Для запуска планёра обычно используются самолёты, лебёдки или буксировка автомобилем. Для этих и других способов (кроме самозапуска мотопланёров) планеристу требуется посторонняя помощь. Клубы планёрного спорта организованы таким образом, чтобы аэродромы и оборудование использовались совместно, осуществлялось обучение новых пилотов и поддерживались высокие стандарты безопасности.
Планерный старт
Безмоторный летательный аппарат АВФ-10, построенный московским школьным планерным кружком энтузиастов во главе с Яковлевым и при помощи слушателя Академии воздушного флота Сергея Ильюшина (он был на 12 лет старше), оказался не просто удачным. Его отметили денежной премией как один из лучших советских планеров на II Всесоюзных планерных испытаниях в Крыму. Но также его полет стал рекордным по продолжительности с 60-метровой горы Кара-Оба в долину (1 мин 46 с). Подобный результат в 1924 году не мог не обнадеживать.
По окончании школы Яковлев добровольцем вступил в Красную армию, сначала работал в мастерских, затем стал мотористом летного отряда Академии воздушного флота на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе. Успех с планерами пробудил у будущего знаменитого авиаконструктора желание построить легкомоторный самолет-авиетку. Двухместный цельнодеревянный биплан появился еще до конца 1926 года — мечта сбылась. Конечно, большую помощь ему оказали старшие товарищи, прежде всего выпускник академии, член Технического комитета ВВС, ученый-аэродинамик Bладимир Пышнов.
Эта авиетка (самолет небольших размеров с двигателем малой мощности, обычно одно- или двухместный) и следующие машины получили обозначение АИР. Как считается, они были названы в честь первого председателя Центрального совета Осоавиахима, председателя Совнаркома СССР Алексея Рыкова. Именно Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), существовавшее в 1927–1948 годах и являвшееся предшественником ДОСААФа, стало заказчиком этих легких машин.
12 мая 1927 года летчик Юлиан Пионтковский поднял АИР-1 в воздух — этот день и считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева. За 1927–1940 годы было создано 20 типов аналогичных по конструкции самолетов.
Правила вингсьютинга
Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.
Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.
Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.
ПАРАПЛАНЕРИЗМ – ЭТО СПОРТ ИЛИ ОТДЫХ?
Парапланеризм – это не только экстремальный вид спорта, это и 3-4 приятно проведённых часа в кругу единомышленников, товарищей по «крылу» и, конечно же, приятных полётов. Парапланы «запускают» при помощи лебёдки, установленной либо на транспортном средстве, либо на земле, оборудованной мотором. Такой способ применяют в условиях равнин. В местностях, имеющих естественные возвышенности – горы, холмы – достаточно определить наветренную сторону возвышенности и оттолкнуться от земли навстречу ветру.
Легко сказать, но сделать все эти манипуляции без ущерба для здоровья, можно только пройдя специальный курс обучения в лётной школе или с инструктором. Необходимо будет изучить теоретическую аэродинамику, штурманское дело, аэрологию, метеорологию, воздушное право и оказание первой медпомощи. Пройти наземные тренировки. И только потом изучать технику пилотирования. В разных странах существуют свои школы, но практически везде курс проходит примерно 10 дней. Такие знания и опыт позволят обладать званием пилота. Узнать, а нужно ли вам всё это, можно попробовав полетать в тандеме с инструктором.
В последние годы появилась тенденция туризма на парапланах. Это возможность и полетать, и попутешествовать, захватив с собой припасы продуктов, палатку и другие нужные в походах вещи.
Парапланеризм
История
Революцию в парашютостроении произвел американец Стив Снайдер. В середине 60-х годов прошлого столетия он представил общественности парашют-крыло, сегодня именуемое парапланом. Само слово появилось в результате сокращения «парашют планирующий». Первыми пилотами нового летательного аппарата стали обычные парашютисты. Со временем параплан доработали: помимо традиционных летунов появились «карлсоны» — парапланеристы, у которых на спине крепится двигательная установка — парамотор.
Специфика
Параплан летает медленно и поэтому считается одним из самых безопасных летательных аппаратов. Он состоит из купола и системы строп, с помощью которых пилот ловит ветер. Обычно парапланеристы стартуют с возвышенностей, поймав восходящий поток воздуха. Невил Хьюлетт в 2008 году установил мировой рекорд на самый дальний перелет — 502,9 км.
Герой
Один из лучших парапланеристов мира Брюс Голдсмит по профессии дизайнер. Британец уже больше 20 лет занимается конструированием парапланов. Свой первый аппарат он создал в 1989 году, и его творение сразу же стало очень популярно. А вот к чемпионскому титулу Голдсмит шел намного дольше: он выиграл чемпионат мира в 2007 году.
Предстартовая подготовка
Проверить комплектность и состояние снаряжения, средств защиты и спасения пилота
Визуальная проверка непосредственно на месте старта:
- отсутствие видимых повреждений ткани крыла, строп, карабинов, лент;
- Проверка зачековки запасного парашюта;
- Проверка креплений подвесной системы;
- Отсутсвие посторонних предметов или узлов в стропах;
- Шлем и обхваты подвесной системы должны быть отрегулированы и застегнуты;
- Проверка исправности приборов и средств связи.
Запрещается старт в случае отсутствия, несоответствия или неисправности средств индивидуальной защиты (обувь, шлем, перчатки, запасной парашют) и средств связи.
Запрещается использовать для полетов неисправное, устаревшее или не соответствующее уровню подготовленности пилота снаряжение.
Помимо предметов, имеющих непосредственное отношение к полёту, при себе надо иметь:
- заряженный телефон;
- деньги;
- документы (удостоверение личности, медицинский полис и т.п.);
- контактные данные возможного подбора (такси, расписания рейсового транспорта и т.п.);
- карту местности и компас на случай неисправности навигатора.
Перед стартом в новом месте
- Анализ аэрологии – места старта, посадки, зоны предположительного набора высоты, опасные участки (роторные зоны, ЛЭП, зоны потери высоты – ущелья, водоемы), индикаторы силы и направления ветра.
- Начинающим пилотам обязательно перед стартом ознакомление с местом предстоящей посадки, инструктаж по особенностям посадки на эту площадку.
Контроль метеоусловий
- Контроль метеоусловий непосредственно перед стартом.
- Контроль изменения метеоусловий во время полета. В случае признаков появления опасности – своевременное решение о посадке.
Запрещается старт в несоответствующих уровню подготовленности пилота аэрологических и метеорологических условиях.
Запрещается старт при наличии явных признаков опасных метеоявлений (грозовое развитие, критичное усиление или изменение направления ветра).