Аштанга-Виньяса-Йога: асаны, ступени, отличия от Хатха-Йоги

Йога

Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!

Похожие записи

«Начни с себя». Когда практики асан недостаточно: расшифровка семинара учителя аштанги Анны Гурьевой 2 марта, 2021 Самый знаменитый led-класс Паттабхи Джойса: кто на видео и как сложилась их судьба 4 ноября, 2020 Месяц практики с учителем вместо пяти лет дома: Леонид Ланин о роли гуру 13 октября, 2020 Йога как способ вернуться к жизни: Леонид Ланин про влияние позвоночника на судьбу и о том, почему не надо уходить из социума 13 августа, 2020 Асаны как способ перестать сопротивляться жизни: Аня Гурьева о необходимости прекратить борьбу 4 августа, 2020

Похожие записи
Похожие записи
Похожие записи

Вопрос целепостроения для результативности практики асан

Эти уровни связаны с асанами. Мы можем постичь их лишь интуитивно, достигая чистоты и полного равновесия на уровне тела, праны и ума. Техники хатха-йоги несколько отличаются от тантрического ритуализма, однако они близки к тем уровням, из которых вышла ритуальная символика, т.е. из сахаджи, как состояния, так и образа практики. Одна из главных задач йога-асан – снять напряжение в теле, сделать тело подобным пустому сосуду (гхата), который может быть открыт для океана жизненной силы и сознания, хотя эта связь есть всегда, просто у всех она разная.

Делая асаны, вы постепенно увеличиваете свою связь с все более тонкими и сильными состояниями праны. Т.е. вы раскрываете все сильнее свое совершенное состояние, поэтому и говорится, что из всех асан основная – это сиддхасана (поза совершенного существа). Образы совершенных существ в Традиции натхов есть, отсюда мы приходим к необходимости сочетания йоги с таким понятием как бхакти, хотя, быть может, и несколько отличной от дуалистических подходов.

В йоге, для ее правильного понимания, огромную роль играет целепостроение (для чего и что вы совершаете). К сожалению, в России я пока не видел людей, знающих достаточно хорошо подобную тему и способных объяснить то, как один вид йоги связан с другим. Отсюда и столько создано искаженных подходов к разным разделам йоги: асаны, пранаямы, бандхи, мудры и т.п.

У «религиозных» тантриков свои перекосы, у йогов – свои, одни говорят о востребованности тела в практике, сводя все к гедонизму, другие омертвляют духовные идеалы тантрической йоги, делая из них «фитнесово-овощную концепцию практики йоги». Но, что самое парадоксальное, последняя категория себя с гордыней называет «самыми настоящими практиками», и чем больше они в это продолжают верить, тем меньше и меньше такие люди имеют отношение к той йоге, которой следуют натховские Учителя. Еще раз подчеркну: важна ориентация на правильную цель во всех практиках йоги, независимо от того, какие они. Только так можно от практик получить полноценные плоды и никак иначе. Поэтому закономерно, что асаны соотносятся с 84 сиддхами.

Несколько лет назад, когда я стал передавать дикши в практику почитания Горакшанатха, очень многие инструктора йоги в России озадачились этим, много было и таких, которые говорили: «Да…, он учит йоге, он учит мантрам, – или он ничего не умеет, или натхи в Индии отстали от русских «опытных практиков». Все это смотрелось и смотрится по сей день очень комично. Потому что люди не понимают, что без ориентации на состояние и природу Горакшанатха они не способны, живя стандартными йога-стереотипами, понять то, на что вообще ориентированы асана и какие-либо еще практики натхов.

Они спорят о том, что лучше: прыгать в виньясах или же смотреть за конфигурациями тела по Айенгару и т.д., но не понимают того, что обучение начинается со способности слышать Учителей, воспринимать их на уровне хотя бы минимального уважения. Этому их никогда никто не учил, поэтому стандартная хатха-йога личностно и сущностно людей практически не меняет. Какие-то дефекты тела, конечно, временно гимнастика может устранить, но лишь в определенной степени. Но любой вид йоги – это духовный путь, который требует к себе более серьезного отношения: хатха-йога не менее священна, чем та же джапа или пуджа, неслучайно в «Тан-пракаше» хатха-йогу определяют как форму упасаны. Отсюда, у натхов передача в Традиции не в виде техники асан, пранаям, растягиваний языка и т.п., а в виде нити джанеу, используемой в почитании Горакшанатха, кундал – означающих полную отдачу себя пути йоги и Гуру Горакшанатху.

Мантра аштанга йоги

Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято произносить мантру. Она написана на санскрите и читается так:

Ом ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙ

АБАХУПУРУШАКАРАМ ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ ПАТАНДЖАЛИМ Ом

Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю йога-сутр Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.

Мантра аштанга йоги

По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:

ОМ

СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ

НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА

ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ

ЛОКАА-САМАСТАХА СУКХИНО-БХАВАНТУ

ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.

Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.

Сурья Намаскар А

Сурья Намаскар А, или Приветствие Солнцу А, — это своего рода ритуал, который нужно выполнять каждое утро как символ своей благодарности пришедшему новому дню. Это несложный комплекс, который сочетает в себе все элементы, описанные выше. Начиная с Сурья Намаскар А, вы подготавливаете своё тело, достигаете более высокого состояния ума и учитесь сливать в единый поток движения и дыхание.

Состоит Сурья Намаскар А из 11 движений, которые мы должны выполнить пять раз подряд. Для новичка, который учится аштанга-виньяса йоге, этого может быть достаточно, поскольку благодаря технике такого разогревающего дыхания, комплексу поз, можно ощутить, как тело разогрелось. Но для опытных практиков это не более чем разминка.

Сейчас мы расскажем, из чего состоит комплекс, но помните, что важно запомнить не только движения, но и вдохы-выдохы и направление взгляда в каждый момент.

Если уджайи пока не получается, пробуйте выполнять комплекс с обычным дыханием, а вне практики учиться победоносному дыханию. Когда будете готовы, вы сможете их совместить.

Попробуйте задержаться в каждой асане, чтобы понять, как правильно её удерживать, и только потом приступайте к переходам

Сурья Намаскар А

Последовательность выполнения:

  1. Встаём в позу горы (Тадасану), укрепляем своё положение, чувствуем тело, не раскачиваемся, все мышцы подтянуты. Точка взгляда — насагра, смотрим на кончик носа. Из этого положения начинаем работать.
  2. На вдохе поднимаем руки вверх и направляем взгляд на большие пальцы рук.
  3. С выдохом наклоняемся вниз, делаем Уттанасану, смотрим снова на кончик носа.
  4. Со следующим вдохом поднимаем голову, но не пережимаем мышцы шеи, вытягиваем позвоночник. Концентрируемся на точке бхрумадхья, на третьем глазу.
  5. Выдыхаем и переносим ноги прыжком назад, чтобы оказаться в позе планки (Кумбхакасаны). Если сделать прыжок пока проблематично, можно быстро перенести ноги одну за другой. Опускаемся на руках вниз, теперь мы в позе посоха на четырёх опорах (Чатуранга Дандасане).
  6. Из этого положения на вдохе опускаем таз вниз, ноги ставим на внешнюю сторону стопы, хорошенько прогибаемся с спине и поднимаем голову. Мы оказались в позе собаки, смотрящей вверх (Урдха Мукха Шванасане). Взгляд при этом направлен на нос.
  7. С выдохом переставляем ноги на носочки, поднимаем таз, одновременно вытягивая спину и шею. Это асана собаки, смотрящей вниз (Адхо Мукха Шванасана). Тянем корпус по направлению к ногам, пятки стремимся поставить на пол, шея расслаблена. Смотрим на пупок (наби-чакру). В этом положении мы задерживаемся, делаем пять циклов вдоха и выдоха. При этом помним, что они равны по длительности и интенсивности.
  8. На шестом вдохе прыжком подносим ноги к рукам (или переставляем). Голова направлена прямо, концентрация на третьем глазе.
  9. Выдыхаем, прокручивая таз чуть вверх и оказываясь в Уттанасане. Смотрим на кончик носа.
  10. На следующем выдохе выпрямляемся, поднимаем руки вверх, удерживая взгляд на больших пальцах.
  11. Выдох, и возвращаемся в позу горы.

Как вы можете увидеть, данный вариант Приветствия Солнцу хорошо подходит для начинающего практика, поскольку несложен.

Как выполняются бандхи? Сначала мы работаем без них, запоминая последовательность движений и отстраивая их, в дальнейшем подключаем замки следующим образом:

  • мула-бандху делаем каждый раз в конце выдоха, выдохнули — сжали мышцы промежности;
  • уддияна-бандху выполняем во время циклов дыхания в собаке мордой вниз, с выдохом живот должен автоматически подтягиваться; также во время перехода из Уттанасаны в положение стоя;
  • джаландхара-бандха выполняется, когда подбородок направляется к груди, это происходит в Собаке, смотрящей вниз.

Противопоказания

Сами йоги считают, что противопоказаний для практики нет. Мудры можно выполнять в любом состоянии, мантры тоже читать почти всегда. Асаны имеют кучу доступных вариаций для всех, к тому же ученики Айенгара широко пользуются ремнями, кубиками и прочей атрибутикой.

Рационально не стоит практиковать занятия в период простуд, ОРВИ, обострения хронических заболеваний и в период менструации женщинам. Травмы ОДА и связок, а также реабилитационные периоды после операций – ограничение, а не противопоказание.

Во время беременности практиковать можно, но только под руководством человека, понимающего специфику. В идеале – с медицинским образованием.

Поделиться:

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique