Вы приобрели велосипед, а катаетесь на нём только по парку. Со временем появляются и другие потребности: у многих возникает желание ездить на работу на велосипеде, кто-то хочет поехать на нём отдыхать. Перед тем как начать передвигаться на велосипеде по городу, стоит разобраться: где может можно ездить, а также какие существуют условные знаки и правила.
- Чем полезен велосипед для детей?
- Ноги против колёс
- Медленно, но уверенно к победе
- Комфорт в дороге: нужна ли велоодежда или можно без неё обойтись
- Велосипедный шлем
- Можно ли ездить на велосипеде в повседневной одежде
- Как научиться правильно ездить на велосипеде?
- Равновесие.
- Торможение.
- Правильная посадка.
- Правильная техника езды
- Как правильно переключать скорости на велосипеде
- Правила торможения при езде
- Велосипедистам запрещается
- Что будет, если нарушу правила?
- Положение райдера и размеры рамы
Чем полезен велосипед для детей?
Умение передвигаться на двух- или трёхколесном транспортном средстве – не только великолепная возможность получить заряд позитивных эмоций. Занятия велоспортом развивают мышечный каркас, ловкость и выносливость. Кроме того, управление железным конём помогает:
- развить вестибулярный аппарат, что положительно сказывается на способности ориентироваться в пространстве;
- формировать внимательность и увеличивать скорость реакции, поскольку ребёнку приходится распределять внимание на несколько дел и реагировать на всевозможные дополнительные факторы;
- улучшать кровоснабжение внутренних органов, увеличивать доставку кислорода к мозгу, а это крайне положительно влияет на интеллект малыша;
- укрепить защитные силы детского организма, а, значит, юный велосипедист реже болеет и быстрее справляется с болезнью, если всё же захворает;
- ускорить обмен веществ, вот почему езда на двухколёсном друге рекомендована ребятишкам с избыточной массой тела.
Кроме того, существуют данные, что катание на велосипеде – это замечательная и, главное, увлекательная возможность снизить вероятность развития близорукости у детей.
Ноги против колёс
Всё чаще и чаще велосипедисты вызывают раздражение. И не только у автомобилистов – эти в конце концов сами не без греха: то пешехода не пропустят, то грязью обдадут. Но на двухколёсных всадников злятся уже и пешеходы! Масса случаев, когда в парках и на тротуарах велосипедисты сшибают, толкают и всячески обижают пешеходов. Это касается и мам с колясками, и маленьких детей, и даже бегунов. Я своими глазами наблюдала сцену, когда тренирующийся на велосипеде едва не сбил бегуна (предвосхищая саркастические вопросы – нет, на велосипеде была не я).
Недавно моя коллега стала свидетелем шокирующего происшествия: автомобиль сбил двух велосипедистов. Пришлось даже вызывать медицинский вертолёт для оказания им помощи. «Представь, – возмущённо рассказывала коллега, – они едва выкатились на переход, и тут визг тормозов…» – «Выкатились?! – не менее возмущённо подхватила я. – Они нарушили Правила дорожного движения, понимаешь?! Они должны были слезть и идти пешком! И сами пострадали, и водителя подставили…»
«Одна дорожка, и та — ненастоящая». Велосипедисты о жизни в больших городах Подробнее
Медленно, но уверенно к победе
Как узнать что выбрали правильный темп для базовой тренировки?
Если во время поездки можете спокойно разговаривать, не задыхаясь, значит темп выбран правильно.
Более точным методом, будет использование датчика сердечного ритма или поверметра. Для тех кто использует датчик сердечного ритма базовой зоной будет 60-70 % от максимального значения. Если используете поверметр, то ориентируйтесь на 56-75% от функциональной пороговой мощности (FTP).
Поездки с такой интенсивностью учат ваше тело сжигать жиры вместо гликогена. Гликоген – это то, как наш организм откладывает углеводы, но его запасы ограничены и хватает их обычно на 30-90 минут интенсивных тренировок. Чтобы кататься по 5-6 часов, организм использует жиры, но для того чтобы их сжигать нужно какое-то количество углеводов – так что не забывайте есть во время базовой тренировки.
Когда растет интенсивность тренировки, сжигается больше гликогена и меньше жиров. Базовая тренировка делает этот процесс более эффективным. Чем выше интенсивность, при которой ваш организм использует жиры как источник энергии, тем больше гликогена останется в запасе для финальной атаки.
Комфорт в дороге: нужна ли велоодежда или можно без неё обойтись
Многие думают: для чего тратить деньги на велоодежду, если можно надеть то, что есть под рукой. Ответ прост: удобство, практичность и безопасность.
При создании специальной экипировки для езды на велосипеде учитываются условия её эксплуатации:
-
не сковывает движение при езде;
-
защищает от ветра и дождя;
-
отводит влагу.
Велосипедная экипировка для безопасной езды малышей
Велошорты имеют специальный памперс, который смягчает посадку. На кофтах сзади есть кармашек, в который можно сложить всякую мелочь и не брать с собой рюкзак, за что сухая спина скажет вам «спасибо». Также на ней есть яркие вставки, позволяющие сделать вас заметнее на дороге в тёмное время суток.
Правила не обязывают велосипедистов облачаться велоодежду, этот выбор сугубо индивидуален. Если вы часто и долго ездите на велосипеде, удобство превыше всего.
Велосипедный шлем
Важный атрибут велоэкипировки — это шлем. Он необязателен по нормам ПДД, но решение принимайте сами исходя из личных критериев комфорта. Помните, что безопасность достигается не шлемом, а снижением скорости в условиях езды по дорогам. Этот ненавистный многим велосипедистам аксессуар — элемент защиты при падении. Но для детей — это обязательный атрибут.
Выбор велосипедного шлема, который подойдет именно вам
Можно ли ездить на велосипеде в повседневной одежде
Вы можете чувствовать себя комфортно на велосипеде и в повседневной одежде, особенно если ездите на короткие дистанции. Но в тёмное время суток и туманную погоду, стоит добавить на неё или рюкзак светоотражающие элементы. А также не забывать про фонарики, которые обязательно должны присутствовать на байке.
В дождливую погоду вам на помощь придут: дождевик, специальные бахилы для обуви и правильно подобранные крылья на велосипед. Если байк по дороге сломается или вы устанете ехать, то вас без проблем пустят с ним в общественный транспорт. Поставьте его так, чтоб он не мешал входу и выходу пассажиров.
Если вы хотите ездить на работу на велосипеде, а про душ ваше начальство забыло, единственный выход из ситуации — вооружиться сменкой и влажными салфетками. Также стоит оградить себя от езды с рюкзаком на спине, положите его на багажник или корзину. Не нужно ехать очень быстро, запланируйте на дорогу достаточно времени, чтобы ехать в спокойном темпе.
Как научиться правильно ездить на велосипеде?
Разберем основные моменты, такие как:
- Равновесие;
- Педалирование;
- Торможение;
- Посадка.
Равновесие.
У нас первым пунктом идет равновесие, это самое важное для катания на велосипеде. Чтобы хорошо и эффективно передвигаться, нужно правильно держать равновесие.
Падение – это один из основополагающих страхов и именно поэтому, люди чаще всего бояться развивать определенные скорости, которые нужны, чтобы держать равновесие. Очень важно понимать, что когда ты двигаешься, тебе гораздо проще держать равновесие. Это физика. Также, когда вы двигаетесь, для того, чтобы держать равновесие, нужно уметь рулить. Т.е. если ты заваливаешься на одну из сторон, например, правую, тебе необходимо подрулить слегка влево. Ты изменишь траекторию движения, но при этом ты выравнишь велосипед.
Следующим пунктом будет правильное эффективное руление. Когда ты освоила то, как держать равновесие и вот эти маленькие подруливания, ты уже умеешь правильно наклонять велосипед в нужную тебе сторону, и соответственно правильно его направлять в нужном направлении, т.е. поворачивать.
Маленькие подруливания – это когда ты сидишь на велосипеде, едешь прямо, вдруг тебя начинает клонить в одну из сторон, если тебя клонит в одну из сторон, ты слегка подруливаешь в эту сторону и тебя выравнивает. Но когда тебе нужно повернуть, ты уже осознанно наклоняешь велосипед в нужную сторону и поворачиваешь руль. Соответственно ты начинаешь поворачивать.
Как поворачивать?
Тебе нужно более или менее хорошо научиться управлять велосипедом в повороте. В принципе это то же самое, что держать равновесие. Но в отличие от выравнивания, нужно его специально перед поворотом наклонить в нужную сторону, тогда он сам интуитивно начнет поворачивать и дальше ты уже начинаешь выравнивать его рулем.
Торможение.
Торможение – один из самых важных моментов в управлении.
Тормоз можно ставить рукой или ногой. К ручному тормозу не все привыкли, так как с детства нас учат ездить на велосипеде с ножным тормозом.
При торможении часто возникает паника и падение, на самом деле, это дело в практике. Ножной тормоз с роллерным тормозом на втулке ограничивает движение педалей назад. И, допустим при крутом спуске, либо просто при удержании равновесия, тебе необходимо выставлять ноги в горизонтальном положении, чтобы правильно распределять баланс веса.
Но ты должна понимать, что тебе нельзя слишком быстрое ехать и при этом нужно хорошо контролировать свою скорость и хорошо контролировать тормоз.
Правильная посадка.
Как научиться ездить на велосипеде? Важно уметь правильно сидеть. Убитые колени практически не восстанавливаются, вы можете остаться калекой.
Высота рамы.
Важный момент: один из самых простых примеров определения расстановки, это когда вы встаете над верхней трубой, и у вас 2 пальца еще помещаются – это минимальное расстояние, которое нужно. Если 2 пальца у вас не помещаются, в случае с торможением, если вы слетаете с седла, вы можете удариться паховой областью об раму и это будет крайне больно, травмоопасно.
По-хорошему, должно ребро влезать, но опять же, есть нюансы, если у вас велосипед, заточенный на походы, на гонки, у них все немного по-другому, но для обычного, городского, комфортного катания, достаточно, чтобы у вас влезало 2-4 пальца. Тогда без особых проблем вы сможете кататься.
На горных велосипедах спина немного будет согнута и наклонена вперед. Ведь если вы ездите на каких-нибудь городских, если это не велосипед на двух подвесах и у вас нет ароматизационного штыря, то когда вы въезжаете задним колесом на препятствие, у вас удар будет уходить в позвоночник. Будет происходить гидроудар позвоночника, за счет жидкости между позвонками. Это вредно, поэтому раньше у людей болела спина, когда они сидели не правильно. На таком велосипеде, у вас практически нивелировано состояние ударов по спине. Поэтому рекомендуем выбирать для обучения городской.
Высота седла.
Высота седла – это один из самых важных параметров, который позволяет сохранить ваши колени. Обратите внимание, чтобы педаль, находясь в нижнем положении, была с наклоном. Угол наклона должен составлять 155 градусов. При такой посадке вы всегда останетесь со своими коленями, по крайней мере в 95 %случаях.
Далее не отрывая ногу от педали надавите на пятку, чтобы нога выпрямилась. Нога должна полностью выпрямиться. Как только вы встали в положение педалирования, ваша нога должна снова возобновить наклон в 155 градусов. Это очень важный момент, помните о нем и всегда следите.
Дополнительный способ проверки.
Обратите внимание, до куда у вас находится седло. На ширину ладони от косточки бедра до верха седла – это практически то расстояние, которое нужно. Тут конечно не совсем точно получается, т.к. у всех людей длина ног разная.
Обращаем внимание еще на один момент, если человек сидит правильно и высота седла правильная, то до земли ваши ноги доставать не должны. Когда вы слезаете с седла, вы должны помнить, что одна нога должна оставаться на педали, а другая тянуться к земле, наклоняя при этом велосипед, чтобы слезть. Таким образом, можно совершенно комфортно эксплуатировать его, а именно слезать, залезать. Т.е. вы наклонили, закинули ногу, сели и поехали.
Если вы можете две ноги поставить на подошву, когда вы сидите на седле, при вертикальном положении велосипеда, высота седла у вас подобрана неправильно. Важный момент, это не подходит для BMX, стритеров и дейтеров. Когда вы держитесь за руль, вам может не совсем комфортно сидеть, потому что у вас могут затекать руки и т.д., Проблема может быть в ширине руля и его выноса.
Как это работает?
Чем шире руль, тем сильнее у вас расставлены руки и соответственно они при определенной длине выноса имеют разное положение, и в некоторых положениях они будут затекать. Поэтому, если у вас затекают руки от длительной езды, попробуйте ездить с рогами, если и это не поможет, тогда стоит поиграть либо с шириной руля, либо с длинной выноса.
Правильная техника езды
Чтобы велопрогулки приносили удовольствие и не нанесли вред здоровью, необходимо освоить правильную технику езды. Для начала следует отрегулировать положение седла. Его высота должна обеспечивать неполное распрямление ног. Важно, чтобы колеса транспортного средства были хорошо накаченными.
Во время езды желательно вращать педали с одинаковой частотой. Это позволит избежать неприятных ощущений и быстрой утомляемости. Не нужно снижать частоту вращения во время спусков или ускоряться при подъемах. Важно следить, чтобы нагрузка на стопу была равномерной в любом положении педалей. Любые неприятные ощущения во время поездки свидетельствуют о том, что нужно снизить скорость или остановиться.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Влияние правильного выбора передачи можно ярко продемонстрировать на примере подъема в гору. Мультискоростной байк позволяет вам выбирать частоту оборотов педалей. Благодаря этому, вы можете распределять нагрузку и свой (вместе с байком) вес на разных участках подъема – крутых или пологих. Так, на низких передачах общий вес легче, но количество оборотов педалей больше. Высокие передачи увеличивают вашу скорость подъема, но для педалирования понадобится больше усилий и энергии.
Чтобы выбрать приемлемый темп катания при езде на длительные расстояния, специалисты рекомендуют правильно переключать передачи и крутить педали со скоростью примерно 80 оборотов в минуту. Начинающим велосипедистам не обязательно сразу же стремиться к этой цифре, можно начать с 50 или 60 оборотов и постепенно увеличивать этот показатель. Тренируйтесь ежедневно, чтобы приобрести навык быстрого вращения педалей.
- Чтобы выбрать правильную скорость катания, сбалансируйте максимальный темп вращения педалей и нагрузку на тело. Как только вам станет легко крутить привычное количество оборотов, вы можете повысить передачу и тем самым увеличить скорость и нагрузку.
- Чаще экспериментируйте с переключением передач, и скоро сможете легко выбирать комфортный темп без снижения нагрузки и скорости.
- Катаясь в компании, не старайтесь ехать со скоростью своих друзей, это может быстро вас вымотать.
- На длинных маршрутах эффективнее катить не с одинаковой скоростью, а с одинаковой частотой вращения педалей.
Правила торможения при езде
Что касается торможения, то лучше им пользоваться пореже, так как это обеспечит сохранность как колодок, так и других существенных деталей. Главное при торможении — делать это плавно. На сухой дороге где-то за 200 м следует прекратить вращать педали и, периодически нажимая на тормоза ,снизить скорость и постепенно остановиться. При этом усилия к переднему и заднему тормозам должны применяться одинаковые.
Во время экстренного торможения необходимо максимально сдвинуться назад, чтобы не слететь с велосипеда вперед. Но лучше всего заранее натренировать процесс торможения в спокойных условиях, чтобы как минимум узнать тормозной путь именно вашей модели велосипеда.
Велосипедистам запрещается
- Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
- Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
- Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
- Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
- Ездить по пешеходным переходам;
- Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;
Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.
- Буксировать другой велосипед (если нет специального буксировочного прицепа, на котором надежно закреплено другое ТС);
- Двигаться по автомагистралям;
- Разговаривать по телефону, держа руль одной рукой.
Что будет, если нарушу правила?
За нарушение ПДД КоАП предусматривает Статья КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения. штраф — от 500 (если велосипедист спешился) до 800 рублей (если едет на велосипеде).
Если велосипедист нарушил правила в состоянии опьянения, штраф увеличивается до 1 000–1 500 рублей.
Чем чаще вы будете ездить на велосипеде, тем больше возможностей перед вами откроется. Этот вид транспорта — отличный способ провести время приятно и с пользой. Главное — помнить о безопасности.
Положение райдера и размеры рамы
При подборе рамы важен подбор руля по форме и положению. Для профессиональной шоссейной езды выбирают руль, изогнутый на подобии бараньих рогов. Предпочтение при спортивной езде отдается не столько скорости, сколько аэродинамике.
Для кросс-кантри, МТВ и пересеченной местности выбирают прямой руль, так как упор приходится и на ноги, и на руки. Вдобавок ко всему, байком легче управлять с помощью прямого руля
Особое внимание уделяют хвату – выбирают грипсы диаметра, позволяющего охватывать руль полностью. Слишком толстые грипсы не подойдут
Также руль выбирают по ширине. Рукам должно быть удобно. Неправильный выбор может спровоцировать туннельный синдром и быструю усталость.