Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».
- Основы
- Жизнь в стиле дзен
- Буддизм старше христианства и ислама
- Основные буддийские сутры
- Философия буддизма
- Причины человеческих страданий в Буддизме
- Девять моих заповедей буддизма
- Сиддхартха Гаутама
- Буддизм в России
- Отношение к богу
- Введение
- Будда и его учение
- Традиции и правила буддистов
- Путь к пробуждению
- Ветви буддизма
- Распространение школ по регионам
- Священная литературы и представления об устройстве мира
Основы
Гаутама открыл 4 истины, составляющие основы буддизма:
- Жизнь – страдание. Все этапы человеческого существования наполнены им. Начиная с самого рождения и заканчивая смертью.
- Причиной страданий являются пороки и желания людей, стремление к наслаждениям и удовольствию.
- Для избавления от страданий необходимо подавить в себе все эмоции и желания, ведь именно они становятся источником всех проблем и нарушают внутреннюю гармонию.
- Единственная возможность избавиться от страданий – следовать по пути спасения и придерживаться правил, которые открыл Гуатама.
В современном мире существует много последователей этой веры. Разные исследователи определяли его не только как религию, но и как философское и этическое направление. Однако буддийские деятели дали ему определение науки о сознании.
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.- Но разве не все делают то же самое?- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Буддизм старше христианства и ислама
Учение о просветлении зародилось в VI веке до нашей эры в Индии, то есть 2500 лет назад. Христианство же появилось в I веке нашей эры в Палестине, а ислам – в начале VII века.
Возникновение буддизма связывают с индийским принцем Сиддхартхой Гаутама. Он был наследником князя, который решил оградить своего сына от всех бед и невзгод окружающего мира. С детства Сиддхартха Гаутама жил в роскоши и не знал нужды. В 16 лет он женился и вскоре сам стал отцом. Однако, несмотря на все блага, которые ему предоставлялись, он считал, что в жизни должна быть другая, большая цель.
Однажды, в 29 лет он выехал за пределы дворца и увидел четыре картины действительности, которые изменили его жизнь. Это были нищий, просящий подаяние, больной, страдающий проказой, мертвый человек и отшельник. Так Сиддхартха Гаутама узнал о неизбежности страданий, которые сопровождают человека по жизни: болезни, старость и смерть. Его также поразила четвертая встреча – отшельник не имел ничего, но при этом он казался совершенно умиротворенным. Гаутама решил покинуть дворец и семью для поиска смысла жизни. После нескольких лет странствий, медитаций и размышлений в 35 лет он достиг пробуждения и стал Буддой Шакьямуни. До конца своих дней он делился своим опытом с другими людьми и передавал полученные им Знания о причинах страданий и методах избавления от них.
Основные буддийские сутры
Сутр насчитывается огромное число, поскольку Учение не было единым для всех, а давалось в зависимости от качеств ума каждого живого существа.Наиболее известны такие буддийские сутры, как Ланкаватара сутра, Сандхинирмочана сутра, Махапаринирвана сутра, Вималакирти нирдеша сутра и другие.
Философия буддизма
И это еще я не упоминал про депрессии, болезни, несчастные случаи, войну, смерти близких людей и подобное. Да что говорить, в принципе, все мы знаем отчего в этом мире страдают люди.
Но вот как избежать этих страданий мы как раз и не знаем, а в этом нам поможет разобраться именно философия буддизма, как религиозного и философского учения.
Итак, практическая философия буддизма настаивает, что все несчастья и страдания человека возникают от его неправильного и не морального поведения. От его слишком большой привязанности к материальным объектам этого мира, от его излишних и зачастую неверных оценочных суждений, а также от через чур сильного желания добиться чего-либо.
Причины человеческих страданий в Буддизме
Соответственно главными и самыми тяжелыми привязанностями, и причинами страданий для человека, а можно даже сказать 10тью заповедями Буддизма (существуют и настоящие 10 заповедей этого учения, но они все имеют отношение к правильному поведению, а не всему буддизму в целом), которые из них можно вывести, лично я бы мог назвать:
Девять моих заповедей буддизма
Привязанность к плодам своего труда и ожидание отдачи.
Привязанность к материальным объектам и деньгам.
Привязанность к своему телу и своим качествам.
Привязанность к наслаждениям и еде.
Привязанность к другим людям.
Сильное желание чего-то добиваться и получить.
Нежелание идти по срединному пути.
И конечно плохое и неправильное поведение человека.
Сиддхартха Гаутама
Основатель религии родился в 623 или 563 году до нашей эры в царственном индийском роде железного века Шакья. Это произошло на юге современного Непала.
Проведя молодость в роскошном дворце своего отца, Сиддхартха случайно столкнулся с жестокой реальностью окружающего мира, придя к выводу, что жизнь основана на горе и страданиях. После этого он отказался жить во дворце, поселившись в лесу отшельником и аскетом. В частности следовал практикам умерщвления и мучения своего тела.
Затем он решил, что крайние формы аскетизма не приведут человека к освобождению от страданий, связанных со смертью и рождением. Поэтому он начал искать промежуточный путь между желанием самоумерщвления и чувственными удовольствиями.
Во время медитаций Сиддхартха решил сделать все ради поиска истины, достигнув Просветления в возрасте 35 лет. После этого он начал называть себя Будда Гаутама или просто Будда, что в дословном переводе означало «пробужденный».
Оставшиеся 45 лет своей жизни он провел в странствиях по Центральной Индии, в частности в долине Ганга. У него появилось множество учеников и последователей. Они в течение следующих четырех веков формировали всевозможные школы и учения.
Буддизм в России
На территорию современной России буддизм проник достаточно рано – в VIII веке. Буддизм проникал на земли Приморского края через государство Бохай, которое существовало вплоть до Х века на терртории Северной Кореи, Приморского края и Маньчжурии. В XVII веке ряд калмыцких племён, исповедующих буддизм, прининяли российское подданство. Именно эти подданные стали первыми буддистами из подданных Российской державы.
В 1741 году, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, буддизм стал одной из официально признанных религий Российской империи. После этого буддизм стал постепенно развиваться на русской земле. В России функционировало множество дацанов – буддистские школы-монастыри. В крупных дацанах было три факультета: философский, медицинский и тантрический. Особенно сложным считался тантрический факультет, в нём изучались тантры. К 1917 году в России действовало 35 дацанов.
В период сталинских репрессий в 1930-х годах многие буддисты были репрессированы, а все дацаны закрыты.
Тем не менее в 1945 году один дацан был возрождён, и идеологический пресс Советского государства несколько смягчился. Демократические реформы 1990-х годов позволили буддизму более активно заявлять о себе. Однако нравственный упадок, спровоцированный просчётами, допущенными в этих реформах, препятствует успешному распространению буддизма. На период 2010 года на территории РФ функционирует около 30 дацанов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, Е. Н. Буддизм тхеравады и развитие тайской литературы XIII-XVII вв. / Е.Н. Афанасьева. – М.: ИМЛИ РАН, И. В. Бирма: религия и политика / И.В. Всеволодов. – М.: Наука, света. – 2007. – № 8 (2803) народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». А. С. Ведическая антропология / А. С. Тимощук // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, О. П. Буддизм: История и современность / О. П. Семотюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, Е. А. Введение в буддизм: курс лекций / Е. А. Торчинов. – СПб: АМФОРА, китайского буддизма. – СПб: «Азбука-классика», С. Синтоизм: Древняя религия Японии / С. Оно, У. Вудард – «София», Избранные труды. Перевод А.Г. Фесюна / Кукай. – М. Ф.И. Избранные труды по буддизму / Ф.И. Щербатский.– М.: Наука, 1998.
—
Отношение к богу
Каждая религия предполагает веру в бога: ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.
Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя . Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.
Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель.
Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.
Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.
В некоторых течениях философской мысли, особенно в , Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.
Причина тому – пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистском учении.
Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.
Введение
Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.
Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.
Будда и его учение
Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».
Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.
Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.
Традиции и правила буддистов
Интересные факты о буддизме включают в себя религиозные традиции, праздники и особенности духовных практик в зависимости от различных школ и направлений учения. За все время формирования буддизма были выделены три основных его школы, которые отличаются своими ценностями и традициями.
- Направление Махаяны. Термин Маяхана означает «Великая Колесница», отсюда следует основной принцип религии – возможность освобождения от страданий всех живых существ. Направление предполагает, что человек, освободившийся от «колеса перерождений», должен следовать пути Бодхисаттвы, то есть стать буддой для блага всех живущих.
- Ваджраяна. Тантрический буддизм отличается мистическими обычаями и практиками, которые помогают достичь просветления через подсознания человека. Главным средством достижения просветления в Ваджраяне считается тайная мантра. Данная практика считается значительно могущественнее и может привести к достижению состояния Будды за одну жизнь.
- Тхеравада. Старейшая школа буддизма по своим принципам наиболее близка к учению Будды Гаутамы. Последователи школы Тхеравады культивируют нравственное поведение и считают соблюдение четких предписаний и норм одним из условий достижения просветления.
Традиции буддизма включают в себя празднование ключевых событий истории религии. Праздники у буддистов проходят только при соблюдении обрядов, духовных методик и ритуалов; к подобным мероприятиям последователи буддизма относятся с большой ответственностью и серьезностью.
Наиболее важные праздники у буддистов:
Среди других традиций буддистов можно выделить:
- регулярное посещение монастырей и храмов;
- пожертвования монастырям;
- подношения монахам;
- участие в ритуалах и обрядах.
Путь к пробуждению
Мужчина жил нищим и почти ничего не ел. Он увлекался разными науками самопознания, но так и не нашел то, что искал. Изучение философских систем не давало ответов на его высокие вопросы. Также безрезультатными стали учения различных школ и практик.
Далее он искал истину через аскетизм. Морил себя голодом и истязал тело. Обращался за советами к различным гуру, поскольку боги буддизма ни для кого не были путем к истине. Есть источники, которые говорят, что его тело стало настолько худым, что позвоночник можно было увидеть через живот. Но задержка дыхания и отказ от земных благ не приблизили его к правде.
Так, через некоторое время он несколько дней пробыл в дороге. У реки Найранджаны из-за усталости не смог встать и упал в глубокий обморок. Попытки познать истину через отречение закончилась неудачно, после чего мужчина решил больше не практиковать голод и неподвижность. Взяв у крестьянки тарелку риса, он стал изгоем для своих друзей. Аскеты подумали, что после шести лет скитаний по лесам мужчина решил вернуться к роскошной жизни.
Ветви буддизма
После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько ветвей буддизма.
Есть «Малая Колесница» или «Хинаяна» — это те, кто ни, на что не обращая внимания, работают над очищением своего сознания.
Есть «Большая Колесница» (Махаяна) — это те, кто хотят помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к просветлению.
И есть «Алмазная Колесница» (Ваджраяна) — это те, кто — не забывая о других — стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни, используя все подручные методы.
Но, как говорится — кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти; а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же общего во всех направлениях буддизма?
Главное в буддизме — это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть только потому, что наше сознание загрязнено напрашивается — очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны — есть ли в жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?
Распространение школ по регионам
Тхеравада (или Махаяна, или Малая Колесница) считается самой древней школой и ее часто награждают эпитетом “ортодоксальный буддизм”. Тхеравада распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Количество последователей Тхеравады оценивается в 100-200 миллионов человек.
Махаяна (или Большая Колесница) распространена гораздо шире. Эта шкала Буддизма распространена в Тибете, Китае, Японии и Корее.
Количество последователей Махаяны оценить гораздо сложнее, так как нет точных данных о проценте верующих в Китае. Примерно количество последователей оценивается в 500 000 000 человек.
И отдельной большой веткой являются школы буддизма в Китае, многие из которых сложно куда-либо причислить.
Священная литературы и представления об устройстве мира
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти- питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.
Канон состоит из трех частей:
- Винайя-питака , содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
- Сутта-питака , содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу », что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку » – собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
- Абидхамма-питака , содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.
Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной. Другие направления буддизма имеют свои священные источники.
Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру » (поучения о совершенной мудрости). Ее считают откровением самого Будды. Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.
Священные книги махаяны написаны на санскрите. Они включают мифологические и философские сюжеты. Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.
Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие. Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди – просветленный, саттва – сущность) – существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим. Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.