Велосипедный туризм: виды путешествий на велосипеде

Виды спорта

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Общие сведения

Технические нормативы относительно снаряжения для туризма содержатся в Государственном классификаторе стандартов У65. В нем регламентируются требования к оборудованию для спортивных занятий, альпинизма, туризма, рыболовства и охоты. Научно-исследовательский институт по техническим и спортивным изделиям разрабатывает новые виды туристической экипировки и контролирует качество.

В категорию снаряжения включаются товары, которые туристы несут с собой для безопасности передвижения по маршруту и удобного отдыха. Специальное техническое вооружение обеспечивает выполнение задач в научных экспедициях.

Факторы выбора

Определение со списком предметов экипировки происходит под действием субъективных моментов. Турист должен иметь представление о выпускаемых элементах снаряжения, учитывать личные пристрастия к конструкции технических средств, одежды и обуви. На выбор влияют следующие факторы:

  • вид турпохода;
  • климатические условия;
  • географическая характеристика местности;
  • техническая сложность экспедиции.

Поход бывает лыжный, пешеходный, совершается на велосипеде или посредством водного транспорта. Способ передвижения по маршруту влияет на выбор средств передислокации и вспомогательной экипировки. В лыжном походе потребуются палки, крепления, необходимой будет смазка для сцепления со снегом, защитные бахилы и др. В сплаве по реке пригодятся весла, лодка, тент от солнца, для парковки понадобятся веревка и якорь.

Выбор снаряжения для похода во многом зависит от времени года и климата. В зимний период при лыжном походе понадобятся теплые брюки, пуховая куртка и костюм для верха с ветровой защитой. Обязательным будет мешок для сна, предназначенный для ночевки при отрицательных температурах воздуха. Летнее путешествие не требует утепленной одежды, но при её выборе нужно помнить о комарах и мошках. Для защиты нужны сетки и средства от насекомых.

Велотуризм и его преимущества Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Географическое местоположение маршрута влияет на выбор оснащения для приготовления пищи. В лесу, где легко добывается топливо, разводится костер и обеспечивается питание. В турпоход берутся котелки и костровое снаряжение. В походе по безлесным равнинам пригодятся стационарные газовые горелки или примусы, к ним берется топливо.

Сложность маршрута влияет на выбор технических приспособлений для преодоления естественных препятствий. В экспедициях по горной местности участники совершают переход через перевалы, поэтому им требуется личное и групповое снаряжение. К нему относят карабины, крючья для крепления веревок и страховочных элементов. В пешем походе по равнинной лесной или степной местности потребуется меньше специальных предметов, если маршрут обходит опасные склоны и болотистые участки.

Требования к снаряжению

Любая туристическая экспедиция является автономной. Во время сложного или простого перехода участники находятся в условиях, которые отличаются определенной степенью изолированности от обычных условий. Люди некоторое время существуют в природной среде с непривычным уровнем комфорта.

Помимо отсутствия горячего душа, телевизора и удобной микроволновки туристов поджидают ужасы в виде палящего зноя, сильного мороза и штормового ветра. Участники сталкиваются с затяжными дождями, стаями мошек, крутыми тропами в горах. Все ужасы покажутся несущественными, если поход будет подготовлен со знанием дела. Существуют требования к походному снаряжению туриста:

  • портативные предметы должны быть небольшого веса и габаритов;
  • снаряжение быстро и просто приводится в рабочее положение, легко складывается, неполадки устраняются в условиях похода;
  • надежные и прочные средства не должны портиться в условиях жары, мороза, высокой влажности;
  • универсальность и взаимозаменяемость позволяют применять средства разным участникам экспедиции;
  • предметы находятся в соразмерной зависимости, например, коврики и палатки, котелки и примусы, лыжи и крепления.

Инвентарь должен соответствовать гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и иметь эстетичный вид. Необходимо, чтобы туристические средства не нарушали баланс окружающей среды.

Спортивный велотуризм

Переход велотуристами через болото в национальном парке «Лосиный Остров»

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяжённость велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

Категория Протяженность Препятствия «Равнина» Препятствия «Горы» Требования к участникам
1 к/с 300 км — 6 дней (+1 днёвка) Не регламентируется Не регламентируется все желающие
2 к/с 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки) Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д >800 км Не менее 75 км г/д, Н = 2000 м.

При отсутствии г/д, Н = 4000 м

прошедшие велопоход

1-й к/с[footnotes 1]

3 к/с 500 км — 10 дней (+2 днёвки) Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.

При отсутствии этих препятствий >1000 км

Не менее 100 км г/д, Н = 4000 м.

При отсутствии г/д, Н = 7000 м

прошедшие велопоход

2-й к/с[footnotes 1]

4 к/с 600 км — 13 дней (+2-3 днёвки) Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.

При отсутствии этих препятствий > 1200 км

Не менее 150 км г/д, Н = 7000 м

При отсутствии г/д, Н = 10 000 м

прошедшие велопоход

3-й к/с[footnotes 1]

5 к/с 700 км — 16 дней (+3 днёвки) Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» Не менее 200 км г/д, Н = 10 000 м.

При отсутствии г/д Н = 15 000 м

прошедшие велопоход

4-й к/с[footnotes 1]

6 к/с 800 км — 20 дней (+4 днёвки) Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы. Не менее 250 км г/д, Н = 12 000 м, прохождение не менее одного категорийного перевала. 1-А или реки с наведением переправы.

При других условиях — Н = 20 000 м

прошедшие велопоход

5-й к/с

Примечания:

  1. ↑ 1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

Обозначения:

  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.[1]

Места для велотуризма

В России довольно-таки обширная география для велотуризма. Можно прокатиться, скажем, от Калининграда и до Урала. Есть и получше маршруты, когда в процессе возможно увидеть много достопримечательностей нашей огромной страны. Золотое кольцо определенно доставит вам массу впечатлений. На пути попадаются очень живописные места, будь то поля и сосновые боры, а еще березовые рощи. Не надо упускать из виду, возможность лицезреть архитектуру древних городов, в частности, Суздаля, Владимира и Костромы, а еще Ярославля и Углича. Такая поездка занимает около 10 дней.

Места для велотуризма

Маршрут до Пскова

Хорош тур будет от Пушкинских гор и до Пскова, обязательно через город Изборск. Вы многое узнаете об истории российского зодчества, и увидите те места, где в свое время творил светило русской поэзии — А. С. Пушкин.

Маршрут до Пскова

Маршрут по средней полосе России

По средней полосе России имеется множество уже проработанных маршрутов к истокам реки Волги, вокруг речки Ладоги или по перешейку Карелии. Можно проехаться в природный парк «Валаам», чтобы увидеть скиты, а также побывать в Спасо-Преображенском соборе.

Велотуризм по средней полосе России

Карелия

В Карелии имеются очень популярные туры в направлении равнинного водопада Кивач — он является вторым по величине во всей Европе, а теще к курорту «Марциальные воды». Но самым красивым карельским туром будет поездка по ландшафтному заповеднику под названием «Толвояри».

Велотуризм в Карелии

Республика Марий Эл

Республика Марий Эл — еще одна зона велопоездок. Тут леса, озера с реками и луга. Путешествовать тут — сплошное удовольствие. Большинство из маршрутов идут через сосновые боры или вдоль речек, по очень красивым местным лугам.

Республика Марий Эл

Велотуризм на Урале

Уральские велопоездки предлагают комбинированные туры. Как вело-, так и водные. Туристов тут ждет национальный парк под названием «Башкирия», далее к границе с заповедником «Шульган-Таш». Он единственный во всем мире охраняет пчел. На Алтае есть межгорные котловины и хребты, а еще степи с реками. Можно также прокатиться вдоль речки Катунь, чтобы потом пересечь ее на рафте.

Велотуризм на Урале

Маршрут по Байкалу

Наиболее интересный маршрут по Байкалу начинается вместе с началом зоны тайги Приморского хребта, тянущегося вдоль юго-запада побережья озера. Потом он сворачивает к Тажеранской степи, которая очень богата на овраги и небольшие соленые озера. Здесь можно любоваться живописным видом на Байкал. Заканчивается этот маршрут аж на Ольхоне.

Активный отдых на Байкале

СоветЕсли вы не являетесь опытным велосипедистом, отправляйтесь для начала в коротенький поход, не более чем на 3 дня. Для этого подойдут и окрестности города, в котором вы живете.

Куда можно поехать в велотур за границу?

Подобное поддерживается во многих странах мира. В мире есть сотни увлекательнейших маршрутов для велосипедных туристов. Конечно, все не осилить, надо начинать с самого интересного.

Виды велосипедов

Современные производители велосипедов выпускают следующий ряд велосипедов.

Шоссейный велосипед. Такой велосипед предназначен для передвижения с большими скоростями по высококачественному асфальту. На таких велосипедах устанавливаются рекорды на многодневных велогонках, таких как Тур де Франс, Джиро ди Италия, Уэльта, а также на Олимпийских играх. Разрабатывая конструкцию такого велосипеда, производители оптимизируют в первую очередь скоростные характеристики. Стоимость таких велосипедов довольно высокая, так как они предназначены для профессионалов высокого класса, и составляет порядка 10-20 тыс. долларов США. Стоимость велосипедов для начинающих велосипедистов составляет где-то 300 долларов, а улучшенных конструкций до 1000 долларов и выше.

МТВ (горный велосипед). Такие велосипеды имеют некоторое различие. Так у них несколько меньший диаметр колеса, в отличие от дорожного. Рама такого велосипеда изготовляется несколько повышенной прочности. Поскольку горные велосипеды приходится эксплуатировать в довольно сложных дорожных условиях, то такие новинки как гидравлические тормоза и амортизационные вилки, были созданы именно для горных велосипедов.

Шоссейные и горные велосипеды объединяет тот фактор, что конструкции таких велосипедов разрабатывались с учетом достижения максимальных скоростей в разных условиях гонки. При эксплуатации таких велосипедов велогонщики зачастую жертвуют простой эксплуатации и комфортом езды во имя достижения максимальных скоростей.

Городской велосипед (citybike). Само название говорит о диапазоне его применения, он предназначен для езды по городским улицам. По своей конструкции он похож на «дорожный». В конструкции такого велосипеда используются многоскоростные планетарные втулки, которым почти не требуется постоянное техническое обслуживание, и которые дают возможность переключения передач в любом состоянии, даже не крутя педалями.

Туристический велосипед (touring). Велосипед такого типа предназначен для совершения туристических маршрутов. Это могу быть загородные поездки на один-два дня, а также многодневные автономные трансконтинентальные путешествия. По своему внешнему виду и конструкции он похож на шоссейный велосипед, однако они обладает повышенной устойчивостью и дает возможность комфортно передвигаться со значительным грузом.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique