С началом велосипедного сезона многие пользователи задаются вопросом о ремонте собственного велосипеда, или сборке нового коня на грядущий сезон.
Особенности конструкции дискового тормоза.
Дисковый тормоз включает в себя 2 узла:
- Диск из металла, называемый ротором. Их выпускают различного диаметра. Чем он больше, тем более эффективно велобайк тормозит;
- Калипер (устройство, где размещены тормозные колодки, прижимающие диск).
Крепление калипера к велосипеду осуществляется при помощи адаптера. Различным значениям диаметра ротора соответствуют разные адаптеры.
Передача давления от тормозной ручки велосипеда к калиперу может осуществляться двумя способами. Вот список:
- Механический. При нажатии ручки происходит сдвижение тросика. При этом тросик передает движение рычагу, а тот сообщает движение одной или обеим тормозным колодкам;
- Гидравлический. Калипер и велосипедная тормозная ручка соединены между собой при помощи герметично выполненной гидравлической линии, наполненной тормозной жидкостью или предназначенным для торможения маслом. После нажима на ручку масло, выталкиваемое двумя цилиндрами, действует на тормозную колодку.
Классификация оборудования
Продукция обеих фирм имеет деление на классы, которые помогают покупателю сориентироваться при совершении покупки. Оговоримся, что речь идет об универсальном оборудовании, которое ставится на горные и дорожные велосипеды. Для шоссейных существует собственная классификация.
SRAM X.3 – соответствует Shimano Tourney, Altus. Начальный уровень. Прогулочное катание по городу и пересеченной местности. Используется, к примеру, на Stark Indy 26.2 D
SRAM X.4 – Shimano Acera. Также прогулки по городу и бездорожью. Используется, к примеру, на Stark Ibiza 26.3 V
SRAM X.5 – Shimano Alivio. Туризм, прогулки по пересеченной местности. Используется, к примеру, на Stark Fat 26.2 D. SRAM X.5 используется на Stark Armer 27.6 HD
SRAM X.7 — Shimano Deore, SLX, LX Переходная группа от любительского уровня к полупрофессиональному. Активное катание, участие в любительских соревнованиях. Используется, к примеру, на Stark Armer 27.7 HD
SRAM X.9 – Shimano XT. Оборудование с повышенным уровнем надежности и защищенности для соревнований и агрессивного катания в любых условиях. Имеет низкий вес, высокую точность переключения, не требует перенастройки длительное время. SRAM X.9 был установлен на велосипеде Stark Krafter 29er (2015).
SRAM X.0/XX – Shimano XTR. Оборудование для профессионалов: участие в гонках и соревнованиях. Используются самые передовые материалы и технологии, оборудование имеет низкий вес и максимальную производительность.
Для больше наглядности классификации оборудования Shimano в таблице:
Что касается совместимости, то SRAM заявляет о полной совместимости своей продукции с продукцией других производителей, а вот консервативные Shimano рекомендуют использовать только их собственные компоненты и не совмещать с другими.
Задние переключатели и манетки SRAM и Shimano не всегда совместимы, т.к. у них используется разное передаточное отношение натяжения тросика. Исключение составляют следующие пары:
· Задний переключатель SRAM на 9 скоростей совместим с манетками Shimano на 10 скоростей.
· Манетки SRAM на 10 скоростей совместимы с переключателем Shimano на 9 скоростей.
Передние переключатели на 2-3 звезды и манетки SRAM и Shimano совместимы между собой в любом сочетании, также как кассеты и цепи.
Стоит обратить внимание на манетки SRAM Gripshift – они внешне похожи на мотоциклетные вращающиеся ручки. Shimano ставит манетки подобной конструкции только в начальной группе, тогда как у SRAM они есть в высокой линейке. Однако следуя за конкурентом, SRAM также готов предложить триггерные манетки.
Споры о том, какую продукцию — Shimano или SRAM – выбрать, не утихают как среди любителей, так и среди профессионалов. Кто-то отмечает более четкую работу SRAM наряду с легким весом, кто-то наоборот говорит о высоком качестве и надежности Shimano. В любом случае, продукция обеих фирм хорошо зарекомендовала себя на рынке, а что понравится именно вам, вы сможете проверить только опытным путем.
Маркировка передаточного числа
Число без букв в конце, например, "3000"
Обычное передаточное число. По аналогии с передачами в автомобиле, у катушек тоже есть передачи: медленные или низкие – для сильных нагрузок; быстрые или высокие – для слабых нагрузок. Идут они в порядке: пониженная передача (PG) > обычная передача (без маркировки) > повышенная передача (HG) > экстра высокая передача (XG).
"PG" в конце
От "Power gear". Пониженная передача. За один оборот наматывается меньше лески, но легче вытянуть крупную рыбу.
"HG" в конце
От "High gear". Повышенное передаточное число. Иными словами, за один оборот можно намотать больше лески.
"XG" в конце
От "Extra high gear". Экстра высокое передаточное число или высокоскоростная катушка. То есть, за один оборот можно намотать ещё больше лески, чем "HG".
Лучшие передние переключатели скоростей
Конструкция таких моделей включает металлическую рамку, перемещающуюся из стороны в сторону над передними звездами. Суппорт может быть закреплен при помощи хомута на раме, каретке или специальной платформе (Braze-on).
Shimano XTR IFDM9020D6
Большое тяговое усилие модели гарантирует легкое переключение скоростей и снижает риск перетирания цепи. Применение системы Side Swing обеспечивает более плавную смену скоростного режима. Суппорт закрепляется при помощи бокового хомута, что позволяет увеличить зазор.
Емкость переключателя — 10 зубьев, вес 116 г. Основные элементы дерэйлера изготовлены из нержавеющей стали и алюминия. Они устойчивы к ударам и агрессивному воздействию среды. Технология Dyna Sys улучшает соотношение передаточных чисел 11-скоростной трансмиссии.
Достоинства:
- плавное переключение;
- долговечность;
- малый вес;
- прочность;
- быстрый монтаж.
Недостатки:
- высокая цена.
Shimano XTR хорош для быстрого переключения скоростей во время прохождения сложного маршрута. Сфера его применения – горные велосипеды.
Power FD-10TT
Металлическая конструкция модели, подвергнутая цинкованию, отличается устойчивостью к ударам, деформации и воздействию влаги. Переключатель использует верхнее направление подвода троса.
Диапазон скоростей задней передачи — от 5 до 7, максимальный размер звезды 42Т. Суппорт фиксируется на раме диаметром 28,6 мм хомутом, что позволяет установить его за несколько минут.
Достоинства:
- высокая прочность;
- простой монтаж;
- стойкость к коррозии;
- малый вес;
- низкая цена.
Недостатки:
- задержка перед переключением.
Power FD-10TT не боится сложных условий эксплуатации и будет полезен для переключения скоростей городского или шоссейного велосипеда.
Stels KFD-01
Установка этого переключателя осуществляется с помощью хомута и одного болта с гайкой. Она не занимает много времени и не требует наличия инструментов. Для монтажа на рамы небольшого диаметра может быть использована специальная прокладка.
Вес суппорта составляет 0,145 кг, число зубьев передней звезды — 42Т. Корпус изготовлен из порошкового металла и подвергнут антикоррозийной обработке, что исключает риск заклинивания при длительной эксплуатации в плохую погоду.
Достоинства:
- легкий монтаж;
- не боится влаги;
- минимальный вес;
- доступная цена.
Недостатки:
- непрочный корпус.
Stels KFD-01 поддерживает семискоростные трансмиссии, поэтому подходит для шоссейных и городских велосипедов.
Microshift FD-M22
Для фиксации на раме модель использует хомут диаметром 34,9 мм. В комплектацию включены адаптеры, обеспечивающие надежное закрепление суппорта и на более тонких конструктивных элементах. Универсальная тяга облегчает установку на велосипед с любым типом рамы.
Линия цепи — 50/47,5 мм, масса переключателя составляет 152 г. Дерэйлер изготовлен с применением стали и алюминия. Это дает и легкий вес, и устойчивость к механическим повреждениям в результате столкновений.
Достоинства:
- универсальное крепление;
- высокая прочность;
- малый вес;
- низкая цена.
Недостатки:
- неустойчивость к коррозии.
Microshift FD-M22 подойдет для переключения до трех скоростей. Неплохое решение для установки на городские велосипеды.
Оборудование для городских велосипедов и гибридов
В последние годы компания Shimano существенно активизировалась в области выпуска новых компонентов для гибридных и городских велосипедов. Стоит отметить, что на гибриды часто устанавливается оборудование от горных велосипедов и, иногда, наоборот. Еще несколько лет назад существовало всего две группы: Nexave для гибридных велосипедов и Nexus для городских. В последние годы с навеской творится такая чехарда, что все группы можно свести к четырем:
- Nexave (C810, C 600, C500)
- Nexus
- Nexave C530 Intego
- Carpeo
Группы Nexave C810 – C500 появились в 2002 году и модифицировались все эти годы. Группы заменили собой старое оборудование Nexave (T300 / T400 ). Это оборудование позиционируется Shimano, как оборудование для «комфортной езды». По сути – навеска для байков с внешним переключением передач. Группа Nexave C810 , например, концептуальная: оба переключателя передач и обе подвески колес управляются компьютером. Nexave C600 и C500 – разнообразное оборудование среднего уровня. Практически все оборудование групп Nexave C500 — C810 встретить в России почти невозможно.
Более простые модификации оборудования для «комфортной езды»: C050 , C101 , C201 , выпускавшиеся в 2002-2005 годах плавно растворились в низших группах гороного оборудования от Tourney до Acera, вместо которых нередко и применялись ранее на дешевых горных и гибридных велосипедах.
Nexus – городская группа оборудования. Главное ее достоинство в том, что она требует много меньшего ухода: цепь может быть спрятана за развитым щитком, тормоза втулочные. Соответственно, наиболее изнашиваемые узлы хотя бы частично скрыты от грязи. Характерная черта – переключение передач. Это планетарная многоскоростная втулка (3, 4, 7 передач, а с 2004 года и 8 передач весом всего 1550 гр). Существует вариант с четырехскоростной втулкой с автоматическим переключением передач, управляемым компьютером.
Группа Nexave C530 Intego появилась в 2004 году и представляет собой комбинацию восьмискоростной кассеты и трехскоростной планетрной втулки – аналог уже давно выпускающегося SRAM DualDrive .
Группа Carpeo – оборудование для складных велосипедов. Единственное специфическое решение – кассета с набором звезд от 9! зубьев, дополненная спеиальной втулкой.
Комплекты переключателей компании Sram
Велосипедистам знакомым со спецификой, доподлинно известно, что прямым конкурентом компании Шимано является американский бренд Sram.
Хотя марка не сильно распространена на территории России – сказывается близость с Азией, запчасти, предлагаемые этим брендом, не уступают по качеству, а в некоторых случаях даже превосходят предложения Shimano. Корпорация занимается разработкой оборудования предназначенного для работы в тяжелых климатических и физических условиях.
Поэтому, для полноты рассказа необходимо рассказать о моделях этого производителя.
Самая простая линейка, приспособленная для применения на бюджетных велосипедах. В отличие от компонентов конкурента, производитель устанавливает на свои перекиды более жесткие пружины, благодаря этому удается избежать разбалтывания перекидки во время сильной тряски.
Минимальное количество скоростей составляет 24 штуки, что ограничивает применение на самых бюджетных байках. Стоимость готового велосипеда на подобном оборудовании составляет порядка 25 – 30 тысяч рублей.
манетка Sram X3Достоинства:
- простота конструкции;
- небольшой вес;
- жесткие пружины.
Недостатки:
- быстро стираются ролики заднего перекида.
Средняя ценовая ветка пользовательских запчастей. По уровню Х4 можно сравнить с Alivio. Аналоги обладают примерно одинаковыми характеристиками.
Главным отличием американского устройства является другой принцип переключения и передаточное соотношение переключателя с манеткой, что существенно поднимает устойчивость во время тряски.
Комплектуются модели велосипедов в пределах от 35000 до 50000 рублей.
манетка Sram X4Достоинства:
- оптимальная функциональность;
- совместимость с гидравлическими тормозами;
- значительная живучесть.
Недостатки:
- хромает точность переключения относительно топовых моделей.
Топовая линейка рассчитанная на 24 скорости. По уровню в общей таблице модель соответствует Deore и может применяться для туристических поездок и активных покатушек по грунтовым тропам.
В комплект входят звезды, перекиды, манетки и шатуны, что позволяет полностью укомплектовать байк оборудованием одного производителя и уровня.
Также здесь начинается применение нержавейки и высококачественного пластика для облегчения веса.
манетка Sram X5Достоинства:
- отличная точность переключения;
- устойчивость на больших кочках.
Недостатки:
- стоят дороже аналога Шимано.
Полноценная категория, включающая в себя полупрофессиональные запчасти, предназначенные для активного применения в жестких условиях.
Специально разработанная трансмиссия предполагает наличие от 9 до 27 скоростей. А применение композитных элементов значительно сказывается на общем весе конструкции.
Манетки полностью совместимы с оборудованием более низких категорий, что позволяет сэкономить на комплектации.
Встречается на велосипедах, стоимостью от 80000 рублей.
Достоинства:
- отличный дизайн;
- способны долгое время работать на заданных параметрах;
- небольшой вес.
Недостатки:
- требует умелой калибровки;
- высоковата цена.
Образец полупрофессионального класса, представленный публике, как достойный аналог трансмиссии класса SLX.
В то же время оборудование компании Срам может применяться для Даунхила или Фрирайда и одновременно с этим, детали обладают достаточным весом для дисциплин Кросс кантри.
Отличное сочетание углепластика, стали и алюминия позволило создать образцы достойные для участия в соревнованиях.
На заводских велосипедах оборудование устанавливается от 150000 рублей.
Достоинства:
- прекрасная точность;
- сочетание цены и качества;
- универсальность применения;
- возможность замены лапки заднего переключателя.
Недостатки:
- стоимость.