Одним из известных людей, сделавших серьезный вклад в науку о йоге, является Патанджали, написавший Йога Сутры. Эти сутры, в сжатой форме, систематизируют учение йоги, преподнося его в виде тезисов для дальнейшего раскрытия в школе мастера (гуру).
ⓘ Бхакти-йога
Бхакти-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.
Ступени Йоги
Йога — это не только упражнения (физические и дыхательные), это целая система, состоящая из 8 ступеней, последовательно подготавливающих человека к достижению просветления и обретению истинного счастья. Ниже я привожу 8 ступеней йоги.
1. Яма (запреты) — выражается в формировании правильного отношения к другим и миру вокруг нас. Существует 5 яма:
— Ахимса или ненасилие. Имеется в виду не совершать насилия по отношению к другим как физически, так и мысленно. Вегетарианство тоже относится к этой категории.
— Сатья — правдивость (не говорить лжи). Живя честной жизнью, и говоря правду, человек возвышает свое сознание, и уменьшает количество негативной кармы. Однако это не слепая правдивость: если правда может кому-то навредить, то лучше пока ее не говорить, а сказать в подходящий момент.
— Астея — «не красть». Это опять же относится не только к физическим объектам, но и к интеллектуальной собственности других людей. Также этот пункт означает умение хранить тайны.
— Брахмачарья (целибат). Интересный пункт. Вообще он означает воздержание от половых отношений. Если же человек живет семейной жизнью, но при этом вступает в половые отношение только со своей женой, но к брахмачарью иногда относят и к такой ситуации. Вообще, концепция брахмачарьи состоит в том, чтобы уменьшить зависимость человека от низших потребностей, и развить в нем интерес к высшим, без чего невозможно достичь просветления, недаром, слово «брахмачарья» переводится как «действующий в духе (или на духовном уровне)». Также, брахмачарья позволяет развить самоконтроль и силу воли, способность преодолеть собственное эго.
— Апариграха — избегать жадности. Жадность и просветление несовместимы (если только мы не говорим о жадности к просветлению :)). Также это означает жить, довольствуясь необходимым, не усложнять свою жизнь напрасно.
2. Нияма (предписания) — это предписания, касающиеся самого человека. Есть пять ниям:
— Шауча или чистоплотность. Изначально это очень комплексная вещь; в целом, сводится к поддержанию чистоты в теле (регулярные омовения, чистая одежда, посуда, жилье), и чистоты в сознании (духовные практики, медитация, молитва, не погружать сознание в состояния с низким вибрационным фоном). Опять же, в какой-то мере, вегетарианство тоже сюда относится (не загрязнять свое тело трупами убитых животных). Соблюдение людьми шаучи, наряду с апариграхой, способно восстановить экологическое равновесие на планете.
— Сантоша или удовлетворенность. Человек учится быть довольным тем, что у него есть. Сюда также относится практика смирения, терпения, скромности и умеренности. Человек, обретший удовлетворение, достигает настоящего умиротворения, и больше ничего в жизни не способно вывести его из равновесия.
— Тапас или аскетизм. В простом варианте это означает держать тело и ум в сбалансированном состоянии, не подвергая их излишним встряскам (эмоциональным и физическим). В более сложнов варианте, тапас подразумевает строгую дисциплину, и совершение всевозможных практик, таких как посты на экадаши, мауна (обет молчания), определенные ограничения в питании и физической активности, и т.д.
— Свадхьяя или изучение священных текстов (сюда относится изучение духовной науки). Данный пункт подразумевает получение информации о цели человеческой жизни, и способах ее достижения.
— Ишварапранидхана или вручение себя Божественному. Вообще, этот пункт говорит о вручении себя Богу, о понимании, что все в этом мире — божественного происхождения, что все происходит по воле свыше, и что нужно вернуться к Источнику всего. Также человек должен познать свою духовную природу и действовать на ее основе.
3. Асана (позы йоги)
Этот раздел или ступень посвящена непосредственно работе с телом через выполнение поз йоги.
4. Пранаяма или обучение контролю над дыханием.
5. Пратьяхара — обретение контроля над чувствами. Это уже довольно высокий уровень, когда человек учится не быть жертвой своих инстинктов, а управлять ими.
6. Дхарана (концентрация). Задача человека — научиться сосредотачивать сознание на одном объекте, и быть способным удерживать на нем полное внимание в течение хотя бы 24 секунд.
7. Дхьяна (медитация). Обретя способность к стабильной концентрации, человек может достаточно долго погружать свое сознание в определенный объект. На этом уровне он способен медитировать на Источник всего сущего.
8. Самадхи или просветление. Достигая устойчивой медитации, сознание человека постепенно трансформируется, проявляя духовные качества. Когда же сознание станет полностью таким же, как в духовной реальности («сама» — такое же, подобное, «дхи» — сознание, санскр.), тогда человек достигает духовного просветления и достигает освобождения из плена материального мира.
Таковы 8 ступеней йоги; путь между первой ступенью и восьмой ступенью может длиться не одну жизнь; но он представляет собой эволюцию сознания, которую каждому из нас, в свое время, предстоит пройти.
Главные понятия и разновидности практики
Бхакти считается наивысшей ступенью в йогической практике, постигнуть которую под силу далековато не любому человеку. Придётся сделать длинный и сложный путь для того, чтоб найти внутри себя высший дух, и соединить его со своим телом и разумом. Для этого нужно завладеть иными формами йоги в последующей последовательности:
В кришнаизме Бхакти является наивысшим выражением любви к верховному божеству. Таковым образом, человек указывает ей свою признательность за подаренную жизнь, признаётся её в зависимости и полном руководстве.
Приверженцы данного вида практик говорят, что через беспредельную любовь к божеству можно узнать правду бытия и избавиться от всего, что мешает обрести счастье и гармонию, как с своим «Я», так и с миром вокруг нас.
Во времена зарождения Бхакти, древнегреческие мудрецы пришли к последующему заключению: понятие «любовь» далековато не совершенно точно, а всеобъятное и обширное. В итоге, это «высочайшее» чувство разделили на 5 видов, любой из которых ориентирован на определённый объект. Им присвоили последующие наименования:
- Шанта – нейтральность.
- Сакхья – дружественная привязанность.
- Дасья – прислуживание либо подчинение.
- Ватсалья – чувства к родителям.
- Мадхурья – влюблённость либо сексапильная страсть.
Любой ученик, желающий узнать Бхакти, в праве без помощи других выбирать один из видов любви, который бы стопроцентно соответствовал его духовному состоянию и миропониманию.
Человек должен признать абсолютное величие объекта поклонения, также полюбить его, как свою «вторую половинку», предназначенную судьбой, с которой он чувствует себя единым целым.
Для доказательства собственной преданности, необходимо выполнить последующие 9 шагов:
- Шраванам – зание божества средством прослушивания священных писаний, при всем этом следует повсевременно произносить его имя.
- Киртанам – воспевание имени объекта поклонения и воспевание его деяний.
- Смаранам – вхождение в медитативное состояние и концентрация на определённом виде божества, также его наилучших качествах и поступках, которые вызывают восхищение, и желание подражать.
- Пада-севанам – глубочайшее, персональное служение, средством паломничества святыми местами, медитация на лотосных стопах высшего существа и омовения святой водой.
- Арчанам – поклонение мурти под управлением наставника.
- Ванданам – вознесение молитв с поклонами.
- Дасьям – прислуживание божеству и рвение удовлетворить любые его потребности.
- Сакхьям – обретение дружественных эмоций и равных отношений.
- Атма-ниведанам – абсолютная жертвенность и подчинение объекту поклонения.
Преодолев все шаги, человек достигнет просветления и сольётся с божеством. Он ощутит целостность собственной личности, и обретёт абсолютное счастье.
Главные цели и особенности практики
Бхакти йога является оптимальным и человечным учением, которое ориентировано на духовное развитие и открытие внутри себя связи с высшим божеством.
Оно не просит выполнения экстремальных действий, таковых как голодание, отречение от физического тела либо самобичевания.
Практикующие люди способны испытывать наиболее глубочайшие чувства, они еще ярче и возвышенней, чем те, которые принято считать «любовными».
В базе Бхакти лежит глубочайшая медитация, благодаря которой ученик имеет возможность соприкоснуться душой с высшим божеством, и сделать с ним тесноватый и неизменный контакт. В итоге йог понимает главную правду, которая состоит в том, что он является нечто огромным, чем просто вещественным, смертным телом, ведь его душа вечна, а способности беспредельны.
Потребность в любви заложена в людях на духовном уровне, а её отсутствие приводит к внутреннему разрушению. Находясь в одиночестве человек равномерно «теряет» себя, что плохо отражается на его жизни в целом.
Чтоб сделать лучше своё состояние, кто-то заводит домашних животных, и всячески их балуют, а кто-то стопроцентно посвящает себя обездоленным и нездоровым людям.
Такие методы, помогают восполнить потребность в любви только отчасти, ведь связь с духовным «Я» как и раньше остаётся утерянной, а найти её можно только при помощи таковых практик, как йога Бхакти.
Советы для начинающих
Начать исследование йоги Бхакти можно, как без помощи других в домашних критериях, так и в храмах Кришны, где преподают духовные учителя. Не считая того, есть личные центры религиозно-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новеньким стать на путь просветления.
Начинать практику Бхакти необходимо с чтения и прослушивания священописаний. Потом следует отыскать методы внедрения приобретенных познаний в настоящей жизни, и попробовать их воплотить.
Тот, кто хочет постигнуть высшую цель йоги, должен стопроцентно следовать его законам, и поступать так, как того хочет Всевышний.
Доказав свою преданность и бескорыстность, во время медитаций ученик сумеет просить совета у божества, и будет получать ответы на интересующие его вопросцы.
Важно
Чтоб войти в медитативное состояние йоги читают мантры и внимают бхакти-музыку. Во время медитаций употребляют особые чётки, состоящие из 109 бусин – они помогают не сбиться во время повторения мантры. Текст повторяют 108 раз, перебирая по одной бусине, при всем этом 109-ю пропускают.
Принципиально держать в голове, что медитацию недозволено проводить в нехорошем самочувствии, злобы, раздражённости либо вялости.
В окружающей обстановке ничего не обязано отвлекать вас от концентрации на собственных идей и перебивать чтение либо прослушивание мантр. Для наилучшего расслабления можно зажечь ароматичные свечки либо благовония.
Опосля медитации рекомендуется отдохнуть, а не приступать к выполнению каких-то дел.
Разновидности бхакти
В Древней Индии люди считали, что в бхакти-йоге на практике существуют пять основных разновидностей, позволяющие видеть Бога и дарить ему любовь и преданность.
- Шанта — нейтральное положение.
- Дасья — непреклонное повиновение.
- Сакхья — дружеские отношения.
- Ватсалья — материнские или отцовские чувства.
- Мадхурья — влюбленность.
Узнайте 15 правил йоги для здоровья и долголетия.
Чтобы достичь бесконечно чистой и светлой любви, есть девять процессов бхакти-йоги:
- Шравана. Процесс заключается в прослушивании священных преданий о Боге. В это время вы должны постоянно произносить и восхвалять его имена;
- Киртана. На данном этапе вы должны воспевать священные имена Бога и его деяния;
- Смарана. Процесс заключается в постоянном медитативном состоянии на имена, деяния и личные характеристики Бога;
- Пада-севана. Вы должны прислуживать Всевышнему;
- Арчана. Процесс заключается в поклонении перед иконой Божества (мурти);
- Вандана. На данном этапе вы должны молиться Всевышнему, преклоняясь перед ним;
- Дасья. Ввы должны служить Божеству и удовлетворять его потребности;
- Сакхья. На этом этапе вы открываете для себя на духовном уровне глубокие и дружеские чувства к Божеству;
- Атма-ниведана. На последнем этапе вы должны ощущать полное подчинение Божеству и быть готовым на жертвы ради Всевышнего.
Знаете ли вы? Бхакти-йога является одним из путей преданности в большинстве религий мира.
Для чего это надо?
Вероятнее всего, говорится о состоянии сахаджа нирвикальпа самадхи, когда практик достиг слияния с Высшим и несет это в физическом мире. В этом состоянии все, что он делает, создает – все наполнено энергией потока.
У него не будет никаких корыстных целей, он несет лишь любовь и благо. Есть случаи, когда гуру, достигшие самадхи, становились целителями и творили поистине чудесные вещи. Достигший просветления никогда не будет подвержен болезням, другим проблемам тела и ума, так как он слился с Высшим. В современном мире не стоит считать, что достичь самадхи можно только монахам, отрешенным от мира.
Начальные уровни самадхи доступны каждому. Можно оставаться семьянином, успешным бизнесменом, ученым. Но нужно быть готовым, что с практиками йоги будут уходить из жизни аспекты навязанные и не нужные. Это путь очищения от лишнего, того, что вам не принадлежит и не нужно. И в конечном итоге это путь счастья и гармонии с собой, окружением и Вселенной.
Свами Вивекананда: жизненный путь философа
Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.
Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.
В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.
За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:
- «Карма-йога» (1896 год).
- «Раджа-йога» (1896 год).
- «Философия Веданты: лекции о джняна-йоге» (1902 год).