Комплекс практик Аштанга-йоги включает две Сурьи Намаскар: А и В – первая состоит из девяти положений, а вторая из семнадцати, при чем каждую делают по пять раз, но при переходе на Вторую Серию допускается сократить до 3-4 раз.
С чего начать?
Сурья Намаскар — комплекс асан плавно переходящих из одной в другую (виньяса)
Первое, что должен уяснить и отработать начинающий – это принцип виньясы: дыхание должно быть синхронизировано с движениями тела, то есть если практикующий не может дышать медленно, то ему придется быстрее перемещать тело, а если он научился дышать глубоко и спокойно, то и движения тела должны быть медленные. Для начала следует разбить первую связку асан на более короткие: из двух-трех поз и проработать правильное вхождение в позу и выход из нее (в Аштанга-йоге к этому относятся очень щепетильно). Перемещения тела в пространстве со временем будут похожи на замедленный танец, синхронизированный с дыханием и взглядом.
Также следует запомнить отсчет виньяс, который по традиции ведется на санскрите, чтобы в определенный момент (при переходе с первой Сурьи на вторую) не оплошать. Важно уяснить, что отсчет «экам, дви, трини…» — это не названия асан, а цифры на санскрите, которыми и отсчитывает виньясы преподаватель йоги.
Польза для организма
Грамотное выполнение комплекса упражнений помогает достичь следующих эффектов:
- оздоровление всего организма;
- укрепление мышц живота и благоприятное воздействие на ЖКТ;
- массаж органов брюшной полости;
- грамотное дыхание помогает укрепить легкие, насытить кровь кислородом;
- улучшение мозговой деятельности;
- улучшение качества сна;
- уменьшение тревог и беспокойств;
- укрепление нервной системы;
- улучшение функционирования сердца и увеличение притока крови ко всем конечностям;
- стимулирование и стабилизация работы всех желез организма;
- сияние кожи лица;
- придание красивого рельефа мускулам;
- предотвращение плоскостопия и укрепление лодыжек;
- для женщин – положительное воздействие на матку и яичники, подготавливает к зачатию и вынашиванию малыша;
- укрепление иммунитета;
- уменьшение жировых отложений на животе, бедрах;
- продление молодости.
Также комплекс способствует улучшению состояния при психических расстройствах. Он восстанавливает баланс энергетических каналов, обеспечивая душевное равновесие.
Основные особенности
Сурья-намаскара включает в себя 5 важных аспектов. Всем им следует уделять внимание для получения оптимальных результатов. Вот эти аспекты.
- Физические позы. Это 12 поз, которые соответствуют знакам зодиака. Во время видимого движения солнца по небосводу оно поочередно проходит через каждый из этих небесных домов. Оно пребывает в каждом знаке около 30 дней и, как утверждают, побеждает каждый знак, входя в его сферу. Каждая позиция в сурья-намаскара соответствует одному из знаков зодиака.
- Дыхание. Все движение в сурья-намаскара с начала и до конца синхронизировано с дыханием. Каждая позиция связана с вдохом, выдохом или задержкой дыхания. В этом нет ничего насильственного или неестественного, поскольку дыхание соответствует той структуре, которая естественно возникает в связи с физическим движением. Правильное естественное дыхание должно происходить само собой, без всякой предварительной тренировки. Тем не менее, мы приводим подробное описание правильного соотношения между дыханием и движениями, чтобы гарантировать, что все делается должным образом, поскольку это составляет важную часть упражнения. Без синхронизации между дыханием и движением упражнение теряет многие из своих полезных свойств.
- Мантры. Каждой из 12-ти позиций сурья-намаскара соответствует особая мантра. Мантры – это сочетания слогов, звуков или фраз, постигнутых древними мудрецами и широко известных в Индии на протяжении тысячелетий. Эти особые звуки посредством силы своих вибраций оказывают тонкое, но мощное и глубокое влияние на ум и тело. При выполнении сурья-намаскара в каждой позиции вслух или про себя произносится соответствующая мантра. Когда сурья-намаскара сочетается с правильным дыханием и этими биджа-мантрами (семенными звуками), ум и интеллект получают заряд энергии. Биджа-мантры создают вибрацию, и именно она порождает энергию. Мантры могут иметь или не иметь конкретного смысла, но вибрации, которые они создают, должны затрагивать каждую струнку человеческого существа. Мантры сурья-намаскара – это звуки, вызывающие прилив энергии. Когда их повторяют громко, отчетливо и с рвением, они приносят тем, кто их произносит, величайшие возможные блага – ускоряя лечение заболевания, позволяя обрести устойчивость ума и самоконтроль, либо снимая напряжение, которое вызывает современный образ жизни.
Ниже перечислены биджа или семенные мантры:
- Ом Храм
- Ом Хрим
- Ом Хрум
- Ом Храим
- Ом Храум
- Ом Храмх
Полные мантры, по одной для каждого движения упражнения, выглядят следующим образом:
- Ом Храм Митрайя Намах
- Ом Хрим Равайе Намах
- Ом Хрум Сурьяйя Намах
- Ом Храим Бханаве Намах
- Ом Храум Кхагайя Намах
- Ом Храмх Пушне Намах
- Ом Храм Хираньягарбхайя Намах
- Ом Хрим Маричайе Намах
- Ом Хрум Адитьяйя Намах
- Ом Храим Савитре Намах
- Ом Храум Аркайя Намах
- Ом Храмх Бхаскарайя Намах
Ниже приводятся значения этих имен солнца:
- Митра – друг
- Рави – сияние
- Сурья – прекрасный свет
- Бхану – бриллиант
- Кхага – тот, кто движется по небу
- Пушан – дарующий силу
- Хираньягарбха – с золотым центром
- Маричи – господь рассвета
- Адитья – сын Адити
- Савита – благотворный
- Арка – энергия
- Бхаскара – ведущий к просветлению
Однако, для получения максимальной пользы, мы настоятельно советуем вам перед тем, как пытаться соединять эти мантры с каждой позицией, сначала добиться совершенства в выполнении физических движений сурья-намаскара синхронно с дыханием.
- Осознание. Это существенный элемент сурья-намаскара. Без осознания многие полезные свойства упражнения снижаются.
- Расслабление. Строго говоря, оно не является частью сурья-намаскара. Однако это необходимая дополнительная практика, которую непременно следует выполнять по окончании каждого цикла. Для этого годится любая техника расслабления, но лучший метод – шавасана.
Вариации
Вариации этого комплекса представлены в различных направлениях йоги, например, Аштанга-Виньяса, Шивананда и др. Способ практики зависит от уровня физической подготовки и опыта того, кто занимается практикой. Варианты различаются степенью сложности выполнения асан. В холодное время года лучше подходят комплексы А и В в рамках Аштанга Виньяса Йоги.
После выполнения этой последовательности нужно выровнять дыхание в позе Тадасана. Затем можно перейти к выполнению поз в положении стоя. В первое время позы удерживаются в течение 5 дыханий, а затем переходят к увеличению времени удержания до 1 минуты. При выполнении других асан можно сохранить дыхание по типу Уджайя.
Физическая практика имеет различные вариации. 3 варианта являются основными и соответствуют классическим школам йоги: Сатьянанды, Шивананды, Вивекананды.
Вариация школы Сатьянанды:
- Поза молящегося, выдох.
- Наклон назад с поднятыми руками, вдох.
- Наклон головы к ногам, выдох.
- “Конная поза”, вдох.
- Поза “горы”, выдох.
- Приветствие 8 частями тела, производится задержка дыхания на выдохе.
- Поза “кобры”, вдох.
- Поза “горы”, выдох
- “Конная поза”, вдох.
- Наклон головы к ногам, выдох.
- Наклон назад с поднятыми руками, вдох.
- Поза молящегося, выдох.
Здесь описана половина круга. Повторяя следующий круг, следует выполнять асаны описанным выше способом. Изменения касаются упражнения № 4. Здесь правая нога отводится назад. В упражнении № 9 левая нога выводится вперед. Во всех остальных позах ноги находятся вместе, как в классическом варианте исполнения.
Основное отличие второй вариации (школа Шивананды) от первой заключается в том, что в позе № 5 вместо “горки” делается планка. Также порядок ног в первой вариации: левая-правая, правая-левая. Во втором случае: левая-левая, правая-правая. Также во второй вариации поза “всадника” выполняется следующим образом: левая нога назад, левое колено касается пола, ладони плотно прижимают к полу, а пальцы ног вытягивают. При этом совершается вдох. Есть также изменения в выполнении позы “кобры”. Колени на полу, стопы вытянуты, руки прямые, делается вдох.
Третья вариация (школа Вивекананды) более медленная и расслабленная. В нее добавлена поза “ребенка” Шашакасана. Она заменяется № 5. Дыхание: вдох-выдох. Исходное положение – пранамасана. В этом случае поза не входит в цикл, поэтому первой идет поза «наклон назад с поднятыми руками».
На занятия чаще всего дается первая или вторая вариация. Что касается положительного эффекта, то его следует ожидать, практикуя лишь классические вариации.
Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы
- другая последовательность прохода по чакрам
- добавлена муладхара чакра
- если в бихарском варианте предлагалось только переносить внимание на чакры, то здесь именно представлять цвета этих чакр
- в бихарском варианте предлагалось пропевать либо биджа мантру, либо 12 имён солнца. Здесь же они слиты в одну мантру
- добавлена концовка комплекса с визуализацией белого цвета вверху и гаятри мантрой
Мантра | Чакра | Дыхание | |||
Произношение | Значение | Но | Расположение | Цвет | |
Ом Храм Митрая Намаха | Другу | 4 | Центр грудины | Зеленый | выдох |
Ом Хрим Равае Намаха | Сияющему | 5 | Горло, ключичная впадина | Синий | вдох |
Ом Хрум Сурьяя Намаха | Солнцу | 3 | Солнечное сплетение | Желтый | выдох |
Ом Храим Бханаве Намаха | Блистающему | 2 | Лобковая кость, крестец | Ораньжевый | вдох |
Ом Храум Кхагайя Намаха | Идущему по небу | 6 | Точка межбровья | Фиолетовый | выдох |
Ом Храха Пушне Намаха | Питающему | 1 | Основание позвоночника | Красный | вдох-выдох |
Ом Храм Хиранья Гарбхая Намаха | Золотому эмбриону | 1 | Основание позвоночника | Красный | вдох |
Ом Хрим Маричайе Намаха | Лучистому | 6 | Точка межбровья | Фиолетовый | выдох |
Ом Хрум Адитьяя Намаха | Изначальному | 2 | Лобковая кость, крестец | Ораньжевый | вдох |
Ом Храим Савитры Намах | Светилу | 3 | Солнечное сплетение | Желтый | выдох |
Ом Храум Аркая Намаха | Яркому | 5 | Горло, ключичная впадина | Синий | вдох |
Ом Храха Бхаскарая Намаха | Просветителю | 4 | Центр грудины | Зеленый | выдох |
Когда визуализировать цвет становится просто, начинаем представлять чакры как цветы с лепестками и продолжаем произносить мантры. Выполняется 108 раз на каждую ногу (108 кругов). После садимся, читаем Гаятри мантру и визуализируем над собой белый свет (слияние цветов всех чакр).
Текст Гаятри мантры:
Особенности:
Поскольку этот комплекс повторяется многократно, то некоторые асаны упрощаются. Выпад выполняется с постановкой задней ноги на колено, а вместо чатуранги используется аштанганамаскара асана. В таком виде комплекс Сурья Намаскар похож на буддистские простирания: в которых тоже читаются мантра, визуализируется дерево преемственности, и совершаются движения телом.
Цель практики
- почитание солнца
- увеличение гибкости
- разминка и разогрев тела
- улучшается циркуляция крови и лимфы. Укрепляются сердечные мускулы. Тренируются кровеносные сосуды, в том числе головного мозга, путём чередования положения головой вверх и положения головой вниз
- если добавлять мантры и визуализации, происходит тренировка концентрации на всех трёх каналах восприятия: кинестетическом – позы, аудиальном – мантры, визуальном – чакры и цвета
- очищение энергетических каналов
Шавасана, как часть практики
После комплекса лучше полежать в Шавасане (позе трупа). Ложимся на спину в симметричную позу с чуть разведёнными руками и ногами. Руки кладём ладонями вверх. Стараемся расслабить всё тело.