Экипировка для занятий горным велосипедом

Виды спорта

Для читателей нашего блога действует скидка 10%
по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Шлем это альфа и омега для любого велосипедиста, а не только маунтинбайкера. Правило хорошего тона говорит нам о том, что шлем нужно носить всегда, независимо от того, поехали ли вы в магазин за хлебушком или спускаетесь по черной трассе в горах. Но шлемы бывают разные, рассмотрим основные их виды, применяющиеся в горном велосипеде, и для чего они предназначены.

              Экипировка для занятий горным велосипедом

Кантрийный шлем

Легкий, почти ничего не весящий шлем, от шоссейного отличается наличием козырька. Спасет один раз вашу голову, например, при полете через руль. После первого же удара такой шлем приходит в негодность и требует замены. Стоит понимать, что никакой по-настоящему серьезной защиты он не дает.

              Экипировка для занятий горным велосипедом

Шлем с защитой затылка

Бывает двух видов, первый, на жаргоне называемый котелком, используется во фристайле, где велик риск неплохо удариться головой и, в том числе, затылком. Поэтому такой шлем достаточно прочен, тяжел и выдерживает больше одного падения. Однако, тяжесть и отсутствие вменяемой вентиляции дают о себе — шлем для эндуро и АМ, это, по сути, кросс-кантрийная каска, но с дополнительной защитой затылка и, в целом, чуть более прочная. Однако, это, по-прежнему, шлем на один удар

              Экипировка для занятий горным велосипедом

Шлем фуллфейс

Это велосипедный шлем, пришедший из мотокросса. От мотокроссового отличается меньшей массивностью, легкостью и большим количеством вентиляционных отверстий. Обеспечивает максимальную защиту всей головы, однако, тяжел и неудобен. В последнее время появились облегченные шлемы, например, Fox Proframe и шлемы с отстегивающейся челюстью.

История

BMX Racing появился в 70-х, когда мотокросс стал популярным видом спорта в США.

Дети и подростки желали во чтобы то ни стало также участвовать в мотокроссе, поэтому брали свои велосипеды, одевались в экипировку для мотокросса и соревновались на собственноручно построенных трассах, похожих на трассы мотокросса.

Соревнования по ВМХ предлагали вдохновляющее действие по низкой цене и часто вблизи от дома. Поэтому легко понять, почему этот вид спорта получил такое распространение. В начале 70-х появился орган управления велосипедным мотокроссом BMX в США. Это событие принято считать официальным стартом ВМХ, а после этого вид спорта был также представлен и на других континентах, среди них в Европе в 1978 году.

В апреле 1981 года была основана Международная Федерация ВМХ (IBMXF) и первый чемпионат мира проведён в 1982 году, это почти на 10 лет раньше первого чемпионата мира по горному велосипеду. ВМХ быстро распространился как уникальная спортивная дисциплина и по истечении нескольких лет имел больше признаков велоспорта, чем мотокросса. Таким образом, с января 1993 ВМХ был включён в Международный союз велосипедистов (UCI).[1]

В октябре 2003 года на очередном конгрессе Международного союза велосипедистов объявлено, что Международный олимпийский комитет (МОК) включит ВМХ в программу Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. На этих играх он был представлен одной мужской и одной женской дисциплинами. Первыми Олимпийскими чемпионами стали Марис Штромбергс из Латвии и Анн-Каролин Шоссон из Франции.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

В отличие от других экстрим-байков, у ВМХ-моделей нет подвески. Жесткая ригидная рама сваривается из цельнотянутых баттинг-труб, обладающих максимальной прочностью при относительно небольшом весе. Это – единственный способ повысить надежность снаряда, испытывающего запредельные ударные нагрузки.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

Отличается она и своей геометрией: мотокроссовая рама очень низкая, часто вытянутая, хотя ее длина в большей степени зависит от стиля, для которого предназначен велосипед. Для повышения надежности всей конструкции на переднем треугольнике у самого руля вваривают косынку (она работает как дополнительное ребро жесткости), а перья заднего крепят к верхней, а не только к подседельной трубе рамы.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

Нестандартная конструкция и у руля. Здесь он свободно поворачивается на 360°, что позволяет расширить набор трюков, выполняемых на велосипеде. Естественно, ни о каких тросиках, тянущихся от ручек, не может быть и речи, поэтому у ВМХ нет системы переключения передач.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

Что касается тормозов, на многих моделях их попросту нет. А если и есть, то это самые обычные U или V-brake колодки с передачей усилия тросиком, убранным в полость вилки. Он пропускается через гироротор в рулевой колонке, поскольку многие выступления на таких байках предусматривают вращение руля – без «переходника» тормозной трос просто закрутится и оторвется.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

Еще одна характерная черта трюковых велосипедов – небольшой диаметр колес до 20″. Во-первых, это позволяет снизить массу снаряда, а во-вторых, обеспечивает хорошую маневренность и не мешает выполнять спортсмену основные трюки.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

К осям колес дополнительно прикручиваются пеги – короткие трубки длиной 10-11 см, предназначенные для опоры ног и скольжений (гриндов) по различным поверхностям.

Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

Параметры выбора BMX велосипеда

Материал изготовления

Этот параметр определяет все: вес велосипеда, срок его «жизни» (с поправкой на ваш стиль катания) и стоимость самого снаряда. Причем речь идет не только о материале рамы, но и о прочих нагружаемых элементах: вилке, руле, втулках.

В производстве ВМХ-байков применяют два основных вида металлов:

1. Hi-Ten – обычная конструкционная сталь, недорогая и далеко не самая прочная. При агрессивном катании и прыжках все детали велосипеда, изготовленные из нее, быстро потребуют замены – либо погнутся, либо вообще лопнут. Хотя под спортсменами небольшого веса хай-тен проходит достаточно долго.

2. Cr-Mo – легированная хромомолибденовая сталь. Считается идеальной для изготовления всех металлических деталей ВМХ, поскольку оказывается вдвое прочнее обычной. Но и стоит она недешево.

В среднем ценовом диапазоне оказываются велосипеды, где одни части конструкции сделаны из Hi-Ten, а другие – из хромомолибденовой стали. Если денег хватает только на такую модель, проследите, чтобы хотя бы рама была легированной (ее замена обойдется слишком дорого, в отличие от прочих узлов).

ВМХ на алюминиевых и титановых рамах – это отдельная категория велосипедов. Первые подходят только для рейсинга без серьезных прыжков и ударов, но могут использоваться подростками и детьми. Вторые – слишком дороги, и по сравнению с Cr-Mo, разница в цене не соответствует разнице в их прочности.

Руль и колонка

Рулевая колонка ВМХ должна быть достаточно мощной и иметь диаметр не меньше 1.1/8″. Предпочтение лучше отдать интегрированному стакану, где по умолчанию стоят промышленные подшипники закрытого типа, не оказывающие никакого негативного воздействия на трубу. К тому же такую колонку проще и дешевле менять.

Кареточный стакан

Это посадочное место для шатунов педалей и приводной звездочки.

Сегодня производители ВМХ предлагают 2 основных типа кареточных стаканов:

1. С запрессованными подшипниками и втулкой – лучше, если это Mid или более легкая «испанка» (Spanish);

2. Резьбовые, с внешними подшипниками (Euro) – не самые ходовые. Тяжелые, не слишком надежные и к тому же требуют подбора специальных шатунов.

Иногда еще встречаются велосипеды со стаканом типа американка, где подшипники (часто насыпные) дополнительно фиксируются чашками. От покупки аппарата с такой посадкой каретки лучше отказаться.

Втулки

Заслуживают особого внимания при выборе ВМХ-велосипедов, поскольку зачастую принимают на себя всю нагрузку.

Кроме того, они имеют несколько вариантов исполнения:

1. Фривил – относительно недорогие втулки с трещоткой и довольно крупной, тяжелой звездой.

2. С драйвером – идеальный вариант для трюковых моделей, поскольку кассета с храповым механизмом долговечнее трещотки и позволяет снизить массу снаряда за счет уменьшения ведущей шестерни.

3. Фрикостер – шикарный и безумно дорогой вид втулок как раз для трюковых байков. Но на стандартизированных комплитах они практически не встречаются, если это не какая-то флагманская модель.

Не забудьте уточнить тип установленных подшипников: индустриальные (промы) обязательны на заднем колесе и крайне желательны – на переднем.

Что касается размеров, то сзади втулки в любом случае должны быть диаметром 14 мм – обычная десятка здесь не годится, поскольку после установки пег под весом райдера ее просто выгнет. На переднем колесе допускается использование более легкой оси на 9,5 мм – опять-таки, если это не флэтовая модель, а вы не планируете ставить передние пеги.

Колеса

Сразу берите велосипед с двойными ободами – они прочнее и более устойчивы к деформациям. Одинарные можно взять для подростка, но и он после нескольких неудачных прыжков запросто сделает из колеса восьмерку.

Количество спиц зависит от размеров втулки, но чем их больше, тем серьезнее можно будет нагрузить колеса – это касается как веса райдера, так и уровня экстрима во время езды.

Покрышки обычно используются широкие (1,8-2,25″) с профилем слик или полуслик. Но если катать придется по плохому покрытию, есть смысл взять более агрессивный протектор.

Материал педалей

Речь идет не о самих шатунах – здесь выбор очевиден: либо сразу покупать байк с Cr-Mo, либо брать Hi-Ten и с первых же денег менять на легированный сплав.

В велосипедном мотокроссе значительная нагрузка приходится на платформы педалей.

Здесь возможны следующие варианты:

1. Алюминиевые педали – надежные и прочные, вполне доступны по цене.

2. Магниевые – самые лучшие, поскольку при тех же показателях прочности весят меньше алюминия, но и стоят значительно дороже.

3. Пластиковые – недорогие, легко меняются, но прочности им явно не хватает. Да и сцепление с подошвой у них неважное.

Ростовка

Как ни странно, традиционный размер рамы – не имеет принципиального значения в ВМХ. На таких велосипедах ездят в основном стоя на педалях, а значит, вопрос удобства зависит только от конституции спортсмена. Тем не менее на длину верхней трубы стоит обратить внимание.

Подбирать ее лучше методом примерки, но для ориентира можно пользоваться такими цифрами:

1. Для детей и подростков ростом 140 см оптимальной считается рама размером 18-20″;

2. При росте 150-170 см уже можно брать модели 20,25-20,75″;

3. Рослым спортсменам от 180 см подойдут рамы 21-21,2″, но это – потолок. Делать трюки при такой длине трубы не всем кажется удобным.

Как правильно выбрать

Чтобы подобрать ради собственного использования неплохое устройство, обязательно нужно обратить внимание на:

Как правильно выбрать
  1. Вид и размер. Данный критерий является важным, так как от него зависит комфорт велосипедиста во время путешествий. Перед покупкой следует измерить параметры головы, а именно длину окружности, чтобы не выбор не вызвал трудностей.
  2. Вид активности. Если вы собираетесь кататься в шлеме, например, на работу, в гараж или же просто совершать неспешные велопрогулки, то вам лучше всего подойдет кросс-кантрийный или шоссейный велошлем. Если же вы хотите привнести в катание самую малость экстрима (скоростная поездка по лесной местности или крутой спуск с небольшого холма), то лучше выбрать эндуро. В целях прыжков на рампе и выполнения различных трюков — исключительно котелок. Ну а для даунхилла – фулфейс.
  3. Яркость. Выбирайте яркие модели, так как этим вы привлекаете к себе внимание автомобилистов, что повысит вашу безопасность. Плюс ко всему следует рассмотреть вариант покупки шлема со светоотражателями или проблесковыми маячками.
  4. Не брать на вырост. Это не свитер. Он должен правильно сидеть на голове, а не болтаться на ней. У некоторых детских шлемов есть регулировка диаметра, как и у взрослых. Можно взять тот, у которого минимальное значение подходит под размер головы вашего ребенка, но в этом случае, обязательно померяйте его в магазине.

trial – триал

Hазвание дисциплины переводится как “попытка”, “испытание”. То, чем многие люди по незнанию называют все, что отличается от спокойного катания в парке. Hо это не так. Соревнования проводятся по тайм-триалу (или спид-триалу), смысл которого в быстрейшем прохождении трассы с минимальным количеством штрафных очков, которые даются, например, за касание свободной ногой препятствия, за пропуск препятствия, например, из-за его сложности. Трасса представляет собой очень короткий участок с нагромождением предметов разной высоты, через которые надо переехать, используя определенные навыки владения байком: это и умение стоять на месте на двух и одном заднем колесе, прыжки с места вверх, вбок, вперед, быстрые развороты на месте, соскоки, запрыгивания с/на довольно большую высоту (рекорд банни-хопа метр с чем-то; попробуйте хотя бы просто на метр подпрыгнуть) и т.д. Это надо видеть (касабельно это письма: лучше все это увидеть своими глазами). Существует также мототриал, который тоже черт знает с чем вечно путают. В обычной жизни это неспешное передвижение (сейчас объясню почему) и заскакивание на бордюры, поребрики, лавочки, лестницы, езда на заднем, переднем колесах, быстрые развороты. Триалистов легче всего различить по их типичному передвижению – попрыгивая на заднем колесе. И по их байкам. Это легкие рамы маленькой ростовки. Как правило с легкими жесткими вилками (например, титановыми; тут вобще ко всему можно добавлять слово легкое – вот где фанаты снижения веса, особенно спереди). Hаличие седла необязательно. Широкий руль. Тоненькое переднее колесо, практически не участвующие в процессе. И мощное заднее (понятно почему). Как правило с гидравлическими ободными тормозами (классикой считается Магура HS-33 Томак, красненькая такая). Спереди стоит одна маленькая звезда и еще зубастый фрезерованный длиск – рокринг для запрыгивания кареткой. Сзади какой-нибудь шоссейный перклюк и шоссейная кассета с половиной неработающих передач – ну куда им спешить?

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique