Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.
Похожие записи
«Начни с себя». Когда практики асан недостаточно: расшифровка семинара учителя аштанги Анны Гурьевой 2 марта, 2021 Самый знаменитый led-класс Паттабхи Джойса: кто на видео и как сложилась их судьба 4 ноября, 2020 Месяц практики с учителем вместо пяти лет дома: Леонид Ланин о роли гуру 13 октября, 2020 Йога как способ вернуться к жизни: Леонид Ланин про влияние позвоночника на судьбу и о том, почему не надо уходить из социума 13 августа, 2020 Асаны как способ перестать сопротивляться жизни: Аня Гурьева о необходимости прекратить борьбу 4 августа, 2020
Ссылки
- Аштанга-виньяса-йога Шри К. Паттабхи Джойса в России
- Официальный сайт йога-института Шри К. Паттабхи Джойса
Для улучшения этой статьи желательно?:
|
Йога | |
---|---|
Классические виды йоги | Бхакти-йога · Карма-йога · Джнана-йога · Раджа-йога |
Другие виды йоги | Агни-йога · Айенгар-йога · Аштанга-виньяса-йога · Интегральная йога · Крийя-йога · Кундалини-йога · Лайя-йога · Сахаджа-йога · Сурат-шабд-йога · Хатха-йога · Шесть йог Наропы · Йога-спорт |
Тексты | Бхагавад-гита · Йога-сутры · Хатха-йога-прадипика · Гхеранда-самхита · Шива-самхита |
Ступени раджа-йоги | Яма · Нияма · Асана · Пранаяма · Пратьяхара · Дхарана · Дхьяна · Самадхи · Самьяма |
Родственные темы | Аюрведа · Чакра · Мантра · Медитация · Тантра · Веданта · Нади · Сурья-намаскара |
Категория · Йога на Викискладе |
С чего начать занятия?
Начать занятия нужно с осознания, чего вам, собственно, нужно от йоги. Нежелающим связываться с основами из мира философии и загружать себя различными этическими доктринами стоит просто походить на фитнес-йогу в любой клуб. Выберите групповой урок по вкусу, посещайте классы регулярно и не забывайте, что нужно правильно питаться, чтобы улучшить здоровье или похудеть. В этом случае можно заниматься и под видео с Ютуба, например, вот отличный пример фитнес-йоги в домашних условиях:
Этот комплекс можно делать по самочувствию, он поможет не только укрепить мышцы, но и сжечь дополнительные калории.
Тем, кто хочет практиковаться серьезно, познавать философские основы и заниматься не только ради фигуры, но и ради самосовершенствования, придется найти йога-центр и походить на занятия туда. Можно, конечно, и воспользоваться услугами онлайн-тренера по йоге, если вы живете в отдаленной местности, но суть обычно сводится к поиску учителя, постановке основных асан, выдаче практики (да, комплекс «упражнений» для каждого индивидуален) и свободному плаванию с периодическими посещениями йога-центров.
Мантра аштанга йоги
Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято произносить мантру. Она написана на санскрите и читается так:
Ом ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙ
АБАХУПУРУШАКАРАМ ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ ПАТАНДЖАЛИМ Ом
Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю йога-сутр Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.
По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:
ОМ
СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ
НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА
ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ
ЛОКАА-САМАСТАХА СУКХИНО-БХАВАНТУ
ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.
Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.
Вопрос травмобезопасности при выполнении асан
Несомненно, они содержат в себе нужный смысл, включая и тот, что этот вид практики ориентирован людей бхога-типа, которые хотят множество наслаждений, и поэтому им нужно всегда избегать разных проблем, с ними связанных и проявляющихся на уровне тела. Вряд ли вы в Индии встретите натхов, много думающих о физиологии, травмобезопасности, так, чтобы это выросло в гипертрофированную форму, как это развито во многих йога-шалах Индии или на Западе, с ориентацией на простых людей. Людей, занимающихся бизнесом, запуганных страхами потерять те многочисленные мелочи, к которым у них много разных привязанностей, причем это относится и ко многим инструкторам, преподающих йогу для такого рода людей.
У садху больше способности выживания, у них сильнее иммунитет, и многие из них ориентированы на тапасью. А многочисленные страхи обычных людей отражаются и на их энергетической системе, поэтому она очень быстро разрушается как неправильно выполняемыми техниками йоги, так и многими другими социальными факторами. У этих людей много денег, так как они живут в социуме, где все измеряется денежным эквивалентом, и инструкторы также нуждаются в деньгах, так, собственно, и появилась йога-чикитса и йога, в которой, скорее, доминирует бхога.
И это не осуждение такой йоги, а, скорее, попытка объяснить причину, по которой вы вряд ли увидите в Индии натхов, преподающих физиологию и йогу как метод лечения многочисленных проблем, имеющих для садху второстепенное значение. И это, конечно, не призыв простых людей совсем игнорировать методы безопасности в разумных пределах, так, чтобы вместе с ними не утрачивались главные ориентиры йоги, они актуальны. Самое главное, чтобы такого рода «йога» не привела человека к полнейшему материализму и не затащила незаметным образом в болото проблем, вызванных страхами на тему бренных аспектов мира.
К сожалению, этим сейчас грешат многие направления модернисткой йоги, и часто их подача йоги приводит человека к тому, что он сам себе внушает страх проблем, и этот страх материализует в действительности эти проблемы. Еще дело в том, что наше тело – это не бревно, в котором нет души, и оно само подсказывает, что для него необходимо, какие асаны, и сколько по времени. Вы же замечали, что после практики у вас появляется легкость в теле, даже если потом опять состояние через какое-то время становится грубым, память остается на уровне мышц, дыхания, сознания и т.д., и это вам подсказывает, что делать дальше.
Конечно, есть еще и общая теория, связанная с физиологией, знанием правил травмо-безопасности и т.д., это можно изучать параллельно, но, конечно, не так, чтобы это изучение утяжеляло сознание. Например, натхи в Индии о правилах практики, изложенных в книгах западных авторов, в большинстве своем не имеют вообще никаких представлений. Вы ни в одном из классических текстов не встретите описания, вроде «этот вид пранаямы влияет на симпатику, а вот этот – на парасимпатику» и т.п.