Единение через действие: основа и суть Карма-йоги

Йога

Слово «дхарма» буквально означает: праведное поведение, обязанность, долг.

Тантра

Когда ведийское наследие было монополизировано браминами, духовные учителя, не принадлежавшие к ортодоксальному направлению индуизма, создали собственные священные тексты, среди которых были и Тантры. Они вобрали в себя те крупицы мудрости, которые были пропущены в Ведах и Упанишадах, хотя и восприняли их идеи и языковые особенности.

Карма — это сансара — круг рождения, жизни, смерти, возрождения, обновленной жизни, а затем снова смерти, и так до бесконечности. Такое бытие обусловлено судьбой, определяющей замысловатую и неразрывную сеть взаимодействия всего сущего в процессе кармического искупления. Человека, запускающего кармические процессы за счет прошлых желаний и побуждений, привязанного к царству цикличного существования, называют сансарин — «человек, поглощенный земными интересами», или «переселенец». Человек, который успешно избегает наработки кармических долгов и подчиняет своей воле течение времени за счет освобождения сознания, то есть «обманув время», именуется великим адептом (маха-сиддха). Он волен ставить себе любые цели и предпринимать любые действия, при этом кармические семена неведения и страдания более не прорастают.

Опровержение ведического тезиса «тело — творец кармы» основано на том, что тело служит основой для взаимодействия «Я» [136] с внешним миром. Тело можно рассматривать как храм Бога — эта идея, заявленная в ранних Упанишадах, не получала своего развития вплоть до появления тантрического учения. Позитивный подход к телу следует из метафизики тантризма, согласно которой мир есть манифестация высшей реальности. Тело — часть мира, а мир — часть тела. Основной целью человеческого выбора следует признать разрушение кармических предрасположенностей, выражающихся в форме появления разнообразных желаний, которые обусловлены подсознательными поведенческими моделями, предлагаемыми самой жизнью. У человека всегда есть право освобождения от кармической зависимости.

В зависимости от степени подчинения себе желаний, можно говорить о доминировании в деятельности индивида того или иного тонкого тела. Бессмертное тело подобно эфиру, считается невидимым и недоступным взору даже богов. Ему присущи все силы, особенно свойство принимать любую форму, и способность великих адептов к перевоплощению широко известна. Человек, накопивший много знаний, подвластен прихотям собственной плоти и рождается вновь, подчиняясь силе кармических узлов, завязанных в период его земного воплощения. Истинный носитель знания возвышается над кармическими тенденциями и обретает освобождение уже при жизни. Появляясь в физической оболочке, он все же нематериален, как вакуум. Следовательно, его нельзя обнаружить, потрогать, причинить ему боль или убить его.

Причинное тело содержит в себе кармические причины, приводящие в движение механизмы взаимодействия с окружающим миром, и творит новую карму, поддерживая бесконечный цикл существования. Оно закладывает основу тонкого тела и не разрушается при космическом распаде (пралайе), но служит матрицей последующего сотворения очередного тонкого тела. Так оно обеспечивает не только преемственность жизней, но и космических циклов творения. Избавиться от него можно, только достигнув полного освобождения, покинув все тела и соединившись с высшим Я. Совокупность кармических предрасположенностей непросветленных существ служит причиной возобновляющегося роста древа условного существования в конце пралайи. Взаимодействие живых существ обусловливает мироустройство: все вместе, выражая свои скрытые желания и добиваясь их осуществления, они создают и поддерживают мир.

Кон­цеп­ция кармы и Хри­сти­ан­ство

Что каса­ется тех, кто счи­тают себя кон­фес­си­о­нально опре­де­лив­ши­мися в хри­сти­ан­стве, то они, помимо сооб­ра­же­ний обще­ра­ци­о­наль­ного харак­тера, при­ве­ден­ных выше, имеют воз­мож­ность руко­вод­ство­ваться при оценке учения о реин­кар­на­циях и неко­то­рыми иными ори­ен­ти­рами — уже дог­ма­ти­че­ского порядка.

Учение о пере­во­пло­ще­нии пред­по­ла­гает, во-первых, без­на­чаль­ность того, что соот­вет­ствует душе, и, во-вторых, “сво­бод­ный”, “нефик­си­ро­ван­ный” харак­тер ее связи с телес­ными обра­зо­ва­ни­ями, кото­рые выпол­няют для нее функ­цию внеш­них одежд, в кото­рые она без труда пере­оде­ва­ется.

Обе эти “пози­ции” совер­шенно несов­ме­стимы с основ­ными хри­сти­ан­скими дог­ма­тами.

С дог­ма­том о тво­ре­нии — поскольку он озна­чает, что нетвар­ным, без­на­чаль­ным нача­лом может быть только Бог, кото­рый явля­ется Твор­цом всего сущего, в том числе и души.

С дог­ма­том о тво­ре­нии чело­века в част­но­сти — поскольку уже первый чело­век был создан как нераз­де­ли­мое лич­ност­ное един­ство одной души (отоб­ра­жа­ю­щей образ Нетвар­ного бытия, но твар­ной по при­роде) и одного тела, создан­ных вместе и “при­вя­зан­ных” друг к другу их общим Созда­те­лем, и пере­дал это нераз­дель­ное един­ство всем своим потом­кам.

С дог­ма­том о Бого­во­пло­ще­нии — поскольку уже сам Бог “вос­при­ни­мает” в свое лич­ност­ное ипо­стас­ное един­ство одну чело­ве­че­скую душу нераз­дельно свя­зан­ную с одним телом, а не меняет свои телес­ные формы подобно Протею язы­че­ских рели­гий.

С дог­ма­том об Искуп­ле­нии — поскольку оно пред­по­ла­гает, во-первых, глу­бин­ное, онто­ло­ги­че­ское един­ство чело­ве­че­ского рода, кото­рое в свете учения о карме и сан­саре совер­шенно “раз­мы­ва­ется” и, во-вторых, уни­каль­ную воз­мож­ность “сте­реть руко­пи­са­ния” чело­ве­че­ских про­ступ­ков, кото­рая несов­ме­стима с самим прин­ци­пом “закона кармы”.

С дог­ма­том о Вос­кре­се­нии — поскольку воче­ло­ве­чив­шийся Бог соеди­ня­ется после своей смерти со своим един­ствен­ным телом, а вслед за ним и чело­ве­че­ские души должны соеди­ниться со своими един­ствен­ными (а не бес­ко­неч­ными) телами в конце времен.

С дог­ма­том о Воз­не­се­нии — поскольку вос­крес­ший Бог “под­твер­ждает” здесь свое ипо­стас­ное един­ство со своим един­ствен­ным телом навсе­гда для того, чтобы не только чело­ве­че­ская душа, но тело могло быть “обо­жено”.

Поэтому конеч­ной задаче чело­века, постав­лен­ной перед ним в хри­сти­ан­стве — “обо­же­нию”, идеал, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щий из учения о реин­кар­на­циях — “осво­бож­де­ние” про­ти­во­стоит самым ради­каль­ным обра­зом.

В первом случае речь идет о полном вос­ста­нов­ле­нии лич­но­сти в душевно-телес­ном един­стве ее при­роды и о реа­ли­за­ции в чело­веке “подо­бия” Божия.

Во втором – о полном разъ­еди­не­нии того, что можно назвать душев­ными и телес­ными ком­по­нен­тами инди­вида посред­ством после­до­ва­тель­ного демон­ти­ро­ва­ния лич­ност­ного само­со­зна­ния (резуль­тат кото­рого и мыс­лится как окон­ча­тель­ное выздо­ров­ле­ние субъ­екта).

Поэтому вопрос о соот­но­ше­нии учения о пере­во­пло­ще­нии с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием может быть решен таким обра­зом, что там, где есть хри­сти­ан­ство, нет этой док­трины, а где есть эта док­трина, там нет хри­сти­ан­ства. Неод­но­знач­ное же отно­ше­ние к данной док­трине еди­нич­ных мыс­ли­те­лей, кото­рые в целом были хри­сти­ан­скими (напри­мер, Ори­гена) объ­яс­ня­ется все­цело их увле­че­ни­ями антич­ной фило­со­фией и тем, что про­цесс воцер­ко­в­ле­ния этой фило­со­фии в их эпоху лишь начи­нался. Хри­сти­ан­ские дог­маты, в кото­рых, как мы уже убе­ди­лись, не оста­ется ника­кого про­стран­ства для идей кармы и сан­сары, пред­став­ляют собой орга­ни­че­ское един­ство. Это един­ство доста­точно замкнуто и не склонно к “диа­логу рели­гий”, но зато оно и вполне само­до­ста­точно, что вполне исклю­чает какую-либо недо­ста­точ­ность, кото­рую сле­до­вало бы вос­пол­нять какими-либо миро­воз­зрен­че­скими “син­те­зами”.

Учение о реин­кар­на­циях есть, в конеч­ном счете, лишь одна из попы­ток чело­ве­че­ского рас­судка пере­хит­рить чело­ве­че­ское сердце, без­оши­бочно веря­щее в неиз­беж­ность посмерт­ного над ним суда, соблаз­няя его мнимо удоб­ной схемой, поз­во­ля­ю­щей откла­ды­вать этот суд на n‑ные пери­оды вре­мени — схемой вполне рас­су­доч­ной, кото­рая сама суда рас­судка, как мы попы­та­лись выяс­нить, не выдер­жи­вает.

(пуб­ли­ку­ется в сокра­щен­ном вари­анте)

Вдохновение

Закон вдохновения призывает вас полностью отдаться тому, что вам нравится и чего вы хотите достигнуть. Ваши тело, разум и дух должны работать сообща ради достижения ваших целей. Не храните энергию в себе. Вместо этого делайте все, чтобы добиться желаемого.

***

Буддисты верят, что если вы будете придерживаться законов кармы, то станете свободными. Никто не может полностью избежать совершения ошибок. Но если вы станете на путь эволюции, то ваши же ошибки станут источником вашего развития. Кармическое очищение подразумевает возвращение к своему внутреннему стержню.

Особенности и недостатки практики

Хоть практика и направлена на смещение акцентов с себя на людей вокруг, она предполагает резкое изменение сложившегося жизненного уклада. Такие изменения не всегда адекватно воспринимаются людьми вокруг — близкими, родными, друзьями. Ваши поступки покажутся им странными, даже глупыми и неадекватными. Есть вероятность, что они будут вас критиковать. К этому стоит быть готовым. Для многих мнение близких людей очень важно, и потеря одобрения станет тяжелым психологическим ударом. Если вы не готовы к такому развитию событий, практику стоит временно отложить и заручиться поддержкой родственников.

Особенности и недостатки практики

В данной разновидности йоги есть один тонкий момент. Крайне важно не переусердствовать с оказанием бескорыстной помощи, и не начать навязывать её людям, которые не нуждаются в помощи посторонних, добиваются всего самостоятельно. Это тонкая грань, переход которой приведет к тому, что вы будете выглядеть глупо, неуместно. Не стоит бросаться помогать людям, чтобы улучшить Карму, это противоречит учению. Мысли о том, что улучшение Кармы будут результатом выполненных действий категорически запрещены. Мысли о последствиях действий, получении полезного результата должны отсутствовать.

Положительная деятельность — символ высшего благоразумия

Чем больше люди будут углубляться в нaуку кaрмы, тем рaньше они воспользуются при формировaнии своей судьбы зaконом причин и следствий. Kто однaжды познaл этот зaкон и знaет, что он должен отвечaть зa кaждую свою мысль, зa кaждое желaние, зa кaждое действие и зa все последствия, вытекaющие из них, чему в изобилии имеются докaзaтельствa, тот будет воистину глупцом, если он не зaстaвит зaкон этот служить себе.

Человек сaм себе злейший врaг именно тогдa, когдa он нaрушaет зaконы природы. Kaрмa для знaющего — источник силы. Человек может доверять этому зaкону дaже тогдa, когдa он гибнет от человеческих неспрaведливостей.

Bысшее блaгорaзумие побуждaет, тaким обрaзом, людей при достижении духовной зрелости совершaть только этические поступки, ибо, воистину, кaждый человек — кузнец своего счaстья и творец своей судьбы. K нaилучшим результaтaм приходят посредством сознaтельного и дисциплинировaнного мышления и деятельности, нaпрaв ленной нa служение ближнему и на блaго эволюции человечествa.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique