Что такое японские шашки, и как в них играть.

Виды спорта

Гексагональные шашки — это один из вариантов игры в шашки[1].

История создания

Согласно различным историческим источникам настольная игра «Го» появилась от четырех до двух тысяч лет назад. Китайские легенды гласят, что игра, которая носила в Китае название «вэйци», появилась 2100 лет до н.э. во времена правления династии Ся. Император Яо и его придворные придумали эту игру для сына императора, чтобы развивать его ум и концентрацию внимания.

В XV веке игра перекочевала в Японию, где обрела повсеместную популярность. Современное название игры — «Го» — происходит от японского «и-го». Это привело к распространившему заблуждению о том, что «Го» была придумана в Японии.

Как ходят и бьют шашки

Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.

В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.

Шашка может бить вперед и назад

За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.

Обязательно ли бить шашки?

Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.

История

Что же значит сам термин «японские шашки»? Название игры состоит из двух иероглифов: первый означает слово «ограждать», а второй — Го — обозначает сами фигуры.

Несмотря на то что игра носит такое название, возникла она в Древнем Китае около 2,5 тысяч лет назад. Наверное, у читателей возникнет вполне справедливый вопрос о том, что послужило причиной такого несправедливого отношения к китайской культуре. Ответ очень прост: на европейский континент эта игра попала из Японии, где местные мастера объясняли западным путешественникам все ее тонкости.

В VII веке игра пришла в Японию, а в XV приобрела большую популярность в восточной части мира. Одна из китайских легенд гласит, что ее придумал император Яо для своего несмышленого сына, чтобы развить его способности концентрации и ум, но документальных подтверждений этому нет.

Основные правила

В Го играют два человека, каждый из которых получает комплект фишек одного цвета. Для победы необходимо оградить камнями на гобане большую площадь, чем противник.

Один цикл состоит из двух ходов. Его начинают черные, а заканчивают, соответственно, белые. Если же игра идет с форой, то слабый противник имеет право выставить сразу несколько фишек. В этом случае, первыми ходит его соперник.

Класть камни необходимо на пункты – места пересечения линий. Каждая фишка должна иметь дамэ, или точку свободы – незанятый по диагонали или вертикали пункт. Передвигать их нельзя, а убрать может только противник, если захватит. Произойдет это, когда камень или группа камней окажутся в окружении фишек противника и не будут иметь хотя бы одну точку свободы.

Каждый игрок отказывается от своего хода, когда произносит «пас». Если же это сделали оба противника, то партия заканчивается. Также в го есть правило, согласно которому игроки обязаны ходить, если они дотронулись до своих фишек. Любой из них проиграет, когда дважды сделает ход, не дождавшись паса или хода противника.

Победитель определяется подсчетом захваченных фишек и пунктов доски, окруженных только его камнями. За них обоих насчитывается по одному очку.

ГО (японские шашки), настольная игра, рассчитанная на двух человек, предполагающая множество различных комбинаций и развивающая логическое мышление. В соревнованиях применяется доска с числом игровых пунктов 19х19; у чёрных 181 камень, у белых 180, но в начале игры доска пуста. Камни поочерёдно выставляются в точках пересечения линий; начинают игру чёрные, после чего ходы делаются поочерёдно. Цель игры: каждый из соперников стремится овладеть большей частью территории и «захватить в плен» или «уничтожить» больше камней, чем его противник. Игра заканчивается, когда становится очевидным, что ни одному из участников не удаётся захватить больше территории и выиграть большее число камней соперника. Игрокам засчитывается по одному очку за каждую свободную точку пересечения на их территории и по одному очку за захваченный камень. Игрок, у которого сумма очков в конце окажется большей, и будет победителем. Известно несколько современных названий: «вей-ци» (Китай), «бадук» (Корея), «иго» (Япония). Правила для всех разновидностей схожи, подсчёт очков в Китае и Японии различен, но результат партии, как правило, не зависит от способа подсчёта очков.

Го изобретена в Древнем Китае. По одной из легенд, её придумал император Яо для развития умственных способностей своего сына (около 21 века до нашей эры). Большинство исследователей пришли к выводу, что го была изобретена в период правления императора Чжоу (около 10 века до нашей эры). Игра проводилась на доске 17х17, а переход на доску с 361 пунктом (19х19) связан с лунным календарём.

Первый турнир по го с целью выявления сильнейшего игрока проведён в 1588 году. Его победителем стал монах Никкай (впоследствии взял имя Санса Хонинбо), в 1603 назначенный главным придворным учителем в Государственной академии го при дворе сёгуна. В 1612-м основаны четыре ведущие го-школы; в течение 250 лет в соперничестве этих школ определялись сильнейшие игроки в го.

В Европе японские шашки впервые описаны в 1616 году Г. Селенусом. В конце 19 века наибольшее распространение игра получила в Германии. Её активными популяризаторами были второй чемпион мира по шахматам Эм. Ласкер и его однофамилец, шахматный мастер Эд. В 1902 по их инициативе в Берлине открылся первый в Европе клуб го. В 1956 году основана Европейская федерация го. С 1957-го ежегодно проводятся чемпионаты Европы среди любителей, с 1979 — чемпионаты мира среди любителей, с 1985 чемпионаты РСФСР, в 1990 и 1991 чемпионаты СССР. В 1982 году основана Международная федерация го.

В СССР в конце 1960-х годов проведён «Турнир памяти Эмануила Ласкера». Популяризации го в СССР способствовали публикации в журнале «Наука и жизнь» (1976-77) под названием «Школа го». В 1988 году сборная СССР (В. Соловьёв, А. Лазарев, В. Богданов, Г. Нилов) выиграла чемпионат Европы. В 1989 основана Федерация го СССР, в 1992 — Российская федерация го, впоследствии переименована в Российскую федерацию го (бадук). Ежегодно (с 1992) проводятся чемпионаты России, сильнейшие российские игроки с успехом участвуют в международных соревнованиях; например, в 2005 А. Динерштейн в 6-й раз выиграл чемпионат Европы в личном зачёте.

Лит.: Нилов Г., Нилов Д. Игры и развлечения. М., 1990. Кн. 2; Носовский А. Японские логические игры. М., 2001; Кинг Д. Игры: от шашек до покера… М., 2004.

Основные правила

В Го играют два человека, каждый из которых получает комплект фишек одного цвета. Для победы необходимо оградить камнями на гобане большую площадь, чем противник.

Один цикл состоит из двух ходов. Его начинают черные, а заканчивают, соответственно, белые. Если же игра идет с форой, то слабый противник имеет право выставить сразу несколько фишек. В этом случае, первыми ходит его соперник.

Класть камни необходимо на пункты – места пересечения линий. Каждая фишка должна иметь дамэ, или точку свободы – незанятый по диагонали или вертикали пункт. Передвигать их нельзя, а убрать может только противник, если захватит. Произойдет это, когда камень или группа камней окажутся в окружении фишек противника и не будут иметь хотя бы одну точку свободы.

Каждый игрок отказывается от своего хода, когда произносит «пас». Если же это сделали оба противника, то партия заканчивается. Также в го есть правило, согласно которому игроки обязаны ходить, если они дотронулись до своих фишек. Любой из них проиграет, когда дважды сделает ход, не дождавшись паса или хода противника.

Победитель определяется подсчетом захваченных фишек и пунктов доски, окруженных только его камнями. За них обоих насчитывается по одному очку.

Каждая захваченная шашка, так же как и каждая занятая точка, засчитывается за 1 очко. Победитель определяется по разнице очков. Если победа достигается с преимуществом более чем в 10 очков, то фора в следующих партиях увеличивается на одну шашку. Игры вничью довольно редки.

Процесс игры определяют легкие для понимания правила:

  • Черные всегда ходят первыми. Шашки ставятся на точки пересечения линий. Их не трогают, в противном случае они будут захвачены противником.
  • Ни одну шашку нельзя поставить так, чтобы у нее самой не было больше свободы, исключая тот случай, когда бьется шашка противника.
  • Одна отдельная шашка, если она побила только одну шашку, может быть бита только после промежуточного хода.

Выгодным является начало партии ходами на 3-5 линии от края, так как в углах (легче, чем по краям) можно достичь благоприятного положения. Ход белой al не разрешается, т.к. при этом не бьется ни одна шашка.

Ко — это позиция, где из игры выходят взаимно только по одной шашке. Ко возникает благодаря черным на G8. Напротив, черные m10 не дают Ко, т.к. белые тотчас снова могут бить. Выигрыш в позиции Ко часто является решающим для исхода партии.

Секи — это позиция, при которой цепи противников перекрещиваются или окружают друг друга таким образом, что каждый игрок при попытке побить шашки противника сам должен понести потери. Поэтому все свободные точки внутри секи остаются неподсчитанными. Секи показывает позиция при черной шашке s12. Так называемый мнимый секи показан в позиции r2: все черные шашки могут быть захвачены.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique