Фантазия — форма осознаваемой психической активности, в процессе к-рой создаются образы или мысленные образования, не являющиеся прямым отображением предметно-чувственного мира или актуализацией прошлого опыта субъекта. Фантазии обычно отождествляют с воображением, хотя некоторые исследователи склонны различать эти понятия, относя к фантазированию лишь такую психическую деятельность, в процессе которой возникают реально неосуществимые образы и идеи.
Татьяна Климова
Дипломированный психолог, гипнолог, ДПО Институт групповой и семейной психологии и психотерапии «Систематический курс эриксоновского гипноза»н., профессора М.Р. погружения регрессионного поиска Международный Исследовательский Центр «Пробуждение» AWAKENING INTERNATIONAL RESEARCH «Межрегиональный институт развития образования» по программе «Психология»Thete Healing Institute of Knowledge, Basic DNA, Advanced DNA
Как избавиться от эскапизма, как перестать убегать от реальности, как не уходить в мир иллюзий, фантазий и грез?
Проблема решается преодолением психологической защиты и психокоррекцией характера — необходим психоанализ и психотерапия.
Если хотите решить эту психологическую проблему — ЗАПИШИТЕСЬ на онлайн прием психолога-психоаналитика Олега Матвеева
Посмотрите также: (самопомощь) (коррекция характера)
- Нереальная реальность и реальная нереальность
- Тест на убеждения, шкала дисфункциональных убеждений онлайн Вайсман, Бек
- Что опасно выкладывать в социальных сетях?
- Я — это кто: тело, душа или дух? У меня РазТройство личности!
- «Будь умницей» или «Не будь дураком» — как правильно сказать?
Характеристика расстройства
Онейроид в переводе с древнегреческого языка можно перевести как «схожий со сновидением». Первоначально этим термином описывали психозы, сопровождавшие инфекции и интоксикации. Но со временем исследователи шизофрении стали причислять его к синдромам этого заболевания.
Сейчас принято считать, что это психическое расстройство характерно как для болезней эндогенного (внутреннего), так и экзогенного (внешнего) происхождения.
Оно встречается при психозах, шизофрении, эпилепсии, различных интоксикациях.
Осознание себя во сне
Первое, что позволяет отличить вымышленный мир от реального – осознание себя. Если человек понимает, что спит, он может видоизменять собственные сновидения. Распознать сон непросто. Как только вас накрывает чувство иллюзорности происходящего, задайтесь вопросом – не спите ли вы? Вспомните, что происходило несколько минут, секунд назад. При сновидениях воспоминания отсутствуют, человек находится только в настоящем.
Не пытайтесь ущипнуть себя. На интуитивном уровне вы помните связанные с этим ощущения. Мозг будет посылать сигналы, способные обмануть чувства осязания, обоняния и пр. Поэтому не поможет разобраться в сновидениях и попытка взлететь. Человек знает, что это невозможно в реальном мире. Подсознание не позволит полет во сне.
Проблема осознания снов в снижении концентрации внимания. Чувства, позволяющие анализировать ситуацию, притупляются. Человек не задумывается о том, спит или нет, даже если ему снится что-то невозможное. Поэтому сложно провести тесты сновидений.
Популярностью пользуется метод своеобразных маяков. Заранее обдумайте, какие предметы должны вызвать четкую ассоциацию со сном. Это может быть вещь, цвет или человек. Как только вы увидите это, мозг пошлет сигнал о необходимости анализа происходящего. Тогда попробуйте воспользоваться одним из способов осознания настоящего и вымышленного мира.
Психопатологический аспект фантазии
В психопатологии фантазию обычно дифференцируют с воображением (см.). Фантазия — это нереалистическое воображение. Если воображение представляет собой продуцирование новых образов и планов, условный и фиктивный характер которых хорошо осознается, то фантазия распространяется на случаи, не только не имевшие места, но реально вообще неосуществимые.
Психопатологические нарушения воображения и фантазии включают две принципиально различные разновидности. Во-первых, это патология, являющаяся крайним, акцентуированным выражением психической деятельности. Во-вторых, патологические отклонения, представляющие качественно преобразованные формы воображения или фантазии. В первом случае речь идет об усилении интенсивности и экстенсивности нормальной человеческой способности фантазирования. Такое усиление является нормой для детского возраста с его нередко эйдетическим характером представлений. Характерные для этого возраста высокая самовнушаемость и пониженный контроль реалистичности создают условия для доминирования фантазии относительно других форм психической деятельности. Подобное нарушение фантазии, наблюдаемое у инфантильных личностей, квалифицируется уже как псевдология. Последняя свойственна истерическим личностям или самостоятельной группе психопатов — так называемым псевдологам, мифоманам (см. Психопатии). При подобных отклонениях психической деятельности пассивное непроизвольное воображение и фантазирование в виде сновидений, грез, мечтаний, парейдолий (см. Иллюзии) и др. получают явный перевес над активным творческим воображением.
Если в перечисленных случаях, относящихся к области пограничной психиатрии, можно воспользоваться традиционным разделением психических процессов на восприятие, мышление. воображение и т. д., то при качественных нарушениях фантазии и воображения это невозможно. Фантастичной выглядит подавляющая часть продуктивной психопатологической симптоматики, особенно различные формы галлюцинаций (см.), бреда (см.), помрачения сознания, например делирий (см. Делириозный синдром), онейроид (см. Онейроидный синдром). Однако очевидно, что вся эта симптоматика не является патологией только воображения и фантазии. В данном случае обнаруживается многоаспектное нарушение психической деятельности.
Нормальная способность к фантазированию, неразрывно связанная со способностью понимания условностей, шуток, юмора и т. п., определяется сохранением гибкости и простора для внутреннего оперирования, а главное — способностью к соблюдению «двойного плана», то есть к четкому различению реального и воображаемого. Поэтому при расстройствах, характеризующихся нарушением структуры сознания и качественным изменением фантазии, наблюдаются смещение и искажение границ между реальным и нереальным (есть или нет, было или не было), реалистическим и нереалистическим (возможно или невозможно, могло быть или не могло). Галлюцинации, бред, псевдореминисценции (см. Парамнезии) и другие психопатологические нарушения характеризуются прежде всего неотличимостью своих фиктивных содержаний от реальности, а также специфической патологической «сверхстойкостью» во времени, что отличает их от постоянно существующих в норме процессов преобразования воображения и фантазии. Фантастический характер психопатологической продукции служит, как правило, отражением не продуктивной (увеличенной) творческой способности, а, наоборот, довольно точным индикатором ее снижения. Наиболее показательным в данном случае является парафренный синдром (см.), включающий разнообразные фантастические формы бреда и фантастические конфабуляции (см. Конфабулез). Больные с этим ярким фантастическим бредом дают крайне низкие результаты при экспериментальном исследовании с помощью теста Роршаха (см. Роршаха тест), обнаруживая снижение способности к фантазированию, распознаваемое также и клинически по степени нелепости высказываемого бреда.
Библиогр.: Банщиков В. М. и Короленко Ц. П. Эмоции и воображения, М., 1975; Вундт В.- Фантазия как основа искусства, пер. с нем., Спб.— М., 1914; Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании, М., 1979; Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения, Тбилиси, 1972; Розет И. М. Психология фантазии, Минск, 1977; Савенко Ю. С. Понятие воображения в норме и патологии, в кн.: Вопр. общей психопатол. и социальной адаптации психич. больных, под ред. А. А. Портнова, в. 1, с. 108, М., 1974; Ферстеp Н. П. Творческая фантазия, М., 1924; Casey E. S. Imagining, a phenomenological study, Bloomington, 1976; Handbuch der Psychologie, hrsg. v. Ph. Lersch u. a., Bd 1, Gottingen, 1966; Images, perception and knowledge, ed. by J. M. Nicholas, Dordrecht — Boston, 1977; Mc Кellar P. Imagination and thinking, L., 1957.
Д. И. Дубровский, E. В. Черносвитов, Ю. С. Савенко.
С чего начать свое развитие в эзотерике
С чего начать изучать эзотерику – это основной вопрос, на который нужно найти ответ перед тем, как приступить к развитию своего духовного «Я». Не менее важно определиться и с целью выбранного пути – так будет значительно легче идти по нему в дальнейшем.
Цели разных людей могут отличаться между собой. Одни начинают заниматься эзотерикой, чтобы поправить материальное положение, другие мечтают о власти над окружающими. В подобных амбициях на самом деле нет ничего плохого. Но для того, чтобы они осуществились, начинающим изучать эзотерику нужно поставить четкую цель, и только после этого переходить к получению знаний и использованию практик. Кроме того, необходимо следовать одному правилу, которое не позволит вам уйти в сторону от верного направления, а именно: все нужно проверять на реальность. Изучив материал, в обязательном порядке попробуйте его на практике. Если этого не сделать, разного рода иллюзии и фантазии могут взять верх над действительностью, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями.
Эзотерика для начинающих подразумевает выполнение нескольких шагов:
Шаг 1. Перед погружением в тему поменяйте свое сознание.
Эзотерика должна быть для вас ничем иным, как наукой. Перестаньте ассоциировать ее с волшебством или магией. Начинающие часто думают, что умение считывать данные из информационного поля, материализация мыслей, способность сознания покидать тело – не более чем сказки. Но подумайте вот о чем. Если бы несколько десятилетий назад кто-то заявил, что в начале XXI века у каждого будет небольшая коробочка, с помощью которой можно увидеть собеседника из другой части мира и пообщаться с ним, то вряд ли бы кто поверил в подобный «бред». Людям просто не могло прийти в голову, что такие технологии возможны.
То же и с эзотерикой. Сверхспособности не только существуют, ими может обладать каждый человек. Если вы примете данное утверждение как факт, то считайте, что первый шаг на пути к духовному развитию уже сделан.
Шаг 2. Уверившись в возможности обладания сверхспособностями, начинайте осваивать медитацию.
С помощью медитаций даже начинающие изучать эзотерику могут очистить сознание от лишних проблем. Если практиковаться каждый день, вы сможете отодвинуть бытовые проблемы на задний план. Также медитации помогают получать ответы на интересующие вас вопросы, позволяют поддерживать связь с тонкими мирами и многое другое. Главное для начинающих – овладеть азами, найти наиболее подходящие для себя техники, которые помогут вам освободить разум от ненужных мыслей. Чтобы добиться подобного результата, вовсе не обязательно взбираться на высокую гору, садиться в позу «лотоса» и проводить так несколько часов. Вполне подойдут обычное кресло и расслабляющая музыка.
Шаг 3. Немного освоив медитацию, начинайте работу с чакрами и энергетикой.
Эзотерика для начинающих дает подробные рекомендации, как это сделать. Чтобы почувствовать энергетику собственного тела, сильно потрите друг о друга ладони и разведите их в стороны, сантиметров на 15–20. Представьте между ними воздушный шарик, попробуйте поочередно сдавливать и отпускать его. Если в ладонях появится чувство покалывания – это значит, что вы начали чувствовать энергетику тела. Наибольший эффект тут может дать методика Бронникова. Результат проявится, как только вы освоите ее первые две ступени. И дальше все пойдет только по нарастающей.
Шаг 4. Ищите единомышленников.
Если вы начинающий в эзотерике, но уже освоили медитативные практики и работу с энергетикой, постарайтесь найти тех, кто также увлекается подобными учениями. Это нужно для того, чтобы у вас была возможность сравнения собственных техник с теми, что практикуют другие люди. Мало перепроверять теорию на практике, нужно сравнивать свои результаты с результатами окружающих, избавляясь тем самым от возможных иллюзий.
И последнее, что обязательно нужно сделать, – найти учителя, который поможет вам в саморазвитии. Обычно людей, начинающих изучать эзотерику и общаться по этому поводу с единомышленниками, учителя находят сами. Далее вам лишь остается следовать по избранному пути. Но, говоря откровенно, это не единственный вариант познания тайн эзотерики. Дорог существует великое множество, и ваша задача – выбрать наиболее подходящую.