Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Общие сведения
Технические нормативы относительно снаряжения для туризма содержатся в Государственном классификаторе стандартов У65. В нем регламентируются требования к оборудованию для спортивных занятий, альпинизма, туризма, рыболовства и охоты. Научно-исследовательский институт по техническим и спортивным изделиям разрабатывает новые виды туристической экипировки и контролирует качество.
В категорию снаряжения включаются товары, которые туристы несут с собой для безопасности передвижения по маршруту и удобного отдыха. Специальное техническое вооружение обеспечивает выполнение задач в научных экспедициях.
Факторы выбора
Определение со списком предметов экипировки происходит под действием субъективных моментов. Турист должен иметь представление о выпускаемых элементах снаряжения, учитывать личные пристрастия к конструкции технических средств, одежды и обуви. На выбор влияют следующие факторы:
- вид турпохода;
- климатические условия;
- географическая характеристика местности;
- техническая сложность экспедиции.
Поход бывает лыжный, пешеходный, совершается на велосипеде или посредством водного транспорта. Способ передвижения по маршруту влияет на выбор средств передислокации и вспомогательной экипировки. В лыжном походе потребуются палки, крепления, необходимой будет смазка для сцепления со снегом, защитные бахилы и др. В сплаве по реке пригодятся весла, лодка, тент от солнца, для парковки понадобятся веревка и якорь.
Выбор снаряжения для похода во многом зависит от времени года и климата. В зимний период при лыжном походе понадобятся теплые брюки, пуховая куртка и костюм для верха с ветровой защитой. Обязательным будет мешок для сна, предназначенный для ночевки при отрицательных температурах воздуха. Летнее путешествие не требует утепленной одежды, но при её выборе нужно помнить о комарах и мошках. Для защиты нужны сетки и средства от насекомых.
Велотуризм и его преимущества Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Географическое местоположение маршрута влияет на выбор оснащения для приготовления пищи. В лесу, где легко добывается топливо, разводится костер и обеспечивается питание. В турпоход берутся котелки и костровое снаряжение. В походе по безлесным равнинам пригодятся стационарные газовые горелки или примусы, к ним берется топливо.
Сложность маршрута влияет на выбор технических приспособлений для преодоления естественных препятствий. В экспедициях по горной местности участники совершают переход через перевалы, поэтому им требуется личное и групповое снаряжение. К нему относят карабины, крючья для крепления веревок и страховочных элементов. В пешем походе по равнинной лесной или степной местности потребуется меньше специальных предметов, если маршрут обходит опасные склоны и болотистые участки.
Требования к снаряжению
Любая туристическая экспедиция является автономной. Во время сложного или простого перехода участники находятся в условиях, которые отличаются определенной степенью изолированности от обычных условий. Люди некоторое время существуют в природной среде с непривычным уровнем комфорта.
Помимо отсутствия горячего душа, телевизора и удобной микроволновки туристов поджидают ужасы в виде палящего зноя, сильного мороза и штормового ветра. Участники сталкиваются с затяжными дождями, стаями мошек, крутыми тропами в горах. Все ужасы покажутся несущественными, если поход будет подготовлен со знанием дела. Существуют требования к походному снаряжению туриста:
- портативные предметы должны быть небольшого веса и габаритов;
- снаряжение быстро и просто приводится в рабочее положение, легко складывается, неполадки устраняются в условиях похода;
- надежные и прочные средства не должны портиться в условиях жары, мороза, высокой влажности;
- универсальность и взаимозаменяемость позволяют применять средства разным участникам экспедиции;
- предметы находятся в соразмерной зависимости, например, коврики и палатки, котелки и примусы, лыжи и крепления.
Инвентарь должен соответствовать гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и иметь эстетичный вид. Необходимо, чтобы туристические средства не нарушали баланс окружающей среды.
Спортивный велотуризм
Переход велотуристами через болото в национальном парке «Лосиный Остров»
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.
Категорирование
В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяжённость велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.
Категория | Протяженность | Препятствия «Равнина» | Препятствия «Горы» | Требования к участникам |
---|---|---|---|---|
1 к/с | 300 км — 6 дней (+1 днёвка) | Не регламентируется | Не регламентируется | все желающие |
2 к/с | 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки) | Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д >800 км | Не менее 75 км г/д, Н = 2000 м.
При отсутствии г/д, Н = 4000 м |
прошедшие велопоход
1-й к/с[footnotes 1] |
3 к/с | 500 км — 10 дней (+2 днёвки) | Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий >1000 км |
Не менее 100 км г/д, Н = 4000 м.
При отсутствии г/д, Н = 7000 м |
прошедшие велопоход
2-й к/с[footnotes 1] |
4 к/с | 600 км — 13 дней (+2-3 днёвки) | Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий > 1200 км |
Не менее 150 км г/д, Н = 7000 м
При отсутствии г/д, Н = 10 000 м |
прошедшие велопоход
3-й к/с[footnotes 1] |
5 к/с | 700 км — 16 дней (+3 днёвки) | Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» | Не менее 200 км г/д, Н = 10 000 м.
При отсутствии г/д Н = 15 000 м |
прошедшие велопоход
4-й к/с[footnotes 1] |
6 к/с | 800 км — 20 дней (+4 днёвки) | Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы. | Не менее 250 км г/д, Н = 12 000 м, прохождение не менее одного категорийного перевала. 1-А или реки с наведением переправы.
При других условиях — Н = 20 000 м |
прошедшие велопоход
5-й к/с |
Примечания:
- ↑ 1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
Обозначения:
- г / д — грунтовые дороги;
- Н — суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
- не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.[1]
Места для велотуризма
В России довольно-таки обширная география для велотуризма. Можно прокатиться, скажем, от Калининграда и до Урала. Есть и получше маршруты, когда в процессе возможно увидеть много достопримечательностей нашей огромной страны. Золотое кольцо определенно доставит вам массу впечатлений. На пути попадаются очень живописные места, будь то поля и сосновые боры, а еще березовые рощи. Не надо упускать из виду, возможность лицезреть архитектуру древних городов, в частности, Суздаля, Владимира и Костромы, а еще Ярославля и Углича. Такая поездка занимает около 10 дней.
Места для велотуризма
Маршрут до Пскова
Хорош тур будет от Пушкинских гор и до Пскова, обязательно через город Изборск. Вы многое узнаете об истории российского зодчества, и увидите те места, где в свое время творил светило русской поэзии — А. С. Пушкин.
Маршрут до Пскова
Маршрут по средней полосе России
По средней полосе России имеется множество уже проработанных маршрутов к истокам реки Волги, вокруг речки Ладоги или по перешейку Карелии. Можно проехаться в природный парк «Валаам», чтобы увидеть скиты, а также побывать в Спасо-Преображенском соборе.
Велотуризм по средней полосе России
Карелия
В Карелии имеются очень популярные туры в направлении равнинного водопада Кивач — он является вторым по величине во всей Европе, а теще к курорту «Марциальные воды». Но самым красивым карельским туром будет поездка по ландшафтному заповеднику под названием «Толвояри».
Велотуризм в Карелии
Республика Марий Эл
Республика Марий Эл — еще одна зона велопоездок. Тут леса, озера с реками и луга. Путешествовать тут — сплошное удовольствие. Большинство из маршрутов идут через сосновые боры или вдоль речек, по очень красивым местным лугам.
Республика Марий Эл
Велотуризм на Урале
Уральские велопоездки предлагают комбинированные туры. Как вело-, так и водные. Туристов тут ждет национальный парк под названием «Башкирия», далее к границе с заповедником «Шульган-Таш». Он единственный во всем мире охраняет пчел. На Алтае есть межгорные котловины и хребты, а еще степи с реками. Можно также прокатиться вдоль речки Катунь, чтобы потом пересечь ее на рафте.
Велотуризм на Урале
Маршрут по Байкалу
Наиболее интересный маршрут по Байкалу начинается вместе с началом зоны тайги Приморского хребта, тянущегося вдоль юго-запада побережья озера. Потом он сворачивает к Тажеранской степи, которая очень богата на овраги и небольшие соленые озера. Здесь можно любоваться живописным видом на Байкал. Заканчивается этот маршрут аж на Ольхоне.
Активный отдых на Байкале
СоветЕсли вы не являетесь опытным велосипедистом, отправляйтесь для начала в коротенький поход, не более чем на 3 дня. Для этого подойдут и окрестности города, в котором вы живете.
Куда можно поехать в велотур за границу?
Подобное поддерживается во многих странах мира. В мире есть сотни увлекательнейших маршрутов для велосипедных туристов. Конечно, все не осилить, надо начинать с самого интересного.
Виды велосипедов
Современные производители велосипедов выпускают следующий ряд велосипедов.
Шоссейный велосипед. Такой велосипед предназначен для передвижения с большими скоростями по высококачественному асфальту. На таких велосипедах устанавливаются рекорды на многодневных велогонках, таких как Тур де Франс, Джиро ди Италия, Уэльта, а также на Олимпийских играх. Разрабатывая конструкцию такого велосипеда, производители оптимизируют в первую очередь скоростные характеристики. Стоимость таких велосипедов довольно высокая, так как они предназначены для профессионалов высокого класса, и составляет порядка 10-20 тыс. долларов США. Стоимость велосипедов для начинающих велосипедистов составляет где-то 300 долларов, а улучшенных конструкций до 1000 долларов и выше.
МТВ (горный велосипед). Такие велосипеды имеют некоторое различие. Так у них несколько меньший диаметр колеса, в отличие от дорожного. Рама такого велосипеда изготовляется несколько повышенной прочности. Поскольку горные велосипеды приходится эксплуатировать в довольно сложных дорожных условиях, то такие новинки как гидравлические тормоза и амортизационные вилки, были созданы именно для горных велосипедов.
Шоссейные и горные велосипеды объединяет тот фактор, что конструкции таких велосипедов разрабатывались с учетом достижения максимальных скоростей в разных условиях гонки. При эксплуатации таких велосипедов велогонщики зачастую жертвуют простой эксплуатации и комфортом езды во имя достижения максимальных скоростей.
Городской велосипед (citybike). Само название говорит о диапазоне его применения, он предназначен для езды по городским улицам. По своей конструкции он похож на «дорожный». В конструкции такого велосипеда используются многоскоростные планетарные втулки, которым почти не требуется постоянное техническое обслуживание, и которые дают возможность переключения передач в любом состоянии, даже не крутя педалями.
Туристический велосипед (touring). Велосипед такого типа предназначен для совершения туристических маршрутов. Это могу быть загородные поездки на один-два дня, а также многодневные автономные трансконтинентальные путешествия. По своему внешнему виду и конструкции он похож на шоссейный велосипед, однако они обладает повышенной устойчивостью и дает возможность комфортно передвигаться со значительным грузом.