Тысячелетия назад индийские мудрецы создали таинственную практику слияния души, тела и природы. Их необыкновенные, непостижимые результаты в этом удивляют и до сих пор. За время существования йоги, было сформировано много школ и течений. Одна из них – аштанга-виньяса йога. Эта школа предлагает вместо статических поз выполнять динамические комплексы, улучшающие здоровье, красоту и повышающие долголетие.
Йога, как древнее учение
Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.
Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.
В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:
- Пуруша (дух).
- Пракрити (материя).
Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.
Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.
Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.
Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.
Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.
Аштанга-йога для начинающих
Основа аштанга-йоги состоит из комплекса упражнений — это полная практика йоги, её можно освоить быстро. Различные движения и наклоны, выполняемые телом, образуют 12 асан. На первых занятиях они разучиваются медленно и неторопливо вместе с правильным дыханием и их синхронностью. В дальнейшем изучается последовательность асан и правильное выполнение. Считается, что ученик освоил технику, когда он справится с 12 кругами нагрузки, первоначально начиная 1 4-х. Для воспитания выносливости занятия чередуются медленными и быстрыми кругами.
Слабо подготовленным новичкам очень сложно освоить даже первый комплекс. Но это специальные комплексы, укрепляющие пресс, спину, мышцы рук и ног за счёт собственного веса, выполняемые с нужным ритмом и дыханием. Закончить урок рекомендуется шавасаной (позой мертвеца), расслабляя всё тело.
Быстрая смена асан не даёт новичку сделать синхронными движения с дыханием. Научиться этому помогут спокойные занятия Хатха йогой. Виньяса йога отличается от неё методами выполнения поз в строгой последовательности и с нужным ритмом. Главное — контролировать себя и учиться регулировать дыхание и энергию.
Лучше проводить занятия в утренние часы, до завтрака. Одежда свободная. Конечной целью первых уроков новичка будет правильное выполнение начальных асан аштанга виньясы. Йоги по нескольку лет отрабатывают порядок первых комплексов.
Примечания к тексту
1 Широкое и глубокое – подразделения махаянского учения по преобладанию метода или мудрости, соответственно. Подробнее см.: Ламрим. Т.2, Прим. 50. 2 Трипитакамала: tshul gsum sgron me: Naya-traya-pradīpa. Р4530. Т. 81. 119.3.3 3 Майтрея/Асанга: mdo sde rgyan: Mahāyānasūtrālaṃkāra. 4 Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Махаяна. 5 Асанга: sa yi dngos gzhi: Bhūmivastu. 6 За исключением приверженцев мадхьямака-прасангики 7 rtsa she: Prajñā-nāma mūlamadhyamaka-kārikā. XVIII. 4-5. 8 Нагарджуна: rnam par mi rtog par bstod pa: Nirvikalpa-stava. 9 То есть Буддами. 10 Аллюзия на то, что Будда считается происходящим из «Солнечного рода». Весь отрывок цитируется Чандракирти в Прасаннападе в I.3. 11 То есть самостное существование явлений и их не-существование вообще. 12 Они являются сутрами конечного смысла (nges don). 13 Они являются сутрами условного смысла (drang don: смысла, подлежащего интерпретации). Так же следует смотреть на способ (методику) шестнадцати аспектов Четырех Благородных Истин. 14 Это возможно сделать, лишь понимая такие указание не буквально. 15 Саутрантики, вайбхашики, читтаматрины и мадхьямики-сватантрики. 16 Smon lam. 17 Т. е. Тело природы (Свабхавикакая) Будды. 18 В тибетской культуре национальность ребёнка считается наследуемой от отца. 19 Шравак, пратьекабудд, бодхисаттв и Будд. 20 (nges pa dang ma nges pa la ‘jug pa phyag rgya’i mdo: Niyatāniyata-gati-mudrāvatara-sūtra. Р868, Т. 34. 281.1.3 ets. В «Большом руководстве к этапам пути Пробуждения» название этой сутры было переведено как «Сутра символа постижения определенного и неопределенного». 21 Имеются в виду качества пробуждённого сознания, такие как десять сил Будды, четыре дхьяны и т. д. 22 bden pa po’i le’u; satyakaparivarta. Cогласно Гопкинсу, она цитируется Нагарджуной в «Собрании сутр». 23 ‘phags pa rnam par ‘thag pa bsdus pa: Sarva-vaidalya-saṃgraha. Р893. Т. 35. 24 Ibid. 25 bzod pa. По-видимому, имеется в виду третий этап стадии применения (sbyor lam), но Гопкинс трактует это слово расширительно, как «возможность перехода на другой уровень» (). 26 rnal ‘byor bla med kyi rgyud don la ‘jug pa: Yogānuttaratantrārthāvatār., Р4536. Т. 81. 154.5.7. 27 Парамитаяна и Ваджраяна (соответственно). Также об определении Ваджраяны и классификации тантр см., напр.: Терентьев, А. Место Шри Чакрасамвара тантры в системе Ваджраяны // Религиозно-философское наследие Востока в герменевтической перспективе. (По материалам Международной научной конференции 2001 г.) СПб.: изд. СПбГУ, 2004. С. 203 – 231. 28 mtha’ gnyis sel ba: Vajrayāna-koṭi-dvayāpoha). Р4537. Т. 81. 159.3.4. 29 Букв. «корзиной». 30 ‘dus pa’i rgyud phyi ma. Р81. Т. 3. 200,4.2. 31 Т. е. состояния Будды. 32 Шраддхакараварман: Р4536. Т. 81. 155.2.1. 33 Ригден Пема Карпо: dri med ‘od: Vimālaprabhā. 34 Здесь имеются в виду элементы йоге шести частей (шаданга-йога): пратьяхара, дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмрити и самадхи. На этих шести зиждется практика Калачакры, но они практикуются в других тантрах высшей йоги, таких как Чакрасамвара. 35 Ратнакарашанти: snyim pa’i me tog: Kusumāñjali[guhyasamājanibandha]. 36 Винаи и Абхидхармы. 37 Дворцом, телом, достоянием и деятельностью Будды. 38 Т. е. тела Формы (Рупакаи) и Духовного тела (Дхармакаи). 39 Обусловленного ранее накопленными заслугами. 40 Эта цитата из «Сампута-тантры» (№ 381), хорошо известная и по многим другим источникам, является перефразом цитаты из «Сокровищницы Абхидхармы» Васубандху, где говорилось: «Двух соитием, рук касаньем, смехом, взглядом, сочетанием».
В Автокомментарии Васубандху пояснял, что речь здесь идет о том, что на разных уровнях Сферы желаний соитие осуществляется разными способами: ниже «Неба 33-х» – соединением мужских и женских половых органов, на небе Тушита – прикосновением рук, в Нирманарати (5-е небо) – улыбкой, и в Паринирмитаваша- варти (6-е небо) – взаимным смотрением. А происхождение этого образа можно проследить ещё в древних небуддийских источниках, например в джайнских. 41 Крия, чарья, йога и ануттара-йога. 42 Смотрение на партнершу, смех, касание руками и соитие. 43 Т. е. ануттара-йога-тантр. 44 То есть Самбхогакая и Нирманакая. 45 Шравакам и пратьекабуддам.
Журнал — Буддизм России № 42/2009
Умейте благодарить
Нужно уметь быть благодарным Вселенной за все то, что мы имеем. Всегда есть те вещи, за которые непременно нужно быть благодарным. Будьте благодарными за то, что если даже много не учились, то хотя бы не потеряли слишком много времени, а если даже и потеряли какое-то время, то, по крайней мере, не заболели, ну а если даже и заболели, то хотя бы не умерли.
Нельзя быть настолько пессимистично настроенным, что даже в моменты ссоры быть не способными делать всего несколько вещей, за которые вы могли бы быть благодарными. Ведь сегодня не всем было суждено проснуться утром. Кто-то сделал это вчера в последний раз.
Сердце благодарного человека непременно сделает его великим.
Оглянитесь вокруг, всегда есть то, за что вы можете быть благодарным. Помните это и благодарите. Всегда и за все. Это очень важно!