«Дакар»-2021, первый этап: камни, деревья и запутанные дорожки

Виды спорта

БЕЗУМНАЯ АВАНТЮРА, ГОНКА СМЕРТНИКОВ, ПЕСЧАНАЯ СКОВОРОДКА — КАК ТОЛЬКО НИ НАЗЫВАЛИ РАЛЛИ-РЕЙД «ПАРИЖ-ДАКАР». НО ЖАЖДА РИСКА, АДРЕНАЛИНА И СЛАВЫ УЖЕ 36 ЛЕТ ЗАСТАВЛЯЕТ АМБИЦИОЗНЫХ СОРВИГОЛОВ МЧАТЬСЯ НАВСТРЕЧУ СВОЕЙ СУДЬБЕ.

Комментарии

Иван Иванов КАМАЗу желаю ПОБЕДЫ! 18 2 Ответить Тёмная Ночь Было бы интересно почитать обзор с БАХа Северный Лес, который в этом году будут проводить в Ленинградской области. 3 Ответить Maria Melnikova Москва Сообщений: 280 Тёмная Ночь Было бы интересно почитать обзор с БАХа Северный Лес, который в этом году будут проводить в Ленинградской области. Пока можно прочитать с прошлогодней 🙂 Мы публиковали: 4 Ответить NordicSlav Тула Сообщений: 1013 Болеем за Карякина! Ну и за КАМАЗ, само собой. МАЗ тоже молодцы. 5 2 Ответить pazik124 Красноярск Сообщений: 14640 Желаю удачи этим ребятам, пусть победит сильнейший ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА// КРАСНОЯРСК. Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас. Мои отзывы: Toyota Hiace 2000, Toyota ToyoAce 1992, Kia Bongo 2004, Isuzu Elf 2007, SsangYong Istana 2003 и другие 5 Ответить

История знаменитого автомобильного марафона

Ралли «Париж–Дакар» проводится с конца 1978 года. Автором идеи подобного маршрута был мотогонщик из Франции Т. Сабин. В 1977 году он заблудился в пустыне в Ливии во время гонки «Абиджан–Ницца». Через несколько дней скитаний без еды и воды мотоциклиста нашли кочевники, которые и спасли его. Несмотря на все злоключения, пустыня произвела на Сабина неизгладимое впечатление, которым он хотел поделиться со всем миром. Именно эта идея вдохновила гонщика на создание маршрута самого популярного на сегодняшний день ралли. Дакар, по замыслу Тьерри Сабина, должен был стать конечной точкой гонки, а начальной – Париж.

Первоначальный маршрут ралли проходил через север Африки, Алжир, но, в связи со сложной политической обстановкой и участившимися беспорядками в данном государстве, для гонки утвердили другую страну – Марокко. Иногда часть пути участники преодолевают через Ливию.

Сначала гонка являлась одним из этапов Кубка мира. Однако регламент соревнований вызывал множество разногласий, вследствие чего решено было исключить ралли из общего зачета первенства планеты и сделать его автономным.

Интересно то, что в состязании за всю историю его существования принимали участие не только профессиональные автогонщики, но и многие рок-звезды, известные спортсмены-представители других дисциплин (горнолыжники, альпинисты, яхтсмены и прочие).

Правила ралли

Чтобы принимать участие в данном соревновании, необходимо знать правила ралли. Дакар является конечным пунктом маршрута. Стартует гонка в Париже. Соревнование длится на протяжении трех недель и охватывает дистанцию примерно в 10 тыс. км. К участию допускаются гонщики не только на специальных автомобилях для ралли, но и на легковых машинах, а также на грузовиках и мотоциклах. Для каждого вида транспорта существует отдельный зачет. В числе участников могут быть не только профессиональные гонщики, но и любители, которые обычно составляют примерно 80% от общего количества заявившихся.

Как уже было сказано выше, зачет Кубка мира не включает в себя данное ралли. Дакар является финальным городом на пути гонщиков, где и определяются победители. Для того чтобы стать чемпионом соревнования, необходимо просто обогнать своих соперников по результатам данного автомобильного марафона, в отличие от Кубка мира, где участники получают баллы за каждую гонку, которые в конце сезона суммируются.

Победители ралли

Вплоть до начала XXI века главным рекордсменом по количеству побед в ралли «Париж–Дакар» был Стефан Петрансель, выигравший этот автомобильный марафон шесть раз за десять лет участия в нем.

2001 год стал переломным как в правилах гонки, так и в отношении победителей. В соответствии с изменениями, внесенными в правила соревнований, команда не могла везти с собой техника, который в случае поломки сумел бы устранить неполадки. Любой ремонт должен был осуществляться силами водителя и штурмана. В этом же году в ралли впервые победила женщина Джутта Кляйншмидт.

Российские грузовики стали настоящими триумфаторами ралли «Париж–Дакар». «КамАЗ-мастер», отличная русская команда, выигрывала марафон множество раз. В последние годы она продолжает удерживать лидерство и регулярно побеждает на крупных международных соревнованиях.

Команда «КамАЗ-мастер»

За всю историю ралли «Дакар» российская команда 13 раз побеждала в этом престижном марафоне. В 2015 году ралли, которое проходило на территории Боливии, Аргентины и Чили, впервые выиграл пилот Айрат Мардеев в зачете грузовиков. На заключительном этапе гонки он сумел оторваться от преследователей и в итоге превзошел ближайших конкурентов, между прочем, партнеров по команде, на 14 и 51 минуту соответственно (2 место — Николаев, 3 место — Каргинов).

Таким образом, российские пилоты снова показали, чего стоит автомобиль «КамАЗ». Ралли «Дакар» год от года в зачете грузовиков покоряется именно ему.

Победители среди грузовиков

Самой, наверное, захватывающей частью знаменитого ралли всегда были гонки на грузовых машинах. Трасса, проложенная фактически по бездорожью, как «Париж-Дакар», дает грузовикам возможность показать свои достоинства в полной мере. Первым победителем среди тяжеловесов «Дакара» в 1980-м году стала алжирская команда на Sonacome. А первый рекорд по количеству побед поставили команды Mercedes-Benz, бывшие на первом месте в течение пяти лет — с 1982 по 1986 год. Одержав первую победу в 1988 году, Tatra потом еще пять раз становилась победителем, являясь до сих пор одним из лидеров. Четыре победы подряд одержала команда Perlini (1990–1993 гг.), но на первое место она больше не выходила.

А с 1996 года начинаются победы «КАМАЗ-Мастер», российской команды, завоевавшей титул чемпиона уже 12 раз. В гонках по пустыне, по бездорожью нашим спортсменам просто нет равных. Во многом их победы объясняются тем, что участники команды сами проектируют и собирают машины, сами их испытывают, знают все особенности каждого грузовика. Победители не только «Париж-Дакар», но и многих других гонок, они стали легендой мирового автоспорта.

Команды-победители «Дакара» (первые места):

Победители среди грузовиков
  • «КАМАЗ» — 12 побед;
  • Tatra — 6 побед;
  • Mercedes-Benz — 5 побед;
  • Perlini — 4 победы;
  • Sonacome, ALM/ACMAT, DAF, Hino, MAN, Iveco завоевали пока по одной победе.

Ралли — один из наиболее популярных видов современных гонок. Он очень зрелищный, а потому интересен миллионам зрителей во всем мире. Среди всевозможных чемпионатов особенным является маршрут «Париж-Дакар». Данная гонка выделяется среди прочих. Чем же она так привлекает болельщиков и участников? Об этом будет рассказано в данной статье.

Made in Japan

В короткой истории ралли-рейдов, насчитывающей всего несколько десятилетий, заметный отпечаток оставили мотоциклы из Японии, Германии, Австрии и Италии.

Yamaha XT500

В 1976 году публике был представлен мотоцикл, построенный специально для гонок по пескам. Приводить байк в движение призван был полулитровый воздушник, выдающий «на гора» 30 л.с. мощности при 5800 об/мин. Мотоцикл имел 2170 мм в длину и весил 139 килограмм.

Honda NXR 750V/800V

Мотоцикл дебютировал в 1986 году. Подняться на высшую ступень дакаровского марафона ему судилось трижды: в 1986, 1987 и 1988 годах. Мотор байка — V-образный 65-сильный (существовала и 75-сильная версия) силовой агрегат с жидкостной системой охлаждения. Гражданская версия мотоцикла продавалась под именем XRV750 Africa Twin и снискала славу «короля кругосветок», благодаря чему остается популярной и сегодня.

Yamaha YZE 750T/850T Tenere

Модель дебютировала в 1991 году и сумела семь раз победить в «Дакаре» — одном из самых сложных испытаний для техники и пилотов. Разработчики снабдили байк двухцилиндровым рядным 950-кубовым двигателем с жидкостным охлаждением. Изначально мотор выдавал 75 л.с. максимальной мощности, но несколько раз модернизировался, в результате чего показатели «отдачи» изменялись. Цивильная версия боевого байка с именем XTZ 750 Super Tenere и сегодня популярна среди «тру-туристов» всего мира.

Характеристики Ходы подвесок: 300/280 мм (перед/зад), клиренс — 300 мм, сухая масса — 180 кг, максимальная скорость — 190 км/ч.Made in Germany BMW R 800 GS/BMW GS 980 R

В начале 80-х годов прошлого столетия германский мотогигант подготовил байки специально для гонок в пустыне. Основой для мотоциклов послужил BMW — R 80 GS с его оппозитным двигателем воздушно-маслянного охлаждения. Двигатель объемом 797 был способен развивать 55/69 л.с. максимальной мощности.

С усиленной рамой и удлиненным маятником мотоцикл стал более стабильным и надежным. Сухая масса (в зависимости от версии) составляла 155/230 кг, а запас топлива — 38 или 60 литров.

BMW F 650 RR Dakar

В 1998 году свет увидел один из культовых мотоциклов современности — BMW F 650 RR Dakar, сумевший в 1999 и 2000 годах победить в дакаровских марафонах. Достоинства мотоцикла поблекли после того, как KTM «спустила с цепи» свои раллийные байки и оставила остальных производителей далеко позади. Чемпионский баварец приводился в движение одноцилиндровым 700-кубовым 75-сильным мотором жидкостного охлаждения. Ходы подвесок байка — 300/300 мм, сухой вес — 168 кг. Оригинальная система топливных баков (5 штук: два спереди, один под сиденьем, два сзади) позволяла заправлять до 45 литров бензина с сохранением нормальной развесовки и, соответственно, управляемости.

Made in Italy Cagiva Elefant 906 SP

Итальянский проект был ориентирован на победу в самой сложной гонке в мире — в ралли-рейде «Париж-Дакар». В 1990 и 1994 годах Эдди Ориолю удалось победить на этом байке в гонке, реализовав таким способом затею амбициозных итальянцев. В качестве силового агрегата в мотоцикле использовали фирменный L-образный мотор от Ducati с не менее фирменным десмодромным приводом клапанов. 904-кубовый мотор воздушного охлаждения выдавал 78 л.с. максимальной мощности при 8000 об/мин, а его газораспределительный механизм располагал всего двумя клапанами на цилиндр. В доводке мотоцикла принимали участие специалисты известной в узких кругах компании «CH Racing» и мотогранда в лице «Ducati».

Made in Austria KTM 660/690 LC4 Adventure

В 1999 году австрийцы создали мотоцикл, сумевший с некоторыми изменениями стать пятикратным чемпионом в дакаровском ралли-рейде. Байк снабдили 654-кубовым одноцилиндровым четырехклапанным двигателем, максимальная мощность которого составляла 52 л.с. при 7000 об/мин. Перевернутая вилка с диаметром перьев 50 мм имела ход 270 мм, задняя — 310 мм. Сухой вес мотоцикла составлял 170 кг, запас топлива — 55 литров.

KTM 450 Rally

KTM 450 Rally был разработан в связи с изменениями регламента ралли-рейда. В 2010 году публике представили мотоцикл с массивной хромомолибденовой рамой. Приводить в движение мотоцикл призван одноцилиндровый 450-кубовый мотор. Подвески: вилка перевернутого типа спереди и регулируемый амортизатор от WP сзади. Сухой вес байка — немногим меньше полутора центнеров.

История развития автоспорта в России

История автоспорта в России развивалась по собственному сценарию. Пилоты и фанаты соревнований главными событиями считают первые гонки, которые состоялись на закате XIX века, и старт в октябре 2014 года этапа Гран-при «Формулы-1» в Сочи.

История первых автогонок

В 1891 году по улицам Одессы проехал механический экипаж марки «Бенц». В то время для обозначения транспорта с двигателем внутреннего сгорания использовали слова самокат, автогон или другие названия. Первая отечественная модель – «автомобиль Фрезе и Яковлева» – была показана на Нижегородской выставке через 5 лет.

Автомобиль Фрезе и Яковлева

История развития автоспорта в России началась с «Гонки моторов» в 1898 году. Организатором соревнований под Санкт-Петербургом выступило «Общество велосипедной езды». Быстрее всех 40 верст преодолел Павел Беляев. В качестве приза победитель получил жетон из золота с памятной надписью.

История развития автоспорта в России

Автоспорт в дореволюционный период

В дореволюционной России развитию автоспорта способствовали 20 организаций. Первый клуб был зарегистрирован в Москве. Представители этого сообщества инициировали установку первых дорожных знаков в стране.

Активное развитие автоспорта началось в 1907 году с заездов между двумя столицами. А спустя 6 лет русские экипажи уже успешно выступали на соревнованиях международного уровня. Но война и Октябрьская революция заставили надолго забыть о скоростных заездах на железных моторах.

Развитие автоспорта в СССР

Долгое время автоспорт в советском государстве не пользовался поддержкой власти. Первые крупные соревнования прошли под Москвой в 1924 году. Заезд по Серпуховской магистрали стал самым значимым событием в истории российского автоспорта тех лет.

Позднее гонки вошли в программу военной подготовки граждан, соревнованиям стали уделять больше внимания. Заметную роль в развитии движения сыграл Василий Сталин. Мечтой сына вождя было проведение в СССР «советской Формулы». Но эти амбициозные планы потерпели крах.

Появление отечественных автомобилей – сначала «Москвича-412», а затем и модельного ряда ВАЗ – вывело соревнования на новый уровень. Мастерство русских пилотов укрепило авторитет советского автоспорта на международной арене. Но заветной мечтой каждого гонщика в стране оставалась легендарная «Формула-1».

Гран-при «Формула-1» в России

Этап самых престижных соревнований стартовал в России осенью 2014. Последняя гонка, которая хоть и не имела отношения к «Формуле-1», но называлась «Гран-при России», прошла 100 лет назад.

Попытки организовать в стране «королевские» соревнования предпринимались первыми лицами государства неоднократно. Еще в эпоху СССР Леонид Брежнев не смог договориться с организатором популярной серии, и Гран-при отправился в Венгрию.

История развития автоспорта в России

Гран-при «Формула-1» в Сочи

Договор о проведении соревнований был подписан в 2010. История автогонок Formula-1 в России началась в Сочи через 4 года. Дебютный этап признан лучшим Гран-при в сезоне. Автодром удостоен национальных наград. Контракт, предусматривающий проведение заездов в Олимпийской деревне до 2020 года, пролонгирован еще на 5 лет.

Современность и автогонки

Долгое время развитие автоспорта в России тормозило отсутствие трасс мирового уровня. С 2010 года в стране реализовано несколько крупных проектов, самый значимый – автодром в Сочи. Треки оборудованы боксами на несколько автомобилей, имеют комфортабельные трибуны для зрителей. После определенного упадка в конце прошлого столетия интерес к гонкам возрождается.

История развития автоспорта в России насчитывает много ярких побед отечественных гонщиков. Имена Даниила Квята, Владимира Чагина, Виталия Петрова хорошо известны поклонникам соревнований. Пилоты становились победителями и призерами чемпионатов разного уровня и международных этапов. Сегодня российские гонщики продолжают активно участвовать в престижных европейских турнирах, организуют автопробеги между городами, устраивают заезды на скорость.

«Мы словно отправляем ракеты в космос!» «КАМАЗ» не даст спуску соперникам

Как обычно, незадолго до отправки на ралли-марафон «Дакар» команда «КАМАЗ-мастер» встретилась с журналистами и рассказала о предстоящей гонке. Думал написать — рассказала о целях, но они неизменны уже много лет подряд.

Перед самым важным с пресс-конференции быстро напомним, что на «Дакаре-2019» будет четыре камазовских экипажа во главе с пилотами — действующим чемпионом Эдуардом Николаевым, а также Айратом Мардеевым, Дмитрием Сотниковым и Андреем Каргиновым. Как стало известно «Чемпионату», в роли боевой технички (с дополнительными запчастями весом в пару сотен килограммов) гонку начнет Каргинов, а там будет видно.

Андрей Каргинов напомнил старую ралли-рейдовую мудрость: в дюнах можно выиграть секундочки, а потерять часы.

Трасса

«Дакар» 2019 года как никогда компактен: гонка пройдет только по территории Перу, причем 70 процентов трассы — пески. Давненько такого не было! «Десять дней дюн, десять дней песков — это самое сложное покрытие в ралли-рейдах! Так что готовиться пришлось даже больше», — заявил глава команды Владимир Чагин.

«Мы словно отправляем ракеты в космос!» «КАМАЗ» не даст спуску соперникам

«Нам ещё не приходилось выступать на «Дакаре», чтобы каждый день были пески и дюны, — добавил Николаев. — Похожее было на гонках в Абу-Даби и на второй части «Шёлкового пути» в Китае. «Дакар» будет очень сложен в навигационном плане. С навигацией придётся поработать! Хотя, конечно, и самим пилотам будет нелегко».

Андрей Каргинов со своей стороны напомнил старую ралли-рейдовую мудрость: в дюнах можно выиграть секундочки, а потерять часы.

«С переломом позвоночника не пустили в самолёт. Сделал вид — ничего не сломано»

Камазовец Андрей Каргинов – о победе на «Шёлковом пути» после перелома позвоночника и работе новых грузовиков «КАМАЗ-мастера».

Техника

Сейчас на пароме через Атлантический океан в Южную Америку движутся четыре камазовских грузовика. Все они оснащены новым 13-литровым мотором «Камминс» — прежние силовые установки объёмом 16,5 литров теперь окончательно вне закона. Впрочем, камазовцы уже опробовали один новый двигатель год назад, плюс провели на этих моторах весь сезон-2018, так что не сказать, что выступать придётся с листа.

«Новый мотор объемом 13 литров, но параметры мощности — 1100 л.с. — заложены те же самые, что и прежде. Верим и надеемся, что мотор «Камминс» нас не подведёт. Как вы видели, изменилась и форма кузова, и многие механические детали. Мы стараемся всегда идти вперёд, вместе со временем, и вас радовать.

Нужно ехать быстро, но в то же время надёжно — представляя, что грузовик словно хрустальный. Механикам на бивуаке необходимо качество обслуживать машины, вовремя менять детали, выявлять все трещинки — даже те, что незаметны человеческому глазу.

Каждый день это словно отправка ракеты в космос!» — заявил Чагин.

Традиционный синий цвет, конечно же, на месте, но к нему добавились маленькие «осколки» различных оттенков.

«Мы словно отправляем ракеты в космос!» «КАМАЗ» не даст спуску соперникам

Ещё один важный технический нюанс — применение автоматической коробки передач. На «Дакар-2019» её решили поставить на два из четырех грузовиков — Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева.

Это логично, так как именно они уже испытывали новинку в боевых условиях, а теперь команда сможет сравнить два типа КП на главной гонке года.

Мини-новинка — новая камазовская ливрея. Традиционный синий цвет, конечно же, на месте, но к нему добавились маленькие «осколки» различных оттенков.

Уход легенды и коробка-автомат. С чем «КАМАЗ-мастер» подходит к «Дакару»

На «Дакар» не поедет самый опытный камазовский штурман, но проигрывать нельзя: впереди столько юбилеев!

Соперники

К основным конкурентам «КАМАЗ-мастера» Чагин отнёс «Ивеко», «Татру» и «Рено», также упомянув «Сканию» и «Хино».

«Дакар» будет непростым, — отметил Николаев. — Но мы сделаем всё возможное и невозможное, чтобы «КАМАЗ-мастер» показал нужный результат. Очень рады, когда участие принимают сильные соперники. «Дакар» 2018 года был особенно сложным. Наверное, команда «Ивеко» — это наши основные соперники. Если в прошлом году Жерар де Рой ездил в Африку, то теперь снова примет участие в «Дакаре». Федерико Вильягра тоже уже продемонстрировал свои способности, это очень быстрый экипаж.

Составлять конкуренцию также будут «Рено» с Мартином ван ден Бринком и «Татра» с Алешем Лопрайсом и Мартином Коломы. Но мы снова хотим добиться успеха». Интереснее всего тут не названные марки, а отсутствие «МАЗа» — очевидно, отношения российской и белорусской команды стали хуже после скандала на «Шёлковом пути», когда мазовцы внезапно обиделись и снялись с гонки. Тем интереснее будет бороться с Вязовичем и компанией в Перу.

«Юбилейный год команды переходит в юбилей нашего завода — сами понимаете, что от нас ждут камазовцы и все российские болельщики, все наши партнёры», — формальности ради подтвердил цель на гонку Чагин.

«Мы словно отправляем ракеты в космос!» «КАМАЗ» не даст спуску соперникам

Заводите свои вездеходы! Чем Can-Am X Race завлёк Николаева и Карякина

На этапе Can-Am X Race топ-пилоты побороли грязь и жёсткую конкуренцию. Под впечатлением остался даже чемпион «Дакара».

Новый год

Напоследок — о маленькой камазовской радости. Благодаря старту «Дакара» только 6 января члены команды получили возможность отпраздновать Новый год дома и отправиться в главную командировку сезона 1 января. «Это очень приятно, — признался Каргинов. — Мы постараемся сделать вам хороший посленовогодний подарок!»

Аварии на ралли

Ралли относится к одним из самых опасных видов спортивных состязаний, поэтому без аварий здесь не обходится. Причём опасность угрожает не только экипажу, но и зрителям, поскольку авто довольно часто и на большой скорости врезается в толпу болельщиков и наносит увечья, несовместимые с жизнью. В соответствии с данными статистики, на раллийных первенствах люди получают меньше увечий и травм, нежели в традиционном футболе, хоккее или баскетболе, но степень смертности в данном случае намного выше. Знаете ли вы? Организатор легендарного ралли «Париж — Дакар» — мотоциклист из Франции Тьерри Сабин. Однажды на своём мотоцикле он заблудился в африканской пустыне и долго блуждал, пока его не нашли аборигены. После этого у него возникла идея организовать межконтинентальный марафон, ставший наиболее известным во всём мире. Сегодня процент смертности на гонках настолько высок, что многие перестали воспринимать факт гибели участников, как чрезвычайное происшествие. Наибольший уровень смертельных случаев наблюдается на ралли «Дакар», которое ранее проходило в Африке. Это связано с тем, что в гонках принимают участие всевозможные виды транспортных средств: грузовые машины, мотоциклы, гоночные авто. Ссылка на товар

Видео: аварии на ралли

Раллийное первенство — одно из самых захватывающих, непредсказуемых, зрелищных и, в то же время, опаснейших спортивных состязаний. Для прохождения установленного маршрута используют специальные модифицированные серийные транспортные средства либо специально изготовленные машины. Существует несколько видов ралли, которые дают возможность испробовать свои силы на дороге как профессиональным гонщикам, так и любителям.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая, км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41
1980 10 000 41 216 38
1981 6 263 54 291 31
1982 10 000 60 385 33
1983 12 000 43 385 32
1984 12 000 49 427 35
1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26
1986 15 000 52 486 21
1987 13 000 64 539 23
1988 12 874 51 603 25
1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44
1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29
1991 9 186 63 406 43
1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51
1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44
1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44
1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50
1996 7 579 82 295 41
1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50
1998 10 593 49 349 30
1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37
2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56
2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39
2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31
2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38
2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27
2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31
2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41
2007 7 915 54 511 59
2008 Отменен из соображений безопасности
2009 9 574 50 501 54
2010 9 030 53 362 52
2011 9 605 52 407 50
2012 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56
2013 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67
2014 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47
2015 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51
2016 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60
СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41
Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique