Введение в йогу. Краткая история до нашей эры.

Йога

Мы, Ольга Буланова и Владимир Зайцев, приглашаем своих учеников в ретритный центр «КРУГ СВЕТА» на южном берегу Крыма над Ялтой. 

О Парамахансе Йогананде

Парамаханса Йогананда (1893–1952) — всемирно известный духовный деятель, распространивший на Западе уникальную древнюю технику медитации — крийя-йогу. В 1946 году была впервые опубликована его «Автобиография йога» — книга, изменившая жизнь миллионов людей. Совет одного из крупнейших издательств мира — HarperCollins — включил её в список 100 лучших духовных книг XX века. «Автобиография йога» была единственной книгой, закачанной на iPad основателя Apple Стива Джобса, а также любимой книгой «биттла» Джорджа Харрисона и многих других знаменитостей. Особое место среди трудов Парамахансы Йогананды занимает Серия уроков SRF, обучающая простым, но эффективным техникам медитации, в том числе крийя-йоге. Оформить подписку на эти уроки можно на основном сайте SRF/YSS.

Парамаханса Йогананда основал общество Self-Realization Fellowship (в Индии — Yogoda Satsanga Society of India) для распространения своего учения и защиты его от возможных искажений при передаче будущим поколениям. Он лично отобрал и обучил близких ему учеников, которые возглавляют Издательский совет Self-Realization Fellowship, и дал им особые указания относительно подготовки и публикации его лекций, книг и уроков Self-Realization Fellowship. Сегодня в ведении SRF/YSS находятся 600 храмов, центров и групп медитации по всему миру, а многочисленные труды Парамахансы Йогананды продолжают вдохновлять миллионы искателей истины.

Почему так важна самореализация

В каждом человеке с рождения заложены способности к реализации внутренних резервов тем или иным способом. Именно самореализация играет главную роль в определении личности, выявляя таланты и возможности индивида, причем даже те, которые не очевидны. Благодаря этому жизнь в обществе становится более успешной и стабильной.

Кроме того, в детстве могут появиться проблемы с самореализацией, которые будут сопровождать человека долгие годы. Необходимо их выявить и решить, для чего требуется целенаправленная работа. Самым большим врагом самореализации являются стереотипы. Мышление, основанное на них, широко распространено в обществе и часто навязывается еще в раннем детстве.

Для социальной структуры человек одновременно является и субъектом, и объектом. Таким образом, в процессе адаптации в обществе и отдельных группах большую роль играют внутренние направления деятельности, целеустремленность, а также мотивы. Чаще всего достигает максимального успеха именно та личность, которая знает, чего хочет, то есть имеет определенную цель и направляет все свои действия на реализацию потенциала и возможностей.

Если говорить о технической стороне процесса самоактуализации, то это направленность деятельности, позволяющая воплотить в жизнь стратегические планы путем максимального задействования объективных условий общества и окружающей среды, а также субъективных возможностей, талантов и потенциала. Самореализация подразумевает не однократный способ достижения цели в конкретный период времени, а долгосрочную перспективу.

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе (там упоминается прообраз йогина — святого мудреца отшельника Муни). Разумеется, это символические описания, и из чтения Вед можно мало что узнать о йоге, как её понимают в наши дни. Но все-таки там упоминаются многие аспекты йоги, например, дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и так далее, хотя и без особых подробностей.

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

В более поздней Веде-Атхарваведе (первый  индийский текст, связанный с медициной) обнаруживаются описания необычных способностей некоторых мистических персонажей и отдельных фаз пранаямы, а также понятие «тапаса» и мистического жара. Можно сказать, что учение йоги в той или иной форме была известна в ведические времена, как и за много тысяч лет до этого. Это не удивительно, поскольку всегда были люди, которые стремились и пытались настроиться на более высокое сознание и выйти за пределы своей ограниченной индивидуальности. Однако, система йоги, по всей вероятности, ещё не была по‑настоящему сформулирована в до‑ведический и ведический периоды. Опыт йоги был известен, но науку йоги ещё только предстояло систематизировать.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам — это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, хотя на их страницах можно найти чрезвычайно много знаний и исторических сведений. В качестве двух важных аспектов йоги в них упоминаются «джапа» (медитатативные техники, связанные с повторением мантр) и «мауна» (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»).

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение. Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.

Появляться основы науки «свара йоги» (изучения дыхании, течения психических потоков, и их взаимосвязи с жизнью), которые позднее получили дальнейшее развитие в классическом тексте «Шива Свародайя». В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады дают уже более конкретные формулировки относительно йоги и ее техниках. Слово «Упанишада» составлено из санскритских слов /шад —/ «сидеть», /упа/ — «рядом» и /ни/ — «учиться». В целом это слово можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме того, слово «упанишада» можно истолковать как тайное учение. Принято думать, что существует около двухсот Упанишад, самые древние из которых были написаны около шестисотого года до нашей эры, а самые новые — в пятнадцатом веке нашей эры. По традиции, подлинными считаются сто восемь из этих текстов, и лишь двенадцать или тринадцать из них признаны заслуживающими доверия. Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка. Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств. Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.

«Знай, что тело — колесница, а Атман— хозяин колесницы. Знай, что разум — возничий, а ум — вожжи. Кони, запряжённые в эту колесницу — наши чувства, а путь, по которому они бегут — объекты чувств. Когда Атман в гармонии с телом, чувствами и умом, мудрые люди называют Его «Наслаждающимся».»

Идеей йоги в этих трудах — обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я. Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней — чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

«Сосредотачивает все чувства в Атмане», что позволяет нам заключить об описании практики Пратьяхары (йогическая техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены) Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют притчи, поэзию. Другие Упанишады описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.

В более поздних Упанишадах, таких как «Прашна» и «Катха», эта тема получила дальнейшее развитие. В них описаны различные формы праны (прана составляет основу всех форм жизни) в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о «кундалини» (психической и духовной силе), существующей в теле в форме змеи. А также в них содержится чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ.

уровня Самадхи

Просветление – многоуровневый и сложный процесс. Всего выделяют несколько стадий его достижения: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

1 уровень

Начальная стадия Самадхи –савикальпа. Это высокое однонаправленное сознание, связанное с принятием высших божественных сил. На этом уровне накапливается жизненный опыт и впечатления, мозг работает активнее и полноценнее. На стадии савикальпа индивид освобождается от собственного “Я” и движется к постижению Великой истины. 

У людей, не занимающихся духовными практиками, активно функционирует только 5-7% головного мозга. Йога и медитация позволяют увеличить процент функционирующих нейронов. Благодаря этому практикующий осознает и постигает процессы, которые недоступны для большинства обычных людей.

Йогами савикальпа воспринимается, как достижение малого вида Самадхи. В этом состоянии происходят изменения в человеческом сознании, но остается двойственность его сущности. Савикальпа не позволяет индивиду полностью абстрагироваться от внешних факторов. Это связано с тем, что понимание “Высшего Я”, быстро заканчивается и исчезает взаимосвязь индивида с высшими божественными силами.

Определить достижение уровня савикальпа можно по ослаблению сердцебиения и ощущению невесомости. Также замедляется  дыхательная деятельность и практикующий входит в состояние расслабления и радости. Особое чувство, которое может испытать йог на данном этапе – познание самого себя.

2 уровень

Следующий уровень самадхи– нирвикальпа. Это ощущение погружения в блаженное состояние с осознанием своего “Я”. На этой стадии индивид не испытывает двойственности сознания и не отделяет объект от субъекта. У того, что добился подобного состояния замедляется дыхание и полностью останавливается пульс.

При погружении в нирвикальпу йог полностью абстрагируется от внешнего мира. Но после выхода из транса к нему возвращаются все практические знания и умения. Нирвикальп способен воспринимать мир и ощущать его без ментальных функций (стандартных чувств).

Чтобы достигнуть этого уровня, нужно научиться полностью управлять своим сознанием. Самадхи второго уровня может заменить кармическое перерождение. Йогам будут доступны высшие знания, он сможет перемещаться в пространстве и времени.

В состоянии нирвикальпы человек способен купировать все негативные эмоции: гнев, печаль, раздражение. Он не только испытывает блаженное состояние, но и пребывает в нем регулярно.

Если практикующий впервые достиг нирвикальпы, то он может длительное время пребывать в состоянии транса. Есть вероятность того, что он не сможет вернуться на землю и жить обычной жизнью. Йог нередко забывает свое имя, возраст, иногда теряет практические навыки.

3 уровень

Самаджа – идеальный уровень состояния, которого может достичь медитирующий. При достижении этого уровня полностью блокируется собственное Эго, которое мешает процессу единения с Вселенной.

На уровне самаджа люди пребывают в другом измерении. Их тело способно функционировать в прежнем ритме, но сердце наполняется божественным просветлением.

4 уровень

Последний уровень самадхи – это переход физического тела в ментальное (саруба).То есть отдельные элементы человеческого тела могут исчезать и растворяться в пространстве. Вместо него появится золотое свечение нематериального характера.

Достигнуть этого уровня сознания можно только с помощью перехода от низших к высшим духовным перехода к состоянию саруба:

  • савитарка – это переход от физического к чувственному восприятию мира;
  • нирвитарка – познание самого себя после очищения памяти;
  • савичарка – восприятие мира без словесного размышления;
  • нирвичара – духовное становление, выходящее за временные и пространственные рамки с сохранением сущности мышления;
  • ананда – состояние, приближенное к блаженству;
  • асмита – высшая степень осознания, в которой объектом слияния является сознательность.

Путь к йогическому образу жизни: с чего начать

Если вам близка философия йоги, но вы не знаете с чего начать и вас пугают сложные философские и духовные термины, можно вводить все это в свою жизнь постепенно, делая ряд простых шагов. 

  • Самое простое: запишитесь в йога-студию, чтобы выполнить свои первые упражнения с инструктором. Пробуйте разные варианты, потому что существует множество практик: йога Айенгара, Кундалини-йога, Хатха-йога. Также существуют более простые виды, где наибольшее внимание уделено физическому, а не духовному аспекту, например фитнес-йога или йога для похудения. Если стесняетесь, возьмите с собой на занятие партнера для занятий парной йогой.
  • Если вы пока не готовы для этого, то найдите в интернете простые позы йоги для начинающих, запомните 3-4 базовые позы и практикуйте их ежедневно. Если это вам понравится, купите себе красивую одежду для йоги и коврик для йоги, что усилит вашу мотивацию.
  • Параллельно изучаете техники дыхания, которые очень важны для медитации и особенно статических поз. Домашняя йога и медитации позволят понять, так ли вам интересны эти практики. 
  • Уделите время для расслабления. Первый шаг на пути к медитации — это умение слушать себя и свою душу. На первых порах можно обойтись без мантр и музыки для йоги, просто лягте и расслабьтесь, постарайтесь очистить свой ум от всех мыслей и всматриваетесь внутрь себя. И не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться, ведь в конце концов одна из целей йоги — победа над стрессом.
  • Измените свой режим питания. Помните об умеренности, не переедайте, откажитесь от вредной пищи, в том числе кофе и алкоголя. Пейте больше воды и попробуйте исключить из рациона мясо.
  • Изучаете больше информации. Задумайтесь о прочтении классических текстов вроде полной версии «Йога-сутры» или «Бхагавадгита». Если сквозь эти тексты продираться будет сложно, выберите что-то из книг современных авторов, которые написаны более легким языком.
  • Поставьте себе более простую и материальную цель, например, сбросить с помощью практик вес. Йога для похудения в домашних условиях позволит втянуться в процесс и увидеть первые результаты своей работы.
Путь к йогическому образу жизни: с чего начать

Главное — не делайте ничего из перечисленного, если этого вам не хочется. Ведь йога может стать образом жизни, только если вы действительно будете понимать смысл всех действий и стремиться к этому всей душой.

Стилистика йоги

Если же у вас достаточно плотный рабочий график, или же поблизости нет ни одной школы йоги (и такое случается), можете смело попробовать практиковать йогу дома, самостоятельно. К счастью, сейчас огромное количество полезной информации о йоге как источнике духовного развития. Для начала, выберите стилистику йоги, которая вам близка. К примеру, это может быть:

1. Хатха-йога

Основное внимание в данной стилистике йоги уделяется физическому здоровью.

Это один самых практичных и распространённых видов йоги. Основная философия предполагает выполнение различных физических упражнений, направленных на улучшение иммунитета, уравнение гормонального фона, улучшения эластичности мышц и связок. Асаны(позы) выполняются в статичном варианте и задерживаются на несколько минут. Хатаха-йога как будто выстраивает ваше тело вновь и уделяет очень много внимания важным, но мелким деталям, таким как повороты туловища, статичные растяжки, удержания позиций.

2. Шиванада-йога

Так же подразумевает удержание в статике различных позиций, но в отличии от предыдущего варианта, направлена на достижение духовной релаксации с помощью медитирования. Данная разновидность отлично подходит в случае выбора йоги как пути духовного развития.

3. Кундалини-йога

Представляет собой сложный комплекс упражнений, умноженных на глубокое духовное понимание внутреннего “Я”. Это набор динамических упражнений, где позы с завидной быстротой сменяют одна другую. Данная стилистика йоги призвана раскрыть ваши энергетические каналы с помощью особых техник дыхания и медитации.

Йога для духовного развития — это отличное решение для человека, который принял себя и решил самосовершенствоваться как духовно, так и физически. Йога с каждым днем будет помогать вам становиться лучше, иметь более ясный ум, устойчивость и отличное физическое состояние на многие годы.

Позвольте всему прийти в свое время. Саженцу и дереву требуется должное время, чтобы вырасти при подходящих условиях, так почему же мы — люди, должны отличаться. Вырасти в йоге означает расти в жизни, нужны соответствующие условия, но когда начнешь это чувствовать, ты поймешь, что оно настоящее. © Сарасвати

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique