Правильное дыхание играет важную роль в развитии речи. Дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Рекомендованная игровая дыхательная гимнастика поможет детям достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
- Польза дыхательных упражнений
- Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
- С чего начать осваивать дыхательные техники?
- Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-и 5-лет
- Польза дыхательных упражнений для детей
- Противопоказания
- Как правильно проводить дыхательную гимнастику
- Правила дыхательной гимнастики
- Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет
- Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет
- Почему сбивается дыхание?
- Гимнастика при астме
- Холотропное дыхание
Польза дыхательных упражнений
Существует длинный список позитивных эффектов от дыхательной гимнастики в зависимости от разновидностей ее техник и уровней нагрузок. Известно, что она благотворно влияет на сердце и сосуды, на работу легких и мозга. Занимаясь подобными упражнениями, можно улучшить общее состояние организма при таких хронических заболеваниях, как бронхит, бронхиальная астма и гайморит. Дыхательные гимнастики обеспечивают улучшение кровообращения и лимфотока в области легких, проясняют сознание, успокаивающе действуют на центральную нервную систему. Целенаправленные физические нагрузки под контролем правильного дыхания укрепляют мышечную ткань и разрушают жировые отложения. Огромное количество людей используют виды дыхательных гимнастик, чтобы похудеть или, например, улучшить собственные вокальные данные. Но несмотря на обилие соответствующей литературы и наличие подобных тренеров и их методик, доказанные достижения дыхательных упражнений не так многочисленны, как кажется.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения ребенка.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у ребенка не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как положении сидя, так и стоя.
- Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
- Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
С чего начать осваивать дыхательные техники?
Самые простые можно практиковать самостоятельно. Самое главное – это желание и регулярность. Занятия хорошо проводить в тихом помещении, где вас не будут отвлекать. Выключите компьютер и мобильный телефон, перед практикой проветрите помещение. На первых этапах 10-15 минут практики будет достаточно, но постепенно время можно увеличивать. Такое маленькое время практики связано с тем, что дыхательные упражнения требуют высокой концентрации внимания.
1. Первое с чего нужно начать – наблюдение за дыханием. Сядьте ровно так, чтобы спина была прямая и обратите внимание на то, как вы дышите. Какое ваше обычное дыхание, какие мышцы участвуют, какие отделы, глубокие ли вдохи, равномерны ли вдохи и выдохи? Следующее – это контроль дыхания. Попробуйте дышать, используя разные типы дыхания: грудное и диафрагмальное. Положите одну руку на живот, другую на грудь и дышите так, чтобы поднималась рука, лежащая на груди. Глаза могут быть прикрыты; следите за тем, чтобы дыхания были равномерными, выдох длиннее вдоха. Продолжайте выполнение грудного дыхания в течение нескольких минут, затем переходите на диафрагмальное дыхание. Должна подниматься и опускаться рука, лежащая на животе. Продолжайте следить за всеми параметрами вдохов и выдохов. Также контролируйте свое психо-эмоциональное состояние. Какие ощущения возникают в теле, какие мысли появляются в голове, что тревожит и беспокоит или наоборот ощущаете ли вы полную безмятежность и спокойствие?
Теперь дышите так, чтобы воздух равномерно заполнял легкие. Делайте глубокие вдохи и выдохи, но контролируйте, чтобы выдох всегда был длиннее вдоха, что бы избежать гипервентиляции (симптомы гипервентиляции: головокружение, покалывание в кончиках пальцев, онемение губ). Если вы почувствовали один из этих симптомов, то необходимо уменьшить глубину вентиляции. При соблюдении рекомендаций, касающихся скорости и глубины дыхания, гипервентиляции быть не должно.
Только после того, как первые три шага будут пройдены, переходим к следующему – удлинение на выдохе. После глубокого вдоха сделайте нормальный выдох, а потом посмотрите, можете ли вы выдохнуть еще немного. Не делайте упражнение с усилием и напряжением, просто помогите воздуху, который остался в легких после нормального выдоха выйти из легких. После такого дыхательного цикла сделайте несколько обычных дыханий, а потом снова повторите удлиненный выдох. Если вам комфортно, то можете подряд делать циклы дыхания с удлиненным выдохом.
Рекомендуемое время выполнения этого упражнения – 5 минут. Если вы сильно взволнованы или у вас были стрессовые ситуации, то можно увеличить время выполнения данного упражнения, чтобы снять нервное напряжение.
2. Обратим наше внимание на базовую дыхательную технику – поочередное дыхание ноздрями. Этот тип дыхания помогает увеличить концентрацию внимания, собранность и ощущение спокойствия. Начинайте выполнять упражнение со вдоха: сделайте вдох обеими ноздрями, затем закройте одну ноздрю и сделайте выдох.
Теперь повторите тоже самое, закрыв другую ноздрю. Повторите столько раз, сколько вам необходимо, чтобы почувствовать себя комфортно и привыкнуть к новым необычным ощущениям. После того, как вы полностью адаптируетесь к такому типу дыхания, то можете переходить к полному циклу. Закрыв одну ноздрю, сделайте вдох, а выдох сделайте через другую ноздрю. Первый и последний цикл должны начинаться с выдоха через правую ноздрю. Повторите так 15-20 дыхательных циклов при условии, что у вас не возникает никаких неприятных ощущений.
3. Далее рассмотрим дыхательные упражнения, которые напрямую подводят нас к задержке дыхания. Эта техника поможет вам подготовиться к задержкам дыхания в воде как физически, так и ментально. В конце каждого выдоха присутствует естественная задержка дыхания, найдите ее и в своем дыхательном цикле и попробуйте немножко ее удлинить. После этого сделайте серию обычных вдохов-выдохов, затем повторите цикл с задержкой дыхания на выдохе. Следите за тем, что бы вы были расслаблены. Цель – не увеличить задержку дыхания, а сделать ее комфортной и понаблюдать за реакцией организма на нее. Нет ли беспокойства, напряжения, беспорядочных мыслей? Должно быть состояние максимального расслабления и концентрации на том, что происходит в теле.
В этой статье были рассмотрены базовые техники работы с дыханием. Продвигайтесь постепенно, шаг за шагом в их освоении. Используйте их как повседневной жизни, так и применительно к фридайверским тренировкам. Самое главное – это регулярная осознанная практика, и вы обязательно почувствуете результат.
Комплекс дыхательных упражнений для детей 2-и 5-лет
Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.
Польза дыхательных упражнений для детей
Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.
Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.
Противопоказания
Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.
Как правильно проводить дыхательную гимнастику
С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.
Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.
Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.
В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.
Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.
В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.
Правила дыхательной гимнастики
При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:
- при вдохе плечи не должны подниматься;
- вдох делают через нос;
- щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
- выдох должен быть плавным и длительным.
Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет
«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.
«Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».
«Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».
«Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.
«Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».
«Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».
Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.
Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет
К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.
«Хомячок». Ребенок изображает хомячка — надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
«Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.
Почему сбивается дыхание?
- ● Не забывайте об отдыхе между подходами.
- ● Снижайте темп. Не нужно слишком усердствовать. Правильно выполненное упражнение принесет больше пользы, чем необоснованная перегрузка.
- ● Старайтесь восстановить дыхание простым действием: поднимите руки и плечи, глубоко вдохните носом воздух и разверните грудь, на выдохе медленно опустите руки.
- ● Сокращайте амплитуду упражнений. Бег замените быстрым шагом, прыжки — приседаниями. Или перейдите к растяжке.
- ● Начинайте тренинг с разминки.
- ● Включите в программу занятий аэробные нагрузки.
Гимнастика при астме
-
Делать в положении лежа, сразу после пробуждения. Подтянуть согнутые в коленях ноги к грудной клетке во время длительного ротового выдоха. Повторить упражнение несколько раз до появления сильной усталости.
-
Сложить руки на талии и, вдыхая, максимально надуть живот. При резком выдохе его втянуть.
-
Закрыть пальцами одну ноздрю и сделать вдох, затем эту открыть, но закрыть другую и выдохнуть. Повторить несколько раз на каждую ноздрю.
-
Сесть и положить руки на колени. Вдыхая, развести руки в разные стороны, выдыхая подтянуть руками правое колено к брюшине. Повторить для другой ноги.
-
На счет «1-2-3» сделать 3 резких вдоха. На выдохе произносить звуки «з», «ш».
-
Стоять ровно, кисти сцепить в замок. Вдыхая, поднять руки вверх, а выдыхая резко сбросить вниз, произнося «ух» либо «уф».
Холотропное дыхание
В мире сложилось неоднозначное отношение к холотропному дыханию. С одной стороны его поклонники считают его прекрасным методом не только оздоровления, но и психологической, и даже духовной практики. С другой, его противники считают его вредным, его действие приравнивают к действию наркотиков. В чем же дело? Суть заключается в гипервентиляции легких с помощью частого глубокого дыхания. В результате из крови вымывается углекислый газ, сосуды головного мозга сужаются и происходит торможение коры, в результате начинает доминировать подкорка (подсознание). И, как следствие, человек начинает испытывать вытесненные из сознания переживания. Иными словами, выпускается наружу подсознание.
Метод холотропного дыхания был разработан американским ученым чешского происхождения Станиславом Грофом для замены запрещенного в ту пору ЛСД, который до этого широко применялся психиатрами и психотерапевтами.
Холотропное дыхание ни в коем случае нельзя практиковать в одиночестве во избежание летального исхода. Его часто критикуют за большой риск отмирания клеток коры головного мозга.
Прокомментировать суть различных дыхательных гимнастик мы попросили первого в Красноярске представителя анти-эйдж медицины, врача реабилитационной медицины Андрея Федоровича Тарасевича. Об этом – в следующей части статьи.