Чего мы хотим, что ищем в этом мире? Здоровья, мира, денег, любви?
Поза йогического сна (Йоганидрасана)
То, что название подразумевает под собой релаксационную позу, кажется сарказмом, ведь для того, чтобы завязаться в подобный узелок требуется не мало времени и усилий. Тем не менее для тех избранных, кто освоил эту позу, уготовлено глубокое, ни с чем не сравнимое расслабление. Что не маловажно, помимо релаксации эта асана помогает достичь пратьяхары – одной из ступеней йоги, которая обеспечивает контроль ума над чувствами, помогает обрести внутренний покой и не реагировать на стрессы повседневности. Дополнительное ее преимущество в том, что йоганидрасана дает возможность добраться до труднодоступных мышц спины и обеспечить им глубокое вытяжение, а также помогает избавить от напряжения мыщцы и связки шеи, увеличить гибкость позвоночника, улучшить работу нервной системы и снизить уровень тревожности. Для безопасной практики этой позы сперва необходимо раскрыть тазобедренные суставы, а также поработать над эластичностью подколенных сухожилий. Поэтому, если вы мечтаете забросить ноги за голову, сделайте в своей практике акцент на Супта Конасану, Баддха Конасану, Агнистабхасану и Врикшасану. Ходят легенды, что древние йогины отходили ко сну в позе йоганидрасаны, но проверять на собственном опыте не рекомендуется.
Софисты
Изначально софистами назывались те, кто отличался значительными познаниями, в том числе семь мудрецов, Пифагор и его ученики, ионийские натурфилософы. С середины V в. до н. э. это название стало относиться главным образом к странствую щим учителям мудрости. Гораздо больше тайн природы софистов привлекали проблемы человека и общества. Они считали свое учение промежуточным звеном между философией и политикой. В центре их рассуждений находился человек. Как говорил Протагор, один из самых знаменитых софистов: «Человек есть мера всех вещей». Это определение подразумевает, что мир таков, каким мы его ощущаем, и что нет основополагающей и всеобщей истины. В споре можно отстоять совершенно любую точку зрения, если хорошо владеешь искусством риторики. Целью софистов было воспитание будущих политических лидеров, в совершенстве владеющих искусством красноречия. Ради этого они разработали ряд дисциплин, прежде всего логику и риторику, которые, с их точки зрения, являлись ключом к общественному признанию.
Величайшими мудрецами традиция считала семь философов и государственных деятелей VII–VI вв. до н. э. Единого списка не существовало, разные авторы включали в него до 20 имен. Чаще всего встречаются Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Хилон и Периандр. Семи мудрецам приписывались афоризмы, в основном выражающие их отношение к практической жизни: «мера важнее всего» (Клеобул), «главное в жизни — конец» (Солон), «познай самого себя» (Хилон) и т. д.
Возникновение индуизма
«Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что бог проявляет себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения»
В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.
По мере того как с течением времени местные аборигенные культы стали смешиваться с представлениями Вед и набирать силу, как бы переваривая религиозные представления пришельцев, возник собственно индуизм. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как «дхарма», «карма», «сансара», «майя». Два крупных эпических текста — Махабхарата и Рамаяна — были написаны около трёх с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды.
Слово «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» — как «Путь Рамы».
Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.
Также более отчетливо о йоге упоминается в Бхагават гите (часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада») — шестой из частей Махабхараты Основной упор в Гите делается на достижения уравновешенности в повседневных действиях, а не на аскетической традиции йоги — уходе из социума. Йогин не должен покидать мир. Напротив — он должен жить в самой гуще социума, не уклоняясь ни от чего. Причём единственное условие спасения заключается в систематической практике йоги и непривязанности к плодам своих действий.
В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определённый период истории Индии, чередуется со многими отрывками, относящимися к йоге и ее практике. Однако, суть её учения содержится во всемирно известной части, именуемой «Бхагавад‑Гита». Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога — Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги.
И определения йоги звучат уже так:
«Уравновешенность йогой зовется» «Йога — это мудрость, благодаря которой избежишь порабощения кармой» (то что предопределено тебе судьбой) « Йога — это искусность в действиях, тотальность в действиях.
Также в Бхагават гите есть упоминание о самадхи, одном из йоговский понятий. «Когда твой противопоставленный писаниям разум, утвердиться в непоколебимом самадхи, тогда достигнешь йоги»
Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.
Ардха Чандрасана – Поза Полумесяца
Встаньте в Адхо Мукха Шванасану. Разверните левую стопу наружу. Шагните правой ногой вперед и поставьте стопу между ладоней. Слегка согните правую ногу в колене и переместите правую ладонь вперед на расстояние примерно 20 см от стопы (на пол или на кирпич). Левая ладонь – на талии. На вдохе войдите в Ардха Чандрасану, подняв левую ногу вверх и вытянув ее назад. На выдохе развернитесь влево и направьте левый бок, пальцы руки и лицо к небу. Приближайте копчик и лобковую кость друг к другу, чтобы создать точку отсчета, от которой вы сможете вытянуться во все стороны – через руки, ноги и макушку. Почувствуйте, как энергия проходит через пальцы и распространяется вовне. Задержитесь на 5 циклов дыхания.
Важно помнить
Количество циклов Сурья Намаскар подбирается индивидуально, пропорционально уровню подготовки и личным предпочтениям. Для начинающих заниматься йогой цикл повторений приветствия солнцу может повторяться до трех раз, если нет препятствующих занятиям заболеваний.
Если вы достаточно опытный практик йоги, тогда нормой считается выполнение 12 циклов в течение занятия. Известно, что мастера наивысшего уровня могут выполнять до 50 кругов за одно занятие.
В любом случае, не стоит гнаться за счетом проделанных асан или степенью нагрузки. Главное достояние йоги заключается в плавности и постепенном повышении выносливости.
Стоит быть очень осторожным и слушать, в первую очередь, свое тело. Тогда и здоровье, входя маленькими шагами, задержится с вами надолго.
Омар Хайям (1048–
Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.
О чадо четырех стихий, внемли ты вести
Из мира тайного, не знающего лести!
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;
Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот,
Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот,
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши — достигнешь высот.
О невежда, вокруг посмотри, ты — ничто.
Нет основы — лишь ветер царит, ты — ничто.
Два ничто твоей жизни предел и граница,
Заключен ты в ничто, и внутри ты — ничто.
Я смерть готов без страха повстречать.
Не лучше ль будет там, чем здесь, — как знать?
Жизнь мне на срок дана. Верну охотно,
Когда пора наступит возвращать.
Бушует в кельях, мечетях и церквах
Надежда в рай войти и перед адом страх.
Лишь у того, кто понял тайну мира,
Сок этих сорных трав весь высох и зачах.
Чем голову склонять пред сильным сто раз на день,
Чем жизнью рисковать, как мухи, крошки ради,
Не лучше ли вкушать пусть черствый хлеб, но свой,
И по земле идти, на всех, как равный, глядя.
Тот усердствует слишком, кричит: «Это — я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это — я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки, —
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это — я!»
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, —
Вот последняя правда, открытая мной.
Прощалась капля с морем — вся в слезах!
Смеялось вольно море — все в лучах!
«Взлетай на небо, упадай на землю —
Конец один: опять — в моих волнах».
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне;
Мне страшен хор невежд неблагодарных, —
Беседа с ними хуже смерти мне.
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.
Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Я презираю лживых, лицемерных
Молитвенников сих, ослов примерных.
Они же, под завесой благочестья,
Торгуют верой хуже всех неверных.