В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
Рождение идеи
24 сентября (по старому стилю) 1910 года на Комендантском аэродроме в Петербурге, во время авиационных состязаний, аэроплан лётчика Льва Мациевича разрушился в воздухе. Авиатор упал с высоты 400 метров и погиб. Капитан Мациевич стал первой жертвой русской авиации. На одной из трибун в тот трагический день находился драматический актёр Глеб Евгеньевич Котельников. «Гибель молодого лётчика, — писал Котельников много лет спустя, — настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». В прошлом офицер-артиллерист, а затем акцизный чиновник, Котельников всегда интересовался техникой. Другим увлечением его был театр. Он играл на любительской сцене, но мечтал о профессиональной. Мечта его осуществилась, когда в 1910 году он с семьёй приехал в Петербург и был принят в драматическую труппу Народного дома, весьма популярного тогда столичного театра. Став свидетелем трагедии, Котельников пришёл к выводу: парашют должен быть ранцевым и всегда находиться на авиаторе. Изобретатель досконально продумал устройство парашюта. Внутри алюминиевого ранца на двух спиральных пружинах должна лежать подвижная полка. Её опускают, пружины сжимаются. Затем на полку укладывают стропы и шёлковый купол. Ранец закрывают крышкой. К замку её прикреплён ремешок с кольцом, которое вешают на грудь авиатора. Выпрыгнув из самолёта, лётчик тянет за ремешок, крышка ранца откидывается, и пружинная полка выталкивает купол и стропы наружу.
История создания
В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя. |
Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 кв. м. Эти данные близки к современному парашюту для людей. Отсутствие практической надобности в применении парашюта служило препятствием для изобретения и совершенствования таких снарядов, и только развитие воздухоплавания и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.
Фауст Вранчич из Хорватии считается изобретателем парашюта. В 1597 году он прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
Но фактически ввел парашют — как и изобрел само слово — французский физик Луи Себастьян Ленорман, который 26 декабря 1783 прыгнул с башни Монпелье на изобретенном им парашюте, представлявшем собой развитие зонтика: деревянную раму, обтянутую льняной прорезиненной тканью.
Француз Луи Себастьян Ленорман летит с первым парашютом с башни в Монпелье. Раскрашенная гравюра конца XVIII в.
3 октября 1785 года Жан Пьер Бланшар с балкона спустил кошку и 23 августа 1786 года овцу на парашюте. Он же предложил использовать для парашютов шелковую ткань и выдвинул идею использования парашютов для прыжков с воздушного шара и осуществил её в 1793 г., когда его воздушный шар потерпел аварию.
Первый человек, который добровольно прыгнул с воздушного шара, был французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен, это случилось 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо был первый парашютным прыжком в Европе. Присутствовавший на этом прыжке физик, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.
В начале XX века немка Кетэ Паулюс[de] изобрела складной парашют. Она вошла в историю как одна из первых женщин-парашютисток.
В 1911 году русский военный Г. Е. Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Мациевича, изобрёл принципиально новый парашют типа РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 — тренировочных. После революции первый, вынужденный прыжок с самолёта был выполнен 23 июня 1927 года лётчиком-испытателем М. М. Громовым, впоследствии Героем Советского Союза.
В 1912 году Котельников первый запатентовал ранец парашюта.
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на аэродроме начались первые прыжки военных лётчиков под руководством Л. Г. Минова.
В январе 1931 года комсомол взял шефство над воздушным флотом нашей страны. Парашютизм стал массовым спортом и любимым занятием молодёжи. Появляются женщины-парашютистки (Федорова, Кулеева). Впервые прыгают ночью Березкин, Гятров и др. Мастерство парашютистов росло.
В 1934 году конструктором Лобановым была предложена новая форма купола — квадратная и плоская, в 1935 году новый спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения был принят в эксплуатацию. Инженеры братья Доронины впервые в мире сконструировали автомат для раскрытия парашюта на заданной высоте.
История создания парашютов [ править]
В 1483 году Леонардо да Винчи нарисовал эскиз пирамидального парашюта. Он писал:
«Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя».
Поверхность предложенного Леонардо да Винчи устройства для спуска человека равна примерно 60 кв. м. Эти данные близки к современному парашюту для людей. Отсутствие практической надобности в применении парашюта служило препятствием для изобретения и совершенствования таких снарядов, и только развитие воздухоплавания и частые катастрофы побудили изобретателей вплотную заняться созданием аппарата для благополучного спуска человека с большой высоты.
Фауст Вранчич из Хорватии считается изобретателем парашюта. В 1597 году он прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
Но фактически ввел парашют — как и изобрел само слово — французский физик Луи Себастьян Ленорман, который 26 декабря 1783 прыгнул с башни Монпелье на изобретенном им парашюте, представлявшем собой развитие зонтика: деревянную раму, обтянутую льняной прорезиненной тканью.
Файл:Ленорман летит с парашютом. Француз Луи Себастьян Ленорман летит с первым парашютом с башни в Монпелье. Раскрашенная гравюра конца XVIII в.
3 октября 1785 года Жан Пьер Бланшар с балкона спустил кошку и 23 августа 1786 года овцу на парашюте. Он же предложил использовать для парашютов шелковую ткань и выдвинул идею использования парашютов для прыжков с воздушного шара и осуществил её в 1793 г., когда его воздушный шар потерпел аварию.
Первый человек, который добровольно прыгнул с воздушного шара, был французский аэронавт Андре-Жак Гарнерен, это случилось 22 октября 1797 года. Его прыжок с высоты 400 метров над парижским парком Монсо был первый парашютным прыжком в Европе. Присутствовавший на этом прыжке физик, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.
В начале XX века немка Кетэ Паулюс изобрела складной парашют. Она вошла в историю как одна из первых женщин-парашютисток.
В 1911 году русский военный Г. Е. Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Мациевича, изобрёл принципиально новый парашют типа РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 добровольных. После революции первый, вынужденный прыжок с самолёта был выполнен 23 июня 1927 года лётчиком-испытателем М. М. Громовым, впоследствии Героем Советского Союза.
В 1912 году Котельников первый запатентовал ранец парашюта.
Датой начала развития массового парашютного спорта в СССР является 26 июля 1930 года. В этот день в Воронеже на аэродроме начались первые прыжки военных лётчиков под руководством Л. Г. Минова.
В январе 1931 года комсомол взял шефство над воздушным флотом нашей страны. Парашютизм стал массовым спортом и любимым занятием молодёжи. Появляются женщины-парашютистки (Федорова, Кулеева). Впервые прыгают ночью Березкин, Гятров и др. Мастерство парашютистов росло.
В 1934 году конструктором Лобановым была предложена новая форма купола — квадратная и плоская, в 1935 году новый спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения был принят в эксплуатацию. Инженеры братья Доронины впервые в мире сконструировали автомат для раскрытия парашюта на заданной высоте.
Стране нужны парашюты!
С началом Первой мировой войны парашюты конструкции Котельникова, которые поначалу вызвали отрицательную реакцию высших чинов русской армии, стали обязательным элементом снаряжения экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Сохранилась любопытная статистика: к 1918 году было документально подтверждено 57 случаев применения парашюта РК-1, из которых лишь один закончился травмой летчика, получившего ушиб ног, и при этом только в период с 8 июня по 4 октября 1917 года восемь русских пилотов, воспользовавшихся французским парашютом «Жюкмесс» (он был вторым по распространенности в отечественной авиации того времени), погибли.
Но даже такие красноречивые данные не убедили русских летчиков в том, что парашют должен всегда быть за спиной. Алюминиевые ранцы Котельникова были неудобны в тесных кабинах того времени, и авиаторы просто перестали их надевать. Такое положение дел сохранялось до конца 1920-х годов, пока во время очередного испытательного полета легендарный летчик Михаил Громов не остался жив лишь благодаря надетому, несмотря на предрассудки, парашюту. Правда, не отечественного производства, а американского. К тому времени, хотя Глеб Котельников и передал все свои патенты на изобретения Советской России, в авиации использовались более компактные американские парашюты «Ирвинг» с брезентовым ранцем.
Парашют летчика ПЛ-1 производства парашютной фабрики в Тушино. Рисунок из книги «Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела», 1936 год
Вывод знаменитого летчика-испытателя был однозначен: он остался жив только благодаря парашюту, а значит, такими системами должны пользоваться все советские пилоты. Из этого следовало, что стране нужно срочно пополнять запас парашютов. Сделать это за счет американской продукции было невозможно: каждый «Ирвинг» обходился казне в 600 долларов, а валюты в распоряжении советского правительства было немного. И значит, нужно было разворачивать собственное парашютное производство.
Фейерверк моделей
В августе 1923 года Котельников предложил новую модель с полумягким ранцем, получившим название РК-2. Ее демонстрация в Научно-техническом комитете СССР показала хорошие результаты, было принято решение изготовить опытную партию. Однако изобретатель уже носился с новым детищем.
Модель РК-3 совершенно оригинальной конструкции увидела свет в 1924 году и была первым в мире парашютом с мягким ранцем — подобные модели используются и по сей день. В ней изобретатель избавился от выталкивающей купол пружины, внутри ранца на спинке разместил ячейки-соты для строп, заменил замок трубчатыми петлями, в которые продевались приделанные к общему тросу шпильки. Ранец мягкой конструкции в виде расклеенного конверта был, во-первых, удобнее для парашютиста, а во-вторых, облегчал раскрытие парашюта в воздухе. Боковые и торцевые клапаны при выдергивании вытяжного троса оттягивались специальными резинками, и парашют быстрее и проще раскрывался.
История жизни. Портрет Г. Е. Котельникова работы его жены Иллюстрация:
Результаты испытаний были отличными. Позднее многие иностранные разработчики заимствовали технические решения Котельникова, применяя их в своих моделях. Так, в 1925 году появился парашют «Ирвин», разработанный американской фирмой «Ирвин Эйршют и Ко», сходный по конструкции с котельниковским, но более тщательно разработанный. Ему было оказано предпочтение во многих странах, так как котельниковские парашюты, в то время еще не испытанные, были сделаны кустарно.
Предвидя будущее развитие и использование парашютов, Глеб Евгеньевич в 1924 году сконструировал и запатентовал грузовой парашют РК-4 «Авиапочтальон». Он состоял из баула — короба, в который помещали предметы, которые надо сбросить с самолета, и из чехла. В крышке баула, на ее наружной стороне, было место для парашюта, который закрывался чехлом. Парашют привязывали у полюса к внутренней петле чехла не очень крепкой веревкой. А за верхнее кольцо чехла зацепляли крепкий шнур, другим концом укрепленный на самолете. Когда короб сбрасывали с самолета, он выскальзывал из чехла, своей тяжестью вытягивая парашют. Тут внутренняя веревка обрывалась, и парашют, раскрывшись, опускал груз на землю.
Этот парашют был предназначен для сбрасывания грузов весом до трехсот килограммов. В целях экономии материала и придания большей устойчивости модель была выполнена из перкаля. К сожалению, применения данный тип парашюта не получил.
Появление многоместных летательных аппаратов заставило Котельникова заняться вопросом совместного спасения людей при аварии в воздухе. Предположив, что мужчина или женщина с ребенком, не имеющие опыта в прыжках с парашютом, в экстренном случае не сумеют воспользоваться индивидуальным спасательным средством, Глеб Евгеньевич разрабатывал варианты коллективного спасения, один из которых (корзинный парашют) актуален и по сей день.
В 1924 году Котельников разработал корзинный парашют РК-4 для коллективного спасения людей и имущества. Система РК-4 была принята на снабжение воздухоплавательных частей Красной армии
Первый вариант коллективного спасения представляла собой кабина с пассажирами, находящаяся в остове. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводил в действие механизм, который поднимал верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. С ним кабина и опускалась на землю.
Вторым вариантом стал корзинный парашют, который мог спасать не только людей, но и имущество. При необходимости спасаться пилот поворачивал штурвал, находящийся у него над головой, корзина отделялась от аэростата и падала. Она тянула за собой парашют, который раскрывался и опускал корзину на землю. Этот проект Котельников разработал в 1924 году. Проект был одобрен правительством. Корзинный парашют РК-4 построили и испытали. Система РК-4 была принята на снабжение воздухоплавательных частей Красной армии.