Ка́рма-йо́га (санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в том числе и в философии индуизма.
История появления аштанга-йоги
Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.
Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.
За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.
Что такое кундалини йога
Йога имеет множество стилей и вариантов (читайте статью что такое йога )Некоторые виды йоги основаны на физических тренировках, например, хатха йога. Другие стили делают акцент на медитации. Кундалини йога в первую очередь опирается на осознание тонких энергий и активацию энергетических центров во всем теле. Большое значение в кундалини йоге также имеют дыхательные практики.
Занятия кундалини йогой часто представляют собой довольно интенсивную физическую тренировку, но занимающиеся относятся к каждому движению со спокойным почтением, так что у вас может сложиться ощущение, что вы находитесь в храме, а не в спортзале.
Если вам нравится, что физические упражнения совмещены с духовными практиками, то кундалини йога для вас.
Для меня самый величественный из алтарей – живое чувствующее человеческое тело, и поклонение ему гораздо возвышеннее, чем какому бы то ни было бездушному символу. Свами Вивекананда
К чему сводится суть карма йоги
Безответная любовь, страдания, одиночество… Есть 100% белый способ привлечь настоящую любовь в свою жизнь! Действие амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы наконец-то получите настоящие, гармоничные отношения…
Читать далее…
В переводе с индийского йога под названием «карма» обозначает «связь путем деятельности». В ее основе лежит весьма старинный текст из Индии – «Бхагават Гита». А ее главная цель заключается в формировании связи с Богом, единении с ним, которое происходит через любые действия: дыхание, разговор, прогулка.
Абсолютно все, чем занимается человек в физическом смысле, и духовном является кармой, оставляющей в нем различные отпечатки. А непосредственно карма йога это йога, предписывающая отказаться от любой деятельности, выполняемой с целью получения личной прибыли.
Работая ради извлечения выгоды, человек получает материальные блага, через которые получает новую карму.
И она, в свою очередь, ведет к процессам, способствующим перерождению в данном мире. И в результате человек вновь рождается, постепенно стареет, часто страдает и обязательно умирает.
Дабы избежать этого, следует использовать кармическую практику в виде медитаций, молитв, и мантр. Но не ради получения выгоды для себя, а лишь во имя Бога.
Поступки и их последствия
Судьба — это то, что предначертано заранее, чего нельзя изменить. Значит карму нельзя назвать судьбой в общепринятом смысле. Ведь каждый новый поступок человека меняет грядущие последствия.
Это не возмездие за плохие дела или награда за хорошие, а естественная и логичная последовательность событий.
Человек очень мало знает о своей природе. Часто кажется, что вся жизнь — череда разумно выбранных событий и принятых решений. Но карма доказывает, что это не так. Все действия — итог неразумного физического начала человека, совершаемые под воздействием естественных страстей и желаний, жизненных импульсов. Накладывает отпечаток и социум, воспитание, окружение. И лишь в единичных случаях решения принимаются самостоятельно.
Карма — это действие. Все дела, совершенные с какой-то целью, влияют на карму. Действия без личного интереса карму не нарабатывают. Поэтому даже добрые дела, за которые ожидается поощрение, тоже повлекут за собой последствия. Все пожелания — «я хочу есть», «я хочу ребенка», «я мечтаю съездить на море», «я хочу, чтобы меня простил друг» — повлекут за собой карму.
Когда умирает физическое тело, а душа освобождается, в идеале не должно быть неисполненных желаний или сожалений о том, что человек не успел сделать. Если что-то омрачает разум, то и душа, не получив успокоения, снова возвратится на Землю в физическом обличии.
Так замыкается круг — колесо смертей и перерождений души.
Карма-йога
Карма-йога ориентирована на отработку задач развития сознания в социальной среде. Основное внимание карма – йога уделяет повседневной деятельности человека.
Следует, наверное, пояснить термин «карма». Вокруг него часто висит мрачный ореол некой безысходности. Что-то вроде рока. Раз и навсегда начертанной судьбой. Которая, к тому же, определена предыдущими воплощениями.
Надо сказать, что карма, вопреки расхожему мнению, не носит фатального характера. Термин «карма» буквально переводится как «действие». Это означает, что из прошлой жизни мы имеем некоторые особенности реагирования на различные ситуации. А уже эти особенности поведения формируют нашу судьбу.
Карму можно изменить. По этому поводу есть притча, которая наглядно поясняет действие кармы.
Наверное, все хорошо помнят поговорку: « Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Мы живём в мире причинно-следственных связей. Каждое наше действие имеет свои последствия. Эти причинно-следственные связи и создают карму – предопределённость.
Цель карма — йоги состоит в том, чтобы разорвать эту непрекращающуюся цепочку причин и следствий.
Для этого используется обычная, повседневная деятельность человека.
Чаще всего, эта самая повседневная деятельность человека ориентирована на результат и направляется какими-то желаниями. А, как правило, «желания порождают страдания,…».
Это обусловлено ожиданием результата и связанно с сопутствующими этому процессу сомнениями, страхами, надеждами, разочарованиями,«…но, страданий можно избежать», если не привязываться к результатам деятельности.
В этом и состоит суть принципов карма — йоги – сосредотачиваться не на результате, а на процессе деятельности. При этом вид деятельности не имеет никакого значения. Таким образом, достигается состояние непрерывного самоосознания.
Надо подчеркнуть, что человек при практике карма — йоги не отказывается от результатов своей деятельности и от вознаграждения за свой труд (это было бы абсурдно). Он только не привязывается к результатам своей деятельности.
Другими словами, человек знает, что он делает. Он знает, что конкретно он хочет сделать и чего достигнуть. Но при этом, он сосредоточен не на цели и не на результате, который, предположительно, будет достигнут в результате его усилий и трудов, а на самом процессе своей деятельности. Для этого он должен находиться в состоянии «здесь и сейчас» и получать удовольствие от процесса.
Типы асан
Хатха-йога включает в себя комплекс различных йогических поз. Их делят на своеобразные группы: стоя, сидя, лежа, прогибы, наклоны, скручивания, баланс и переворот. Кроме того, позы классифицируют по другому свойству.
Одни используются для растяжки, другие – для силы и выносливости. Таким образом, Хануманасана из сидячего положения направлена на растяжку, а Бакасана или Маюрасана – на силу.
Перевернутые асаны улучшают кровообращение в голове. Это связано с тем, что в такой позиции кровь стремится к мозгу. Также ускоряется работа пищеварительной системы, и повышается тонус внутренних органов. К таким стойкам относятся Халасана и Саламба Сарвангасана.
Скручивания (Сучирандхасана, Париврита Триконасана) благоприятно влияют на поясницу и брюшную полость.
Балансирующие асаны являются универсальными и укрепляют сразу несколько мышц, а также стимулируют работу внутренних органов. К ним относятся Анантасана, Гарудасана и др.
Откуда появилось название — йога?
Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз. Можно сказать, что йога — это путь к гармонии.
Чисто технически йога — это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога — это ЧВН («Прекращение мыслительной активности»). Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию «молчание ума», но для большинства — они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.
Но так или иначе Йога — есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.
Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога: Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).
Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.
Комплекс асан для новичков в домашних условиях
Все асаны, входящие в практику Раджа-йоги, легко выполняются в домашних условиях.
Сначала практикующий должен пройти 3 стадии:
- изначальное упражнение – задержка дыхания;
- на второй стадии нужно научиться максимально замедлять свои мыслительные процессы, при которой все лишние мысли должны уйти с головы;
- на третей ступени нужно постигать медиативные практики, при которых нужно научиться доходить до недр своего сознания.
Все асаны, входящие в Раджа-йогу простые. Доступны даже новичкам. Зачастую не требуется помощь опытных йогов. Все можно изучить самостоятельно. Подходят следующие асаны:
- поза Тадасана, при которой нужно встать прямо и выпрямить спину, колени подобрать вместе и задержаться в положении на 2 минуты;
- поза треугольника, при которой следует стать около стены и делать наклоны сначала в одну сторону, а потом в другую при разведенных в стороны руках;
- позу дерева, при которой следует ступню одной ноги прижимать к внутренней стороне ноги, ближе к промежности, а ладони сложить вместе и тянуть вверх;
- наклон вперед, при котором следует поставить ноги шире плеч и сделать наклон туловища вперед, а руками при этом обхватывать ноги для опоры.
Во всех асанах нужно задерживаться на 2-3 минуты. Дыхание в это время должно быть ровным и спокойным. Лучше всего выполнять все асаны на природе. Если это невозможно, нужно выбирать для занятий просторную комнату, где ничего не будет отвлекать.
Заниматься нужно в свободной одежде, которая не будет стеснять движения. Перед занятиями помещение нужно проветрить и убрать все предметы, которые могут отвлекать в момент выполнения асан или при медитации.
Бхагавад-Гита и Карма йога
Это классическое произведение индуизма, в котором очень часто упоминается о практиках карма йоги. Кришна, символизирующий собою космическую мудрость, призывает людей жить и действовать в миру, но обязательно с мудростью. Слепые, бессмысленные действия держат нас на месте, ровно как и глупое, бессмысленное бездействие. Согласно философии карма йоги, пренебрежение работой не наказуемо, а наказуем отказ от ответственности за свои поступки. Одной из целей карма йоги является избавление учеников от принуждений и нехватки осознанности. Арджуна также был полон заблуждений и терзающих сомнений (как и все мы!), но карма йога и советы Кришны (описанные в Гите) пробудили в нем его духовную сущность и пробудили от сна неведения.
Многие духовно развитые и мыслящие люди отказались от созерцания жизни и перешли к активным действиям. В Бхагавад-гите говорится, что жизнь человека на земле обязательно должна сопровождаться действиями, но не теми, которые отталкиваются от эго. Жизнь должна вмещать и созерцание, и работу, однако, эти два понятия можно смело смешивать и создать свой уникальный баланс. Баланс должен наблюдаться и между двумя важными понятиями в карма йоге: свадхармой (внешней жизнью) и свабхавой (внутренней жизнью).
Бхагавад-Гита не устает подчеркивать, что отказ от “я” является первым и основным шагом, долгом каждого человека. Дух служения так же стар, как и это понятие. Благодаря бескорыстному служению, человек постоянно отдает другим, но одновременно получает и для себя все необходимое от них. Это — наивысшее служение, оно благостное и угодное божественным силам. Не следует забывать, что каждое наше действие сопровождается благословением Деви, управляющей силами и законами природы, а ей угодно исключительно бескорыстие.
Эта концепция идет вразнобой с современными понятиями о провозглашении “я” впереди всех и всего, превозношения эго и развитие духа людей в стиле “каждый сам за себя”. Очень важно понимать это. Действительно, каждый из нас в первую очередь заботится о себе. Однако тот, кто связывает свои действия с другими, желая совершать для них благо, приносит благо себе, в первую очередь. Эту простую истину можно увидеть на примере множества семей, где, преследуя исключительно корыстные цели, человек создает вокруг себя и близких ситуацию страдания и бесконечных проблем. Такие семьи чаще всего разрушаются. В то время как семьи, где каждый человек старается делать благо близкому — всегда остаются крепкими, подобно храму. Карма йога не заставляет человека с первого же дня практики служить всем окружающим, забыв о себе. Она просто напоминает о том, что даже едва присмотревшись к интересам других людей, мы уже делаем существенный шаг вперед. Спешить не имеет смысла.
Карма йога — это свобода. А свобода, в первую очередь, — это внутреннее состояние. Бхагавад-гита призывает нас продолжать делать то, что мы делаем, и даже больше, чем делаем, но все наши действия должны быть связаны с высшей мудростью. Именно таким образом мы освобождаемся от невежества. Вторым этапом карма йоги считается посвящение своих действий божественной воле и бесконечной мудрости. Эта практика приводит к самореализации. Прочтите Бхагавад-гиту. Найдите подходящий перевод и начинайте изучать это священное писание. Это будет относиться к вашему ученичеству, к ежедневному выполнению карма йоги. Священные тексты открывают перед человеком такие истины, которые он не может найти в обычной жизни.
Польза хатха-йоги для здоровья
Люди в поисках себя и духовного пути выбирают в качестве практики хатха йогу за ее безопасность, совершенную технику и целостность. Польза хатха йоги в ее терапевтическом влиянии на организм человека. Физическое и ментальное воздействие энергии Солнца и Луны оказывает лечебный эффект и способна исцелять органы и восстанавливать здоровье.
- дисциплинирует ум;
- стабилизируется эмоциональное состояние;
- активизируется циркуляция движения праны в тонком теле человека;
- активизируется энергетика человека;
- улучшается общее физическое состояние;
- самореализация;
- понятен смысл жизни.
Хатха йога: противопоказания
Но есть в хатха йоге противопоказания:
- общее ухудшение состояния;
- артриты, болезни суставов;
- проблемы с давлением;
- хроническая усталость организма;
- проблемы со сном;
- нарушения внутренних органов;
- протрузии, грыжи, проблемы с позвоночником.