Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».
- Основы
- Жизнь в стиле дзен
- Четыре классических принципа
- Буддизм – это религия или образ жизни
- Как возникла древняя философия буддизма
- Что такое буддизм?
- Для чего изучать сутры?
- Буддизм в России
- Введение
- Основатель религии буддизм
- Понятие Бога в буддизме
- Буддизм в России
- Буддизм имеет три основных направления: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна
- Рождение Просветленного
- Тибетский буддизм
Основы
Гаутама открыл 4 истины, составляющие основы буддизма:
- Жизнь – страдание. Все этапы человеческого существования наполнены им. Начиная с самого рождения и заканчивая смертью.
- Причиной страданий являются пороки и желания людей, стремление к наслаждениям и удовольствию.
- Для избавления от страданий необходимо подавить в себе все эмоции и желания, ведь именно они становятся источником всех проблем и нарушают внутреннюю гармонию.
- Единственная возможность избавиться от страданий – следовать по пути спасения и придерживаться правил, которые открыл Гуатама.
В современном мире существует много последователей этой веры. Разные исследователи определяли его не только как религию, но и как философское и этическое направление. Однако буддийские деятели дали ему определение науки о сознании.
Жизнь в стиле дзен
— Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто. Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю. А в остальном — следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.- Но разве не все делают то же самое?- Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы. Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю. У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.
Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.
Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет. Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно. Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.
Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.
Четыре классических принципа
Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:
1. Жизнь есть страдание;
2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний;
4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями).
Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.
Буддизм – это религия или образ жизни
Интересные факты о буддизме рассказывают об учении как о философии жизни, а не религиозном мировоззрении. Буддизм – уникальная религия, которая может интерпретироваться не только как вера, но и как учение, составляющее ценности, принципы и видение жизни.
Это связано с особенностями буддизма, которые не основаны на слепой вере в сверхъестественные силы, а предлагают человеку самому достичь самосознания и просветления. Чтобы ответить на вопрос, буддизм – это религия или образ жизни, необходимо рассмотреть основные черты учения и проанализировать их принадлежность к религиозным или философским взглядам.
Философия и религия отвечают на схожие вопросы человека о смысле жизни, правильном существовании, ценностях и отношении к окружающим. Но между ними существуют принципиальные различия, понимание которых поможет правильно интерпретировать учение буддизма.
- тханки — предмет буддийского изобразительного искусства, который похож на иконопись;
- сутры — сборники афоризмов;
- пуджи — обряды поклонения и почитания;
- уважение к ламам – религиозным учителям и монахам.
Учитывая приведенные особенности учения, буддизм можно трактовать как религиозно-философское учение, так как оно сочетает в себе религиозные и философские черты, поэтому однозначно интерпретировать буддизм практически невозможно.
Как возникла древняя философия буддизма
В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм . Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.
Что такое буддизм?
Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.
Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.
Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии. В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.
Для чего изучать сутры?
Ещё во времена первого древнейшего университета Наланды поступавшие на обучение первым делом заучивали наизусть учения и лишь потом постигали их глубинную суть. Очень часто «тело» сутры находится между строк и почерпнуть мудрость, скрытую в простых словах, можно лишь посредством своего жизненного опыта.
Буддизм в России
На территорию современной России буддизм проник достаточно рано – в VIII веке. Буддизм проникал на земли Приморского края через государство Бохай, которое существовало вплоть до Х века на терртории Северной Кореи, Приморского края и Маньчжурии. В XVII веке ряд калмыцких племён, исповедующих буддизм, прининяли российское подданство. Именно эти подданные стали первыми буддистами из подданных Российской державы.
В 1741 году, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны, буддизм стал одной из официально признанных религий Российской империи. После этого буддизм стал постепенно развиваться на русской земле. В России функционировало множество дацанов – буддистские школы-монастыри. В крупных дацанах было три факультета: философский, медицинский и тантрический. Особенно сложным считался тантрический факультет, в нём изучались тантры. К 1917 году в России действовало 35 дацанов.
В период сталинских репрессий в 1930-х годах многие буддисты были репрессированы, а все дацаны закрыты.
Тем не менее в 1945 году один дацан был возрождён, и идеологический пресс Советского государства несколько смягчился. Демократические реформы 1990-х годов позволили буддизму более активно заявлять о себе. Однако нравственный упадок, спровоцированный просчётами, допущенными в этих реформах, препятствует успешному распространению буддизма. На период 2010 года на территории РФ функционирует около 30 дацанов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Н. В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наука, Е. Н. Буддизм тхеравады и развитие тайской литературы XIII-XVII вв. / Е.Н. Афанасьева. – М.: ИМЛИ РАН, И. В. Бирма: религия и политика / И.В. Всеволодов. – М.: Наука, света. – 2007. – № 8 (2803) народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». А. С. Ведическая антропология / А. С. Тимощук // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, О. П. Буддизм: История и современность / О. П. Семотюк. – Ростов-на-Дону: Феникс, Е. А. Введение в буддизм: курс лекций / Е. А. Торчинов. – СПб: АМФОРА, китайского буддизма. – СПб: «Азбука-классика», С. Синтоизм: Древняя религия Японии / С. Оно, У. Вудард – «София», Избранные труды. Перевод А.Г. Фесюна / Кукай. – М. Ф.И. Избранные труды по буддизму / Ф.И. Щербатский.– М.: Наука, 1998.
—
Введение
Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.
Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.
Основатель религии буддизм
Уже в первые годы существования буддизма вокруг Гаутамы складывается монашеская община сангха, то есть объединение людей, отказавшихся от всего, что их раньше связывало с обществом:
- От семьи
- От принадлежности к варне
- От собственности
В основном буддийские монахи жили за счет доброхотных подаяний от мирян; отсюда обычным наименованием их было бхикшу — нищий. Монаху полагалось молча, не поднимая глаз, обходить с чашей в руке дома мирян, ничего не прося и ни о чем не настаивая, не радуясь обильной милостыни и не огорчаясь, когда он не получал ее вовсе.
При жизни Будды появились и первые буддийские монастыри. Обычно они основывались в рощах, подаренных Учителю богатыми раджами. Монахи строили там хижины и дома для общих собраний. Рядом с ними появлялись кладовые, столовые, бани и другие хозяйственные помещения. Была учреждена особая должность эконома, который наблюдал за работами и хлопотал о поставках.
Будда внимательно наблюдал за развитием этих монастырей и собственноручно написал для них уставы. Каждый шаг монаха был в них жестко регламентирован. Впрочем, сам основатель учения вплоть до самой смерти строго соблюдал предписания своих уставов, не допуская для себя никаких послаблений.
Смерть Будды не помешала дальнейшему развитию и распространению его вероучения. Сам он, как уже говорилось, заложил только его основы. Многие вопросы и важнейшие положения новой религии буддизм требовали дальнейшего развития и уточнения. Первый шаг к этому был сделан вскоре после кончины Учителя.
Понятие Бога в буддизме
Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.
Буддизм в России
Первые свидетельства о существовании этой религии в нашей стране относятся к VIII веку нашей эры. Их связывают с государством под названием Бохай, которое располагалось на месте современного Приамурья и Приморья. Вот когда появился буддизм в России.
Окончательно закрепился в нашей культуре он в XVII веке, когда российское подданство получили некоторые калмыцкие племена. Вскоре эта религия распространилась на территорию Бурятии. Здесь обосновались тибетские и монгольские ламы, которые, по всей видимости, спасались от преследований у себя на родине. В 1764 году императрица Екатерина II даже утвердила пост главы буддистов Забайкалья и Восточной Сибири. Считается, что именно тогда буддизм стал одной из государственных религий в стране.
Буддизм имеет три основных направления: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна
Как и любое религиозное учение, со временем буддизм разделился на несколько направлений, каждое из которых имеет свои догматы. Наиболее распространены такие виды Учения, как Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.
Махаяна («Великая Колесница») – самая многочисленная ветвь. В наибольшей степени она распространена в Китае. В ее основе лежит Путь Бодхисаттвы. В этом случае главной целью является достижение нирваны и отказ от нее ради остальных живых существ. Просветленная душа возвращается в мир сансары, чтобы помочь другим избавиться от страданий. То есть, на первое место ставится не индивидуальное спасение, а помощь и сострадание другим живым существам.
Тхеравада («Учение Старейшин») – наиболее консервативная ветвь. Распространена в Таиланде, Камбодже и на Шри-Ланке. Она сохранила свои доктрины еще со времен Шакьямуни. Главной идеей этого направления является сохранение рационализма и освобождение от заблуждений. В Тхераваде Путь Бодхисаттвы не олицетворяется с высшим просветленным существом, а подразумевает духовный путь человека, практикующего буддизм.
Ваджраяна («Алмазная Колесница») практикуется в Тибете и Монголии. Ваджраяне, кроме основных догматов, присущи оккультные черты. Данное направление утверждает, что достичь просветления можно за одну жизнь, используя специальную мантру во время медитаций. Она может быть универсально «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» или составлена индивидуально. Духовным лидером направления Ваджраяна в Тибете является Далай-лама.
Уникальный монастырь Сэда в Тибете — крупнейшая в мире школа тибетского буддизма. Располложена в долине Гардзе-Тибетского автономного округа китайской провинции Сычуань.
Рождение Просветленного
Цветок лотоса — символ Будды. Он зарождается и растет на болоте, тем не менее завораживает своей чистотой и невинностью. Во все века цветок ассоциировали с сознанием человека. Каждый может жить, как на болоте, со всех сторон окружен грязью, но это не должно помешать ему прорости чистым и прекрасным лотосом.
Имя основателя буддизма — Сиддхартха Гаутама. Это реальная историческая фигура, которая родилась под Гималаями около 563 года до нашей эры в городе Лумбини. Тогда это была территория северной Индии, сейчас часть Непала. Будущий просветитель был сыном раджи. Отец, Шуддходана, правил полунезависимым княжеством. Бытует легенда, что перед беременностью его матери приснился странный сон. Она видела белого слона — символ большого счастья. Женщина умерла через несколько часов после появления на свет малыша. Согласно буддизму, родив Просветленного, она исполнила цель своей жизни. Ребенка воспитала тетя.
Именно отец дал имя Сиддхартха, что означало «исполнение желаний». После рождения сына царь позвал мудреца, чтобы тот поведал ему судьбу ребенка. Праведник Асита напророчил ему жизнь или успешного правителя, который объединит земли, или великого философа. Все зависело от избранного им пути. Ко второму он мог прийти, только соприкоснувшись со всеми ужасами человеческой жизни. Но отец благословенного ребенка решил сам выбрать судьбу для сына. Он боялся, что тот откажется от наследства. Тогда мужчина даже не догадывался, что его сын — основатель религии буддизм.
Тибетский буддизм
Другое название – Ламаизм. Основан на учениях махаяны и ваджраяны, а также тхеравады (монашеские обеты). Здесь наблюдается полное сохранение позднеиндийского буддизма.
В Тибете это религиозное учение начало утверждаться и развиваться не раньше VII века н.э. Основное отличие от традиционного буддизма заключается в способе передачи власти, как светской, так и духовной. На Тибете это происходило как перерождение (тулку) одной и той же личности, в то время как в других странах, исповедовавших эту же религию – по наследству либо через организацию выборов. В конце концов, это привело к тому, что духовенство и светская власть объединились. Единым правителем Тибета стал Далай-лама.