В йоге для расслабления обычно используется шавасана. Так называют и технику релаксации, и позу, в которой она выполняется, из-за чего часто возникает путаница.
Процесс очищения
Символ Целого — ОМ, пранава (изначальный звук). Веды говорят: «Единый и нерушимый звук ОМ — это Брахман, вселенский Абсолют». Все, что движется и не движется, повсюду — лишь видоизменения ОМ. детализирующие его природу и выявляющие его скрытые силы. Ушедшее прошлое, настоящий момент, надвигающееся будущее, все это — тоже ОМ. Пранава это имя (нсша), а Параматмаи — именуемое (нами). Но одно неотличимо от другого. «Все это поистине Брахман (Параматмаи)». Но это осознание присущего вселенной единства может прийти к человеку только когда он перестанет отождествлять себя с личным «я». Когда ложное «я» исчезает, человек готов узнать «не-я».
Мифы про йогу в Индии
Йога для начинающих и тех людей кто нрикогда не был в Индии, представляет некий таинственный образ, про который ходят легенды и домыслы. Но стоит один раз побывать в Индии, как весь таинственный ореол и прочая мишура мгновенно слетает, и вы видите настоящую картину. Приведу самые распространённые мифы про индийскую йогу.
Все индийцы занимаются йогой
Удивительно, но настоящих йогинов в Индии намного меньше чем в Европе или США. По статистике, практикующих йогов в Индии насчитывается менее 1% от населения страны. Занятия занимают много времени и требуют полной отдачи, не каждый индиец может себе это позволить. Для большинства индийцев это невозможно, так как для занятий нужно много работать над собой и не лениться, кто был в Индии, тот поймет к чему это я.
В Индии в каждом здании занимаются йогой
В этой фразе есть часть правды, но очень маленькая часть. В индийских туристических местах (Гоа, Ришикеш, Манали и т.д.) на каждом доме висит реклама йога центра, ретрита и прочего, но это всего лишь клубы по интересам для начинающих, типа первые уроки для иностранцев. Истинных ашрамов не так много, и про них обычный турист просто не знает, хотя он может каждый день проходить мимо неприметных зданий ашрамов.
В Индии лучшие преподаватели йоги
В туристических городах Индии (в нетуристических городах йога нафиг никому не нужна), йога это один из туристических товаров, который активно покупают отпускники — туристы и индийцы в том числе. В большинстве школ и туристических йога ашрамах, занятия могут проводить люди, которые закончили недельные курсы и знают об этом не больше вашего. Для большинства туристов таких занятий вполне хватает, на подобных занятиях можно попробовать что такое йога и зачем она вам вообще нужна, но не более.
Шавасана как поза
Название этой асаны переводится с санскрита как «поза трупа». Имеется в виду, что тело абсолютно пассивно и расслаблено, безо всякого внутреннего напряжения. Это одна из древнейших асан йоги, упомянутая еще Вьясой в IV-V вв. н. э.
Шавасана выполняется лежа на спине, с разведенными стопами, отведенными от тела руками, повернутыми ладонями вверх, и закрытыми глазами. Главный ее смысл – абсолютное удобство, неподвижность и расслабленность.
Для большинства людей эта поза достаточно комфортна. Но иногда возможны боль в пояснице или шее (при проблемном позвоночнике), а также рост тревоги и внутреннего напряжения (при тревожных расстройствах).
При боли в спине следует подложить болстер (валик) под согнутые ноги или свернутое полотенце под поясницу. При напряжении и боли в шее – свернутое полотенце под шею или подушку под голову.
Если поза вызывает нарастание тревоги, ее можно заменить на макарасану или матсья кридасану. Также вы можете использовать любую удобную для вас позу, например, ту, в которой засыпаете.
Аштанга-виньяса йога
Аштанга-виньяса йога — это одна из самых мощных и эффективных из известных на сегодняшний день систем хатха-йоги, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс, возглавляющий школу йоги в Майсоре, Южная Индия.
Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами («энергетическими замками») и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).
Особенности:
Последовательности асан в Аштанга йоге связаны между собой повторяющимися комплексами движений («виньясами») и совмещены с пранаямой (определенной техникой дыхания). Особое внимание уделяется трем основным бандхам (энергетическим замкам), которые направляют потоки энергии в организме, а также дришти (концентрации внимания на определенных точках).
Эффект:
По словам Джойса, координация движения и дыхания в виньясе создает «внутренний огонь» в теле, что ведет к обильному потоотделению, усиленному кровообращению и развитию гибкости. Это не только способствует выводу токсинов из организма, но также успокаивает нервную систему, позволяя расслабиться мускулам и сознанию. «Добившись синхронности дыхания и движений, — объясняет Паттабхи Джойс, — ученику удается привести в соответствие друг другу тело и сознание, создав возможность для более легкого преодоления физиологических и психологических барьеров».
Кому подойдет:
Молодым, здоровым, физически крепким людям — для выполнения программы даже первого уровня Аштанга Йоги (всего их шесть), требуется хорошая физическая подготовка.
Кому не подойдет:
При наличии травм позвоночника, и серьезных заболеваний, а также при отсутствии минимальной гибкости, лучше начинать практику йоги с методик «помягче».
Применение йога-терапии
В применении йога-терапии возможно заключается самое большое отличие от йоги. Йогу преподают в группах, делая упор на серию асан и медитаций, выбранных учителем таким образом, чтобы в полной мере удовлетворить ожидания и потребности группы.
Ученики чаще всего идут на занятия по йоге, чтобы позаниматься вместе с единомышленниками. Те, для кого йога – это больше, чем упражнения, в основном начинают искать пути для изучения других аспектов: пранаям или медитаций. Независимо от намерений, ученики получают определенную выгоду, изучая и практикуя йогу.
В йога-терапии напротив– тенденция к индивидуальному подходу для того, чтобы помочь справиться с конкретным недомоганием или состоянием. Сеанс йога-терапии подготавливается под человека, учитывая заболевание, с которым он столкнулся. Такой курс не обязательно об обучении йоге, он сосредоточен на использовании методов и техник, основанных на йоге, как инструменте, позволяющем людям улучшить здоровье.
На большинстве йога-классах основное внимание сосредоточено на самой йоге, а не на изучающих ее людях.
В то же время сеанс йога-терапии не рассматривает йогу, как практику. Задание – решить определенные проблемы, которые беспокоят человека. В йога-терапии инструменты и приемы служат для восстановления на всех уровнях – от физического тела до дыхания, энергетического тела, разума, эмоций, способности высшей мудрости и духа.
Рассмотрим особенности йога-терапии:
Направлена на работу с вашими целями. Каждый сеанс адаптирован к вашим потребностям, и неважно, хотите ли вы получить облегчение от хронической боли, ускорить восстановление после травмы, улучшить гибкость, уменьшить стресс, улучшить самочувствие, получить помощь при депрессии или просто сохранить свою молодость и энергию.
Нацеливает практику на специфические медицинские состояния. На конкретные заболевания влияют определенные асаны или методы дыхания. Например, йога-терапия от болей в спине сильно отличается от сеанса йога-терапии, направленного на преодоление депрессии. Некоторые йога-терапевты специализируются главным образом на одном заболевании, в то время как другие, имеют более широкую ориентированность.
Подстраивает позы под требования организма. Терапевт йоги показывает, как изменять и подстраивать асаны под потребности тела, используя пропсы, модификации и выравнивания. Это гарантирует получение полной и максимальной выгоды от каждой позы.
Использует вспомогательные методы для ускорения прогресса. При необходимости некоторые йога-терапевты могут использовать глубокий массаж тканей и снятие фасций, пока вы находитесь в асане, чтобы расслабить напряженные группы мышц, облегчить глубокое внутреннее пробуждение. Усиливает осознание тела. Так как йога-терапия проводится в индивидуальных сеансах или небольших занятиях, это позволяет терапевту ввести вас в тонкости расслабления мышц, растяжения и укрепления. Это повышает осведомленность о теле и помогает добиться более быстрого прогресса в его восстановлении.
Нирвикальпа Самадхи
Нирвикальпа Самадхи – это состояние, в котором нет ни понятий, ни планов, ни мыслей, ни идей. Человек, находящийся в Нирвикальпа Самадхи, может показаться неадекватным или безумным. Здесь нет ума, есть только осознание бесконечного блаженства и покоя, а постигающий и постигаемое, наслаждаясь всепоглощающей эзотерической эмоцией, сливаются в одно целое.
Люди, сумевшие выйти из этого состояния, рассказывают, что ощущали себя одним бескрайним сердцем. Таким огромным, что и мир людей, и целая Вселенная казались еле различимой точкой внутри этого сердца, размеры которого – огромны.
Блаженство – это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.
Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.
Нирвикальпа Самадхи – это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может – несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.
Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи – результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад – в несовершенный физический мир.
Очень важно, – предупреждают просвещённые учителя, – успеть вернуться, так как душа, оставшаяся в Нирвикальпа Самадхи более чем на восемнадцать суток, никогда больше не сможет соединиться с физическим телом. Правда, известны случаи, когда высокоразвитые духовные Учителя, достигшие нирвакальпа Самадхи, не возвращались из этого состояния, потому что, достигнув наивысшего состояния Самадхи, считали неприемлемым для себя возвращаться к мирским делам
Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.