Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Общие сведения
Технические нормативы относительно снаряжения для туризма содержатся в Государственном классификаторе стандартов У65. В нем регламентируются требования к оборудованию для спортивных занятий, альпинизма, туризма, рыболовства и охоты. Научно-исследовательский институт по техническим и спортивным изделиям разрабатывает новые виды туристической экипировки и контролирует качество.
В категорию снаряжения включаются товары, которые туристы несут с собой для безопасности передвижения по маршруту и удобного отдыха. Специальное техническое вооружение обеспечивает выполнение задач в научных экспедициях.
Факторы выбора
Определение со списком предметов экипировки происходит под действием субъективных моментов. Турист должен иметь представление о выпускаемых элементах снаряжения, учитывать личные пристрастия к конструкции технических средств, одежды и обуви. На выбор влияют следующие факторы:
- вид турпохода;
- климатические условия;
- географическая характеристика местности;
- техническая сложность экспедиции.
Поход бывает лыжный, пешеходный, совершается на велосипеде или посредством водного транспорта. Способ передвижения по маршруту влияет на выбор средств передислокации и вспомогательной экипировки. В лыжном походе потребуются палки, крепления, необходимой будет смазка для сцепления со снегом, защитные бахилы и др. В сплаве по реке пригодятся весла, лодка, тент от солнца, для парковки понадобятся веревка и якорь.
Выбор снаряжения для похода во многом зависит от времени года и климата. В зимний период при лыжном походе понадобятся теплые брюки, пуховая куртка и костюм для верха с ветровой защитой. Обязательным будет мешок для сна, предназначенный для ночевки при отрицательных температурах воздуха. Летнее путешествие не требует утепленной одежды, но при её выборе нужно помнить о комарах и мошках. Для защиты нужны сетки и средства от насекомых.
Велотуризм и его преимущества Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ Велосипедный туризм: виды, велосипеды для велотуризма Велотуризм и все,что нужно о нем знать. | ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Географическое местоположение маршрута влияет на выбор оснащения для приготовления пищи. В лесу, где легко добывается топливо, разводится костер и обеспечивается питание. В турпоход берутся котелки и костровое снаряжение. В походе по безлесным равнинам пригодятся стационарные газовые горелки или примусы, к ним берется топливо.
Сложность маршрута влияет на выбор технических приспособлений для преодоления естественных препятствий. В экспедициях по горной местности участники совершают переход через перевалы, поэтому им требуется личное и групповое снаряжение. К нему относят карабины, крючья для крепления веревок и страховочных элементов. В пешем походе по равнинной лесной или степной местности потребуется меньше специальных предметов, если маршрут обходит опасные склоны и болотистые участки.
Требования к снаряжению
Любая туристическая экспедиция является автономной. Во время сложного или простого перехода участники находятся в условиях, которые отличаются определенной степенью изолированности от обычных условий. Люди некоторое время существуют в природной среде с непривычным уровнем комфорта.
Помимо отсутствия горячего душа, телевизора и удобной микроволновки туристов поджидают ужасы в виде палящего зноя, сильного мороза и штормового ветра. Участники сталкиваются с затяжными дождями, стаями мошек, крутыми тропами в горах. Все ужасы покажутся несущественными, если поход будет подготовлен со знанием дела. Существуют требования к походному снаряжению туриста:
- портативные предметы должны быть небольшого веса и габаритов;
- снаряжение быстро и просто приводится в рабочее положение, легко складывается, неполадки устраняются в условиях похода;
- надежные и прочные средства не должны портиться в условиях жары, мороза, высокой влажности;
- универсальность и взаимозаменяемость позволяют применять средства разным участникам экспедиции;
- предметы находятся в соразмерной зависимости, например, коврики и палатки, котелки и примусы, лыжи и крепления.
Инвентарь должен соответствовать гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и иметь эстетичный вид. Необходимо, чтобы туристические средства не нарушали баланс окружающей среды.
Спортивный велотуризм
Переход велотуристами через болото в национальном парке «Лосиный Остров»
Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.
Категорирование
В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяжённость велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.
Категория | Протяженность | Препятствия «Равнина» | Препятствия «Горы» | Требования к участникам |
---|---|---|---|---|
1 к/с | 300 км — 6 дней (+1 днёвка) | Не регламентируется | Не регламентируется | все желающие |
2 к/с | 400 км — 8 дней (+1-2 днёвки) | Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д >800 км | Не менее 75 км г/д, Н = 2000 м.
При отсутствии г/д, Н = 4000 м |
прошедшие велопоход
1-й к/с[footnotes 1] |
3 к/с | 500 км — 10 дней (+2 днёвки) | Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий >1000 км |
Не менее 100 км г/д, Н = 4000 м.
При отсутствии г/д, Н = 7000 м |
прошедшие велопоход
2-й к/с[footnotes 1] |
4 к/с | 600 км — 13 дней (+2-3 днёвки) | Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.
При отсутствии этих препятствий > 1200 км |
Не менее 150 км г/д, Н = 7000 м
При отсутствии г/д, Н = 10 000 м |
прошедшие велопоход
3-й к/с[footnotes 1] |
5 к/с | 700 км — 16 дней (+3 днёвки) | Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд» | Не менее 200 км г/д, Н = 10 000 м.
При отсутствии г/д Н = 15 000 м |
прошедшие велопоход
4-й к/с[footnotes 1] |
6 к/с | 800 км — 20 дней (+4 днёвки) | Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы. | Не менее 250 км г/д, Н = 12 000 м, прохождение не менее одного категорийного перевала. 1-А или реки с наведением переправы.
При других условиях — Н = 20 000 м |
прошедшие велопоход
5-й к/с |
Примечания:
- ↑ 1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
Обозначения:
- г / д — грунтовые дороги;
- Н — суммарный набор высоты за весь поход;
- количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
- не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.[1]
Разновидности водного туризма
По большому счету, эта разновидность активного отдыха подразделяется на два крупных сегмента, включающих в себя несколько подвидов. Это: сплавной водный туризм и яхтинг (парусный водный туризм).
Что касается общих моментов, то каждая из этих разновидностей — на своего любителя. Сплавной туризм придется по душе сильным и рисковым людям, любящим испытать удаль молодецкую (или доказать что количество прожитых лет — еще не повод списываться «в утиль») и хорошенько пощекотать нервы. Яхтинг требует значительно меньших затрат сил и проявлений сноровки, но и его тоже нельзя назвать занятием для ленивых, так как этот вид путешествия по водоемам требует и определенных навыков, и серьезной подготовки.
Кстати, именно насущная надобность всерьез готовиться объединяет обе разновидности водного туризма. Как и необходимость не забывать ни на секунду, что вода не прощает легкомыслия и напрочь не приемлет надежду на «авось».
Сплавной туризм включает в себя рафтинг и сплав на байдарках, каноэ, каяках и катамаранах. Рафтинг — сплав по бурным водоемам (обычно — горным рекам) на специальных надувных лодках — рафтах. В зависимости от разновидности рафта для управления им нужно от двух до шести человек. Следовательно этот вид водного туризма — исключительно коллективный. Как и спав на катамаранах — двухкорпусных судах, которыми управляет экипаж, состоящий минимум из двух человек, максимум (на наиболее распространенных моделях) — восьми.
Байдарки, каноэ и каяки бывают одно- и двухместными. Эти сплавные суда более маневренны. Однако нельзя сказать, что они сложнее в управлении, чем рафты или катамараны. Управление сплавными плавсредствами всех типов требует и соответствующей физической подготовки, и крепких нервов, и определенных навыков.
Яхтинг — более спокойный вид водного туризма, но при этом более дорогой и более хлопотный. Модельный ряд сплавных плавсредств варьируется от бюджетных до элитных и брендовых. Причем, с весьма значительным различием цен, позволяющим даже при невысоких доходах скопить деньжат на недорогой но приличный рафт или на неплохую байдарку. А вот яхтинг даже в его самых недорогих разновидностях, скорее всего, превзойдет по расходам или в лучшем случае будет сопоставим по этому параметру со сплавным туризмом элит-уровня.
Яхтинг — это и расходы на покупку или на строительство по индивидуальному заказу судна, расходы на причал для него, на место для хранения в межсезонье, на оплату сбора, связанного с получением прав на яхтовождение, а также на ряд других сборов, индивидуальных для той или иной местности. Кроме того, расходы на ремонт любой яхты существенно превосходят затраты на сопоставимый по сложности ремонт сплавного судна.
Потому желающим заняться яхтингом нужно в первую очередь ответить для себя на вопрос о том, «потянут» ли они финансово такое увлечение, а при утвердительном ответе выбрать разновидность судна, получить необходимый пакет документов и выучить внутренние и международные правила, регламентирующие перемещения по водным объектам на яхтах. Да, наличие правил, которые необходимо знать — одна из особенностей яхтинга.
Залог удачного и доставляющего удовольствие путешествия на яхте — умение человека управляться с парусом. Потому нужно быть готовым еще и к тому, что придется потратить некоторое время и определенную сумму денег на занятия с инструктором.
Места для велотуризма
В России довольно-таки обширная география для велотуризма. Можно прокатиться, скажем, от Калининграда и до Урала. Есть и получше маршруты, когда в процессе возможно увидеть много достопримечательностей нашей огромной страны. Золотое кольцо определенно доставит вам массу впечатлений. На пути попадаются очень живописные места, будь то поля и сосновые боры, а еще березовые рощи. Не надо упускать из виду, возможность лицезреть архитектуру древних городов, в частности, Суздаля, Владимира и Костромы, а еще Ярославля и Углича. Такая поездка занимает около 10 дней.
Места для велотуризма
Маршрут до Пскова
Хорош тур будет от Пушкинских гор и до Пскова, обязательно через город Изборск. Вы многое узнаете об истории российского зодчества, и увидите те места, где в свое время творил светило русской поэзии — А. С. Пушкин.
Маршрут до Пскова
Маршрут по средней полосе России
По средней полосе России имеется множество уже проработанных маршрутов к истокам реки Волги, вокруг речки Ладоги или по перешейку Карелии. Можно проехаться в природный парк «Валаам», чтобы увидеть скиты, а также побывать в Спасо-Преображенском соборе.
Велотуризм по средней полосе России
Карелия
В Карелии имеются очень популярные туры в направлении равнинного водопада Кивач — он является вторым по величине во всей Европе, а теще к курорту «Марциальные воды». Но самым красивым карельским туром будет поездка по ландшафтному заповеднику под названием «Толвояри».
Велотуризм в Карелии
Республика Марий Эл
Республика Марий Эл — еще одна зона велопоездок. Тут леса, озера с реками и луга. Путешествовать тут — сплошное удовольствие. Большинство из маршрутов идут через сосновые боры или вдоль речек, по очень красивым местным лугам.
Республика Марий Эл
Велотуризм на Урале
Уральские велопоездки предлагают комбинированные туры. Как вело-, так и водные. Туристов тут ждет национальный парк под названием «Башкирия», далее к границе с заповедником «Шульган-Таш». Он единственный во всем мире охраняет пчел. На Алтае есть межгорные котловины и хребты, а еще степи с реками. Можно также прокатиться вдоль речки Катунь, чтобы потом пересечь ее на рафте.
Велотуризм на Урале
Маршрут по Байкалу
Наиболее интересный маршрут по Байкалу начинается вместе с началом зоны тайги Приморского хребта, тянущегося вдоль юго-запада побережья озера. Потом он сворачивает к Тажеранской степи, которая очень богата на овраги и небольшие соленые озера. Здесь можно любоваться живописным видом на Байкал. Заканчивается этот маршрут аж на Ольхоне.
Активный отдых на Байкале
СоветЕсли вы не являетесь опытным велосипедистом, отправляйтесь для начала в коротенький поход, не более чем на 3 дня. Для этого подойдут и окрестности города, в котором вы живете.
Куда можно поехать в велотур за границу?
Подобное поддерживается во многих странах мира. В мире есть сотни увлекательнейших маршрутов для велосипедных туристов. Конечно, все не осилить, надо начинать с самого интересного.
Необходимый минимум снаряжения и экипировка
Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:
Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.
Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.
Спальник . Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.
Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.
Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.
В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.
Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).
Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.
Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.
В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).
Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.
Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.