Процесс самопознания: цель, методы и средства

Йога

Впервые опубликовано 07.02.2003, существенные изменения от 28.10.2008.

На чем основывается самосознание личности

Самосознание — это способность человека выделять себя из всего, что его окружает. Выстраивание собственной идентичности является важнейшим условием становления и развития личности.

Процесс осознания своего «я» основывается на следующих факторах:

  • сознание собственного существования и его отличия от окружающей природы и общества;
  • понимание своих эмоций, чувств и желаний;
  • способность к оцениванию своих поступков и личностных качеств;
  • понимание своих глубинных мотивов, переживаний и страхов;
  • осознание как имеющихся признаков характера и личности, так и желаемых качеств;
  • формирование устойчивой внутренней целостности, независящей от внешних факторов.

Процесс самосознания — это долгий путь, основанный на узнавании и изучении самого себя. Становление своего «Я» проходит в два этапа: осознание себя через познание другого человека и стадия рефлексии и самоанализа. На основе этих факторов человек составляет о себе собственное мнение.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если  она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем  определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

  1. Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
  2. Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.
  3. Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек  приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно  происходит с использованием следующих методов:

  1. Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  2. Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  3. Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  4. Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  5. Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Материалы по теме:

  • Дух. Душа. Человек. Лев Клыков и Джули По
  • Духовное развитие человека – ступени его развития
  • Энергетическая система человека – виды чакр
  • Истина № 3. Нас выбрали и привели сюда
  • Высшее Я. Вы уверены, что вы видите себя во всей своей целостности?
  • Человеческая жизнь длится всего лишь миг…
  • Шаг за шагом мы проходим киллометры пути

Самосознание как часть психологической структуры личности.

Самосознание как часть психологической структуры личности.

При изучении самосознания необходимо разграничивать такие понятия как сознание

исамосознание . «Сознание, свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности». Л. Д. Столяренко. Функция сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека входит определённое отношение к окружающей среде, к другим людям.

Самосознание –

не что иное, как сознательная попытка человека выделить себя из окружающего мира, детерминированная желанием определить себя как индивидуальность, отличную от других, при этом человек опирается на осознание своих психических и физических особенностей, а также индивидуальных способов реагирования. Одно из главных условий, при котором возможна данная психическая деятельность, заключается в том, что такое самоопределение сознательно совершается человеком и не является продуктом внушений со стороны других людей, хоть и опирается на социальную среду.

Многие психологи рассматривают самосознание как ядро личности (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Б. Орлов, С. Р. Пантилеев, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин), основной характеристикой которого признаётся целостность и непрерывность Я

во времени, а объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность.

Самосознание имеет определённые законы развития:

  • компоненты самосознания не возникают в сознании сразу и вместе: появление одних обусловлено развитием мышления, появление других – развитием предыдущих, а также социальной необходимостью;
  • некоторые компоненты, перед тем как заявить о себе в структуре самосознания, сначала развиваются по второстепенной линии, поэтому слабо заметны;
  • все компоненты самосознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимообогащении;
  • продуктами взаимодействия компонентов самосознания являются «я-концепция» и «образ-я». «Я-концепция» – система взаимоотношений человека с миром, их характер и эмоционально-ценностная наполненность.

В структуру самосознания входят следующие компоненты:

  • самопознание и самопонимание (кто я и почему я так поступаю);
  • общественное самосознание (Я

    как социальный субъект);

  • социальное беспокойство (что общество ожидает от меня);
  • личное самосознание (внимание человека к самому себе. Рефлексия);
  • когнитивный компонент – «я-мышление»
  • эмоционально-ценностный компонент (система ценностей и самооценок, отражающая отношение человека к самому себе и миру);
  • поведенческий компонент;
  • мотивационный компонент;
  • самоуважение;
  • представление себя во времени и пространстве.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты своих поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния и внутреннего конфликта.

Самосознание является главным новообразованием подростничества. Пубертатный период определяется ведущей деятельностью, т. е. интимно-личностным общением со сверстниками, стремлением завоевать уважение сверстников, поиском надёжных друзей и пересмотром прежних связей. В этом возрасте закладывается первичный характер и некоторые стойкие убеждения. Основные новообразования пубертатного периода – это чувство взрослости, самосознание (в виде самостоятельно-функционирующей системы), как следствие – самоопределение

(половая идентификация, осознание себя в качестве члена общества, уровень притязаний, возможно, определение места в жизни), формирование отношения к себе.

Д. Б. Эльконин говорил, что к концу подросткового возраста совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я не взрослый. Отсюда – поворот к новым задачам. Важное следствие «поворота на себя» – эмоции, как отражение именно себя, как условие осуществления задачи, и, как следствие, – высокое значение эмоциональности в подростковом периоде. В таком случае, можно предположить, что творческая театральная деятельность подростка, может благотворным образом сказаться на качестве развития его самосознания. Игра в театр помогает не только разредить атмосферу, снять напряжение или усталость, – такая деятельность помогает проиграть как бы понарошку человеческие взаимоотношения, различные конфликтные ситуации, которые долгое время не могли разрешиться сами собой. Также через роль человек может сублимировать свои переживания, по несколько раз проигрывая их. Для позитивного развития Я-концепции очень важны адекватные отношения с социумом, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы зал тебя принял, чтобы он аплодировал, а не «освистал». Данные переживания и то, как с ними справляется развивающаяся личность, – всё это очень важно для становления и развития самоуверенности, самоуважения, самооценки, а также уровня притязаний. В конечном итоге оценка зрителя будит являться эталонной оценкой социума в целом. Однако для развития самосознания важен не только результат, но и сам репетиционный процесс.

Особенности самосознания личности

В работах С. Рубинштейна выделены следующие признаки самосознания:

  • Избирательность

Далеко не все переживаемое индивидом, отражаясь в его сознании, откладывается в его психической автобиографии. Квинтэссенцию самосознания составляют лишь те мысли и чувства, которым он отдал все силы своей души и которые крепко вплелись в канву его жизнедеятельности.

  • Социальная проекция

Важнейшей особенностью самосознания личности является отведение в нем определенного места общественному статусу. Каждый человек воспринимает себя как существо социальное, наделенное определенными функциями. Поэтому нельзя рассматривать Я-концепцию индивида в отрыве от осваиваемой им общественной ниши.

  • Зависимость от самопознания

Самосознание – это не зеркальное отражение бытия личности. Оно не всегда является адекватным, то есть соответствующим объективной реальности. Мотивы собственных поступков, объясняемые себе и другим, – даже когда человек старается быть искренним, – могут расходиться с истинными побуждениями.

Таким образом, самосознание – продукт не столько переживаний, сколько познания себя: самонаблюдения и самоанализа. От глубины этих процессов зависит адекватность самооценки личности, а значит, надежность ее самозащиты и эффективность саморегуляции.

Самопознание и развитие личности Подготовила: Михайлова Мария Философы о самопознании

Самопознание и развитие личности Подготовила: Михайлова Мария Философы о самопознании Фотографии и зеркало не могут истинно отразить внешность человека. Отношение к собственной внешности, представления о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку.

    • Важную роль играет сопоставление образа реального с образом своего идеала
    • Склонность оценивать себя так, как оценивают другие.
    • Наше отношение к собственным успехам и неудачам.

Главное в осмыслении собственного развития – идентичность: Человек видит преемственность между тем что он делал в прошлом, делает сейчас и будет делать в будущем. Восприятие собственной целостности, тождественности самому себе.

Освоение и применение личностно ориентированных критериев жизнедеятельности учащихся, учителей, школьной организации в целом

Развитие языковой личности студентов-иностранцев в условиях межкультурной коммуникации подготовила преподаватель кафедры русского.

Духовно-нравственное развитие учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование.

Благодаря быстрому росту городов развивалось ремесло. К концу периода древности на Руси было около 300 городов. Расцветало металлургическое.

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259-1344), Джотто.

В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить.

Источники: Самопознание и развитие личностиСамопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способностиСамопознание и развитие личностиСамопознание и развитие личности Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы_i_razvitie_lichnosti/Самопознание и развитие личности Подготовила: Михайлова Мария Философы о самопознанииСамопознание и развитие личности Подготовила: Михайлова Мария Философы о самопознании Фотографии и зеркало не могут истинно отразить внешность человека. Отношение к собственной внешности,

Повышенное самосознание

Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.

Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.

У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.

Повышенное самосознание

Каков путь к самопознанию?

Хотя мы склонны думать, что хорошо знаем себя, это не всегда так. Познать себя — непростая задача. Это может занять у вас годы, и вы, возможно, никогда не добьетесь успеха в своей жизни. Ваш опыт меняет вас. Вы не тот человек, которым были несколько лет назад, и вы, вероятно, не будете тем же человеком, каким вы являетесь сейчас в будущем.

Мы находимся в постоянном состоянии изменений и претерпеваем бесчисленные изменения с точки зрения того, как мы думаем, действуем и понимаем наше собственное существование.

Таким образом, первое, что вам нужно сделать, это быть честным с самим собой. Для этого вы должны избегать ловушек самообмана и всех защитных механизмов, которые вы можете использовать, особенно неосознанно. Цель — научиться глубоко анализировать себя.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности. В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Как найти свой путь самопознания

Как утверждают многие мудрецы, путь к познанию себя лежит через разотождествление. Люди привыкли ассоциировать себя с телом и другими вещами — материальным положением, общественным и семейным статусом и т. п. Человек начинает думать и действовать в соответствии с этими представлениями о себе и окружающем мире.

Самопознание призвано помочь человеку понять, что он не является чем-то материальным. Избавление от иллюзий и предрассудков открывает перед ним двери к духовному счастью, которое многократно превосходит материальное. Счастливым может стать каждый. Ежедневная работа над собой, занятия различными духовными практиками помогут обрести внутреннюю гармонию и смысл жизни.

Тождество личности

Онтологические концепции, изложенные в предыдущем подразделе, не имеют непосредственного влияния на тождество личности. Поскольку критерий непрерывного существования во времени для личностей может отличаться от такового для (других) материальных объектов, даже если, на чем настаивают материалисты, личность ежемоментно с необходимостью конституируется той или иной материей (смотри статью Тождество личности). Как правило, не считается, что знание ментальных состояний обеспечивает глубокое проникновение в вопрос о критерии непрерывного существовнаия во времени, поскольку обычно предполагается, что мы обладаем привилегированным доступом только к текущим состояниям. В частности, у индивида нет специального доступа к тому, являются ли его воспоминания правдивыми, и, таким образом, отсутствует способ определения прошлого опыта как своего. Поскольку концепции доступа от первого лица имели большее значение при формирования теорий тождества личности в период Нового времени, чем сегодня, мои краткие замечания коснутся данного периода.

Как упоминалось ранее, картезианскому созерцателю принадлежит высказывание о наличии процесса мышления, к которому у него имеется непосредственный (несомненный) интроспективный доступ, позволяющий установить факт его собственного существования c несомненностью. Однако это не позволяет созерцателю постигнуть свое неизменное Я. Согласно Декарту, Я, как и любая другая субстанция, постигается не напрямую, а только через познание его свойств.

Юм также утверждает, что мы никогда непосредственно не познаем Я. В отличие от Декарта, он приходит к такому заключению на основании того, что нет никакого субстанциального Я. В известном отрывке Юм обращается к интроспективному осознанию с тем, чтобы показать, что Я есть несубстанциальный «пучок» восприятий.

Что касается меня, то, когда я самым интимным образом вникаю в нечто, именуемое мной своим я, я всегда наталкиваюсь на то или иное единичное восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, страдания или наслаждения. Я никак не могу уловить свое я как нечто существующее помимо восприятий и никак не могу подметить ничего, кроме какого-либо восприятия. Если же мои восприятия временно прекращаются, как бывает при глубоком сне, то в течение всего этого времени я не сознаю своего я и поистине могу считаться несуществующим. [Hume 1739–40/1978, 252; цит. по: Юм 1996, 298]

раскрываетконституирует

…личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах… (курсив мой. — Б.Д.). [Locke 1975, ; цит. по: Локк 1985, 387]

Согласно некоторым интерпретациям, что для опыта или действия означает принадлежность мне (личности — в локковском смысле), для меня означает, что я присваиваю его или вменяю его себе [Winkler 1991]. При таком прочтении особо подчеркивается значение локковского утверждения, что «личность» — это юридический термин.

«Личность»… — [э]то юридический термин, касающийся действий и их ценности и относящийся поэтому только к разумным существам, знающим, что такое закон, счастье и несчастье. Эта личность простирает себя за пределы настоящего существования, к прошлому только силой сознания; вследствие этого она беспокоится о прошлых действиях, становится ответственной за них, признавая за свои и приписывая их себе совершенно на том же самом основании и по той же причине, что и настоящие действия. [Locke 1689/1975, ; цит. по: Локк 1985, 400]

можем

Кант не принимает общую для Локка и Юма стратегию, поскольку он не согласен с тем, что самосознание сообщает объективные факты о тождестве личности. Он согласен с Декартом и Юмом, что мы никогда непосредственно не воспринимаем Я (этот факт он именует «систематическим ускользанием Я»). Хотя он полагает, что мы не можем не мыслить себя как длительно существующие целостные существа, он относит данную Я-концепцию к числу необходимых предпосылок мышления, непосредственно не поддерживающих онтологическое умозаключение о природе Я.

В данном контексте стоит обратить внимание на две современные концепции тождества личности. Концепция Галена Стросона [Strawson 1997] явным образом не основывается на интроспективной рефлексии, однако в ней предполагается, что границы субъекта соответствуют границам постижимого с помощью интроспекции в данный момент времени. Субъект определяется (на самом деле, отождествляется с) тем отрезком опыта, который «переживается как единое». Поскольку для человека соответствующее цельное переживание длится не более трех секунд, то субъекты фактически существуют совсем недолго. Дейнтон и Бейн [Dainton and Bayne 2005] представили схожую теорию, в которой они стремятся обойтись без вывода о такой скоротечности субъектов. По их мнению, тождество личности связано скорее с непрерывностью опыта (способностью ее иметь), чем с единством переживания. Однако в отличие от концепции Стросона данный подход уязвим для известных возражений, основанных на предположении возможности разветвления опыта, или «расщепления».

Загляните в прошлое

Детские воспоминания

Что у вас получалось лучше всего, когда вы были ребенком и подростком (а может, и сейчас получается)? Какие навыки передали вам родители, тренеры, педагоги? Перечислите, какими хобби вы увлекались. Возможно, в старших классах вы получали удовольствие от проведения научных экспериментов или зачитывались классической литературой, с нетерпением ждали занятий в спортивной секции или пели в хоре.

Работа и успехи

  • Приходят ли вам на ум конкретные ситуации на работе, когда вы добивались того, чем можно гордиться?
  • В каком роде деятельности и при выполнении каких обязанностей вы демонстрировали высокие результаты?
  • За какие конкретные задачи вы получили признание или вознаграждение?
  • Какой связанный с работой опыт или какие внешние факторы повлияли на развитие ваших способностей?
  • Какие навыки вы освоили легко и быстро?
  • К каким задачам вас привлекали или вы сами вызывались выполнить их?

Отметьте, какие навыки вы использовали и что сделали, чтобы добиться блестящих результатов. Сфокусируйтесь на своих талантах.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique