Около 20 лет назад появился новый вид спорта, который сегодня приобрёл множество поклонников. Это сноубординг. Катание приносит массу положительных эмоций, повышает уровень адреналина и улучшает физическое самочувствие. Но чтобы получить удовольствие и пользу от этого процесса, нужно использовать правильное оборудование и доску. Зная несколько хитростей при выборе сноуборда, вы сможете насладиться зимним отпуском сполна.
Почему сноубордистам тяжелее подниматься на бугеле, чем горнолыжникам?
Любительское и профессиональное катание на лыжах, привело к необходимости создания приспособлений для транспортировки спортсменов и любителей на вершины. Специально для них были созданы подъемники. Любители сноубордов появились гораздо позже, им пришлось приспосабливаться к имеющимся транспортировочным установкам.
Лыжник совершает подъем с большим комфортом, потому что стоит на обеих ногах, держится за жезл слегка откинувшись назад и едет. А его коллеге приходится сложнее, так как борд не может ехать поперек, что было бы очень удобно.
Сноубордисту приходится подниматься практически боком, закрепив штангу бугеля к внутренней части бедра. Очень высокое напряжение в мышцах при неправильном подъеме может стоить травм.
Только после того, как начинающий спортсмен уверенно стоит на доске, умеет балансировать, совершать повороты и свободно скользить по пологим спускам, можно покорять T-bar. Эти навыки осваиваются на учебных площадках.
Важно помнить, что доведение техники до автоматизма принесет больше удовольствия от катания на более сложных холмах.
Освоение более сложного
Завершённые повороты. Без этого не поедите и будете спускаться траверсом как падающий листик или маятник.
- Движение из стойки бэксайд (на цыпочках). Переносим вес на переднюю ногу. Доска поворачивается носом вниз, со склона
- Пятки приподнимаются, доска кантуется лицевым кантом. Ноги согнуты в коленях. Лицо и туловище развёрнуто в сторону движения
- Даём сноуборду свободу, слегка опуская пятки (но не до конца, чтобы не поймать кант). Доска снова разворачивается носом вниз
- Чуть набрав скорость начинаем готовиться к повороту в противоположную сторону. Вес из 50-50 снова переносим на переднюю ногу
- Слегка заваливаемся назад, задавливая пятки, поднимая носки и кантуясь задним кантом. Колени согнуты, не забываем об этом. Смотрим вперёд, а не под ноги
- Ослабляем давление на пятки. Нагрузка на доску 50-50. Нос доски опять стремиться развернуться вниз по склону
- Снова нагружаем передний кант, вставая на цыпочки и поднимая пятки. Доска уходит в очередную дугу
- И так далее. То есть ездят дугами, гася скорость и маневрируя. Без этого никак. Дальше рассмотрим РЕЗАННЫЕ ПОВОРОТЫ и ПРЫЖКИ
Во время каталки достаточно сложно делать фотографии: всё происходит в динамике, фотографу надо катится чуть позади, а это делать никто не хочет. Поэтому в этой статье я имел наглость скопировать 6-8 фотографий с зарубежный сайтов обмена фотографиями. И под конец об одной вещи, ради чего вообще в горы ездишь и катаешься на сноуборде:
ЭТО ВЕСЕЛО
Спуск с горы
Лыжные ходы не ограничиваются техниками на ровных поверхностях. Спортсмен должен уметь правильно двигаться и при спуске с горы. Новичку необходимо усвоить основное понятие при занятиях на лыжах — линия ската. Это самая короткая тропа от вершины к началу горы. Если использовать её для спуска, то можно добиться наибольшей скорости и ускорения.
Важно знать, что линия необязательно должна быть прямой. Она может отклоняться в любые стороны, но всегда имеет самый крутой угол на склоне.
Чтобы освоить технику спуска с горы, необходимо использовать нейтральную стойку. Это начальная точка, когда при движении человек возвращается в исходное положение, если теряет равновесие.
Тело нужно располагать следующим образом:
- ноги согнуты под углом в 120°;
- корпус и голени подаются вперёд, они должны составить одинаковый угол;
- локти находятся в полусогнутом состоянии;
- кисти опущены до уровня колен и направлены вперёд;
- ладони прочно сжимают обе палки;
- если это необходимо, то одну лыжу можно немного выдвинуть на передний план.
Освоив такой стиль, можно всегда оставаться в устойчивом положении при свободном спуске с горы. При этом человек развивает максимальную скорость и эффективно задействует опорно-двигательный аппарат.
Если при спуске понадобится ускориться и достигнуть максимальной скорости спуска, спортсмену необходимо корпусом наклониться ещё вперёд, уменьшая угол в коленях и локтях. Таким образом, сопротивление воздуха уменьшится. Но при этом следует полностью контролировать движения, поскольку при резких поворотах спортсмен может потерять равновесие, упасть на скорости и травмироваться.
Чтобы уменьшить скорость спуска, следует разогнуться в исходное положение. Но не стоит надолго оставаться в нём, поскольку движение может быть замедлено слишком сильно.
Если склон очень длинный, необходимо давать мускулатуре отдых. Для этого изобрели расслабляющую стойку — коленные суставы немного разгибают, а тело наклоняют вперёд, предплечья упирают в бёдра.
Важно понимать, что при выполнении стойки расслабления, устойчивость спортсмена сильно ухудшается из-за неровностей рельефа. Поэтому не стоит использовать её новичкам при быстром спуске.
Виды горных лыж по назначению
Кто-то катается по подготовленному спуску, кто-то сам прокладывают трассу в нетронутой целине. Одни ищут высокие горы, другие идут в парк — занимаются лыжной акробатикой. В зависимости от зоны применения, горные лыжи делят на 4 вида: трассовые, универсальные, лыжи для фристайла и фрирайда.
Карвинговые (трассовые) лыжи
Карвинговые лыжи – предназначены для катания на подготовленных склонах, по жесткому снегу или льду. Другое название – трассовые. Имеется ввиду идеально укатанная трасса горнолыжного центра. Для рыхлого, глубокого снега такие лыжи не предназначены.
Карвинговая техника техники заключается в том, что на поворотах лыжа ставятся на ребро (кант).
Кант — металлические полоски, которые устанавливают сбоку вдоль лыжи. Другими словами — ребро горной лыжи.
Карвинговые – это «приталенные» лыжи (менее 75 мм), средней или высокой жесткости, с минимальным рокером.
Само слово карвинг (carving) значит «резать». Название связано с техникой катания. Лыжник, выполняя поворот, «режет» кантами склон, оставляя глубокие борозды. Чтобы лыжа лучше «цеплялась» за снег, носок должен прижиматься к поверхности. Поэтому рокер в таких моделях, минимальный (смешанный) или вовсе отсутствует (кемблер).
Универсальные
Чтобы стать абсолютно счастливым необходимо иметь две пары горных лыж. Одну для подготовленных трасс, другую для целины. К сожалению такие возможности есть не у всех. Поэтому, большинство поклонников этого спорта выбирают универсальные лыжи. Они предназначены для катания повсюду.
Универсальные модели – это горные лыжи с шириной талии в диапазоне от 75 до 100 мм.
Рокер в универсалах больше, чем у карвинговых моделей. Высокий загиб носка позволяет «влетать» в небольшие сугробы и не терять равновесие. Некоторые варианты дополнительно имеют рокер в пятке.
Универсальные лыжи проиграют карвинговым на ухоженном склоне и уступят фрирайдам в глубоком снегу. Подобная перспектива разочарует профессионала. Но для большинства любителей это идеальный выбор.
Лыжи для фрирайда и фристайла
Фрирайд — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс. Чтобы лыжник не провалился в глубокий снег и мог совершать затяжные прыжки, увеличили общую ширину лыж. Широкий носок позволяет «всплывать» в пушистом снегу. Расширенная средняя часть обеспечивает устойчивость после приземления. Ширина талии на таких моделях более 100 мм.
Последние годы набирает популярность разновидность фрирайда – ски-тур. Этот горнолыжный туризм представляет собой самостоятельный подъем в горы, прогулки по равнине и экстремальные спуски.
Лыжи для ски-тура (другое название – бэккантри) имеют специальные места для крепления лент противоскольжения (камусов). Их используют для подъема в гору. Кроме того, крепления для ботинок не совместимы с обычными горнолыжными ботинками.
Лыжи для фристайла обладают отличительной особенностью. Загиб пятки и носка имеет одинаковую форму. Прогиб может быть разным: рокер или кэмбер, но пропорции будут соблюдены. Другими словами, задняя часть лыжи копирует переднюю. Технология получила название — «твин-тип». Такая конструкция позволяет катиться, исполнять прыжки и приземляться вперед спиной.
Как научиться подниматься на бугеле
Без определенных навыков катания не стоит спешить. Поднимаясь на бугеле, вам все равно придется удерживать равновесие и следить за дорогой. Лыжникам важно удерживать ноги вместе направленными четко носками вперед. Сноубордистам тоже полностью расслабиться не получится. Нужно следить на тем, чтобы не зацепиться кантом и в случае необходимости объезжать мелкие препятствия в виде камней или бугров.
Зачастую сноубордисты поднимаются с пристегнутой одной ногой. Это должна быть ваша ведущая нога . Та, которой удобнее «рулить». То есть та, которая будет спереди. Однако сначала лучше осваивать бугель с двумя пристегнутыми к доске ногами, это дает как минимум больше уверенности. Как в таком случае подобраться к точке старта? Посмотрите, как это делают другие райдеры. Большинство забавно допрыгивают. Чтобы этого не делать, можно просто поросить работника подъемника подкатить вас в нужную точку.
Тянуться за бугелем не следует, иначе можете потерять равновесие. Подождите еще пару секунд и возьмитесь за штангу только тогда, когда она будет чуть ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. Приготовьтесь к рывку. Именно в этот момент многие теряют равновесие и падают. Если это произошло, сразу отпустите бугель, отползите в сторону, а затем возвращайтесь на старт. Не надо держаться за «швабру» или «тарелку» так, словно от этого зависит ваша жизнь.
Распространенная ошибка — пытаться сесть на бугель. Не следует так делать, потому что это буксир, а не сиденье. Тянуть трос тоже не нужно. Просто смотрите вперед и следите за равновесием. Напрягать руки не нужно. Придерживайте штангу без прикладывания лишних усилий.
Сноубордистам нужно немного сместить центр тяжести на ведущую ногу. Если нагрузить заднюю, доска начнет разворачиваться, приближая момент близкой встречи райдера со снегом. Также не нужно пытаться встать на кант. В идеале доска должна скользить ровно на «брюхе».