Глава 1. Система воспитание подрастающего поколения и место детских учреждений в ней
Не сфера услуг
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в беседе с «Известиями» отмечает, что в нынешних условиях ведется много дискуссий на тему дистанционного обучения: может быть, форма традиционной школы уже устарела и не пора ли полностью переходить на дистанционное обучение? Но даже президент на совещании заметил: «цифра», телекоммуникации не заменят живого общения учителя и ученика, а слухи и вбросы о том, что дистанционное обучение заменит очное, — откровенная провокация.
«Школа выполняет важнейший социальный заказ — она готовит личность, и никакой компьютер этого сделать не сможет, — считает Сергей Комков. — Важнейшим фактором является воспитательная функция: не просто напичкивать голову подрастающего поколения определенным набором знаний, а воспитывать будущую личность и социализировать ее, то есть делать пригодной к жизни в нормальном обществе. Огромную роль здесь играет и личность учителя, и коллектив, и воспитательные приемы».
По словам Сергея Комкова, когда принимался закон «Об образовании», целая группа депутатов выступала против формулировки о том, что школа оказывает образовательную услугу.
Шанс на будущее Президент подчеркнул важность воспитания молодого поколения в духе преданности Отечеству
«Сама формулировка была ошибочной и с педагогической точки зрения, и с точки зрения социальной. Неслучайно назрела острейшая необходимость изменить этот вектор. Сделать так, чтобы законодательно было закреплено, что важнейшей функцией в школе является воспитательная, — отмечает президент Всероссийского фонда образования. — Надо понимать, что школа — это не сфера коммерческих услуг, а государственное учреждение, в которой воспитывают личность, будущего гражданина нашей страны».
Поддерживает поправки и заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, в нынешней сложной обстановке, когда многие ценности потеряны, а люди растеряны, нет сомнений в необходимости усиления именно воспитательной роли школы.
«Не учебой единой жива школа. Мы прошли через дистанционное обучение, подготовили ребят, но совершенно очевидно, что при всем накопленном положительном опыте никто и никогда, никакие гаджеты не заменят живого общения с учителем. Потому что это прежде всего передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало что стоит, — подчеркивает в беседе с «Известиями» Евгений Ямбург. — Поэтому школа — это не просто передача знаний, которые тем более стареют очень быстро».
«Чувство патриотизма — стержень нашей генетической памяти» Президент отметил важнейшее значение Дня народного единства для каждого гражданина страны
История становления организаций для детей и подростков
В данном параграфе речь пойдет об истории становления учреждений и организаций для детей и подростков, а также о их непосредственных задачах, средствах и методах их работы на различных исторических этапах.
История создания детских общественных организаций начинается с дореволюционной России. Первые добровольные объединения подростков создаются в России еще при Николае I. С его ведома в школах и училищах создаются отряды мальчиков-разведчиков. В апреле 1909 г. в Павловске был создан первый скаутский отряд, а в 1914 г. создается Всероссийское общество «Русский скаут». К 1917 г. скаутские организации функционировали в 143 городах России и насчитывали 50 тыс. ребят. Однако массового распространения скаутское движение в России не получило, хотя ставило оно благородные задачи воспитания защитников Отечества.
После Октября скаутское движение было фактически вытеснено пионерским движением. В 1919 г. делается попытка создания организации юных коммунистов. В Тульской губернии создается детпролеткульт, в Перми «Муравейник», в Днепропетровске — Совет детских депутатов. Словом, идет поиск организационных форм детского движения.
В этом движении главную роль играли культпросветчики и педагоги. Чтобы придать движению организованный характер, в 1923 г. Секретариат ЦК РКСМ издает циркулярное письмо «0 развитии организационных форм детской работы». Это привело к унификации и политизации детского движения. Унификация и политизация окончательно завершились в пионерский период, т.е. после шестого съезда комсомола, который состоялся в 1924 г. Детские организации были бюрократизированы, они подавляли инициативу ребят, воспитывали их в духе конформизма. Положительным моментом в деятельности пионерских организаций были коллективизм и дисциплинированность. Пионерская организация имела единую цель и задачи, единую программу деятельности, общие для каждого символы и ритуалы, поголовный охват подростков.
За годы советской власти в России была создана стройная система государственных и общественных институтов воспитания подрастающего поколения. Теперь эта система под угрозой распада. Идет процесс ее неуклонного сокращения. Наряду с этим была создана мощная и стройная система общественных организаций, которая охватывала детей всех возрастов. Социализация ребенка начиналась с детской организации октябрят. Затем он вступал в пионеры, из пионеров в комсомол и взрослым в партию. Партия постоянно заботилась и направляла деятельность детских организаций. И как бы мы не критиковали эту систему за ее авторитаризм и формализм, это была эффективная система воспитания с четкой идеологической направленностью. Она формировала гражданина и патриота своей страны.
С 1989 г. начинается постпионерский период детского движения. Демократизация захватила и детские организации. Их девизом становится: «За Родину, добро и справедливость», детским организациям предоставляется некоторая самостоятельность. В 1990 г. Россия ратифицировала конвенцию «0 правах ребенка», а в 1993 г. правительство принимает постановление «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации», в 1994г. «0 взаимодействии органов управления по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями». В 1995 г. Государственная дума принимает закон «Об общественных объединениях». В том же году издается справочник Государственного комитета по делам молодежи, в котором зафиксированы 24 детских объединения. К ним относятся: «Русский Союз скаутов», «Союз московских скаутов», «Союз пионерских организаций», федерация «Юная Россия» и «Федерация скаутов России», Орден милосердия, Школа демократической культуры, детские творческие объединения, спортивные юношеские общества и клубы [5, ].
Повторение — мать учения
Вывод напрашивается сам собой. Для того чтобы добиться успеха на грунтовых кортах, нужно много времени посвятить специфике выполнения укороченных ударов с лета, а также ударов с отскока, направленных косо и коротко к боковым линиям. При этом особое внимание уделяется сильно закрученным обводящим ударам с высокой траекторией полета мяча, которые «выбивают» соперника далеко в сторону или заставляют отбегать назад к фонам ограждения. С другой стороны, теннисисты обязаны научиться эффективной защите от подобных действий и успешно использовать свои варианты контригры. Например, для отражения косого и коротко направленного удара лучше всего послать ответный мяч под еще более острым углом к боковой линии. В другом случае, когда игрок выбит с позиции и попадает в цейтнот, ему не обойтись без надежного сильно крученого удара с высокой траекторией полета мяча. Часто в ответ на коварно выполненный укороченный удар соперника игроку приходится действовать не менее изобретательно и из очень трудного положения посылать мяч еще более коротко и остро. Еще один «нестандартный» удар, без которого иногда нельзя обойтись в игре на грунтовых кортах, — свеча с лета. Например, представьте себе следующую игровую ситуацию: теннисист выполняет прекрасный укороченный удар и заставляет своего соперника со всех ног броситься вперед к сетке. И если последний не сможет удачно отбить неожиданно посланный короткий мяч, то первый игрок, уже занявший выгодную позицию у сетки, обязательно воспользуется благоприятным моментом и, как один из возможных вариантов завершения розыгрыша очка в свою пользу, постарается обвести соперника свечой с лета.
Рафаэль Надаль мастерски «закручивает» форхенд под острым углом к боковой линии
Вот и получается, что теннисистам, которые выросли на грунтовых площадках и успешно выступают на медленном покрытии, волей- неволей приходится оттачивать технику различных «нестандартных» ударов в процессе игровой практики и соревновательной деятельности. Как тут не вспомнить известную поговорку: «Повторение – мать учения!»
Большинство «нестандартных» ударов требуют высокой степени координации движений в самых различных игровых ситуациях. Их успех во многом зависит от остроты ощущений теннисиста и его чувства мяча. Как правило, техника выполнения «нестандартных» ударов практически не поддается визуальной расшифровке. Тем не менее, было бы неправильно утверждать, что невозможно целенаправленно работать над совершенствованием подобных ударов. Скорее наоборот. Любой творчески мыслящий тренер прекрасно отдает себе отчет в том, что его усилия в этом направлении не пропадут даром и обязательно помогут его ученикам добиться успеха в соревнованиях. И в этом плане перед каждым наставником открывается неограниченное поле деятельности.
От декларации — к действиям
Стратегия развития воспитания была разработана в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг., утверждённой в июне 2012 года.
В шестимесячный срок с момента утверждения документа Министерство образования и науки России должно разработать и внести в Правительство РФ план мероприятий по реализации Стратегии, а затем обеспечить выполнение мероприятий плана «совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти».
Стратегия будет реализовываться путём применения целого ряда механизмов. Предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, эффективная организация межведомственного взаимодействия, изучение и тиражирование передового опыта, повышение престижа профессий, связанных с воспитанием, повышение квалификации таких работников, проведение фундаментальных и прикладных исследований, связанных с развитием личности, мониторинг достижения «качественных, количественных и фактологических показателей» эффективности реализации Стратегии, информационная поддержка со стороны федеральных и региональных СМИ.
С учётом положений Стратегии будут модифицированы образовательные стандарты и учебные программы.