Особо достаётся бизань-мачте. Вроде называется «бизань», но её оснастка носит название «крюйс». Разница заключается в одном нижнем рее: если его снять, то лёгким движением руки kruismast превращается в bezaanmast. На бизань-мачте отсутствовал нижний рей, чтобы не мешал работе заднего косого паруса, но на крюйс-мачте нижний рей был. Но у нас никогда такого разделения не было, поэтому смешивать «бизань» и «крюйс» в терминах вполне допустимо, и это не будет считаться грубой ошибкой.
История парусного спорта
История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.
Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.
1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.
В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.
До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.
Даты создания других старейших яхт-клубов:
1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;
1838 год – Гоночное общество в Гавре;
1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;
1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;
1858 год – Парижский парусный клуб;
1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).
С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:
- "Финн" (мужчины),
- "Лазер" (смешанные),
- "470" (швербот-двойка, мужчины и женщины),
- "Европа" (женщины),
- килевые яхты "Звёздный" (мужчины),
- "Инглинг" (женщины),
- парусная доска-одиночка – класс "Мистраль" (мужчины и женщины),
- катамаран-двойка – класс "Торнадо" (мужчины).
В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.
Под своим флагом
— Говорят, увлечение парусом положительно сказывается на любви к родине. А каким образом? На нравственные убеждения человека это вроде бы не влияет?
— Люди, которые не соблюдают правил и устоев, есть в любом деле. Но море всегда предполагает дисциплину. Морской устав написан кровью, потому что это враждебная человеку среда. Кроме того, яхтсмены всегда ходят под флагом своей страны. И это важно. Мы же обычно не вывешиваем российский флаг перед своим домом, а на яхте, в том числе и за рубежом, он перед вами постоянно. Вечером вы его по морскому регламенту спускаете, утром поднимаете на корме. И если совершите неблаговидный поступок, вам сделают замечание, которое наверняка будет неприятно слушать — типа, «Опять эти русские!». То есть будут упрекать не только конкретно вас, но и вашу страну. Поэтому большинство граждан России, с которыми я встречался в море, ведут себя достаточно подтянуто. У них есть своя гордость. А русофобство, которое сейчас активно насаждается, приводит к обратному эффекту — мы, наоборот, хотим подчеркнуть, что неравнодушны и стараемся помочь друг другу. Под парусами, как правило, эгоистов нет: такие там не задерживаются. Почему яхты обычно регистрируют в офшорах? Подробнее
— Еще говорят, что парус может подчинить себе всю жизнь человека, стать судьбой.
— Парус — это своего рода эскапизм, уход от повседневности. Те, кто могут себе позволить, уходят в море на месяц, два и прекрасно себя чувствуют. Россиян на яхтах можно встретить в любом порту. При этом у людей, которые живут на своем судне, траты не очень высокие: один раз купив яхту, можно на ней обойти весь мир. Кто-то так и поступает.
— Это все хорошо, а на какие деньги?
— В дороге можно подрабатывать — например, ремонтом судов, гонорарами, сдачей в аренду своей квартиры, с помощью краудфандинга. Этот образ жизни, конечно, не станет массовым. Но пойти со своими детьми в морское путешествие на месяц или два, взяв яхту в аренду, вполне реально. Таких людей становится все больше.
— В том числе и в парусном спорте?
Сегодня интерес к нему гораздо выше, чем количество яхт-клубов, которые могут его удовлетворить. Государственные яхтенные школы занимаются, как правило, подготовкой спортсменов к профессиональным гонкам. Их немного: например в Москве три, в Петербурге столько же. Есть много частных школ или школ при парусных клубах, но количество самих клубов, увы, постепенно уменьшается, поскольку они лакомая добыча для рейдеров и девелоперов. Клубы, как правило, бедные, их территории неухоженные — стоят скелеты яхт на подпорках, все облезлое, потому что ждет покраски. Лежат доски и запчасти — это выглядит не очень симпатично и, как правило, является бельмом на глазу для городских властей, которые с большим удовольствием видели бы там гранитную набережную, дорогие апартаменты или стоянку для красивых катеров. В результате рейдерских захватов, когда эти лакомые куски забирают за копейки, яхтсменов выгоняют или в качестве подачки выдают им сарайчик, старый катер и десяток «Оптимистов» для детей. А потом распиаривают, что построили чуть ли не клуб типа нью-йоркского. Ветер в надежных руках. Настоящие яхтсмены «растут» на внутренних водоёмах Подробнее
А жаль. Люди, владеющие огромными парусными и моторными яхтами, тяготеют к ним, им нравится отдых на море. У них волей-неволей должно присутствовать уважение к людям, которые тоже связаны с водной стихией. Поэтому было бы очень правильно подсказать этим очень состоятельным людям, что надо помочь детскому и олимпийскому парусному спорту. Что в этом есть для них несомненная выгода.
— Какая?
— Я знаю, но это тема для отдельного разговора.
— Вы, как и Крапивин, идеалист-романтик и верите, что богатые помогут, дадут «на парус»…
— Если бы я был таким, то был бы уверен, что богатые сами придут к подобной благотворительности. Но нет. Их надо убедить в этом.
Основной источник движущей силы
Долгое время парус был вспомогательным движителем на гребных судах. Первые чисто парусные суда появились в X–XIII вв. в скандинавских и средиземноморских странах. Они назывались нефы, драккары, каракки.
На рубеже XIV–XV вв. появилась каравелла – судно, которое произвело революцию в кораблестроении. Сначала каравеллами называли суда, способные принять в трюмы более 100 тонн груза. По мере увеличения грузоподъемности итальянцы называли такие суда каравелеттами, каравеллоне и, наконец, каравеллами.
Каравеллы стали последним типом судна Средних веков.
Чуть позже появился барк – военный парусник с числом мачт от 3 до 5, водоизмещением до 400 тонн. На передних мачтах устанавливалось прямое парусное вооружение, а на низкой бизани – косое.
В XVII–XVIII вв. появился бриг – двухмачтовое парусное судно с прямым вооружением.
Новая практика курсирования кораблей в одном районе с заданной целью породила понятие крейсерства и новый вид кораблей – крейсеров. Крейсера, патрулировавшие или сражавшиеся в строю – линии, – англичане назвали линейными кораблями.
Самым заметным из них стал фрегат. Он имел три мачты с прямым парусным вооружением и водоизмещением от 120 до 240 тонн. Фрегат мог иметь до 42 пушек, расположенных на специальной батарейной палубе и стреляющих через порты. В XIX в. некоторые фрегаты были оснащены 62 орудиями (у них была двойная батарея и команда до 400 человек).
Упрощение корабельной архитектуры привело к появлению корвета. От фрегата он отличался отсутствием палубных надстроек и меньшим числом пушек. Их количество доходило до 20. Они размещались на открытой верхней палубе. Кроме парусов у корвета имелись еще и весла. Были корветы с одинаково заостренными штевнями, способные одинаково легко передвигаться вперед и назад.
Судна с прямым вооружением могли идти под всеми парусами только при сравнительно слабом ветре. При его усилении число парусов убавляли. Верхние паруса спускали, а на нижние брали рифы, т. е. уменьшали их площадь. Для этого на парусе пришивалось несколько рядов специальных завязок – риф-сезней.
Корабли с прямым вооружением развивали большую скорость при попутном ветре, но круто к нему ходить не могли. На таких курсах прямые паруса не годились.
Поэтому в конце XVII в.в Голландии появился еще один вид парусного вооружения – шхуна. На классической шхуне количество мачт могло составлять две и более, и на всех были только косые паруса. Суда с таким вооружением прекрасно шли при боковом ветре и под острыми углами к нему. Количество снастей в бегучем такелаже было значительно меньше, а оснастка проще, чем на барке или бриге. При уборке парусов не взбирались на мачты, а спускали их на палубу. Это требовало меньшего количества людей.
В начале XVIII в. на кораблях появилось штурвальное колесо, облегчившее управление кораблем.
Последним широко известным типом парусников, появившимся в самом конце парусной эры, стали клиперы. Первым из них стала построенная в 1845 г. «Радуга». Ее появление вызвало яростные споры у капитанов. Это объяснялось формой корпуса: наибольшая его ширина была отнесена далеко к корме, поперечное сечение ниже ватерлинии напоминало треугольник, нос был сильно заострен и вогнут.
Предсказания скептиков не оправдались: «Радуга» показала превосходные ходовые качества. Новые парусники получили широкое распространение. Они словно обрезали гребни волн, отчего и получили свое название («to clip» означает «обрезать»). От своих предшественников клиперы отличались большой устойчивостью, несли множество парусов, хорошо всходили на волну, легко двигались при слабом ветре.
Чем характеризуется яхта с косыми парусами
Судно с косыми парусами именуется барком. В нем есть не менее трех мачт, что обусловлено тем, что косые паруса находятся на бизань-мачте, а прямые – на других мачтах. При этом передняя мачта именуется фок-мачтой, а задняя – бизань-мачтой. Остальные мачты носят название грот-мачт. Косой парус на яхте помещается на бизань-мачте. Другие мачты вооружаются так же, как это происходит на корабле. Арендуя яхту, стоит обратить внимание именно на такой тип конструкции паруса, поскольку он обеспечивает достаточную жесткость управления практически при любом ветре.
Яхта с косыми парусами является очень популярной на сегодняшний день. Она не только гораздо более удобная в управлении, быстрая и послушная, но и выглядит очень презентабельно, что не возможно не оценить, если вы намеряетесь арендовать яхту для проведения вечеринки. Также ее оценят ценители судов истинной красоты и изящества. Арендовать яхту можно у нас по приемлемой цене, широкий выбор к вашим услугам!
(No Ratings Yet)
Вот еще некоторые важные термины
Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.
Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.
Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.
Камбуз — просто кухня
Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.
Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.
Парусные яхты
Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные — для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты — катамараны и трёхкорпусные яхты — тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.
Самые первые парусные суда (будут описаны в данной статье) появились более трех тысяч лет назад в Египте и представляли собой обычный плот с прямой мачтой и рулевым веслом. Немного позже более усовершенствованные модели стали делать финикийцы. Для их постройки они использовали древесину ливанского кедра и дуба. В портах Финикии были судостроительные верфи, которые производили торговые одномачтовые лодки и более оснащенные военные суда. Примерно в V в. до н. э. морской флот уже имели древние греки и римляне. Однако крупные парусные суда появились в Европе в период великих географических открытий. Именно тогда самые мощные европейские державы в поисках новых колоний стали оснащать морские флотилии для путешествий не только через океан, но и вокруг света. Так началась упорная борьба за господство в море, что способствовало активному развитию судостроительной отрасли.