Две главные составляющие любого велосипеда – рама и навесное оборудование. В последнюю категорию входит система переключения скоростей, тормоза, подвеска, ручки.
- Классификация оборудования
- Классификация Шимано
- Шоссейные велосипеды
- Горные велосипеды
- Туристические велосипеды
- Гибридные и городские велосипеды
- Лучшие передние переключатели скоростей
- Shimano XTR IFDM9020D6
- Power FD-10TT
- Stels KFD-01
- Microshift FD-M22
- Оборудование для городских велосипедов и гибридов
- SHIMANO для городских или гибридных моделей
- Capreo
- Nexus
- Alfine
- BB и BB-X
- Первая буква – это год изготовления
- Вторая буква – месяц изготовления
- Третья буква – страна изготовления
- Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?
Классификация оборудования
Продукция обеих фирм имеет деление на классы, которые помогают покупателю сориентироваться при совершении покупки. Оговоримся, что речь идет об универсальном оборудовании, которое ставится на горные и дорожные велосипеды. Для шоссейных существует собственная классификация.
SRAM X.3 – соответствует Shimano Tourney, Altus. Начальный уровень. Прогулочное катание по городу и пересеченной местности. Используется, к примеру, на Stark Indy 26.2 D
SRAM X.4 – Shimano Acera. Также прогулки по городу и бездорожью. Используется, к примеру, на Stark Ibiza 26.3 V
SRAM X.5 – Shimano Alivio. Туризм, прогулки по пересеченной местности. Используется, к примеру, на Stark Fat 26.2 D. SRAM X.5 используется на Stark Armer 27.6 HD
SRAM X.7 — Shimano Deore, SLX, LX Переходная группа от любительского уровня к полупрофессиональному. Активное катание, участие в любительских соревнованиях. Используется, к примеру, на Stark Armer 27.7 HD
SRAM X.9 – Shimano XT. Оборудование с повышенным уровнем надежности и защищенности для соревнований и агрессивного катания в любых условиях. Имеет низкий вес, высокую точность переключения, не требует перенастройки длительное время. SRAM X.9 был установлен на велосипеде Stark Krafter 29er (2015).
SRAM X.0/XX – Shimano XTR. Оборудование для профессионалов: участие в гонках и соревнованиях. Используются самые передовые материалы и технологии, оборудование имеет низкий вес и максимальную производительность.
Для больше наглядности классификации оборудования Shimano в таблице:
Что касается совместимости, то SRAM заявляет о полной совместимости своей продукции с продукцией других производителей, а вот консервативные Shimano рекомендуют использовать только их собственные компоненты и не совмещать с другими.
Задние переключатели и манетки SRAM и Shimano не всегда совместимы, т.к. у них используется разное передаточное отношение натяжения тросика. Исключение составляют следующие пары:
· Задний переключатель SRAM на 9 скоростей совместим с манетками Shimano на 10 скоростей.
· Манетки SRAM на 10 скоростей совместимы с переключателем Shimano на 9 скоростей.
Передние переключатели на 2-3 звезды и манетки SRAM и Shimano совместимы между собой в любом сочетании, также как кассеты и цепи.
Стоит обратить внимание на манетки SRAM Gripshift – они внешне похожи на мотоциклетные вращающиеся ручки. Shimano ставит манетки подобной конструкции только в начальной группе, тогда как у SRAM они есть в высокой линейке. Однако следуя за конкурентом, SRAM также готов предложить триггерные манетки.
Споры о том, какую продукцию — Shimano или SRAM – выбрать, не утихают как среди любителей, так и среди профессионалов. Кто-то отмечает более четкую работу SRAM наряду с легким весом, кто-то наоборот говорит о высоком качестве и надежности Shimano. В любом случае, продукция обеих фирм хорошо зарекомендовала себя на рынке, а что понравится именно вам, вы сможете проверить только опытным путем.
Классификация Шимано
Рассмотрим оборудование японского производителя в разрезе категорий двухколесного транспорта.
Шоссейные велосипеды
Подбирая обвесы для шоссейника, ездок столкнется со следующими классами оборудования:
- Sora – компоненты начального уровня, обычно устанавливаются спортсменам-новичкам.
- Tiagra – начальная ступень, которая применяется в соревнованиях.
- Shimano 105 – подойдет тем, кто хочет получить профессиональные механические образцы, но не готов расстаться с большой суммой денег. Класс отличается надежностью и более привлекательным внешним видом.
- Ultegra – обвес для профессионального гонщика. Отличается высокой жесткостью и небольшой удельной массой, позволяющей выиграть считанные доли секунд при разгоне.
- Dura-Ace – самый премиальный класс, в который входят передовые разработки компании. Он обеспечивает максимальную эффективность на соревнованиях высокого уровня.
Горные велосипеды
Наиболее обширная группа оборудования, что обусловлено популярностью данного типа байков. Сюда входят следующие классы:
Туристические велосипеды
В данную группу входит три класса:
- Deore – аналог оборудования для горных байков с незначительными отличиями.
- LX – крепкий середнячок с привлекательным дизайном и высокой надежностью. Находится на ступень ниже «горного» Deore SLX.
- Deore XT – аналог класса для горных велосипедов, но с контактными педалями и тормозами V-brake.
Гибридные и городские велосипеды
Также немногочисленна группа навесного оборудования, состоящая из следующих классов:
- Capreo – средние по качеству детали, которые применяются на складных велосипедах.
- Nexus – хорошее оборудование по доступной цене. С его помощью обеспечивается комфортная езда в городских условиях.
- Alfine – более продвинутый городской класс, нежели предыдущий. В серию может входить мотор-колесо, гидравлические тормоза и прочие навороты.
На этом классификация навесного оборудования фирмы Shimano заканчивается. Надеемся, что представленная информация поможет в выборе обвесов для вашего велосипеда.
Лучшие передние переключатели скоростей
Конструкция таких моделей включает металлическую рамку, перемещающуюся из стороны в сторону над передними звездами. Суппорт может быть закреплен при помощи хомута на раме, каретке или специальной платформе (Braze-on).
Shimano XTR IFDM9020D6
Большое тяговое усилие модели гарантирует легкое переключение скоростей и снижает риск перетирания цепи. Применение системы Side Swing обеспечивает более плавную смену скоростного режима. Суппорт закрепляется при помощи бокового хомута, что позволяет увеличить зазор.
Емкость переключателя — 10 зубьев, вес 116 г. Основные элементы дерэйлера изготовлены из нержавеющей стали и алюминия. Они устойчивы к ударам и агрессивному воздействию среды. Технология Dyna Sys улучшает соотношение передаточных чисел 11-скоростной трансмиссии.
Достоинства:
- плавное переключение;
- долговечность;
- малый вес;
- прочность;
- быстрый монтаж.
Недостатки:
- высокая цена.
Shimano XTR хорош для быстрого переключения скоростей во время прохождения сложного маршрута. Сфера его применения – горные велосипеды.
Power FD-10TT
Металлическая конструкция модели, подвергнутая цинкованию, отличается устойчивостью к ударам, деформации и воздействию влаги. Переключатель использует верхнее направление подвода троса.
Диапазон скоростей задней передачи — от 5 до 7, максимальный размер звезды 42Т. Суппорт фиксируется на раме диаметром 28,6 мм хомутом, что позволяет установить его за несколько минут.
Достоинства:
- высокая прочность;
- простой монтаж;
- стойкость к коррозии;
- малый вес;
- низкая цена.
Недостатки:
- задержка перед переключением.
Power FD-10TT не боится сложных условий эксплуатации и будет полезен для переключения скоростей городского или шоссейного велосипеда.
Stels KFD-01
Установка этого переключателя осуществляется с помощью хомута и одного болта с гайкой. Она не занимает много времени и не требует наличия инструментов. Для монтажа на рамы небольшого диаметра может быть использована специальная прокладка.
Вес суппорта составляет 0,145 кг, число зубьев передней звезды — 42Т. Корпус изготовлен из порошкового металла и подвергнут антикоррозийной обработке, что исключает риск заклинивания при длительной эксплуатации в плохую погоду.
Достоинства:
- легкий монтаж;
- не боится влаги;
- минимальный вес;
- доступная цена.
Недостатки:
- непрочный корпус.
Stels KFD-01 поддерживает семискоростные трансмиссии, поэтому подходит для шоссейных и городских велосипедов.
Microshift FD-M22
Для фиксации на раме модель использует хомут диаметром 34,9 мм. В комплектацию включены адаптеры, обеспечивающие надежное закрепление суппорта и на более тонких конструктивных элементах. Универсальная тяга облегчает установку на велосипед с любым типом рамы.
Линия цепи — 50/47,5 мм, масса переключателя составляет 152 г. Дерэйлер изготовлен с применением стали и алюминия. Это дает и легкий вес, и устойчивость к механическим повреждениям в результате столкновений.
Достоинства:
- универсальное крепление;
- высокая прочность;
- малый вес;
- низкая цена.
Недостатки:
- неустойчивость к коррозии.
Microshift FD-M22 подойдет для переключения до трех скоростей. Неплохое решение для установки на городские велосипеды.
Оборудование для городских велосипедов и гибридов
В последние годы компания Shimano существенно активизировалась в области выпуска новых компонентов для гибридных и городских велосипедов. Стоит отметить, что на гибриды часто устанавливается оборудование от горных велосипедов и, иногда, наоборот. Еще несколько лет назад существовало всего две группы: Nexave для гибридных велосипедов и Nexus для городских. В последние годы с навеской творится такая чехарда, что все группы можно свести к четырем:
- Nexave (C810, C 600, C500)
- Nexus
- Nexave C530 Intego
- Carpeo
Группы Nexave C810 – C500 появились в 2002 году и модифицировались все эти годы. Группы заменили собой старое оборудование Nexave (T300 / T400 ). Это оборудование позиционируется Shimano, как оборудование для «комфортной езды». По сути – навеска для байков с внешним переключением передач. Группа Nexave C810 , например, концептуальная: оба переключателя передач и обе подвески колес управляются компьютером. Nexave C600 и C500 – разнообразное оборудование среднего уровня. Практически все оборудование групп Nexave C500 — C810 встретить в России почти невозможно.
Более простые модификации оборудования для «комфортной езды»: C050 , C101 , C201 , выпускавшиеся в 2002-2005 годах плавно растворились в низших группах гороного оборудования от Tourney до Acera, вместо которых нередко и применялись ранее на дешевых горных и гибридных велосипедах.
Nexus – городская группа оборудования. Главное ее достоинство в том, что она требует много меньшего ухода: цепь может быть спрятана за развитым щитком, тормоза втулочные. Соответственно, наиболее изнашиваемые узлы хотя бы частично скрыты от грязи. Характерная черта – переключение передач. Это планетарная многоскоростная втулка (3, 4, 7 передач, а с 2004 года и 8 передач весом всего 1550 гр). Существует вариант с четырехскоростной втулкой с автоматическим переключением передач, управляемым компьютером.
Группа Nexave C530 Intego появилась в 2004 году и представляет собой комбинацию восьмискоростной кассеты и трехскоростной планетрной втулки – аналог уже давно выпускающегося SRAM DualDrive .
Группа Carpeo – оборудование для складных велосипедов. Единственное специфическое решение – кассета с набором звезд от 9! зубьев, дополненная спеиальной втулкой.
SHIMANO для городских или гибридных моделей
Отдельно от горных и туристических в особую группу можно выделить оборудование, предназначенное для городских или гибридных моделей. Такое решение принято ввиду особой популярности разновидности в больших городах.
Capreo
Трансмиссия узкого назначения, разработанная специально для комфортного применения в складных велосипедах среднего уровня.
Узлы трансмиссии отличаются измененными передаточными числами относительно серийных внедорожных конструкций.
Кассеты рассчитаны на 9 позиций, а шатуны обычно состоят из 1 или 3 звезд.
Применяется на байках стоимостью в районе 100000 – 150000 рублей.
манетка SHIMANO CapreoДостоинства:
- обеспечение оптимальной производительности на дорожных моделях;
- умеренная стоимость.
Недостатки:
- очень узкая сфера предназначения.
Nexus
Представитель городского класса. В серию входит трансмиссия планетарного типа, разработанная специально для городских велосипедов В комплекте имеется несколько различных модификаций на 3 передачи. Здесь имеются втулки с ножным тормозом и без него.
Многих пользователей радует большая несущая способность конструкции – максимальная нагрузка на оси до 120 кг. Также стоит выделить простоту обслуживания, для втулки достаточно заменить смазку перед сезоном и можно колесить без опаски поломок весь год.
Оборудование часто встречается на моделях велосипедов, рассчитанных на городскую езду каждый день.
Некоторые механики отмечают феноменальную живучесть установки – без обслуживания «планетарка» способна ездить несколько лет. Общий срок эксплуатации может превышать 30000 км, в зависимости от ухода.
Стоимость в магазинах колеблется в районе 3500 – 5000 рублей.
манетка SHIMANO ]NexusДостоинства:
- феноменальная живучесть;
- элементарное обслуживание;
- не требует частой калибровки.
Недостатки:
- общий вес конструкции.
Alfine
Не такая популярная, но более продвинутая линейка оборудования. Конструкции содержат 11 передач и используются туристами или спортсменами.
Продвинутая серия обладает повышенными характеристиками относительно агрегатов Нексус, а также имеет меньший вес. Отдельно можно упомянуть, что модельный ряд часто применяется не только в городских конструкциях велосипедов. Некоторые бренды устанавливают данные планетарки на горные велосипеды.
Относительно более простых моделей Шимано для данного класса байков использует технологию конических шестерен, что позволяет более плавно переключать передачи и затрачивать меньше времени на процедуру. Также вместо обычной густой смазки здесь применяется масляная ванна, что помогает продлить жизнь редуктору и в три раза увеличить интервал сервисного обслуживания установки.
манетка SHIMANO AlfineДостоинства:
- превосходное качество переключения;
- совместимость с горными моделями;
- применение флагманских разработок.
Недостатки:
- кусается ценник.
BB и BB-X
"BB" взято от "Blood brother", то есть, от "кровный брат". "BB" используется после названия модели и перед размером шпули и прочей маркировкой. Например, SHIMANO 14 EXSENCE BB C3000HGM. Модели с "BB" позиционируются как бюджетный вариант и могут стоить в половину дешевле, чем без "BB". Производитель объясняет это использованием более дешевых материалов и меньшим количеством подшипников. Но на самом деле – это совсем разные катушки. Модели с "BB" сделаны на основе Ultegra, а без "BB" – на основе Twin Power.
С другой стороны "BB-X" – это тоже "кровный брат", но более "прогрессивный".
По факту "BB-X" значит, что катушка идет со специальным рычажком для регулировки так называемого "SUT" стопора. Который даёт возможность стопорить ручку во время стравливания лески, тем самым уменьшая вибрацию катушки.
Буквы на наклейке
Если вы покупаете катушку без коробки, то у вас может возникнуть вопрос, когда и где была сделана катушка? Это вы можете узнать посмотрев на наклейку на ножке катушки. Там указаны 3 буквы.
Первая буква – это год изготовления
A — 2002, B — 2003, C — 2004, D — 2005, E — 2006, F — 2007, G — 2008, H — 2009, I — 2010, J — 2011, K — 2012, L — 2013, M — 2014, N — 2015, O — 2016, P — 2017, Q — 2018, R — 2019, S — 2020, T — 2021, U — 2022, V — 2023, W — 2024, X — 2025, Y — 2026, Z — 2027, A — 2028, B — 2029, C — 2030 …
Вторая буква – месяц изготовления
A — январь, B — февраль, C — март, D — апрель, E — май, F — июнь, G — июль, H — август, I — сентябрь, J — октябрь, K — ноябрь, L — декабрь.
Третья буква – страна изготовления
H — Корея, P — Малайзия, S — Япония (завод в Сакаи), Y — Япония (завод в Ямагути).
Например, "KC-S" значит, что катушка изготовлена в 2012 году, в марте на заводе в Японии (в Сакаи).
Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?
Для эффективного торможения вы должны отслеживать его состояние полностью:
- Проверяйте растяжение тросика регулярно – его работа должна быть четкой и плавной.
- Также проверяйте состояние колодок. Для этого их нужно периодически снимать.
- Также осматривайте ротор и очищайте от налета (лучше всего это делать наждачной бумагой).
При эксплуатации дисковых тормозов самой распространенной проблемой является скрип тормозов. Вы, конечно, можете воспользоваться услугами специалиста в веломастерской, но не спешите, так как есть самые распространенные причины такого скрипа, для выяснения которых не требуется поездка к специалистам.
- Первой причиной может быть некачественный и дешевый материал, который использовался при изготовлении колодки. В таком случае, вы должны приобрести новые фирменные колодки, чтобы избежать повреждения поверхности ротора. Также следует учесть несовместимость колодок с вашими тормозами.
- Скрип также может слышаться, если колодки еще новые (на поверхностях колодок есть определенный слой, который и вызывает скрип). Покатайтесь несколько дней, и если скрип не исчезает, значит, причина вдругом.
- Также скрип издается, когда колодки изношены и происходит соприкосновение ротора с пластиной.