Метания в легкой атлетике: основы техники и правила

Виды спорта


Метание снаряда – один из наиболее древних видов спорта. Способность точно попадать в цель в древности приравнивалась к умению выживать. Метание совершенствует координацию движений, формирует навык правильного распределения усилия и развивает большинство групп мышц одновременно. В легкой атлетике различают метание нескольких видов снарядов. Об основных техниках метания и их правильности и пойдет речь в этом обзоре.

Правила

Спортсмены выполняют бросок в секторе размером 35°, вершина которого начинается в центре круга диаметром 2,135 метра. Расстояние броска измеряется как расстояние от внешней окружности этого круга до точки падения снаряда. Вес ядра в мужских соревнованиях — 7,257 кг (= 16 фунтов), а в женских — 4 кг. Ядро должно быть достаточно гладким — отвечать классу шероховатости поверхности № 7. В официальных соревнованиях участники выполняют шесть попыток. Если участников больше восьми, то после 3-х первых попыток отбираются восемь лучших, и в следующих трёх попытках они разыгрывают лучшего по максимальному результату в шести попытках. Спортсмен занимает положение в круге перед началом выполнения попытки, ядро должно касаться или быть зафиксировано у шеи или подбородка, и кисть руки не должна опускаться ниже этого положения во время толкания. Ядро не должно отводиться за линию плеч. Толкать ядро разрешается одной рукой, запрещено использование каких-либо перчаток. Запрещается также бинтование ладони или пальцев. Если у спортсмена забинтована рана, он должен показать руку судье, и тот примет решение о допуске атлета к соревнованиям. Типичная ошибка — это выход из круга или просто касание верхнего края бортика круга при выполнении толчка до того, как ядро коснётся земли. Иногда при выполнении неудачной попытки спортсмены нарочно выходят из круга, чтобы их попытка не замерялась

История метания

Способность человека убивать добычу на расстоянии, стала одной из причин доминирования вида Homo Sapiens. Исследователи предполагают, что техника метания восходит к каменному веку (около 300–30 тысяч лет назад). Именно в это время первобытные охотники развивали технику и виды метания.

Предположительно, размер снаряда и используемый стиль броска зависели от вида добычи, а первичной целью было попадание и убийство дичи или врага. В качестве метательных снарядов использовались копья, камни, топоры и другие подручные предметы. Знаете ли вы? Самое раннее упоминание о метании молота относится к эпохе правления Эдуарда III (1327–1377 гг.). Своим указом король запрещал метание молота вместе с другими видами спорта для того, чтобы люди не пренебрегали тренировкой стрельбы из лука.

История метания

В ходе исторического развития цивилизации навыки в метании были чрезвычайно востребованы вплоть до эпохи изобретения огнестрельного оружия. Учитывая постоянство военных конфликтов, воины не прекращали тренировки даже в мирное время. Со временем они превратились в спортивные соревнования. Первым зафиксированным видом метания стало метание диска. Этот сюжет встречается на множестве греческих амфор и фресок. Вместе с тем, было распространено и метание копья.

Оба вида вошли в программу Олимпиады (V век н. э.). Для древних скандинавов было актуальным метание топора. Лёгкая атлетика сегодня включает соревнования по метанию всех вышеперечисленных снарядов и ядра. Ознакомьтесь с техникой толкания ядра, а также техниками метания гранаты и малого мяча на дальность.

Сейчас не проводятся соревнования по метанию на меткость – только на дальность. Это привело к эволюции используемых снарядов. Так, копьё для поражения цели обладает отличным балансом и может преодолевать расстояние более 100 метров.

История метания

Но такое копьё небезопасно для зрителей, судей и других участников соревнований. Поэтому баланс был изменён так, чтобы копьё не могло преодолеть спортивную площадку (400 метров). Вместе со снарядами изменялась и техника выполнения.

Особенности строения ядра

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка. Оболочка двухмембранная, между мембранами находится перенуклеарное пространство.

Внешняя мембрана сходна по строению с эндоплазматическим ретикулумом. Она связана с ЭПР, который будто ответвляется от ядерной оболочки. Снаружи на ядре находятся рибосомы.

Внутренняя мембрана прочная, так как в ее состав входит ламина. Она выполняет опорную функцию и служит местом крепления для хроматина.

Мембрана имеет поры, обеспечивающие обменные процессы с цитоплазмой. Ядерные поры состоят из транспортных белков, которые поставляют в кариоплазму вещества путем активного транспорта. Пассивно сквозь поровые отверстия могут пройти только небольшие молекулы. Также каждая пора прикрыта поросомой, которая регулирует обменные процессы в ядре.

Количество ядер в разных по специализации клетках различно. В большинстве случаев клетки одноядерные, но есть ткани, построенные из многоядерных клеток (печеночная или ткань мозга). Есть клетки лишенные ядра – это зрелые эритроциты.

Особенности строения ядра

У простейших выделяют два типа ядер: одни отвечают за сохранение информации, другие – за синтез белка.

Ядро может прибывать в состоянии покоя (период интерфазы) или деления. Переходя в интерфазу, имеет вид сферического образования с множеством гранул белого цвета (хроматина). Хроматин бывает двух видов: гетерохроматин и эухроматин.

Эухроматин – это активный хроматин, который сохраняет деспирализированное строение в покоящемся ядре, способен к интенсивному синтезу РНК.

Гетерохроматин – это участки хроматина, которые находятся в конденсированном состоянии. Он может при необходимости переходить в эухроматиновое состояние.

При использовании цитологического метода окрашивания ядра (по Романовскому-Гимзе) выявлено, что гетерохроматин меняет цвет, а эухроматин нет. Хроматин построен из нуклеопротеидных нитей, названных хромосомами. Хромосомы несут в себе основную генетическую информацию каждого человека. Хроматин — форма существования наследственной информации в интерфазном периоде клеточного цикла, во время деления он трансформируется в хромосомы.

Строение хромосом

Каждая хромосома построена из пары хроматид, которые находятся параллельно друг к другу и связаны только в одном месте – центромере. Центромера разделяет хромосому на два плеча. В зависимости от длины плеч выделяют три вида хромосом:

  • Равноплечие;
  • разноплечие,
  • одноплечие.

Некоторые хромосомы имеют дополнительный участок, который крепится к основному нитевидными соединениями – это сателлит. Сателлиты помогают идентифицировать разные пары хромосом.

Метафазное ядро представляет собой пластинку, где располагаются хромосомы. Именно в эту фазу митоза изучается количество и строение хромосом. Во время метафазы сестринские хромосомы двигаются в центр и распадаются на две хроматиды.

Особенности строения ядра

Строение ядрышка

В ядре также находится немембранное образование — ядрышко. Ядрышки представляют собой уплотненные, округлые тельца, способные преломлять свет. Это основное место синтеза рибосомальной РНК и необходимых белков.

Число ядрышек различно в разных клетках, они могут объединяться в одно крупное образование или существовать отдельно друг от друга в виде мелких частиц. При активации синтетических процессов объем ядрышка увеличивается. Оно лишено оболочки и находится в окружении конденсированного хроматина. В ядрышке также содержатся металлы, в большей мере цинк. Таким образом, ядрышко – это динамичное, меняющееся образование, необходимое для синтеза РНК и транспорта ее в цитоплазму.

Нуклеоплазма заполняет все внутреннее пространство ядра. В нуклеоплазме находится ДНК, РНК, протеиновые молекулы, ферментативные вещества.

Качество силы

В первую очередь толкатель должен позаботиться о развитии своей силы.

Для этого сначала нужно знать, от чего зависит сила мышц. Из физиологии известно, что в толкании ядра, являющемся скоростно-силовым упражнением, на первом плане стоит скорость сокращения мышц, а потом ее напряжение.

Сила сокращения каждой мышцы зависит как от числа сокращающихся в ней мышечных волокон, так и от функционального состава каждого из них.

Степень напряжения мышцы зависит от мышечной массы — чем она больше, тем большее напряжение в состоянии развить мышцы. Мышечная масса определяется количеством и толщиной отдельных мышечных волокон. Величина развиваемого напряжения зависит еще от исходной длины мышцы: чем мышца больше растянута (до известного предела), тем сильнее при прочих равных условиях степень ее сокращения.

Тренировка способствует вовлечению в одновременное сокращение большей массы мышц и к утолщению отдельных мышечных волокон. Кроме того, тренировка развивает координацию, что также увеличивает силу в упражнениях, так как увеличивается число мышц, вступающих в работу, и тормозится деятельность мышц-антагонистов.

Таким образом, развитие силы идет как по линии вовлечения в работу большого числа мышц, так и увеличения их мышечной массы.

Чтобы вовлечь в работу большее число мышц, т. е. чтобы суметь приложить имеющуюся силу, необходимо применять упражнения, характеризующиеся большой физической нагрузкой и кратковременностью се выполнения. Причем важно, чтобы упражнения имели сходство с отдельными элементами движения в толкании ядра (отталкивания одной рукой от стены и земли, подскоки на правой ноге из глубокого приседа, держа в руке или на плече тяжелое ядро, толкание штанги большого веса без разножки и т. д.).

Для увеличения мышечной массы следует применять упражнения, характеризующиеся меньшей физической нагрузкой и большей продолжительностью. Желательно, чтобы и эти упражнения также в какой-то мере по характеру усилий были схожи с отдельными движениями в толкании ядра. Эти упражнения могут быть аналогичны вышеприведенным, при меньшем отягощении их нужно выполнять «на разы».

Принцип максимальных нагрузок является очень эффективным для развития силы и особенно хорошо способствует увеличению числа работающих мышц. Однако предельные нагрузки не должны применяться излишне часто, т. е. на каждом занятии. Кроме того, в пределах одного тренировочного занятия нужно делать достаточные интервалы между выполнением нагрузок с максимальной силой.

Развитие силы может также достигаться применением на тренировках малых нагрузок, что важно для подростков и для толкателей, которые не могут переносить большие нагрузки.

4.2 Качество быстроты

Очень важным качеством двигательной деятельности спортсмена является быстрота, т. е. способность выполнить движение с большой скоростью.

Быстрота движений спортсмена определяется подвижностью нервных процессов. Движение спортсмена будет тем быстрее, чем совершенней его спортивная техника, чем сильнее его мышцы и чем они эластичнее. Имеет также значение и подвижность в суставах.

Особое значение для развития быстроты имеет умение проявлять значительные волевые усилия, стараясь выполнить правильное движение на максимальной скорости. Короткие спринтерские ускорения и старты, прыжки с укороченного разбега, но выполненные с предельной скоростью, развивают качество быстроты у спортсмена. Важно вырабатывать быстроту в самом толкании. Для этого полезно толкать облегченное ядро, стараясь создать максимально возможную быстроту. Это будет убыстрять ритм движения. Причем эффект от таких упражнений будет еще больше, если не просто быстро толкать облегченное ядро, а стараться толкнуть его возможно дальше.

Упражнений на быстроту не следует делать слишком много; их нужно прекращать, как только снижается время бега или уменьшается дальность толчков. Очевидно, для развития быстроты нужно тренироваться чаще, но с оптимальной нагрузкой.

Некоторые упражнения

Уже с двухлетнего возраста дети уверенно манипулируют мячом. На уроках физкультуры для этого используют разные темы, которые позволяют эффективно подготовиться к выполнению броска. Учитель обязан соблюдать правила метания и контролировать размещение учеников на площадке.

Важно помнить, что дети быстро утомляются от однообразных занятий. Поэтому упражнения лучше делать кратко по 8−10 подходов, многие из них допускается выполнять в парах. Для начального обучения лучше использовать большие утяжеленные мячи.

Примерный перечень упражнений:

  1. Дети сидят напротив друг друга, ноги врозь. Выполняют перекатывание мяча за счет толчка кистями.
  2. То же делается в парах. Исходное положение: широкая стойка в наклоне. Дети находятся лицом друг к другу. Мяч нужно перекатывать двумя руками.
  3. Одиночное упражнение. Ноги врозь, мяч ударяется об пол, при правильном выполнении снаряд получится поймать не сходя с места.
  4. Метание мяча в цель, которая обозначена буквой.

С каждым классом задачи все усложняются. Метание лучше сочетать с эстафетами и подвижными играми. Такая деятельность увлекает учащихся младших классов, и они получают возможность отрабатывать навык в интересных условиях. Например, игра «Охотники зайцы». Для нее выбирают двух ведущих, которые получают по резиновому мячику. Остальные участники находятся за очерченной областью. По команде они начинают прыгать посередине площадки и задача охотников кидать мяч. Кого он коснется, тот становится охотником.

Есть еще и варианты простых соревнований. Например, кто дальше бросит. Задача каждого участника кинуть мяч как можно дальше. Выигрывает тот, кто показал максимальный результат. Можно усложнить задачу и сделать несколько уровней упражнения «Метко в цель». Ученики должны бросить снаряд во флажок или сбить другой предмет, попасть в обруч или другую очерченную область. При желании можно провести внутришкольные соревнования. Все это позволит стимулировать интерес к освоению навыка метания.

Есть еще вариант «Школа мяча». Для этого учеников делят на две команды, которые выстраиваются в колонны. Они встают друг напротив друга на расстоянии около 3 метров. Один из направляющих держит мяч, который по команде бросает в центр площадки и быстро уходит в конец колонны.

Участник второй команды ловит снаряд, бросает двумя руками и тоже встает в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием или совершила меньше всего ошибок.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique