школ, шахматных кружков при различных организациях, регулярно проводились турниры, выпускалось много качественной шахматной литературы. Все эти мероприятия привели к тому, что советские шахматисты безраздельно господствовали на международной арене. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, 18 побед за СССР. За 40 лет проведения матчей за звание чемпиона мира, претенденты и чемпионы представляли советскую школу шахмат, за исключением одного раза — одиннадцатый чемпион мира (1972 — 1975) — Роберт Фишер из США.
Конец 20 века ознаменовался серьёзным развитием компьютерных программ по шахматам. В 1997 году лучший шахматист планеты Гари Каспаров проиграл матч компьютеру Deep Blue. И с тех пор сила шахматных программ только увеличивалась. В настоящее время есть множество программ, играющих на уровне гроссмейстеров, более того, теперь практически каждый профессиональный шахматист пользуется услугами машины для анализа той или иной позиции в партии. Подключение базы дебютов и малофигурных окончаний делают шахматную машину практически непобедимой, а дальнейшее увеличение производительности в итоге приведу к «решаемости» шахмат, то есть выявления оптимальной стратегии игры от начала до самого конца шахматной партии.
Научные исследования
В нескольких странах провели исследования, в результате которых было доказано, что введение в общеобразовательный курс обучения шахматам повышает интеллектуальный уровень. Показатели учебы могут стать значительно выше, если ученики в начальной школе начнут заниматься шахматами. В Нью-Йорке провели эксперимент, в ходе которого дети, которые занимались игрой в шахматы, показывали лучшие результаты по таким предметам, как иностранный язык, математика.
Исследование, которое проводили канадцы, доказывает, что в младших классах обучение математики проходит значительно легче, материал усваивается лучше, если в школьную программу включить обучение шахматам.