Беговые лыжи — это зимний спорт, относящийся к группе «северных» лыж (nord ski), очень популярный в скандинавских странах, России, альпийских регионах и Канаде. Включен в программу Олимпийских игр с 1924 года.
Лыжероллеры являются искусственным средством, использование которого максимально приближено к скольжению на лыжах по снегу, а также одним из основных эффективных средств подготовки лыжников в бесснежный период. Лыжероллеры применяются главным образом для совершенствования техники передвижения на лыжах с одновременным повышением специальных физических качеств. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по лыжному спорту, общепедагогические методы обучения, методы обучения двигательным действиям, методы сопряженного воздействия, повторный и равномерный методы. Материалы. В работе рассматривается реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств, которые активно стимулируют функциональную подготовку лыжников и являются одними из основных средств в тренировке распределения и перераспределения мышечных усилий, связанных с механизмами энергообеспечения мышечной деятельности и направленных на повышение общего уровня равновесия. Тренажерные устройства в тренировочном процессе лыжников обусловливают вариативность применения техники лыжных ходов, которые значительно повышают способность спортсмена к своевременному изменению амплитуды движений, темпа, ритма и толчковых двигательных действий руками, ограничивают нерациональные траектории отдельных связок движений через положения звеньев тела, зрительный, слуховой, двигательно-координационный и другие анализаторы. Результаты. Применение тренажерных устройств дает возможность целенаправленно и рационально решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом и позволяет более эффективно проводить обучение технике лыжных ходов в сопряженном формировании специфического равновесия, способности мотивировать процесс приобретения знаний; тренажерные устройства позволяют одновременно развивать физические качества и совершенствовать техническое мастерство; позволяют моделировать технико-двигательную деятельность лыжников-гонщиков для получения гарантированного результата повышения уровня физической подготовленности, технико-двигательного мастерства, функциональных возможностей организма занимающихся и, как следствие, достижения высокого уровня спортивных результатов. Заключение. Эффективная реализация тренировочного процесса лыжников-гонщиков с помощью тренажерных устройств во многом зависит от профессионализма тренера, обеспечивающего в искусственных условиях среды разностороннюю спортивную подготовку лыжников спортсменов. Тренажерные устройства стимулируют принцип универсальности, акцентированно воздействуют в педагогическом процессе на способность к равновесию с одновременным обучением технико-тактическим действиям, позволяют увеличить объем специальной подготовки, на дистанциях разной длины.
- Техника торможения
- Новости
- Виды и приемы торможения автомобиля
- Плавное торможение автомобиля
- Резкое торможение автомобиля
- Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля
- Торможение двигателем автомобиля
- Торможение коробкой передач автомобиля
- Видео приемы и способы торможения автомобиля
- Программа тренировок для начинающих
- Таблица: план тренировок по неделям
- Техника преодоления подъемов и спусков на лыжах
Техника торможения
Способы торможений применяют с целью снижения развиваемой на спуске высокой скорости. которая нередко, особенно у лыжников-любителей, вызывает страх и боязнь падения.
Различают 3 классификации торможений на спусках: торможение лыжами (часто применяемое); торможение палками (редко применяемое); торможение падением (применяемое в экстренных случаях). Причем торможение лыжами делится на 3 вида: — «плугом», упором и реже боковым соскальзыванием..
Торможение « плугом » выполняют обеими лыжами на прямых спусках с достаточно плотным снежным покровом. Для этого лыжник из скольжения на параллельных лыжах плавно и симметрично разводит пятки обеих лыж в стороны, ставит лыжи на внутренние ребра, равномерно распределяет массу тела на обе ноги, на допуская скрещивания носков лыж (рис. 63, кадр 2). Степень торможения, вплоть до остановки, находится в прямой зависимости от угла разведения лыж.
Торможение упором ( «полуплугом») выполняют одной лыжей для небольшого снижения скорости (притормаживания). Лыжник переносит массу тела на идущую по направлению движения лыжу. Пятку второй лыжи отводит в сторону, ставит лыжу под углом и закантовывает ее на внутреннее ребро, (рис. 63, кадр 1). Степень снижения скорости зависит от угла отведения тормозящей лыжи в сторону, величины закантовки и загрузки ее массой тела.
Торможение боковым соскальзыва н ием применяют на крутых склонах. Лыжи ставят поперек склона, упираясь верхними кантами в склон. (рис63, кадр3).
Новости
- 16 февраля, 2021
- 203
20 февраля Ночная лыжная гонка на Игора Драйв
- 10 февраля, 2021
- 264
На домашнем Кубке мира по сноуборду сборная России завоевала 5 медалей
- 8 февраля, 2021
- 818
На СТК «Горный воздух» открылись новые склоны на горе Красная
- 2 февраля, 2021
- 348
Состав сборной России на этап Кубка мира по сноуборду в ГК Банное 2021
- 27 января, 2021
- 279
На Горном воздухе завершился чемпионат и первенство ДФО и Сахалинской области по горнолыжному спорту
- 21 января, 2021
- 221
22-23 января пройдут сноубордические соревнования Laax Open 2021
Виды и приемы торможения автомобиля
Существует несколько видов и приемов торможения.
Плавное торможение автомобиля
Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.
Резкое торможение автомобиля
Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».
Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.
Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.
Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля
Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.
Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.
Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.
При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.
Торможение двигателем автомобиля
Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.
Торможение коробкой передач автомобиля
Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.
Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.
Видео приемы и способы торможения автомобиля
Программа тренировок для начинающих
План занятий составляется исходя из того, какие задачи стоят перед лыжником. Для новичков, использующих лыжный бег для похудения, укрепления мышц и улучшения общего состояния здоровья, подойдёт тренировочная программа, рассчитанная на 3 месяца. Бег на лыжах в этой схеме будет использован в качестве единственного средства физической нагрузки.
Таблица: план тренировок по неделям
Период | Тренировочные дни | Продолжительность занятия | Используемые техники |
1 неделя | Понедельник, четверг | 30 минут | Классический одношажный ход |
2 неделя | Вторник, четверг, суббота | 35 минут | Классический попеременный ход |
3 неделя | Среда, пятница, воскресенье | 35 минут | Классический бесшажный ход |
4 неделя | Понедельник, вторник, пятница | 40 минут | Классический одношажный ход + коньковый ход под одну ногу |
5 неделя | Понедельник, среда, четверг, суббота | 45 минут | Классический попеременный ход + коньковый ход под одну ногу |
6 неделя | Понедельник, среда, пятница, воскресенье | 45 минут | Классический бесшажный ход + коньковый ход под одну ногу |
7 неделя | Вторник, среда, пятница, суббота | 50 минут | Классический одношажный ход + коньковый ход под одну ногу две ноги |
8 неделя | Понедельник, вторник, четверг, пятница, воскресенье | 60 минут | Классический попеременный ход + коньковый ход под две ноги |
9 неделя | Вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье | 65 минут | Классический бесшажный ход + коньковый ход под две ноги |
10 неделя | Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота | 70 минут | Классический одношажный ход + коньковый ход под одну ногу + отработка спусков и подъёмов |
11 неделя | Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье | 75 минут | Классический попеременный ход + коньковый ход под две ноги + отработка спусков и подъёмов |
12 неделя | Вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье | 80 минут | Классический бесшажный ход + коньковый ход под две ноги + отработка спусков и подъёмов |
Следует иметь в виду, что этот план лишь демонстрирует принцип повышения нагрузок, заключающийся в увеличении продолжительности и частоты занятий с ростом уровня тренированности лыжника. Составлять индивидуальную программу тренировок необходимо с учётом возраста, целей занятий, образа жизни, состояния здоровья и большого количества других факторов. Для разработки персональной схемы рекомендуется обратиться к инструктору по лыжному бегу.
Бег на лыжах способен стать хорошим средством похудения, улучшения здоровья и повышения общего качества жизни. Однако начинающим лыжникам следует иметь в виду, что для достижения поставленных целей одних тренировок недостаточно. Занятия должны сопровождаться приведением в норму рациона, отказом от вредных привычек, формированием режима сна и активности.
Техника преодоления подъемов и спусков на лыжах
Техника преодоления подъемов и спусков на лыжах
Поэтому с уменьшением силы трения лыж скорость передвижения лыжника на подъеме существенно не увеличивается, а прочность сцепления лыж со снегом уменьшается и лыжнику становится труднее отталкиваться ногами. Поэтому он укорачивает шаг, отталкивается ногой под большим углом и энергичнее работает руками. При одном и том же коэффициенте сцепления (Ксц) лыж со снегом угол окончания отталкивания ногой возрастает на столько, на сколько увеличивается крутизна подъема. Если при коэффициенте сцепления 0,4 на равнине лыжник может закончить отталкивание ногой под углом 68°, то на подъеме крутизной 5° минимальный угол отталкивания ногой будет 73° на подъеме 10° -78°.
При переходе с равнины на подъем лыжник до определенного момента продолжает сохранять фазовую структуру скользящего шага. С увеличением крутизны подъема сокращается фаза свободного скольжения. Квалифицированные лыжники способны сохранять свободное скольжение на подъемах крутизной до 5°, а на более крутых подъемах они переходят на скользящий шаг. Отличительная особенность его отсутствие свободного скольжения.
В момент окончания отталкивания ногой лыжник ставит одноименную палку на снег. П. ц. м. т. лыжника при этом смешена на пятку опорной ноги. Энергично работая туловищем и рукой, он скользит на лыже, а голень опорной ноги незначительно отклоняет назад. С остановкой лыжи опорную ногу гонщик начинает сгибать в голеностопном и коленных суставах, а маховая нога находится сзади опорной. Лыжа останавливается до выпада. Стояние лыжи до выпада фаза, которого нет при ходьбе на равнине. Чтобы достичь оптимально высокой скорости при передвижении скользящим шагом, надо не втягивать скольжение лыжи при отталкивании рукой и максимально сокращать фазу стояния лыжи до выпада. Если крутизна подъема более 10°, скользить на лыжах нецелесообразно и лыжники переходят на способ подъема ступающим шагом.
При передвижении ступающим шагом лыжник поочередно отталкивается ногами и руками. С окончанием отталкивания одной ногой он сразу же переносит массу тела на другую ногу. Лыжа при этом не скользит. Гонщик ставит палку на опору до окончания отталкивания одноименной ногой и противоположной рукой (фазы свободного скольжения нет). Таким образом, он опирается одновременно на обе палки. Поэтому задача отталкивания руками перенос массы тела лыжника вперед на опору. При передвижении ступающим шагом лыжник делает перекат через согнутую ногу. не разгибая ее при махе. С началом выпада лыжник продолжает сгибать опорную ногу, а сильнейшие лыжники, как правило, сразу начинают разгибать ее в тазобедренном и коленном суставах, т. е. отталкиваться. Крутые короткие подъемы (крутизной 15° и больше) лыжники преодолевают беговым шагом. При этом шаге все фазы скольжения сменяются фазой полета. С момента постановки палки масса тела перемещается на маховую ногу. Далее следует стояние лыжи до выпада. Хорошо подготовленные лыжники начинают выпад одновременно с выпрямлением опорной ноги, а иногда н раньше. Подъем они преодолевают на сильно согнутых в коленях ногах. Темп при беговом шаге 70 циклов в 1 мин.
Подъем елочкой
При преодолении подъемов наискось применяется подъем «полуелочкой». Лыжа, расположенная выше, скользит в направлении движения, а носок нижней лыжи отводится в сторону. Угол постановки нижней лыжи зависит от крутизны подъема и условий скольжения Руки лыжника работают поочередно. Подъем «елочкой» применяется при преодолении подъемов прямо. При этом способе подъема носки лыж разводятся в стороны в направлении движения, и, чтобы улучшить сцепление со снегом, гонщик закантовывает лыжи на внутренние ребра. Чем круче подъем, тем больше разводятся носки лыж.
При подъеме «елочкой» лыжи не скользят, а ноги к руки гонщика работают поочередно. Подъем «лесенкой» на соревнованиях лыжников не применяется. Чтобы подняться «лесенкой», надо встать левым или правым боком к подъему, поставить лыжи на верхние канты и подниматься приставными шагами. Если лыжник преодолевает подъем, повернувшись к нему правым боком, то он отталкивается левой рукой, одновременно разгибая левую ногу, а правую ногу отводит от левой. С постановкой правой лыжи и палки на снег левая нога приставляется к правой и т. д. Техника преодоления подъемов коньковыми способами: одновременными одношажным, двухшажным и попеременным основана на отталкивании скользящим упором.