Чем отличается самбо от дзюдо? Этим вопросом задаются начинающие борцы, а также родителей детишек, желающих начать постигать азы единоборств.
Цвета поясов для дзюдо
Пояса для дзюдо считаются с 6 по 1 кю. Для получения более высокой категории спортсмен должен пройти непростой путь. Он начинается с белого цвета, который ассоциируется с неопытностью. На данном этапе начинающий дзюдоист изучает основы единоборства. Он учится правильно передвигаться по татами, страховаться во время падения и т.д. На данном этапе пути спортсмен также изучает теоретические основы дзюдо.
Переход в следующий ранг означает получение желтого пояса, символизирующего упорство. Его может получить только тот боец, который показал достаточно упорства, и сумел стать лучше как физически, так и морально.
Ранг 4 кю соответствует оранжевому цвету. На переход в этот ранг могут рассчитывать только те бойцы, которые продемонстрировали свои амбиции и желание постоянно развиваться. В этом ранге боец не только знает все базовые приемы, но и четко выполняет их.
Следующий шаг – это зеленый пояс. Его владельцем может стать спортсмен, который хорошо изучил удушающие приемы. Зеленый цвет ассоциируется с тернистой дорогой, которую должен пройти начинающий дзюдоист. На этом уровне боец может приступить к тренерской работе. Он может работать с начинающими дзюдоистами.
Переход в ранг 2 кю позволяет рассчитывать на получение синего пояса для дзюдо. Его владелец знает как использовать все основные удушающие приемы. При этом он уже получил определенный опыт, который позволяет стратегически верно анализировать соперника и брать эмоции под свой контроль.
Наконец, 1 кю позволяет получить коричневый пояс. Этот цвет свидетельствует о том, что боец понимает смысл единоборств и уже изучает сложные приемы. Теперь он готов тренироваться даже без тренера. Но, конечно же, только с его разрешения.
После кю в этом единоборстве идут даны. Эти звания позволяют получить черный пояс. Получение дана свидетельствует о том, что дзюдоист стал настоящим мастером, который способен безошибочно и точно демонстрировать все существующие приемы.
Результаты исследования и их обсуждение.
Регистрация технико-тактических действий дзюдоисток сборной команды Республики Казахстан велась в течение 9 месяцев. Показатели технико-тактических действий были зарегистрированы в 150 встречах с участием девушек в 7 весовых категориях (-48 кг, -52 кг, -63 кг, -70 кг, -78 кг, +78 кг).
Разработанные комплексы применялись в ходе учебно-тренировочных сборов в национальной женской сборной команды РК по дзюдо в макрои микроциклах в течение 9 месяцев, а так же при работе спортсменок с личными тренерами на местах после учебно-тренировочных сборов. В разработанные комплексы входят задания и упражнения с элементами дзюдо, направленные на совершенствование технических и тактических действий таких, как навязывание своего захвата в борьбе, работа на краю татами, правильное уклонение и освобождение от неудобного захвата, проведение атакующих действий в условиях ограниченного времени и ограниченного пространства, навязывание своего стиля соревновательной борьбы, работа над контратакующими приемами, освоение техники создания наиболее выгодного положения для проведения «коронного» приема. Результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента графически представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели эффективности технико-тактических действий дзюдоисток до и после педагогического эксперимента (n=16)
Анализируя средние показатели эффективности технико-тактических действий дзюдоисток национальной сборной команды РК, до и после проведения формирующего эксперимента, видим, что активность (А) количество реальных попыток проведения технических действий снизилась с 33,9 секунд до 27 секунд, указывая на то, что в среднем спортсменки стали достоверно чаще выполнять реальные атакующие действия в ходе одной соревновательной встречи(t = 3,63;P<0,01).
Вариативность общая, которая отражает разнообразие проведенных технических действий в виде бросков и выведений из равновесия, в борьбе стоя, приёмов в партере, также повысилась с 5,3 до 6,3 баллов, то есть дзюдоистки расширили арсенал различных классификационных групп применяемых приемов. Достоверность улучшения показателей на уровне t = 2,13; P<0,05.
Наравне с улучшением показателей вариативности общей повысилась и вариативность эффективная с 1,9 до 3 баллов (t = 3,17; P<0,01),приблизив показатели последней к оптимальным (2-3 разнообразных классификационных групп).
Показатели результативности нападения до педагогического эксперимента были равны 5,3 баллам, находясь в пределах средних величин, а после применения разработанных комплексов специальных заданий,атакующие действия дзюдоисток стали чаще оцениваться судьями (6,6 баллов). Достоверность улучшения на уровне t = 2,6; P<0,05. При этом произошло снижение результативности защиты с 5,9 до 4,1 балла (t = 4,5; P<0,001), хотя данный показатель входит в пределы допустимой нормы.
Показатели эффективности нападения изначально находились в пределах 19,8 %, а к концу эксперимента данный показатель изменился, и среднее значение по группе стало равно 24,5 %, то есть атакующие действия дзюдоисток экспериментальной группы стали достоверно (t = 2,93; P<0,01) наиболее чаще оцениваться баллами.
Эффективность защиты дзюдоисток по итогам педагогического эксперимента увеличилась с 80,9 % до 90,5 % из 100 % с уровнем с достоверности t = 3,57; P<0,01, что входит в переделы оптимальных значений для данного показателя эффективности технико-тактических действий и говорит о том, что участницы эксперимента повысили подготовленность действий защитного характера.
Изучив динамику показателей эффективности соревновательных технико-тактических действий дзюдоисток национальной женской сборной команды Республики Казахстан, в ходе участия испытуемых в формирующем эксперименте, нами были сделаны следующие выводы:
- Применение специализированных комплексов по совершенствованию технико-тактических действий дзюдоисток высокой квалификации в макрои микроциклах положительно отразилось на технических и тактических показателяхсоревновательной деятельности.
- Для повышения уровня эффективности технико-тактических действий и оптимизации деятельности дзюдоисток высокой квалификации необходимо применять специализированные задания и упражнения, направленные на изучение и освоение различных ситуаций, возникающих в ходе ведения соревновательной встречи, для того, чтобы дзюдоистка была готова и знала какие технико-тактические действия ей необходимо применять в той или иной сложившейся ситуации на татами.
- Для более результативного выступления на соревнованиях международного уровня тренерам следует более целенаправленно планировать учебно-тренировочный процесс, направленный на совершенствование технических действий и тактического мышления.
- Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 159 с.
- Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией А.П. Купцова. М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 424 с.
- Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. — сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, — 268 с.
- Страхов, В.И. Классификация помеховлияний в спортивно игровой деятельности // XV научная конференция Саратовского отделения общества психологов Саратова, С. 84-88.
- Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией А.П. Купцова. М.: «Физкультура и спорт», 1978. – С. 252.
- Келлер В.С. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. М.: СААМ, С. 41-50.
- Weinberg S., Gould D. Foundation of Sport & Exercise Psychology // Third Edition. Human Kinetics, 2003. 586 p. 8 Шепетюк М.Н., Андрущишин И.Ф., Шепетюк Н.М. Анализ технико-тактической подготовки дзюдоистов // Теория и методика физической культуры. 2006. №1.
Школы, стили, направления
Главное отличие дзюдо от иных боевых искусств (бокс, карате) в том, что основным в нём являются не удары, а борьба. В результате дзюдо выигрывает в плане разнообразия техники, немаловажную роль играет и сама философия бойца: взаимопомощь плюс взаимопонимание, наиболее эффективное использование физических и духовных способностей.
Сразу после появления в дзюдо выделились два направления. Первое – спортивное. Здесь всё предельно просто. Если бойца, прежде всего, привлекает соревновательность, титулы, конкретные единоборства, это для него. Но есть и второе направление – традиционное. В отличие от первого во главе угла – философская составляющая учения Дзигоро Кано, причём приёмам единоборств желающего также обучают, но, в первую очередь, в качестве самообороны. Безусловно, у направлений есть определённые отличия как в правилах, так и в приёмах, и всё же именно дзюдо стало первым неварварским боевым искусством по сравнению со многими традиционными, имевшимся в Японии.
Основные отличия в правилах и принципах борьбы
В самбо немаловажное значение имеют общие силовые показатели борца, за счет применения которых он сможет одержать победу.
Напротив, считается, что в дзюдо важна не столько сила, сколько владение техникой борьбы, умением выбрать подходящий момент для выполнения приема. В этом виде спорта учат применять силу соперника против него же самого.
В самбо победу над соперником можно одержать:
- путем присуждения очков, за проведение определенных технических действий;
- досрочной победой, в том числе ввиду сдачи противника по результатам проведения болевого приема;
- выполнив бросок оппонента на спину, самому устояв на ногах.
В дзюдо победа достигается за счет:
- проведения броска противника на спину — иппон (чистая победа);
- бросок соперника на часть спины — ваза-ари (половина победы);
- путем удержания соперника в течение 25 секунд и более;
- сдачей противника в результате проведения болевого или удушающего приема.
Примечание тренера: несмотря на схожесть в проведении некоторых технических действий, в дзюдо допускаются удушающие приемы, которыми можно окончить схватку, тогда как в самбо такие действия категорически запрещены.
Ввиду того, что в дзюдо возможно окончить поединок проведя всего один результативный бросок, этому стилю борьбы свойственна более высокая стойка.
Из этого положения борцы пытаются «подловить» друг друга, воспользовавшись хорошей амплитудой, достигаемой за счет горизонтального положения.
В спортивном самбо борец пытается одержать победу в основном за счет проведения болевого приема или удержания. Таким образом, оба вида единоборств имеет свои плюсы, но какому их них отдать предпочтение, решать стоит исходя из того, какими путями человек будет добиваться своих побед.
Если с раннего детства имеются задатки силовых показателей, можно смело идти в самбо. Если начинающий спортсмен не одарен выдающимися антропометрическими данными, ему лучше выбрать дзюдо, где за счет уровня мастерства он будет способен добиться немалых высот.
Запрещенные действия в дзюдо.
1. В положении стоя, после того как взяты захваты не проводить какие-либо атакующие действия.
2. В стойке захватывать рукой (руками) ступню (ступни), ногу (ноги) или штанину (штанины) соперника, если при этом одновременно не проводится бросок.
3. Обматывать полой куртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.
4. Захватывать зубами дзюдогу.
5. Упираться рукой (ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.
6. Упираться ступней или ногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.
7. Проводить удушающие захваты с использованием концов своего пояса или полы куртки, или используя только пальцы.
18. Зажимать ногами туловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).
9. Сбивать ногой или коленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата.
10. Заламывать палец (пальцы) противника с целью освобождения от захвата.
11. В положении стоя или в момент борьбы лежа выходить за пределы рабочей зоны или умышленно выталкивать соперника.
12. Пытаться бросить соперника, обвивая его ногу, повернувшись почти в ту же сторону, что и соперник, и падать на него (кавазу-гаке).
13. Проводить болевые приемы на все суставы кроме локтевого.
14. Поднимать противника, лежащего спиной на татами, и бросать его опять на татами.
15. Сбивать опорную ногу противника при проведении бросков типа «хараи-гоши» (подхват под две ноги).
16. Не подчиняться указаниям арбитра.
17. Делать в ходе схватки не нужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судей в течение схватки.
18. Выполнять технические действия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи или позвоночника соперника или противоречащие духу Дзюдо.
19. Падать прямо на татами при попытке или при проведении технического действия «ваки-гатаме».
20. Нырять головой вперед в татами, при попытке проведения таких технических действий как «учи-мата» (подхват под разноименную ногу), «хараи-гоши» (подхват под две ноги), и т.п.
Правила завязывания пояса.
При правильной длине пояса, его завязанные концы не должны опускаться ниже колен или быть выше нижнего края куртки.
Концы завязанного пояса должны быть одинаковой длины – это символизирует гармонию между телом и духом.
Пояс (оби) можно завязывать несколькими способами.
Первый способ.
1. Растяните центр пояса поперек живота на уровне талии. | 2. Оберните концы пояса вокруг спины. | 3. Вытяните их вперед и выровняйте. |
4. Начните завязывать узел, перекрестив оба конца пояса друг через друга. | 5. Пропустите один конец пояса между поясом и курткою. | 6. Протяните через образованную петлю верхний конец пояса. |
7. Затяните узел. | 8. Сделайте узел возможно более плоским и плотным. |
Первый способ является наиболее распространенным.
Второй способ.
Этот способ хорош тем, что позволяет получить более надёжный и в то же время плоский узел. Наиболее предпочтителен при использовании жёстких поясов.