Основные отличия между рапирой и шпагой, история обоих видов оружия

Виды спорта

В статье «Фехтование» мы расскажем Вам про искусство владения холодным оружием: рапирой, шпагой и саблей. Вы так же узнаете, как работает электро-фиксатор уколов и что такое «Право атаки».

Описание рапиры

Рапира имеет относительно длинный клинок с характерным эфесом сложной формы, сконструированным для обеспечения защиты руки, удерживающей меч. В то время как клинок могло быть достаточно широким, чтобы его можно было заточить в некоторой степени (но нигде его ширина не приближалась к ширине клинков несколько более тяжелых мечей, используемых в Средневековье), основное свойство рапиры — это способность наносить быстрые колющие удары. Клинок рапиры могло бы быть заточен вдоль всей его длины, мог быть заточен только от центра до острия (как описано у Рудольфа Капоферро — итальянского мастера фехования начала 17 века). Паллавичини, мастер рапиры 1670 годов, который настоятельно защищал использование обоюдоострых клинков. Типичная рапира весила 1 килограмм и имела относительно длинный и тонкий клинок шириной 2.5 см или меньше, с длиной 1 м или больше, который заканчивался острым концом.

Термин «рапира» в основном относится к колющему мечу с клинком более длинным и более тонким, чем у так называемого «бокового меча» (итальянскоого спада де лато), но более тяжелым, чем у шпаги, более легкого оружия, которое появилось в 18 веке и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто ее описывает, и когда. «Рапира» относится к раннему спада де лато (подобному espada ropera), через период расцвета рапир на протяжении 17 века, и относится к шпагам и дуэльному оружию, таким образом контекст важен для понимания значения слова «рапира». (Термин «боковой меч», используемый среди небольшого количества современных реконструкторов исторических боевых искусств, является прямям переводом итальянского «spada da lato» — термина, введенного много позднее итальянскими смотрителями музеев, и не относится к тонкой, длинной рапире, а только к раннему итальянскому мечу 16 века с более широким и более коротким клинком, который считают и его предком и современником).

Важно помнить, что слово «рапира» не использовалось итальянским, испанским, и французскими владельцами во время расцвета этого меча, вместо него использовались термины «spada», «espada» и «epee» (или «espee») — как общие термины для слова «меч». Из-за этого, а так же как из-за большого количества вариаций мечей в 16-17 веках, некоторые исследователи просто описывают рапиру как одноручный обоюдоострый меч с прямым клинком, который самодостаточен как для нападения, так и для защиты, не требуя парного ему оружия. Чтобы избежать беспорядка смешения всех типов мечей вместе, некоторые категоризируют мечи в соответствии с их функциями и использованием. Например, Джон Клементс категоризирует колющие мечи с плохими рубящими характеристиками как рапиры, а мечи с хорошей способностью как колоть, так и рубить, как колюще-рубящие мечи. Некоторые исследователи, однако, рассматривают рапиру на всем протяжении времени ее существования, и делают вывод, что рапира никогда не вписывалась в какое-то единственное определение. В значительной степени во всей Европе оружие менялось в зависимости от культуры и предписанного стиля борьбы; будь это итальянская, испанская, или какая-либо другая школа фехтования, таким образом, длина и ширина клинка, варианты эфеса и даже отсутствие либо местоположение лезвия (или лезвий) отличались в одно и то же время. Одни носили рапиру с плетеным эфесом и лезвиями, другие же в то же самое время имели рапиру с чашеобразным эфесом и отсутствующим лезвием.

Экипировка для фехтования

Экипировка для фехтования

До изобретения электронного оборудования, число уколов в поединке подсчитывалось визуально. Ну как говориться, «на глазок». Четыре помощника главного судьи внимательно следили за поединком.

Правда, был еще один способ. Лоскут хлопчатобумажной ткани пропитывали чернилами и закрепляли на кончике оружия. На белой форме спортсменов оставались следы от уколов, которые потом оставалось только сосчитать.

Вот на такие ухищрения приходилось идти ради объективности судейства. Ведь просто наблюдая за поединком невозможно отследить, достиг ли удар цели. Кончик фехтовального оружия считается вторым предметом по быстроте движения в спорте. Он уступает лишь стрелковой пули.

Фиксация укола в фехтовании

На электронном оборудовании при попадании в цель загорается световой индикатор. Всегда ли судья засчитывает укол, увидев световой сигнал? Ничего подобного, рефери вправе не засчитать удар, если он был нанесен с нарушением правил. Почему? Да, потому что в состязании рапиристов и саблистов действует одно важное правило, которое называется «Право атаки».

В этих дисциплинах спортсмены атакуют по очереди. Один спортсмен нападает, другой отбивает это нападение. И только после этого, можно наносить новый укол. Это напоминает передачу «Право хода от одного соперника к другому». Вот и получается, что уколы, нанесенные одновременно или не в свою очередь, засчитываться не будут. А вот у шпажистов, все иначе.

У шпажистов «Право атаки» не действует и очко за укол получает тот, кто раньше поразит своего соперника. Во время поединка шпажистов, противники не редко наносят уколы практически одновременно. Если бы не способность электрических сигналов распространяться практически мгновенно, судьям пришлось бы туго. Определить, кто из двух шпажистов нанес удар первым, если их разделяет доли секунды.

Но, как же работает электро-фиксатор и что происходит во время нанесения удара? Можно просто было бы сказать, что в момент укола происходит замыкание электрической цепи, но думаем необходимо немного подробнее объяснить.

Кончик шпаги в фехтовании

Электрический ток течет только по замкнутым цепям. Пока цепь разомкнута, этого не происходит. Кончик шпаги выполняет роль включателя, он замыкает электрическую цепь.

На фиксатор подается электрический ток и в момент укола в электро-куртку цепь замыкается, и на электро-фиксаторе загорается сигнал. Если укол произведен в часть тела, не защищенного электро-курткой, то срабатывает реле недействительного укола.

Победитель в поединке определяется по очкам. Тот спортсмен, который первый набрал 15 очков или набрал большее количество очков по истечению времени, объявляется победителем. Если в поединке время завершилось и соперники имеют равное количество уколов (ничья), то добавляется еще 1 минута или поединок продолжается до первого укола.

Во время поединка спортсмен может получить штрафной укол в пользу соперника или быть дисквалифицированным за грубое нарушение правил. Спортсменам запрещено выходить за приделы боевой дорожки, разворачиваться к сопернику спиной, перекладывать оружие в другую руку (смена руки), производить телесный контакт с соперником.

Секции по фехтованию

Фехтование – это вид спорта, которым можно заниматься с детства. Фехтовальная экипировка у детей точно такая же, как и у взрослых, только оружие используется облегченное и укороченное.

Заниматься фехтованием можно с 5-6 летнего возраста, однако если Вы не успели попасть в секцию по фехтованию так рано, то тренировки можно начинать в 8-12 лет. А вот после 12-ти лет в фехтование приходят только те, кто не претендует на Олимпийские медали, а хотят этим видом спорта для собственного удовольствия.

Как и многие другие виды спорта, фехтование очень полезно для организма. Так что, какой не была бы цель ваших занятий фехтованием, мы от всей души желаем ее достичь!

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.

Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Исторический путь оружия

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

Параметры шпаги

Шпагой называют тяжелое колющее оружие, по конструкции напоминающее рапиру. Однако, длина изделия будет чуть большей, масса составляет 770 г. Клинок имеет трехгранное сечение, повышенную жесткость. От повреждений кисть защищает круглая гарда, диаметр которой достигает 13,5 см.

Борьба на шпагах предполагает нанесение ударов во все части тела соперника за исключением затылка. В фехтовании отсутствует приоритет действий. Удар, нанесенный позднее предыдущего более чем на 0,25 с, не засчитывается.

Параметры шпаги

Уколы, нанесенные соперниками одновременно, взаимно фиксируют и присуждают обоим спортсменам.

Каждая спортивная модель имеет гарду. Этот элемент классифицируют по степени закрытия руки. Существует несколько типов:

  1. «Испанская» чаша». Глубокий вариант с парой колец внутри. Во время боя шпагу удерживают за них либо за саму рукоять.
  2. Бильбо. Наиболее защищенная модель в отличие от предыдущего варианта. Имеет дополнительную дужку и более объемную чашу.
  3. Папенхаймер. Представляет собой развитую гарду с чашкой и защитой руки. Выглядит, как сложное переплетение дужек.
  4. Фламандская гарда. Выполняется в виде перекрестия с кольцами или щитками, не имеет дужки.
  5. Кавалерийская. Дополняется дужками, прикрывающими кисть руки.
Параметры шпаги

После перехода боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой настоящее произведение искусства. Наряду с этим, перекрестие практически полностью исчезло. В спорте наконечник шпаги снабжают специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм.

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Спорт

В заключение

Нетрудно заметить и то место, куда метят противники. Зона поражения у каждого оружия строго определена в зависимости от принципа действия и сферы применения. Для рапиры, последовательницы боевого и личного контактного оружия, основная зона поражения туловище противника. Уколы в голову и в руки не засчитываются. Это ограничение соответственно накладывает отпечаток и на манеру фехтования. Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Для чего создавались рапиры

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique