Стремительными темпами развивается водная техника, позволяя обычным людям ощутить все прелести активного отдыха на водоемах. Гидроцикл является сложным техническим моторизированным средством. В зависимости от габаритных размеров водного мотоцикла и назначения производители оснащают электромотором или бензиновым двигателем. Разрабатывался гидроцикл в качестве спортивной техники, но со временем он стал доступным для обычных граждан. Поэтому и делятся все аквабайки на две большие группы.
- Разновидности гидроциклов
- Разновидности гидроциклов и особенности конструкций
- Спортивные
- Туристические
- Особенности конструкции
- Мощные гидроциклы BRP: технические особенности моделей
- Особенности конструкции и содержания
- Расход топлива 2-х и 4-х тактных двигателей гидроциклов
- Виды гидроциклов
- Семейный
- Спортивный
- Туристический
- Детский
- Yamaha VX Cruiser HO: семейный гидроцикл со спортивным характером
Разновидности гидроциклов
В первую очередь необходимо решить с какой целью вы покупаете байк. На пляжах можно часто увидеть сумасшедших экстремалов, гоняющих на горизонте. Однако существуют другие виды байков, не предназначенные для спорта. Они, конечно, не способны развивать такую бешеную скорость, но тоже являются достаточно быстрыми средствами. Таким образом, для спорта вам нужна одна модель, в то время как для развлекательных «семейных» прогулок совершенно иная. В первом случае вам необходим стоячий гидроцикл на одного человека. Технически стоячие гидроциклы очень похожи на сидячие, однако езда на них требует значительного опыта. Управлять и выполнять различные маневры на «стэндапе» довольно сложно и требует от водителя специальных навыков. В противном случае «неистовый» новичок, желающий одним махом освоить все премудрости катания на стэндапе, может легко получить травму ног или спины, особенно при попытках выполнить какой-нибудь акробатический трюк.
Для парного катания подойдет сидячий гидроцикл. Более того последние усовершенствованные модели рассчитаны даже на трех человек, включая прицеп для водных лыж и багажное отделение. Такие байки можно увидеть на любом пляже, к ним прицепляются надувные бананы, парашюты, которые также можно взять напрокат. Фактически, по техническим характеристикам и конструкции такие байки не сильно отличаются друг от друга. Как правило, спортивные модели бывают более компактного размера (именно этим объясняется сложность удерживать равновесие), но зато обладают большой маневренностью. Сидячие модели ориентированы больше на любителей, нежели на профессиональных спортсменов. Мощность двигателя байка может достигать 200 лошадиных сил. Соответственно, чем больше мощность, тем выше скорость. Существуют также модели смешанных типов с откидным сидением. Кататься на таком байке можно как стоя, так и сидя.
Разновидности гидроциклов и особенности конструкций
Все водные мотоциклы по своему назначению и конструкции подразделяются на две категории: туристические и спортивные.
Спортивные
К спортивным аквабайкам относят быстрые и маневренные стоячие модели. У них мощный двигатель, а максимальная скорость может доходить до 120 км/ч. Сопло водомета спортивных мотоциклов имеет регулировку наклона, что делает возможными сложные трюки, прыжки и маневры над водой.
Туристические
Можно встретить еще одно наименование туристических аквабайков — прогулочные. Они предназначены для отдыха на природе, отсюда и вытекает их особенность — наличие сиденья. У туристического байка оно может быть не одно, а 2 или 3, тогда вместе с водителем на мотоцикле сможет разместиться пассажир.
Мощность двигателя и развиваемая скорость у данных моделей ниже, чем у спортивных образцов. Но при этом выше безопасность и лучше устойчивость. Мощности прогулочного аквабайка хватит на буксировку 1 парасейлора или водного лыжника.
Внутри класса туристических гидроциклов существует 2 особенных подвида: семейные и детские.
Семейные предусматривают наличие нескольких сидений на аквабайке и возможность катания пассажиров, а также транспортировку грузов. Обычное число сидячих мест — 2 или 3.
К детским гидроциклам предъявляются повышенные требования безопасности. Детский водный транспорт имеет небольшой размер и высокую устойчивость. Проще всего в управлении электрические модели, включающиеся одним нажатием кнопки — они могут беспрерывно работать до 1 часа.
Важно! Вне зависимости от класса, мощности и размера любой гидроцикл, согласно законам РФ, считается маломерным судном. Это значит, что он подлежит обязательной регистрации в Государственной инспекции маломерных судов сроком не позднее 10 дней с момента покупки. Владение маломерным судном ведет к обязанности ежегодной платы транспортного налога.
Особенности конструкции
- Стоячие. Спортивные модели с мощным двигателем развивают скорость более 100 км/час, позволяют проделывать резкие развороты, подлеты и не только… Существенный минус – ни единой возможности присесть, поэтому о продолжительных поездках стоит забыть. Покататься на таком «сорванце» с ребенком не удастся – опасно для жизни!
- Сидячие. Как правило, это 2- или 3-местные модели, оборудованные отделением для еды и напитков и вместительным багажником. Подходят для семейных или туристических прогулок с ребенком. Техника этого сегмента часто имеет прицеп, к которому можно присоединять водные лыжи, «бананы», «плюшки» и т.д.
Мощные гидроциклы BRP: технические особенности моделей
Выберите самый мощный гидроцикл в мире и наслаждайтесь его возможностями. БРП способны мгновенно ускоряться, без устали преодолевать большие расстояния по водной глади, а также буксировать любителей вейкбординга. На всех моделях установлена высокотехнологичная система VTS, обеспечивающая высокую устойчивость аквабайка при совершении водителем различных маневров. Мощные гидроциклы BRP также оборудованы:
- регулируемыми бортовыми спонсонами;
- эргономичными сиденьями высококлассной отделки;
- регулируемой колонкой рулевого управления;
- удобной цифровой панелью.
Сиденья аквабайков BRP имеют надежную конструкцию, благодаря чему водитель и члены экипажа находятся в зафиксированном положении, что исключает выпадение людей с борта при совершении крутых виражей и различных маневров. Мощные водные мотоциклы БРП идеально подойдут для экстремалов, которые хотят испытать их безудержный нрав.
Стремительными темпами развивается водная техника, позволяя обычным людям ощутить все прелести активного отдыха на водоемах. Гидроцикл является сложным техническим моторизированным средством. В зависимости от габаритных размеров водного мотоцикла и назначения производители оснащают электромотором или бензиновым двигателем. Разрабатывался гидроцикл в качестве спортивной техники, но со временем он стал доступным для обычных граждан. Поэтому и делятся все аквабайки на две большие группы.
- Спортивные гидроциклы – это стоячие модели, которые отличаются большой мощностью двигателя и высокой максимальной скоростью (более 100 км/ч). Современные спортивные аквабайки комплектуются регулировкой угла наклона водомета для сложных маневров и прыжков над водой.
- Для отдыха водные мотоциклы имеют сидячую конструкцию. Приятно проводить время на воде можно вдвоем или втроем. Такая техника более устойчивая и безопасная, но менее мощная и скоростная. С помощью гидроциклов для отдыха можно успешно буксировать водного лыжника.
По назначению принято делить гидроциклы на несколько категорий.
- Семейные модели способны вместить несколько человек, они устойчивы на воде, способны перемещать большой объем вещей при длительном путешествии.
- Спортивные гидроциклы – это быстрые и легкие машины. Чтобы управлять ими требуется определенные навыки.
- Детские водные мотоциклы отличаются высоким уровнем безопасности. Они имеют небольшие размеры и отменную устойчивость на воде. Оптимально для подростков будет использование электрических моделей.
- назначение;
- технические характеристики;
- цена;
- заключения экспертов;
- отзывы пользователей.
Особенности конструкции и содержания
Корпус аквабайка изготавливается преимущественно из полимеров и композитных материалов. Любой гидроцикл оснащается двигателем внутреннего сгорания (может быть двухтактный или четырехтактный). Мощность таких силовых агрегатов варьируется от 90 (детские и подростковые модели еще меньше) до 300 лошадиных сил.
Конструкция имеет воздушные отсеки, что позволяет гидроциклу оставаться на плаву даже при выключенном моторе. Так как центр тяжести находится в нижней части корпуса, то при переворачивании вверх тормашками мини судно быстро возвращается в первоначальное положение по принципу неваляшки.
Руль у водного мотоцикла идентичен наземному аналогу. Так как во время быстрого передвижения водитель может выпасть, такая техника оснащается предохранителем. Это небольшая чека, которая при помощи гибкого тросика крепится к руке водителя. Когда он падает в воду, чека выдергивается и двигатель глохнет. Чтобы было удобно взбираться из воды на скутер, в его корпусе предусмотрены ступеньки и поручни.
Большинство водных мотоциклов не оснащены тормозной системой. Эту функцию выполняет сопротивление, оказываемое водой. Единственные в мире гидроскутеры, оснащенные данной системой, позволяющей остановиться в разы быстрее, это модели Sea-Doo с опцией iBR. Ручка тормоза в этом случае находится на левой рукоятке руля, как у обычного мотоцикла. Система работает при помощи реверса водяного потока. У таких гидроциклов есть даже задняя скорость, что облегчает процесс швартовки аппарата.
Как и любой транспорт, водяной мотоцикл имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относятся такие факторы:
- они работают по принципу обычного скутера: заводится мотор, скорость регулируется поворотом ручки газа;
- большинство моделей (особенно сидячие модификации) устойчивы на воде, благодаря чему легче держать баланс;
- подножка на корпусе позволяет прыгать в воду, когда мотоцикл заплыл на достаточную глубину;
- не требуется открывать категорию в правах;
- особенно сидячие модели безопасны для тех, кто не умеет плавать – когда мотор глохнет, аквабайк быстро останавливается за счет большого сопротивления воды, а спасательный жилет не даст пассажиру утонуть.
К недостаткам такой категории транспорта можно отнести следующее:
- неудобно использовать на небольших водоемах – развивают большую скорость;
- несмотря на большой разброс цен, данный транспорт все равно относится к категории дорогостоящей продукции, которую не могут себе позволить пользователи со средним достатком;
- для некоторых разновидностей спортивных моделей требуется дополнительная подготовка, чтобы научиться на них стоять и не травмироваться при падении (на большой скорости резкий контакт с водой сродни падению на землю);
- для транспортировки к водоему нужен дополнительный транспорт – пикап или машина с прицепом;
- хотя на него не нужны права, гидроскутер должен быть зарегистрирован, так как это водное судно (пусть даже маломерное);
- это сезонный транспорт, поэтому для его хранения нужен гараж, а наличие защитного чехла предотвратит порчу корпуса на протяжении времени простоя.
Расход топлива 2-х и 4-х тактных двигателей гидроциклов
Из-за особенностей технического устройства 4-х тактные двигатели как правило экономичнее 2-х тактных при той же мощности. На практике не редко встречается формула расчета расхода гидроцикла в активном режиме: 200 гр топлива в час на 1 л.с. мощности для ч-х тактного двигателя и 350 гр бензина в час на 1 л.с. — для 2-х тактного.
Приводим таблицу оценочного расхода гидроцикла по этой формуле для нескольких типичных мощностей двигателей:
Мощность, л.с. | Расход топлива, л/час | |
4-х тактный | 2-х тактный | |
85 | 17 | 29 |
110 | 22 | 38 |
130 | 26 | 45 |
160 | 32 | 56 |
210 | 42 | 73 |
250 | 50 | 87 |
Это, конечно, лишь расчетный расход, но по отзывам он достаточно близко лежит к реальным цифрам.
Виды гидроциклов
Существует несколько категорий аквабайков, каждая из которых предназначена для своих целей и имеет особенные характеристики. Выбирая водный мотоцикл, необходимо в первую очередь отталкиваться от этих параметров. Одни предназначены для спокойного прогулочного ритма, а другие – для скоростного передвижения по водной глади или для вейкбординга.
Различают две разновидности водных мотоциклов:
- Сидячие. Чаще всего такие модели предназначены для размеренного передвижения во время отдыха. Помимо сиденья для водителя, за его спиной может расположиться один или несколько пассажиров. Они обладают большей безопасностью по сравнению со второй категорией гидроскутеров. На таких водяных мотоциклах можно передвигаться быстро, но на прямом отрезке, так как они не настолько маневренные, чем стоячие. Нередко их используют для буксировки спортсмена на водных лыжах. Более мощные сидячие гидроциклы, используемые в силовых структурах, могут буксировать объемные грузы (например, плот с оружием и продовольственными припасами).
- Стоячие. Благодаря облегченной и немного измененной конструкции такие аквабайки пользуются популярностью среди любителей экстремальных водных видов спорта, например, вейкбординга, когда спортсмен выполняет разные трюки на большой скорости (а она порой достигает 120 км/ч.). Обладают меньшей устойчивостью, так как воздушная камера в них меньше, чем у сидячего аналога, поэтому для управления ими водителю нужно немного потренироваться.
Помимо этих двух категорий данный водный транспорт делится на несколько классов.
Семейный
Такие гидроциклы часто можно встретить на морских и речных курортах. В основном это габаритные, неповоротливые гидроциклы на несколько человек (до трех вместе с водителем). В корпусе таких моделей имеется дополнительный отсек для разных вещей, которые могут пригодиться на пикнике.
На таком водном мотоцикле можно добраться до небольшого островка на реке, чтобы качественно провести отдых вдали от большого скопления людей. Подбирая гидроскутер для семейного досуга, необходимо обращать внимание на вес аппарата. Слишком тяжелый часто будет пытаться нырнуть под воду. Без хорошей физической подготовки водителю сложно будет управлять такой моделью. Одним из представителей класса является Spark Trixx 3UP – трехместный водный мотоцикл.
Среди недостатков такой категории гидроскутеров является низкая маневренность, зато они считаются самыми безопасными и комфортными транспортными средствами, используемыми на воде (среди водных скутеров).
Спортивный
Модели данного класса в основном предполагают стоячее положение водителя, так как в таком положении легче выполнять прыжки и разные трюки на воде. Новичку достаточно сложно сразу освоить тонкости управления таким транспортом, поэтому профессионалы рекомендуют начинать с модификаций попроще, например, с сидячих одноместных аналогов.
Раньше спортивные гидроциклы держались на воде за счет скорости. Чтобы удержаться в вертикальном положении, водителю нужно было обладать большим опытом пользования такого рода техникой. В последнее время благодаря разработкам компании BRP этот фактор значительно улучшился. На рынке все чаще стали появляться «гибриды» сидячего и стоячего скутеров.
Такие модификации обладают скоростью и маневренностью стоячего аквабайка, а также практичностью и безопасностью сидячего семейного аналога. Среди представителей данного класса – BRP RXP-X 300. На таком водном мотоцикле могут кататься два человека.
Плюс такого класса водных скутеров – большая скорость и маневренность, но из-за того, что на них нужно постоянно стоять, водитель быстро устает (уже через полчаса катаний ощущается сильное напряжение в спине).
Туристический
Эта категория гидроциклов самая габаритная. Они предназначены для транспортировки более трех пассажиров. По своим характеристикам данные водные мотоциклы напоминают семейные аналоги, и похожи на небольшие суда, на которых можно неплохо провести время. В большинстве случаев корпус туристических аквабайков имеют подножку, чтобы пассажиры смогли понырять с нее в воду.
Благодаря большим дополнительным отсекам мотоцикл может перевозить необходимое количество спасательных жилетов (в зависимости от числа посадочных мест для конкретной модели). Мощный мотор позволяет буксировать габаритный груз, например, банан с пассажирами.
Если такой мотоцикл не будет использоваться для транспортировки большого количества пассажиров или габаритного груза, то резона в покупке именно такой модификации нет. В этом случае лучше остановиться на семейном аналоге.
Детский
Среди этого класса водных мотоциклов есть две категории:
- Для детей. Данные гидроциклы максимально просты в управлении. Они считаются самыми безопасными среди всех аналогов, потому что это тихоходные модели.
- Для подростков. Это нечто среднее между детским и взрослым гидроскутером. В таких моделях основной упор делается на безопасность для водителя.
Yamaha VX Cruiser HO: семейный гидроцикл со спортивным характером
Yamaha VX Cruiser HO позиционируется как надёжный гидроцикл для отдыха и развлечений. Это топовая модель в линейке VX, которая вобрала в себя всё лучшее: комфорт, безопасность и хорошее управление. Японцы заявляют, Yamaha VX Cruiser HO идеален для семейных прогулок. Так ли это на самом деле и есть ли у Круизера конкуренты?
Yamaha VX Cruiser HO оснащен 4-цилиндровым атмосферным двигателем High Output. Его характеристики представлены в таблице.
Хотя мотор Ямахи мощный, ему всё же не хватает динамики. В этом плане ближайший конкурент — BRP Sea-Doo Spark TRIXX — выглядит явно выигрышно. Си-Ду Спарк построен на базе двигателя Rotax 900 HO ACE и подходит любителям экстрима.
Характеристики мотора:
У Спарка двигатель опущен — такое решение позволило изменить центр тяжести, что улучшило управляемость и динамику. Мощности двигателя хватает на перевозку двоих-троих человек и одновременную буксировку вейкборда. Одна из «фишек» модели — сухой картер и система Spark TRIXX, которые позволяют гидроциклу делать головокружительные трюки.
Топливный бак Спарка в два раза меньше, чем у Cruiser. Это уменьшает дальность поездки, но модель и не рассчитана на дальние путешествия. Меньший объём бака делает гидроцикл существенно легче — а значит, манёвреннее и быстрее.
Ещё одна деталь: у Yamaha VX Cruiser HO для охлаждения двигателя используется открытый контур, у BRP Sea-Doo Spark TRIXX— закрытый. На наш взгляд, решение канадцев более дальновидное: замкнутый контур исключает попадание соли в двигатель и продлевает срок его службы.
Yamaha VX Cruiser HO