Чего мы хотим, что ищем в этом мире? Здоровья, мира, денег, любви?
Поза павлина (Маюрасана)
Первый вопрос, который приходит на ум, когда ты видишь эту асану «Как?!» Действительно, Поза павлина считается одной из самых сложных, ведь для того, чтобы добиться такого впечатляющего результата, все тело должно быть в идеальной форме, а для этого требуется не мало времени. Однако эта асана стоит того. Она укрепляет руки, плечи, запястья, служит глубоким массажем органов живота, но ее основное преимущество – освобождение организма от токсинов. Некоторые утверждают, что, практикуя эту асану, можно приучить организм переваривать яды без плачевных последствий для жизни! И хотя за эту гипотезу мы ответственности не несем, в том, что эта асана обеспечивает прекрасное пищеварение, мы уверены.
Ведийский период
Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову
Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина — святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.
Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.
В более поздней Веде-Атхарваведе (первый индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара. Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.
Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам — это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.
Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).
Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение. Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.
Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя». В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.
Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках. Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение. Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры. По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия. Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка. Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.
Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.
Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств. Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.
«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи. Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств. Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»
Идеей йоги в этих трудах — обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я. Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней — чувства, именно такой человек достигает освобождения.
Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)
«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены) Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию. Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.
В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.
Сократ
Современники называли внешность Сократа уродливой и никак не соответствовавшей красоте его души: он был маленького роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с выпуклым лысым лбом. Мраморная голова Сократа, I в. н. э. Национальный музей, Рим
Сократ (469–399 гг. до н. э.) был самобытным философом, родившимся и проведшим всю жизнь в Афинах. Подобно софистам его интересовали вопросы практической жизни, он был мастером диалектического метода и часто выступал с критикой существующих порядков, однако, в отличие от софистов, верил в абсолютные ценности, справедливость, истину и Бога. Его блестящие остроумные диалоги имели целью заставить собеседника отказаться от бездумного использования традиции и искать истину на пути самопознания. Судьба человека и сам смысл его жизни, по убеждению Сократа, заключались в том, чтобы жить в согласии с собственной природой. Этой цели человек мог достичь путем воспитания, размышления и диалога. У определенной части афинской публики рассуждения Сократа вызывали недовольство и потому в период реакции, последовавший за поражением в войне со Спартой, его привлекли к суду по обвинению в неуважении к религии и в развращении юношества ложными идеалами. Резонанс этого дела вызвал глубокий раскол в обществе, но Сократу так и не удалось убедить судей в своей невинов ности. В 399 г. до н. э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом.
Польза
Усложненный вариант с поднятой ногой
Васиштхасана оказывает полезное действие на организм:
- развивает чувство баланса;
- помогает укрепить руки (особенно запястья);
- растягивает задние мышцы ног;
- приводит в тонус пояснично-крестцовый отдел;
- способствует похудению;
- улучшает работу вестибулярного аппарата;
- формирует пресс.
Справка! Начинать выполнение упражнения лучше у стены, это поможет сохранить баланс на первых тренировках. Приступать к асане можно только после тщательной разминки запястий, чтобы избежать их травмирования.
Важно помнить
Количество циклов Сурья Намаскар подбирается индивидуально, пропорционально уровню подготовки и личным предпочтениям. Для начинающих заниматься йогой цикл повторений приветствия солнцу может повторяться до трех раз, если нет препятствующих занятиям заболеваний.
Если вы достаточно опытный практик йоги, тогда нормой считается выполнение 12 циклов в течение занятия. Известно, что мастера наивысшего уровня могут выполнять до 50 кругов за одно занятие.
В любом случае, не стоит гнаться за счетом проделанных асан или степенью нагрузки. Главное достояние йоги заключается в плавности и постепенном повышении выносливости.
Стоит быть очень осторожным и слушать, в первую очередь, свое тело. Тогда и здоровье, входя маленькими шагами, задержится с вами надолго.
Хазрат Инайят Хан (1882–
Для мистика этот мир подобен своду, куполу, который эхом отражает все, что говорится под ним. То, что говорится губами, достигает всего лишь ушей, но то, что говорится сердцем, достигает сердца.
Каждый ум притягивает и отражает мысли того же вида, что присущи ему самому.
Все, чего нам недостает в жизни, — это силы воли, а вся благодать, которая приходит к нам, приходит с помощью силы воли.
Рассуждение — это лестница. По этой лестнице человек может подняться, и с той же лестницы он может упасть. Потому что если человек не идет вверх с помощью рассуждения, тогда оно поможет ему идти вниз; потому что если для каждого шага вверх существует разумная причина, то существует разумная причина и для каждого шага вниз.
Разница между мыслью и воображением в том, что воображение, фантазия является автоматической работой ума. Мысль — это тоже воображение, но воображение удерживаемое, контролируемое и направляемое волей.
Простейшим путем является сделать себя пустой чашей, свободной от гордости образования и тщеславия знания; стать невинным ребенком, который готов учиться всему, чему бы его ни учили.
Отсутствие духовного пробуждения, которое мы обнаруживаем сегодня, — вот причина, по которой множество искателей Истины не пришли к удовлетворительному ответу.
Фактически нет ничего безмолвного; все, существующее в этом мире, говорит, представляется ли оно нам живым или нет; и поэтому словом является не только слышимое нами, но все есть слово.