Как и в любом другом направлении спорта, в велоспорте есть свои регламентирующие документы, в частности те, которые определяют порядок получения спортивных разрядов от юношеских до звания Мастер спорта международного класса. В таблицах ниже содержаться разрядные нормативы в таких дисциплинах: шоссе, трек, маунтинбайк и BMX.
Советы начинающему велосипедисту
- Безопасность. Несмотря на то, что велосипед это относительно безопасный вид транспорта, при езде на нем случаются аварийные ситуации. Профессиональные велосипедисты всегда ездят со шлемом на голове. Правильная экипировка может предотвратить серьезные повреждения при падении. Во многих европейских странах запрещено ездить без защитного снаряжения, особенно на спортивных соревнованиях.
- Постоянные тренировки. Если вы хотите добиться серьезных результатов в велоспорте, необходимо тренироваться каждый день. Не обязательно искать напарника для того, чтобы кататься 3-4 раза в неделю. В зимнее время можно тренироваться на велотренажере или велотреке.
- Постепенное увеличение скорости. Если ваш организм не подготовлен к серьезным кардиотренировкам, необходимо постепенно увеличивать нагрузку. Начните с ежедневных пробежек и езды на велосипеде каждые выходные. Для начала можно проезжать несколько кругов по парку или по близлежащим к дому улицам. Со временем можно будет устраивать выезды за пределы города и даже небольшие туристические турне.
- Контролируйте скорость. Профессиональные спортсмены меряют свой успех средней скоростью. Однако ваша основная задача поначалу – это постоянно увеличивать дистанцию и выносливость вашего организма. Со временем вы привыкнете к заездам на 40-60 километров, и они станут для вас привычными. Только после этого нужно переходить к наращиванию темпа.
- Не пытайтесь устанавливать рекорды с первых месяцев тренировки. Многие начинающие велосипедисты соглашаются на предложение от профессионалов и участвуют в серьезных заездах на расстояние 100-200 километров или соревнованиях. Но только хорошо подготовленные люди способны проезжать такие дистанции ежедневно.
- Серьезно подойдите к велосипедному оборудованию. Если вы собираетесь участвовать в марафонах, необходимо вкладывать деньги в транспортное средство. Во-первых, на профессиональном велосипеде должны быть установлены качественные покрышки. Это особенно важно для езды за городом. Вес покрышки и рисунок протектора отвечают за легкость хода. Во-вторых, на хорошем велосипеде устанавливают контактные педали. Результат такой модернизации будет очень сильно чувствоваться при ускорении и кардинально улучшит управляемость велосипеда. Контактные педали позволяют лучше распределять нагрузку, и помогают образовать между человеком и велосипедной конструкцией одно целое. В-третьих, обратите внимание на выбор седла. Оно должно быть максимально подходящим именно для вас. В противном случае вы не сможете нормально участвовать в длительных дистанциях.
Чтобы стать профессионалом, нужно уже в начале своего спортивного пути обзавестись велосипедной одеждой. Она аэродинамична, удобна, хорошо отводит лишнюю влагу и в целом позволяет уставать гораздо меньше. Кроме того, в ней не страшно попасть под дождь, ведь она очень быстро сохнет.
История велоспорта
Как гласит общепринятая версия, история велосипедного спорта берет свое начало в 1868 году, а точнее – 31 мая, в парке Сен-Клу, что под Парижем. На дистанции в две тысячи метров соревновались несколько спортсменов-велосипедистов из разных стран. Победу тогда одержал британец по фамилии Мур, обогнавший всех преследователей. Стоит сказать, что это – не самое большое достижение Мура. Уже в 1869 году, то есть через год, он установил рекорд, проехав 120 километров дистанции из Парижа до Руана практически за одиннадцать часов. Скорость его движения по нынешним меркам была не такой уж и большой – почти 11 километров в час, но по тем временам это был настоящий результат, демонстрировавший силу воли и физическую подготовку спортсмена.
Переворот в велосипедостроении и велоспорте произошел тогда, когда доктор по фамилии Данлоп изобрел шины, такие, какими мы привыкли их видеть сегодня. Сделал он это, заботясь о своем сыне, который очень любил кататься на велосипеде, но делать это было не удобно и весьма травматично. На тот момент Данлоп решал насущную проблемы, и, вероятнее всего, не задумывался над тем, какой переворот произведет его изобретение.
Совершенствование шин привело к тому, что езда на велосипеде превратилась из труда в удовольствие.
Всплеск спортивного применения велосипеда пришелся на семидесятые годы 19 века. Тогда началось массовое строительство велотреков, образование команд, проведение гонок различных категорий. Причем все интерес к велоспорту наблюдался не только в Европе, но и за океаном, в Америке. В конце концов, велосипедные гонки стали олимпийским видом спорта.
Немного по другому обстояли дела в России. Так, в Империи езда на велосипеде в пределах города была запрещена практически до самого конца 19 века. Но официально годом рождения велосипедного спорта в Российской Империи считается 1883 год, когда состоялись небольшие соревнования на короткие дистанции. Известно, что велосипедным спортом увлекался сам граф Лев Толстой, которому почитатели его таланта подарили машину с серебряными спицами.
Массовое развитие велосипедного спорта в ХХ веке привело к появлению таких исторически значимых турниров, как Тур де Франс, Тур Средиземноморья и других. Сегодня велоспорт – настоящий культ, фанатами которого являются тысячи людей по всему миру.
Появились настоящие мировые звезды из велоспорта, например, всем известный Лэнс Армстронг, 7 раз выигравший самую авторитетную велогонку Тур Де Франс. В 2012 году ему предъвили обвинение в употреблении допинга и в результате он лишился всех наград и званий. Не исключено, что дело имело и политический подтекст. Надо признать, что почти все профессиональные спортсмены принимают стероиды, иначе выдержать такие нагрузки практически не реально. Но официальная спортиндустрия этого, конечно, не признает, хотя купить стероиды можно даже в интернет магазинах. Но олимпийский спорт основан на идее чистого и честного соперничества, правда от этого осталась лишь публичная показуха, а на практике спортсмены проходят курсы а потом чистки перед соревнованиями, и вопрос заключается в том, что кому-то везет на допинг-тестах, а у кого-то препарат не успел выйти полностью и в результате они получают дисквалификацию.
Велотрек
1. Требования и условия их выполнения для присвоения спортивного звания «МАСТЕР СПОРТА МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА» (МСМК)
Статус спортивных соревнований | Пол, возраст | Занять место |
---|---|---|
Олимпийские игры | Мужчины, женщины | 1 — 8 |
Чемпионат мира | Мужчины, женщины | 1 — 6 |
Кубок мира (сумма этапов) | Мужчины, женщины | 1 — 5 |
Чемпионат Европы | Мужчины, женщины | 1 — 5 |
Первенство мира | Юниоры, юниорки (17-18 лет) | 1 — 3 |
Другие международные спортивные соревнования, включенные в ЕКП | Мужчины, женщины | 1 |
Общие особые условия | Указанное количество лет спортсмену должно исполниться в календарный год проведения соревнований |
2. Требования и условия их выполнения для присвоения спортивного звания «МАСТЕР СПОРТА» (МС) и спортивного разряда «КАНДИДАТ В МАСТЕРА СПОРТА» (КМС)
Статус спортивных соревнований | Пол, возраст | Требования: занять место | |
---|---|---|---|
МС | КМС | ||
Чемпионат России | Мужчины, женщины | 1 — 6 | 7 — 10 |
Кубок России | Мужчины, женщины | 1 — 6 | 7 — 10 |
Первенство России | Юниоры, юниорки (17 — 18 лет) | 1 — 3 | 4 — 6 |
Юноши, девушки (15 — 16 лет) | 1 — 3 | ||
Другие всероссийские спортивные соревнования, включенные в ЕКП | Мужчины, женщины | 1 — 3 | 4 — 6 |
Чемпионат федерального округа Российской Федерации, зональные отборочные соревнования, чемпионаты г. Москвы, г. Санкт-Петербурга | Мужчины, женщины | 1 | 2 — 4 |
Первенство федерального округа Российской Федерации, зональные отборочные соревнования, первенства г. Москвы, г. Санкт-Петербурга | Юниоры, юниорки (17 — 18 лет) | 1 — 3 | |
Общие особые условия | 1. Спортивное звание МС и спортивный разряд КМС присваиваются по местам в спортивных дисциплинах, в которых не предусмотрены временные нормы. | ||
2. Указанное количество лет спортсмену должно исполниться в календарный год проведения соревнований. |
3. Нормы и условия их выполнения для присвоения спортивный званий и спортивных разрядов
№ п/п | Наименование спортивной дисциплины | Покрытие трека | Единицы измерения | Спортивные звания | Спортивные разряды | Юношеский спортивный разряд | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МСМК | МС | КМС | I | II | III | I | |||||||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | ю | д | ||||
1 | Гит с ходу — 200 м | Дерево | сек. | 10,20 | 11,20 | 10,60 | 11,60 | 11,10 | 12,10 | 11,60 | 12,70 | 11,90 | 13,50 | 12,50 | 14,00 | 13,80 | 15,00 |
Цемент | сек. | 10,70 | 11,70 | 11,20 | 12,20 | 11,60 | 12,80 | 12,00 | 13,40 | 12,40 | 14,00 | 13,20 | 14,80 | 14,40 | 15,80 | ||
2 | Гит с ходу — 500 м | Дерево | сек. | 29,00 | 30,00 | 34,50 | 32,00 | 36,00 | 35,00 | 38,00 | 37,50 | 40,00 | 40,00 | 44,00 | |||
Цемент | сек. | 30,00 | 32,00 | 37,00 | 33,00 | 38,50 | 35,00 | 40,00 | 37,50 | 42,50 | 42,00 | 45,50 | |||||
3 | Гит с места — 500 м | Дерево | сек. | 32,50 | 35,00 | 33,50 | 36,00 | 34,50 | 37,00 | 36,00 | 39,00 | 37,50 | 42,00 | 39,50 | 45,00 | 43,00 | 47,00 |
Цемент | сек. | 33,00 | 36,00 | 34,00 | 37,00 | 35,00 | 39,50 | 37,50 | 41,50 | 38,50 | 44,50 | 40,50 | 46,50 | 44,00 | 48,50 | ||
4 | Гит с ходу — 1000 м | Дерево | мин,сек | 59,80 | ,00 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||
Цемент | мин,сек | ,00 | ,0 | ,0 | ,5 | ,5 | ,0 | ||||||||||
5 | Гит с места — 1000 м | Дерево | мин,сек | ,0 | ,5 | ,5 | ,5 | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,00 | ,5 | ,5 | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||||
6 | Гит с места — 1000 м (парами) | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ||||||||
Цемент | мин,сек | ,5 | ,5 | ,5 | ,5 | ,0 | ,0 | ||||||||||
7 | Командный спринт (1000 м) | Дерево | мин,сек | 59,60 | ,80 | ,0 | ,5 | ,5 | ,0 | ,0 | |||||||
Цемент | мин,сек | ,25 | ,10 | ,5 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||||
8 | Командный спринт (750 м) | Дерево | сек. | 44,60 | 45,60 | 48,00 | 49,80 | 50,50 | 53,00 | 54,00 | |||||||
Цемент | сек. | 45,60 | 46,50 | 48,50 | 50,50 | 51,50 | 55,00 | 57,00 | |||||||||
9 | Командный спринт (500 м) | Дерево | сек. | 34,40 | 35,50 | 36,50 | 38,00 | 39,00 | 40,00 | 42,00 | |||||||
Цемент | сек. | 35,50 | 36,50 | 37,50 | 39,00 | 40,00 | 41,00 | 43,00 | |||||||||
10 | Гонка преследования 2 км | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,5 | ,0 | ,0 | ,0 | ||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,5 | ,0 | ,0 | ,0 | ||||||
11 | Гонка преследования 3 км | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | |||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | |||||
12 | Гонка преследования 4 км | Дерево | мин,сек | 4,24,00 | 4,32,00 | 4,45,00 | |||||||||||
Цемент | мин,сек | 4,32,00 | 4,40,00 | 4,52,00 | |||||||||||||
13 | Гонка преследования 2 км (парами) | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 3,05,00 | |||||||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 3,15,00 | |||||||||||
14 | Гонка преследования 3 км (парами) | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 4,29,00 | ||||||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 4,35,00 | ||||||||||
15 | Гонка преследования 4 км (парами) | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | |||||||||||||
16 | Командная гонка преследования 2 км | Дерево | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 3,00,00 | |||||||||
Цемент | мин,сек | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 3,04,00 | |||||||||||
17 | Командная гонка преследования 3 км | Дерево | мин,сек | 3,30,0 | 3,38,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 4,02,00 | ||||||
Цемент | мин,сек | 3,40,0 | 3,48,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | ,0 | 4,30,00 | ||||||||
18 | Командная гонка преследования 4 км | Дерево | мин,сек | ,00 | ,0 | ,0 | ,0 | ||||||||||
Цемент | мин,сек | ,00 | ,00 | ,0 | ,0 | ||||||||||||
Общие особые условия | 1. Норма МСМК выполняется на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже чемпионата России и кубка России. | ||||||||||||||||
2. МСМК и МС присваиваются при наличии электронной финишной системы. |
Типы велосипедов
Зависимо от способа амортизации и количества амортизаторов, вело транспорт делится на такие типы:
Ригид
Тип велосипедов, у которых нет ни заднего, ни переднего амортизатора. Вместо переднего амортизатора на такие велосипеды ставится более легкая и жесткая вилка. Поэтому ригид легкий и может развивать большую скорость за счет увеличенной жесткости. Но ездить на таком вело транспорте лучше только по ровной асфальтированной дороге. К этому типу относятся такие виды велосипедов, как шоссейный и трековый.
Хардтейл
У велосипедов этого типа есть только один передний амортизатор. В сравнении с ригидами они более комфортны во время езды по бездорожью и отличаются средней степенью проходимости. Хардтейлы не могут похвастаться развитием высокой скорости и проигрывают в весе, но все же именно они являются одним из самых распространенных типов велосипедов. К типу хардтейлов относятся гибриды и туристические велосипеды. Вы можете посмотреть какие бывают велосипеды на видео и сразу же увидите разницу.
Софттейл
Двухподвес
Также как и предыдущий тип вело транспорта, имеет два амортизатора. Впереди это подвижная вилка, сзади, как правило, пружина или масляный амортизатор. К типу двухподвесов относится, пожалуй, самый распространенный вид велосипедов – горный.
Виды и особенности шоссейных гонок и их популярность
Шоссейные гонки на велосипедах являются первой дисциплиной по которой проводились официальные велосоревнования. Сегодня гонки по шоссе являются, пожалуй, самой популярной дисциплиной в велоспорте.
Ежегодно крупные соревнования, такие как Тур де Франс, Вуэльта и другие, собирают тысячи зрителей вдоль трассы и миллионы у экранов телевизоров и компьютеров. Что же такого в шоссейном велоспорте?
Индивидуальные и групповые шоссейные гонки
К шоссейным гонкам, помимо индивидуальных и групповых гонок, относится еще и критериум. Критериум – круговая гонка, на которой участникам начисляются очки на промежуточных отсечках.
Чаще всего соревнования по критериуму проводятся после завершения крупных гранд туров и носят коммерческий характер. Официальными же дисциплинами чаще всего выступают индивидуальные и групповые гонки.
Индивидуальные гонки сложны тем, что контактная борьба практически отсутствует. Спортсмены соревнуются со временем, а не с другими участниками.
Велосипедист остается один на один с секундомером. Многие тактические приемы, которые эффективны в групповых гонках, в индивидуальных смысла применять нет.
Индивидуальные гонки часто проводятся как этапы многодневных гранд туров. Кроме того индивидуальная гонка является обязательной дисциплиной и в Олимпийских Играх.
Самым знаменитым раздельщиком современности является швейцарец Фабиан Канчеллара. В его активе 2 олимпийских золота и множество подиумов на этапах чемпионата мира и гранд турах.
На групповых этапах команду могут представлять от 4-х до 9-ти участников. В этих гонках важна не только физическая и техническая подготовка спортсменов, но еще и тактика.
Групповые гонки чаще всего проводятся на многодневках или гранд турах. Самым ярким примером индивидуальных гонок можно привести, опять же, Тур де Франс.
На групповых гонках целая команда может работать на победу одного участника – лидера.
Грегори – гонщики, которые работают на лидера выполняют ряд очень важных задач. Среди них защита лидера от ветра, от атак других команд и много других. У грегори редко получается выигрывать на этапах, поскольку именно им приходится сложнее всего на протяжении всего заезда.
Есть определенные правила взаимодействия спортсменов одной и разных команд в групповых гонках.
Так, например, оказывать незначительную помощь в виде передачи еды, питья и прочего можно любым участникам заезда. А вот передавать свой байк, его комплектующие можно только участникам одной команды.
Велосипед для шоссе
Велосипеды для шоссейных гонок являются одними из самых дорогих. Для профессиональных гонщиков изготавливаются индивидуальные байки, на которых спортсмены могут выступить всего на нескольких соревнований.
Но эти велосипеды в дальнейшем не просто утилизируются, а продаются. Причем спрос на такие б/у байки очень большой, не смотря на их высокую цену.
Рама может выполняться из алюминиевого сплава или карбона. В самых бюджетных моделях могут применяться и другие сплавы, но самым распространенным материалом является именно углеволокно.
Рама должна обладать не только малым весом, но и хорошими аэродинамическими свойствами. Проводка тросиков внутренняя.
Колеса на сликовых покрышках. Они обеспечивают отличный накат и минимальное сопротивление. Обода могут быть аэродинамичные с высоким ободом. Колеса с аэропрофилем используются чаще на разделках, чем на длительных групповых этапах.
Трансмиссия с большим придаточным числом, особенно важно это для байков для индивидуальных гонок. Именно на разделках необходимо развивать максимальные скорости на небольших участках трассы. Руль типа баран. Он позволяет велосипедисту «ложиться» ближе к раме, что позволяет ему легче развивать высокую скорость, а так же снижать сопротивление воздуха.
Тормоза механические ободные клещевого типа. Гидравлические дисковые тормоза хоть и эффективнее, но весят непозволительно много для шоссейного велосипеда. Хотя обычных клещевых тормозов вполне достаточно для эффективного управления легким байком на гладкой дороге.
В целом можно сказать, что главная задача инженеров шоссейных велосипедов – максимально уменьшить их вес. Правда, международным велосообществом установлен нижний порог веса в 6,8 кг.
Самые передовые байки, которые могут быть допущены до Тур де Франс и весят около 7 кг, причем вес рамы может быть менее 900 грамм.
Экипировка спортсменов
Нельзя сказать, что экипировка шоссейных гонщиков какая-то особенная. Стандартом считаются лосины с «памперсом», для более удобной посадки на седле и велоджерси с молнией.
Для гонщиков обязателен шлем. Для всей экипировки есть ряд ограничений, которые касаются и защиты головы. В отличие от триатлона, использование аэродинамических шлемов в шоссейных гонках запрещено.
Велотуфли обязательно контактные и изготовленные из легких материалов.
Нередки случаи, когда спортсмены вынуждены одеваться в дополнительную одежду и раздеваться по ходу гонки. Так, например, этапы некоторых гранд туров могут проходить по горным перевалам, в которых может иметь место сильная разница температур.
Спортсменам – лидерам определенных заездов или этапов могут выдаваться майки различных цветов. Так, например, на различных многодневках существуют следующие:
- майка лидера генеральной классификации;
- майка лучшего спринтера;
- майка горного короля;
- майка лучшего молодого гонщика;
- майка чемпиона мира;
- майка национального чемпиона.
Советуем почитать:
Разновидности велосипедов для триала
Как было сказано ранее, существует две разновидности велосипедов для триала, а именно: Mod и Stock.
- Mod или же модифицированный специальный велосипед больше похож на маутинбайк. Диаметр его колес – 20 дюймов. Для тренировок рекомендуют выбирать Mod. Если вы с ним справитесь, то смело можете пересаживаться на Stock.
- Stock – больше по размерам и тяжелее, чем Mod. Диаметр его колес – 26 дюймов. Зато на нем можно выполнять более высокие прыжки. Помимо этого, большие колеса помогают улучшить точность трюков.