Поучительная история традиционной индийской йоги
Зарождение йоги
Йога как система самопознания и самосовершенствования зародилась в глубокой древности в Индии. Первое упоминание о ней встречается в «Ригведе», где она обозначает свод законов, касающихся культурных, социальных и нравственных сторон жизни общества.
Основателем йоги считается бог Шива: легенда гласит, что он поделился знанием йоги со своей супругой Парвати, их разговор подслушала рыба Матсья, которая с помощью подслушанного знания настолько развила свои способности, что смогла передать это знание людям.
Впоследствии йога как восьмиступенчатая система самопознания, самообуздания и саморазвития была описана в трактате мудреца Патанджали, дошедшего до наших дней под названием «Йога-сутры».
Происхождение йоги
Преимущества и польза Чандра Намаскар
В священных текстах движения человека, практикующего эту Намаскара, сравниваются со спонтанным полетом пчелы вокруг цветка лотоса. Проводится аналогия с жадной пчелой, находящейся в поисках нектара цветка лотоса, которую поглощают его восемь лепестков. Образ поглощенной «лотосом пчелы» — ключ к пониманию практики Намаскара, выполняемой во время сумерек. Он появляется в одном из самых ранних тантрических текстов ─ «Калоттара». Так практикующий пытается обуздать своенравную и изменчивую природу своего ума, который символично ассоциируется с активной и непостоянной пчелой.
Во время практики Намаскара практикующий обучается концентрации внимания на высшем нектаре жизни, на слиянии с Шивой (высшим сознанием), а также в центре собственного сердца.
Чандра Намаскар (Приветствие Луны) несет в себе успокаивающую и прохладную энергию Луны, поэтому ее практика способствует хорошему и глубокому сну. Сделав несколько кругов Чандра Намаскар вы сможете легко расслабиться после рабочего дня, успокоиться и привести в равновесие свой внутренний и внешний мир. Прохладная энергия Луны охладит и успокоит ваш ум. И утром следующего дня вы будете чувствовать себя отдохнувшим и полным сил.
Считается, что комплекс Приветствие Луны активирует энергию энергетического канала Ида. Канал Ида еще называют лунным. Он берет начало в районе пупка, проходит вдоль позвоночного канала и заканчивается в левой ноздре. Лунный канал отвечает за правое полушарие мозга и активирует творческие способности и интуицию. Т.к. практика Чандра Намаскар помогает восстановить энергетический баланс, считается, что она идеально подходит тем людям, которые часто подвергаются стрессу.
Эпическая йога (около — л. до н.э)
История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.
Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.
Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде () излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.
Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:
- Джнана (мудрости);
- Бхакти (преданности);
- Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.
Продвижение хатха-йоги с Востока на Запад
Изначально практика хатха-йоги была полностью сосредоточена на дыхании и средствах контроля над ним. Сейчас эта практика представляет только одну из ветвей хатха-йоги — пранаяму. Экстремальный контроль над дыханием рассматривался по сути как способность контролировать жизненную силу — прану, а значит и способность контролировать жизнь.
Эти экстремальные физические и дыхательные практики постепенно стали приобретать популярность в обычном светском обществе и дошли до наших дней в виде современных асан и пранаям.
Когда Индия столкнулась с колониализмом, многие западные люди смогли увидеть и испытать на себе практику Хатха-йоги. Хатха-йога начала проникать на Запад. Когда что-то распространяется по всему миру, оно не может избежать изменения и преобразования на этом пути. Йога начала сливаться с бодибилдингом и европейской гимнастикой. Физическая техника упражнений не сильно изменилась, основным различием стало намерение, стоящее за практиками. На Западе йога стала способом достижения здоровья и красивого тела в пределах одной жизни. Вскоре йога стала преподаваться на групповых занятиях и в конце концов вошла в западное сознание, когда первый распространитель йоги Вивекананда посетил США в конце 19 века.
Важно понимать, что изменение и переосмысление хатха-йоги происходило не только на Западе, но и на Востоке. Нельзя сказать, что мы «испортили» йогу, скорее произошёл естественный процесс эволюции этой практики вместе с развитием человеческого сознания, науки и техники.