Слово «дхарма» буквально означает: праведное поведение, обязанность, долг.
Тантра
Когда ведийское наследие было монополизировано браминами, духовные учителя, не принадлежавшие к ортодоксальному направлению индуизма, создали собственные священные тексты, среди которых были и Тантры. Они вобрали в себя те крупицы мудрости, которые были пропущены в Ведах и Упанишадах, хотя и восприняли их идеи и языковые особенности.
Карма — это сансара — круг рождения, жизни, смерти, возрождения, обновленной жизни, а затем снова смерти, и так до бесконечности. Такое бытие обусловлено судьбой, определяющей замысловатую и неразрывную сеть взаимодействия всего сущего в процессе кармического искупления. Человека, запускающего кармические процессы за счет прошлых желаний и побуждений, привязанного к царству цикличного существования, называют сансарин — «человек, поглощенный земными интересами», или «переселенец». Человек, который успешно избегает наработки кармических долгов и подчиняет своей воле течение времени за счет освобождения сознания, то есть «обманув время», именуется великим адептом (маха-сиддха). Он волен ставить себе любые цели и предпринимать любые действия, при этом кармические семена неведения и страдания более не прорастают.
Опровержение ведического тезиса «тело — творец кармы» основано на том, что тело служит основой для взаимодействия «Я» [136] с внешним миром. Тело можно рассматривать как храм Бога — эта идея, заявленная в ранних Упанишадах, не получала своего развития вплоть до появления тантрического учения. Позитивный подход к телу следует из метафизики тантризма, согласно которой мир есть манифестация высшей реальности. Тело — часть мира, а мир — часть тела. Основной целью человеческого выбора следует признать разрушение кармических предрасположенностей, выражающихся в форме появления разнообразных желаний, которые обусловлены подсознательными поведенческими моделями, предлагаемыми самой жизнью. У человека всегда есть право освобождения от кармической зависимости.
В зависимости от степени подчинения себе желаний, можно говорить о доминировании в деятельности индивида того или иного тонкого тела. Бессмертное тело подобно эфиру, считается невидимым и недоступным взору даже богов. Ему присущи все силы, особенно свойство принимать любую форму, и способность великих адептов к перевоплощению широко известна. Человек, накопивший много знаний, подвластен прихотям собственной плоти и рождается вновь, подчиняясь силе кармических узлов, завязанных в период его земного воплощения. Истинный носитель знания возвышается над кармическими тенденциями и обретает освобождение уже при жизни. Появляясь в физической оболочке, он все же нематериален, как вакуум. Следовательно, его нельзя обнаружить, потрогать, причинить ему боль или убить его.
Причинное тело содержит в себе кармические причины, приводящие в движение механизмы взаимодействия с окружающим миром, и творит новую карму, поддерживая бесконечный цикл существования. Оно закладывает основу тонкого тела и не разрушается при космическом распаде (пралайе), но служит матрицей последующего сотворения очередного тонкого тела. Так оно обеспечивает не только преемственность жизней, но и космических циклов творения. Избавиться от него можно, только достигнув полного освобождения, покинув все тела и соединившись с высшим Я. Совокупность кармических предрасположенностей непросветленных существ служит причиной возобновляющегося роста древа условного существования в конце пралайи. Взаимодействие живых существ обусловливает мироустройство: все вместе, выражая свои скрытые желания и добиваясь их осуществления, они создают и поддерживают мир.
Концепция кармы и Христианство
Что касается тех, кто считают себя конфессионально определившимися в христианстве, то они, помимо соображений общерационального характера, приведенных выше, имеют возможность руководствоваться при оценке учения о реинкарнациях и некоторыми иными ориентирами — уже догматического порядка.
Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и, во-вторых, “свободный”, “нефиксированный” характер ее связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, в которые она без труда переодевается.
Обе эти “позиции” совершенно несовместимы с основными христианскими догматами.
С догматом о творении — поскольку он означает, что нетварным, безначальным началом может быть только Бог, который является Творцом всего сущего, в том числе и души.
С догматом о творении человека в частности — поскольку уже первый человек был создан как неразделимое личностное единство одной души (отображающей образ Нетварного бытия, но тварной по природе) и одного тела, созданных вместе и “привязанных” друг к другу их общим Создателем, и передал это нераздельное единство всем своим потомкам.
С догматом о Боговоплощении — поскольку уже сам Бог “воспринимает” в свое личностное ипостасное единство одну человеческую душу нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы подобно Протею языческих религий.
С догматом об Искуплении — поскольку оно предполагает, во-первых, глубинное, онтологическое единство человеческого рода, которое в свете учения о карме и сансаре совершенно “размывается” и, во-вторых, уникальную возможность “стереть рукописания” человеческих проступков, которая несовместима с самим принципом “закона кармы”.
С догматом о Воскресении — поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после своей смерти со своим единственным телом, а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными (а не бесконечными) телами в конце времен.
С догматом о Вознесении — поскольку воскресший Бог “подтверждает” здесь свое ипостасное единство со своим единственным телом навсегда для того, чтобы не только человеческая душа, но тело могло быть “обожено”.
Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве — “обожению”, идеал, непосредственно следующий из учения о реинкарнациях — “освобождение” противостоит самым радикальным образом.
В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке “подобия” Божия.
Во втором – о полном разъединении того, что можно назвать душевными и телесными компонентами индивида посредством последовательного демонтирования личностного самосознания (результат которого и мыслится как окончательное выздоровление субъекта).
Поэтому вопрос о соотношении учения о перевоплощении с христианским мировоззрением может быть решен таким образом, что там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, там нет христианства. Неоднозначное же отношение к данной доктрине единичных мыслителей, которые в целом были христианскими (например, Оригена) объясняется всецело их увлечениями античной философией и тем, что процесс воцерковления этой философии в их эпоху лишь начинался. Христианские догматы, в которых, как мы уже убедились, не остается никакого пространства для идей кармы и сансары, представляют собой органическое единство. Это единство достаточно замкнуто и не склонно к “диалогу религий”, но зато оно и вполне самодостаточно, что вполне исключает какую-либо недостаточность, которую следовало бы восполнять какими-либо мировоззренческими “синтезами”.
Учение о реинкарнациях есть, в конечном счете, лишь одна из попыток человеческого рассудка перехитрить человеческое сердце, безошибочно верящее в неизбежность посмертного над ним суда, соблазняя его мнимо удобной схемой, позволяющей откладывать этот суд на n‑ные периоды времени — схемой вполне рассудочной, которая сама суда рассудка, как мы попытались выяснить, не выдерживает.
(публикуется в сокращенном варианте)
Вдохновение
Закон вдохновения призывает вас полностью отдаться тому, что вам нравится и чего вы хотите достигнуть. Ваши тело, разум и дух должны работать сообща ради достижения ваших целей. Не храните энергию в себе. Вместо этого делайте все, чтобы добиться желаемого.
***
Буддисты верят, что если вы будете придерживаться законов кармы, то станете свободными. Никто не может полностью избежать совершения ошибок. Но если вы станете на путь эволюции, то ваши же ошибки станут источником вашего развития. Кармическое очищение подразумевает возвращение к своему внутреннему стержню.
Особенности и недостатки практики
Хоть практика и направлена на смещение акцентов с себя на людей вокруг, она предполагает резкое изменение сложившегося жизненного уклада. Такие изменения не всегда адекватно воспринимаются людьми вокруг — близкими, родными, друзьями. Ваши поступки покажутся им странными, даже глупыми и неадекватными. Есть вероятность, что они будут вас критиковать. К этому стоит быть готовым. Для многих мнение близких людей очень важно, и потеря одобрения станет тяжелым психологическим ударом. Если вы не готовы к такому развитию событий, практику стоит временно отложить и заручиться поддержкой родственников.
В данной разновидности йоги есть один тонкий момент. Крайне важно не переусердствовать с оказанием бескорыстной помощи, и не начать навязывать её людям, которые не нуждаются в помощи посторонних, добиваются всего самостоятельно. Это тонкая грань, переход которой приведет к тому, что вы будете выглядеть глупо, неуместно. Не стоит бросаться помогать людям, чтобы улучшить Карму, это противоречит учению. Мысли о том, что улучшение Кармы будут результатом выполненных действий категорически запрещены. Мысли о последствиях действий, получении полезного результата должны отсутствовать.
Положительная деятельность — символ высшего благоразумия
Чем больше люди будут углубляться в нaуку кaрмы, тем рaньше они воспользуются при формировaнии своей судьбы зaконом причин и следствий. Kто однaжды познaл этот зaкон и знaет, что он должен отвечaть зa кaждую свою мысль, зa кaждое желaние, зa кaждое действие и зa все последствия, вытекaющие из них, чему в изобилии имеются докaзaтельствa, тот будет воистину глупцом, если он не зaстaвит зaкон этот служить себе.
Человек сaм себе злейший врaг именно тогдa, когдa он нaрушaет зaконы природы. Kaрмa для знaющего — источник силы. Человек может доверять этому зaкону дaже тогдa, когдa он гибнет от человеческих неспрaведливостей.
Bысшее блaгорaзумие побуждaет, тaким обрaзом, людей при достижении духовной зрелости совершaть только этические поступки, ибо, воистину, кaждый человек — кузнец своего счaстья и творец своей судьбы. K нaилучшим результaтaм приходят посредством сознaтельного и дисциплинировaнного мышления и деятельности, нaпрaв ленной нa служение ближнему и на блaго эволюции человечествa.