В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
История создания
В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя. |
Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 кв. м. Эти данные близки к современному парашюту для людей. Отсутствие практической надобности в применении парашюта служило препятствием для изобретения и совершенствования таких снарядов, и только развитие воздухоплавания и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.
Фауст Вранчич из Хорватии считается изобретателем парашюта. В 1597 году он прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
Но фактически ввел парашют — как и изобрел само слово — французский физик Луи Себастьян Ленорман, который 26 декабря 1783 прыгнул с башни Монпелье на изобретенном им парашюте, представлявшем собой развитие зонтика: деревянную раму, обтянутую льняной прорезиненной тканью.
Француз Луи Себастьян Ленорман летит с первым парашютом с башни в Монпелье. Раскрашенная гравюра конца XVIII в.
3 октября 1785 года Жан Пьер Бланшар с балкона спустил кошку и 23 августа 1786 года овцу на парашюте. Он же предложил использовать для парашютов шелковую ткань и выдвинул идею использования парашютов для прыжков с воздушного шара и осуществил её в 1793 г., когда его воздушный шар потерпел аварию.
Первый человек, который добровольно прыгнул с воздушного шара, был французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен, это случилось 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо был первый парашютным прыжком в Европе. Присутствовавший на этом прыжке физик, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.
В начале XX века немка Кетэ Паулюс[de] изобрела складной парашют. Она вошла в историю как одна из первых женщин-парашютисток.
В 1911 году русский военный Г. Е. Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Мациевича, изобрёл принципиально новый парашют типа РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 — тренировочных. После революции первый, вынужденный прыжок с самолёта был выполнен 23 июня 1927 года лётчиком-испытателем М. М. Громовым, впоследствии Героем Советского Союза.
В 1912 году Котельников первый запатентовал ранец парашюта.
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на аэродроме начались первые прыжки военных лётчиков под руководством Л. Г. Минова.
В январе 1931 года комсомол взял шефство над воздушным флотом нашей страны. Парашютизм стал массовым спортом и любимым занятием молодёжи. Появляются женщины-парашютистки (Федорова, Кулеева). Впервые прыгают ночью Березкин, Гятров и др. Мастерство парашютистов росло.
В 1934 году конструктором Лобановым была предложена новая форма купола — квадратная и плоская, в 1935 году новый спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения был принят в эксплуатацию. Инженеры братья Доронины впервые в мире сконструировали автомат для раскрытия парашюта на заданной высоте.
История создания парашютов [ править]
В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
«Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя».
Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 кв. м. Эти данные близки к современному парашюту для людей. Отсутствие практической надобности в применении парашюта служило препятствием для изобретения и совершенствования таких снарядов, и только развитие воздухоплавания и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.
Фауст Вранчич из Хорватии считается изобретателем парашюта. В 1597 году он прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
Но фактически ввел парашют — как и изобрел само слово — французский физик Луи Себастьян Ленорман, который 26 декабря 1783 прыгнул с башни Монпелье на изобретенном им парашюте, представлявшем собой развитие зонтика: деревянную раму, обтянутую льняной прорезиненной тканью.
Файл:Ленорман летит с парашютом. Француз Луи Себастьян Ленорман летит с первым парашютом с башни в Монпелье. Раскрашенная гравюра конца XVIII в.
3 октября 1785 года Жан Пьер Бланшар с балкона спустил кошку и 23 августа 1786 года овцу на парашюте. Он же предложил использовать для парашютов шелковую ткань и выдвинул идею использования парашютов для прыжков с воздушного шара и осуществил её в 1793 г., когда его воздушный шар потерпел аварию.
Первый человек, который добровольно прыгнул с воздушного шара, был французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен, это случилось 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо был первый парашютным прыжком в Европе. Присутствовавший на этом прыжке физик, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.
В начале XX века немка Кетэ Паулюс изобрела складной парашют. Она вошла в историю как одна из первых женщин-парашютисток.
В 1911 году русский военный Г. Е. Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Мациевича, изобрёл принципиально новый парашют типа РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 добровольных. После революции первый, вынужденный прыжок с самолёта был выполнен 23 июня 1927 года лётчиком-испытателем М. М. Громовым, впоследствии Героем Советского Союза.
В 1912 году Котельников первый запатентовал ранец парашюта.
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на аэродроме начались первые прыжки военных лётчиков под руководством Л. Г. Минова.
В январе 1931 года комсомол взял шефство над воздушным флотом нашей страны. Парашютизм стал массовым спортом и любимым занятием молодёжи. Появляются женщины-парашютистки (Федорова, Кулеева). Впервые прыгают ночью Березкин, Гятров и др. Мастерство парашютистов росло.
В 1934 году конструктором Лобановым была предложена новая форма купола — квадратная и плоская, в 1935 году новый спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения был принят в эксплуатацию. Инженеры братья Доронины впервые в мире сконструировали автомат для раскрытия парашюта на заданной высоте.
В Париж на конкурс
«Аэростат уходил все выше и выше в голубую высь… Моё сердце чётко отбивало удары», — вспоминал Котельников. Манекен был сброшен с высоты 250 метров. Через четыре секунды над ним раскрылся белый купол, и минуту спустя «парашютист» спокойно опустился на траву. Петербургские газеты и журналы единодушно отмечали успех испытаний, писали, что в скором — времени они будут произведены с аэроплана и не только с манекеном, но и «посредством выпадения человека». До прыжка человека дело не дошло, но манекен (под Севастополем) и груз (над Гатчинским аэродромом) вскоре действительно сбросили. Парашют Котельникова и тогда не подвёл. Но военное ведомство всё так же не спешило снабжать авиаторов парашютами. Лётчики по-прежнему гибли и получали увечья. За 1912 год в авиации всех стран разбилось 128 человек. Конечно, и за границей искали пути обезопасить полёты. Ещё в начале 1910 года полковник А. Лаланс предоставил Французскому национальному аэроклубу крупную сумму денег в награду за изобретение надёжного авиационного парашюта. Парашют РК-1, детище Котельникова, по всем данным удовлетворял условиям конкурса Лаланса. Ломач предложил Глебу Евгеньевичу поехать во Францию и принять участие в конкурсе. Но оставить работу в театре актёр не мог. И Ломач отправился в Париж без изобретателя, взяв с собой два парашюта, специально изготовленных для показа за границей. 1912 год подходил к концу. До завершения конкурса оставалось совсем немного времени.
Летчикам — свои, десантникам — свои
После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.
Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов
В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.
Признание на Западе и нечистоплотный инвестор
Пока Котельников тщетно пытался реализовать свое изобретение на Родине, за ходом событий пристально следили из-за границы. На испытаниях ранцевого парашюта присутствовало много военных воздухоплавателей, летчиков, корреспондентов газет и журналов.
В начале января 1912 года изобретатель получил письмо, в котором одна петербургская фирма, торговавшая авиационным снаряжением, приглашала его «пожаловать для переговоров». Спонсором Котельникова стал владелец столичной гостиницы «Англетер» купец Вильгельм Ломач. Его фирма «Ломач и Ко», владевшая также несколькими авиационными мастерскими в Петербурге, бралась изготовить ранец-парашют. Действительно, уже на следующий день были закуплены все необходимые материалы, и работа над изготовлением парашюта закипела. Котельников подал заявку на патент во Франции и получил его 20 марта 1912 года.
Летом 1912 года модель парашюта, получившая название РК-1 (парашют русский, Котельникова) успешно испытывалась в Воздухоплавательной школе у деревни Сализи (ныне Котельниково) под Гатчиной.
Приземление куклы-манекена с испытываемым парашютом Иллюстрация:
В это же время глава фирмы Вильгельм Ломач добивался у правительства Франции разрешения на выполнение прыжка с парашютом живого человека.
Осенью 1912-го во Франции решили провести конкурс на лучшую парашютную конструкцию. Котельников собирался поехать, но у него не нашлось замены в театре. Плотно занимаясь конструированием парашютов, инженер-самоучка продолжал играть в спектаклях. Этим он зарабатывал на жизнь. Тогда его спонсор Ломач, захватив с собой два парашюта, уговорил поехать с собой в Париж смелого парня, студента Петербургской консерватории Владимира Оссовского. Он стал первым в мире человеком, совершившим прыжок с ранцевым парашютом. Это случилось в Руане 5 января 1913 года, когда Владимир прыгнул с 60-метрового моста над Сеной. Парашют сработал отлично.
Спонсором Котельникова стал владелец столичной гостиницы «Англетер» купец Вильгельм Ломач. Его фирма «Ломач и Ко», владевшая также несколькими авиационными мастерскими в Петербурге, бралась изготовить ранец-парашют. Котельников подал заявку на патент во Франции и получил его 20 марта 1912 года
Это была сенсация, которой от русских не ждали. Всемирно известные конструкторы парашютов жили тогда во Франции. Поэтому главный приз, несмотря ни на что, получил француз Фредерик Бонне за менее совершенную конструкцию. Его парашют укладывался на фюзеляже самолета позади пилотской кабины. С ним и в дальнейшем выполнялись прыжки, но применения в авиации он так и не получил. После конкурса Ломач быстро продал оба парашюта французам, которые не стали возиться с патентными правами, а тут же наладили их производство, выдав за свою разработку. Котельников остался ни с чем.