Тысячелетия назад индийские мудрецы создали таинственную практику слияния души, тела и природы. Их необыкновенные, непостижимые результаты в этом удивляют и до сих пор. За время существования йоги, было сформировано много школ и течений. Одна из них – аштанга-виньяса йога. Эта школа предлагает вместо статических поз выполнять динамические комплексы, улучшающие здоровье, красоту и повышающие долголетие.
Красивая кожа
Внешний вид зависит от множества факторов: полноценного сна, правильного питания, занятий спортом и правильно подобранной косметики. Пранаяма тоже помогает сохранить здоровье и за счет активизации кровообращения улучшить состояние кожи. Когда человек задерживает дыхание, клетки кожи снабжаются кислородом. Если совмещать практику с упражнениями, попеременно зажимая подбородок с опущенной шеей, эффект усилится. Но учитывайте, что неподготовленным людям такие «замки» стоит делать под присмотром профессионала, чтобы не травмироваться. В статье, опубликованной в Журнале аюрведы и интегративной медицины, упоминаются антиоксидантные эффекты пранаямы [3]. Исследователи утверждают, что осознанное дыхание предотвращает появление признаков старения — морщин, пигментных пятен и дряблости кожи.
Дышите правильно: как осознанное дыхание может улучшить ваше здоровье
Правильное видение
Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.
Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.
Восьмеричный путь
Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:
- Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
- Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
- Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
- Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
- Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
- Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
- Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
- Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны.
Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.
Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:
- ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
- сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
- астея — на отрицание воровства;
- апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
- брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов.
Роль Ниаямы
Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:
- шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
- сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
- тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению;
- свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
- ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.
К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:
- сауманасью — благожелательность к окружающим;
- нирагу— бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
- ман-дхатару — вдумчивость;
- авашу — независимость;
- мантра-видью — знание мантр;
- дамсанаванту — обладание сверхсилой;
- нишпратидвандву — неимение противников.
Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.
Пранаяма продолжение асан
Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.
На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.
Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.
Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.
Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.
Дхьяна — более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.
Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство — все исчезает. Возникает ощущение полного счастья — нирваны.
Учиться принимать
© ivanovgood/ pixabay
Следует научиться всегда принимать жизнь во всем ее проявлении, принимать все события, вещи, других людей с их взглядами на жизнь и любыми их проявлениями. Вы должны понимать, что никто не обязан соответствовать той картинке, которую вы нарисовали у себя в голове.
Знайте, что все идет в жизни своим чередом, а чрезмерная требовательность и контроль над ситуациями могут делать человека несчастным, поскольку они будут заставлять его каким-то бесполезным ожиданиям и как следствие — разочарованиям. По сути, весь наш мир является нейтральным, а все остальные события зависят только от нашего личного восприятия.
Выполнение бандхи
Энергетическими замками бандхи считаются напряжённые и сдавленные мышцы. Удерживать замки, значит разблокировать прану и перемещать в энергетические каналы, что сохраняет равновесие в асанах. Есть 3 замка: нижний зажим, область живота и горла.
Базовый замок — мула бандха, в котором напрягают анальные мышцы, концентрируя внимание на нижней чакре. Выполняя это, познаются тончайшие пути праны снизу вверх.
Джаландхарой бандха, вторым зажимом, расположенным в зоне горла, не допускают выход энергии наружу. Удержание дыхания возможно, когда подбородок опущен на грудь, напрягая горловые мышцы.
Третий зажим называется уддияна бандхой, расположен в брюшной зоне. Этим замком концентрируют энергию в центре и ровно здесь распределяют.
С бандхами легко выполнять трудные позы, избегая травмы.