Мотоциклы, идя с нами уже больше века, не перестают развиваться. Причем во всех направлениях.
- Классические модели
- Права категории «А» (мотоциклы с двигателем более куб/см и скоростью свыше км/час)
- Эндуро
- Cushman Model
- Виды мотогонок
- Трековые называют по-другому спидвей
- Кросс –кантри и эндуро-кросс
- Шоссейно-кольцевые
- Шоссейно-линейные
- Стантрайдинг
- Помощь новоиспеченному байкеру
- Электромотоцикл («Электрический мотоцикл»)
Классические модели
До сих пор идут ожесточенные споры по классификации. Ведь многие байки имеют одинаковую специализацию и конструктивные особенности. Но все согласны в одном — классика подходит для людей как с опытом, так и для новичков. Как раз на нем и стоит учиться вождению. Он универсален, подходит для езды в городских условиях, и совсем не утомляет водителя на дальних расстояниях. Кроме того, малый вес (в пределах 150-250 килограмм), удобная посадка, мягкое сиденье, прямой руль, телескопическая вилка, задние амортизаторы способствуют не очень быстрому передвижению, что гарантирует комфорт и надежность во время езды. Главное преимущество заключается в легком обслуживании и доступности ремкомплекта. Недостатками можно считать – отсутствие обтекателей и маленькая мощность двигателя.
Права категории «А» (мотоциклы с двигателем более куб/см и скоростью свыше км/час)
Права категории «А» — водительское удостоверение, дающее право на управление мотоциклом с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания, превышающим 50 кубических сантиметров, и максимальной скоростью, превышающей 50 километров в час.
Мотоцикл — это двухколёсное транспортное средство. Мотоцикл оснащается механическим двигателем (двигатели разного класса: двигатель внутреннего сгорания, электрический, пневматический), наличие боковых ножных упоров (площадок, подножек), прямое (безредукторное) управление передним поворотным колесом.
Права категории А распространяются на управление следующими классами мотоциклов: классические мотоциклы, круизеры, туреры, спортивные мотоциклы, шоссейные мотоциклы, кроссовые мотоциклы, эндуро-мотоциклы, чопперы.
К категории «А» относятся также транспортные средства с двигателем, отличным от двигателя внутреннего сгорания, имеющим аналогичные мощностные характеристики.
Эндуро
Мотоциклы этого класса в свою очередь делятся на несколько подкатегорий по назначению и, как следствие, конструктивным особенностям.
Хард эндуро. Злой внедорожный мотоцикл, предназначенный для участия в продолжительных гонках по пересеченной местности, со сложными спецучастками, грязевыми ваннами и каменистыми подъемами. Ввиду его внедорожных качеств для поездок по асфальту не годится от слова “вообще”. Зубастые шины вытрутся о ДОПы за пару километров. А от вибраций позвоночник ссыпется в мотоштаны.
Байки часто путают (и почему-то сравнивают) с кроссовыми мотоциклами. На самом деле, внешне оба этих класса весьма схожи. И отличает их наличие светотехники. А вот конструктивные отличия куда значительнее.
Хард Эндуро обладает более мягкой и длинноходной подвеской, немного сниженной полкой крутящего момента, наличием электростартера, всевозможных защит: картера двигателя, тормозной системы и так далее.
Кроссовые мотоциклы лишены всех дополнительных защит и электростартера в угоду снижения массы. Более верховой мотор ввиду того, что гонка в этом классе проходит на специально подготовленной грунтовой трассе. Скорости и высокие прыжки в гонке — нормальная практика, отсюда и более жесткая конфигурация подвески.
Софт Эндуро. Мотоциклы двойного назначения, хорошо подходят как для асфальтированных дорог, так и для поездок где-то рядом с ними. Идеален для мотопатрулирования в шортах и сланцах вокруг дачи, если вы понимаете, о чем я…
К отличительным особенностям класса можно отнести:
- шумный одноцилиндровый двигатель;
- относительно небольшой вес;
- повышенную проходимость ;
- небольшие межсервисные интервалы;
- повышенную прочность и др.
Туристические эндуро. Назначение этих мотоциклов кроется в названии. Это тяжелые и мощные мотоциклы для дальних поездок, по любому типу дорог или их отсутствию. Яркие представители — Honda Africa Twin, Honda Varadero, Suzuki Vstrom, KTM 990 adventure, BMW GS.
Отличительными чертами туристических эндуро, в сравнении с дорожными туристами, являются вдвое большие ходы подвесок, совершенно прямая и комфортная посадка.
В этом классе комфорту поездки уделяется большое внимание. Такие мотоциклы комплектуются хорошей ветрозащитой, часто — подогревами ручек, системами крепления кофров, 12-вольтовыми выходами для подключения навигации, зарядки смартфонов и так далее.
Двигатели, в отличие от товарищей по классу, хорошо сбалансированы и практически не имеют вибраций. Оснащены хорошей жидкостной системой охлаждения, системами ABS и трэкшн-контроля. Это мощные и выносливые мотоциклы, которые замечательно чувствуют себя как в городском трафике, так и в кругосветном путешествии.
К отличительным особенностям мотоцикла можно отнести:
- ресурсный сбалансированный двигатель ;
- комфорт поездки как для водителя, так и для пассажира;
- повышенную проходимость;
- отличную управляемость;
- систему крепления кофров;
- отличную ветрозащиту и др.
Все семейство Эндуро так или иначе связано с желанием ехать где-то помимо дорог. Поэтому если вы по пути на работу с тоской смотрите куда-то в овраг, вам стоит обратить пристальное внимание на эти мотоциклы.
Cushman Model
Простая и компактная конструкция этого мотороллера задумывалась для того, чтобы десантировать ее с парашютом в местах проведения десантных операций Армией США.
За время Второй мировой войны было выпущено почти 5000 экземпляров.
Слабый моторчик, выдававший всего 4,6 лошадиных сил, тем не менее, не был достаточно мощным для любых нужд, кроме проведения армейских шоу и выставок.
Существует легенда, что первый Cushman был собран одним из служащих военного аэродрома просто из ненужных запчастей от самолетов и обслуживающих аэродром механизмов. Стоит отметить, что, даже по тем временам, Cushman имел довольно кондовую конструкцию (которая, наверное, нравилась военным) и, как следствие, весьма немалый для скутера вес в 115 кг.
Виды мотогонок
Гонки на спортивных мотоциклах и других видах этой техники проводятся для каждого из них отдельно.
Сюда входят самые различные виды мотогонок.
Трековые называют по-другому спидвей
Для таких соревнований устраивают самые разные покрытия. Для этого используется лед, земля, трава и другие виды покрытий. Зимние гонки на мотоциклах проводятся по дорожке из льда или промерзшей земле.
Для этого вида соревнований используют специальные площадки или естественные участки пересеченной местности. При классическом виде этих соревнований проходимая трасса имеет длину до трех километров. Стадион-кросс, или как его называют по-другому, суперкросс проводят на открытом стадионе. Здесь проходят также гонки на мотоциклах по грязи.
Супермото проходят только на мотоциклах, специально для этого вида гонок предназначенных . Трасса разделена несколько участков. Это дорога с асфальтовым покрытием чередуется грунтом, где используются различные препятствия. Трасса имеет длину не более двух километров.
Данные гонки проходят по пересеченной местности. В требования соревнований входят следующие условия. Пилотами должен соблюдаться график движения, который задан заранее. Используются дополнительные состязания во время прохождения гонок.
Кросс –кантри и эндуро-кросс
Это разновидности эндуро в сочетании с различными видами гонок.
Шоссейно-кольцевые
Шоссейное кольцо имеет длину не меньше трех километров. Особенностью этих соревнований является множество скоростных поворотов. Здесь можно использовать дорожные байки и специальные класса MotoGP.
Так называют шоссейно-кольцевые мотогонки, рассчитанные на выносливость. Продолжаются они несколько дней, и в течение всей гонки пилоты могут меняться.
Это соревнования, где пилоты должны показать свое умение преодолевать самые разные препятствия. Вся трасса проходится за определенный промежуток времени. Участвуют в мототриале особые мотоциклы.
Шоссейно-линейные
На этих гонках участвуют дорожные мотоциклы. Обычные автодороги закрывают для другого транспорта на все время проведения соревнований.
Здесь соревнуются командой. Мотоциклист должен пробуксировать лыжника по зимней трассе. Она может быть снежной или ледяной. Используется также трасса смешанная. На этих гонках есть ограничения. Нельзя пользоваться цепями для колес или шипованными покрышками.
Специальные заезды, на которых устанавливаются рекорды. Это может быть рекорд на любой дистанции, маленькой или длинной. Рекорд может быть на максимальную скорость или минимальное время. Или проезд определенной дистанции за самое короткое время.
Стантрайдинг
Это гонки на мотоциклах с трюками. Появился этот вид в Англии в конце двадцатого года. Используемых трюков большое количество, и виды их изменяют и усложняют.
Это далеко не все виды мотогонок, которые существуют. Но основные.
Но любители мотогонок иногда устраивают неофициальные и чаще всего незаконные гонки на мотоциклах по городу. Их называют также уличными гонками или стрит-рейсинг. Такие гонки происходят самопроизвольно. Но иногда их планируют и координируют. Любители таких гонок объединены в специальные клубы. Но есть и противники такого вида соревнований, которые утверждают, что это опасно для других автомобилистов.
Видов уличных гонок несколько. До недавнего времени гонки по городу в России были запрещены. Их часто проводили на пустых дорогах в ночное время. Конфликты с сотрудниками ГИБДД случались довольно часто. Но примерно с 2003 года эти гонки легализовали.
Помощь новоиспеченному байкеру
Чтобы снизить проблемы при покупке, при выборе первого мотоцикла б/у, следует обратить внимание на следующее:
- Сверьте год выпуска в документах с реальным. Для этого загляните в документы и изучите тормозные шланги и диски — год должен совпадать. Если не совпадает, то самое время поинтересоваться у продавца — почему (если проблем нет, то вам заранее скажут, что байк был поврежден и пришлось поставить то, что нашлось);
- Регистрация мотоцикла. Проверьте, все ли в порядке с этими документами. кстати, после покупки сразу же зарегистрируйте его на свое имя;
- Осмотрите внешний вид — если байк использовался, то он падал и должны быть царапины. Если он активно использовался, а их нет, то их спрятали. Значит, могли спрятать еще что-то более серьезное;
- Загляните в бензобак. На нем и в нем не должно быть и следа ржавчины. Если они есть — не покупайте, ведь эта модель долго прослужить не сможет;
- Осмотрите раму. На ней не должно быть никаких следовав сварки, ведь это уже влияет на прочность конструкции. Конечно, если все сделано качественно. То можно и взять на свой страх и риск;
- Осмотрите цепь. Никакой ржавчины, она не должна быть растянутой, звездочки не должны быть погнутыми. Если все в порядке, то обслуживание цепи проводилось регулярно и мотоцикл сможет прослужить еще долго, в ином случае понадобиться ремонт;
- Осмотрите вилку. Для этого просто надавите на нее несколько раз — не должно появится маслянистых следов;
- Заведите двигатель. Мотор обязан завестись со второго раза, если это не получилось с первого. Притом — без предварительного прогрева. Звук должен быть ровный;
- Проверьте тормоза и оптику. Включите поворотники, включите основной свет, опробуйте тормоза.
На спидометр можно даже не смотреть. Никто и никогда на б/у рынке не скажет вам, сколько в действительности прошел байк километров. Просто потому, что честных водителей у нас слишком мало, чтобы верить показаниям этого прибора. Даже если перед вами находится словно новенький Kawasaki W650. Поэтому приобретая подержанную технику следует обратить внимание на японский мотоаукцион. Там все тех состояние оценивается независимым техническим экспертом.
Электромотоцикл («Электрический мотоцикл»)
Конструкция:
В основу положен корпус бензинового спортбайка, у которого внутренне пространство занимает блочный аккумулятор (Li-ion или Li-po). Именно от ёмкости АКБ зависит дальность поездки и время зарядки электромотоцикла.
Вместо ДВС и цепного привода, на заднее колесо установлен бесщёточный электродвигатель (мотор колесо). Его мощность определяет скорость во время движения и тяговую силу электрического мотоцикла.
Преимущества и недостатки электромотоцикла в сравнении с бензиновыми мотоциклами:
При мощности электродвигателя до 4000W не требует постановки на учёт и получения номеров.
Не требует топлива.
Не нуждается постоянных ТО.
Нет необходимости в заливке масла.
Нет резких запахов выхлопа.
Экологически чистый, что позволяет кататься в заповедных зонах и городских парках.
Отсутствует ДВС, которые являются основной причиной поломки обычных мотоциклов.
Особенности:
Отсутствие рёва из выхлопной трубы в виду отсутствия и трубы и ДВС.
Нет возможности жечь резину. Блокировка двигателя при нажатии тормоза.
Недостатки:
По состоянию на 2019г завышенные цены как на мотоциклы, так и на комплектующие.
Низкие пробег на одном заряде.
Долгое время зарядки.
Быстрый расход заряда при высоких скоростях.
Только воздушное охлаждение: мотоциклы перегреваются и уходят «в режим температурной защиты».
Для зарядки требуются специальные адаптеры и зарядные устройства.
Не всегда возможна зарядка от сети 220V.
На большинстве СТО нет специалистов по электронике.
В холодную погоду ёмкость аккумулятора падает.
Если от мотоцикла питаются другие устройства (мобильные телефоны, плееры, акустическая система, навигатор и т. д.), то пробег на заряде становится ещё меньше.
Нельзя взять с собой дополнительные ёмкости с топливом и просто положить их в кофр или установить на пассажирское сиденье, чтобы дозаправиться, если долгое время поблизости не будет подходящей заправки.
Многие страны всё равно вводят налоги на электромотоциклы, несмотря на то, что выбросов у них нет.
В случае «клина» двигателя нельзя выжать сцепление во избежание блокировки заднего колеса. Но клин электродвигателя явление редкое.
Если аккумулятор разрядился, а поблизости нет зарядной станции, нельзя просто остановить проезжающий автомобиль и попросить поделиться топливом.
При неправильной установке доп. оборудования или его ненадлежащем качестве вполне реально, что оно будет разряжать аккумулятор мотоцикла даже на стоянке или при остановке, и, следовательно, уменьшать пробег на заряде.