Волевые качества личности: что это, формирование и развитие, характеристика

Виды спорта

Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что – то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка.

Рубрики

Рубрики Выберите рубрику Бытовая техника Великие люди Иностранные языки Информатика Магадан. К историческим истокам названия Мартинус – Космические лекции Медицина Педагогика Полезное Понятия и определения Приложения Психология Академическая иллюзия Вы не одиноки Дети и родители Лучшие чувства Манипуляция в бизнесе и в жизни Основы коммуникации Образование против таланта Онтогенез игры Перед лицом перемен Познать свой разум Предисловие Проблемы образования Руководитель должен быть творцом Теории детской игры Учимся быть творческими людьми Человек – существо творческое Путешествия Социология Транспорт Философия Финансы Объявляя войну нищете Страсть к успеху. Японское чудо. (Казуо Инамори)

Ещё документы из категории педагогика:

Адаптация ребенка в ДОУ Памятка о проведении ЕГЭ 2015 Юридическая памятка школьнику Тест «Имеете ли вы своё собственное «Я»?» Театрализованная игра для детей 3-4 лет План воспитательной работы ГПД на 2014-2015 учебный год Единая форма списков различных категорий семей и несовершеннолетних (для школ) 29630296292962629625296222962129620X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Формирование волевого действия

Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев. В повседневной жизни никто об этом не задумывается, хотя даже самое краткосрочное действо включает все звенья. Если разложить на составляющие, то структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:

  • появление и удержание цели
  • планирование, как ее достигнуть
  • поиск средств достижения
  • выполнение собственно действий
  • проверка результата

Практически каждый шаг в этой цепочке  осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов. К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета), то ему удалось удержать цель.

В младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее. Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу («Ты хотел еще нарисовать солнышко…», «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…»). Дети 3-4 лет нуждаются в таких подсказках.

В 5-6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.

Многим мамам знакома ситуация, как пятилетняя дочурка рвется помыть посуду, но хватает ее энтузиазма только на несколько первых тарелок. А дальше малышка быстренько подставляет чашки под струю воды и заявляет, что она уже справилась.

Формирование волевого действия

Любопытно, что в среднем дошкольном возрасте на результат действий ребенка сильно влияет успешность. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.

Иное отношение демонстрируют дошкольники 6-7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.

Немало и таких детей, которых по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.

Подытожим. Выполнение волевых действий дошкольником зависит от нескольких условий:

  1. Сложность задачи
  2. Длительность выполнения
  3. Успешность или неуспешность непосредственных действий
  4. Наличие поддержки со стороны взрослого

Поддержка взрослого важна как на этапе удержания цели, так и для помощи в осуществлении контроля. Дошкольникам сложно осуществлять самоконтроль и сверять результат с задуманным. А результат – именно то, что привлекает дошкольника. Взрослый может подсказать, указать на ошибку и, главное, похвалить, если не саму работу, то старания ребенка.

Кратко о волевых качествах человека и их развитии

Воля возникает и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности. Конечно, характеристики закладываются еще в детстве, но вот дальнейший прогресс зависит уже от того, как малыш будет реагировать на преграды и преодолевать их.

В раннем возрасте ребенок действует согласно инстинктам выживания. Его поведение основывается на потребностях в приеме еды, безопасности, сне и прочих первичных нуждах. Но после четырех лет дети уже могут принимать самостоятельные решение, поскольку вместе с инстинктивной составляющей появляется воспитание. Кстати, именно в этот период начинают формироваться моральные свойства.

В случае когда они пытаются справиться с препятствиями и достигать пусть маленьких, но целей, то вероятность, что они будут проявлять это в дальнейшем, значительно повышается.

Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К.К. Платонову)

Волевыесвойства Цель и стремление к ней Возможностии мотивы Борьбаи выбормотивов Решение Осуществление решения
Сильнаяволя

Четкое осознание цели

Интенсивное стремление

Достаточные Обоснованныеи быстрые Обоснованное,с интенсивнымстремлением Стойкое
Настойчивость Отдаленная,с интенсивным стремлением Нормальные Оченьстойкое
Упрямство Объективно-неоправданная Определяются не объективным учетом всех возможностей, а предвзятым мнением Необоснованное, с интенсивнымстремлением Стойкое
Податливость Легкоменяющаяся Определяются внушающим влиянием других лиц Легкоменяется Различное
Внушаемость Отсутствует Дается извне То же
Решительность

Четкое осознание цели

Интенсивное стремление

Достаточные,иногдачрезмерные Быстрые, но не всегда обоснованные Четкое иустойчивое Стойкое
Нерешительность Тоже Тоже Длительные Отсутствуетили частоменяется Отсутствует
Слабоволие Нечеткое,со слабымстремлением Нечеткие Незавершенные Без стремления к его выполнению Нестойкое

АЦ. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1 .

Основные понятия

Волевые качества личности — что это такое? Это совокупность тех качеств, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Одни из наиболее известных: целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, стратегичность.

Данные качества базируются на силе воли — особому состоянию, привычке психики. Силу воли можно тренировать, успешно реализуя задуманные цели, мотивации, желания.

Волевая сфера личности состоит из двух параметров: силы воли и стойкости воли.

Сила воли — способность мобилизовать тело и психику для реализации целей. Если человек готов в течение длительного срока не отступать, регулярно стремиться к успеху — его воля развита.

Если же человек бросает дело на полпути, не заканчивает его до конца или опускает руки после первой-второй неудачи — наблюдается проблема с силой воли.

Стойкость воли — способность удерживать степень волевых усилий. Это значит сохранять волю в течение долгого времени. Собраться с силами на день — может любой. Пробиваться месяцы и годы — далеко не каждый.

В легкой атлетике есть два типа бегунов: спринтер (быстрый бег на короткие дистанции) и стайер (бег на длинные дистанции, на выносливость). Стойкость воли — это как раз про стайеров.

Прервитесь на 10 минут

10 минут. Именно этот срок может изменить наши взгляды на удовольствие. Когда мозг сравнивает вкуснейший десерт, которого приходится ждать 10 минут, с более отдаленным вознаграждением, вроде потери веса, то близкое удовольствие не привлекает его так сильно.

Возьмите за правило всегда ждать 10 минут перед тем, как поддаться соблазну. Если возможно, отдалитесь от соблазна физически или хотя бы отвернитесь.

Если через 10 минут вы все еще хотите этого — пожалуйста, но прежде, чем они истекут, задумайтесь о том, как изменится ваша жизнь, если вы откажитесь от искушения.

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique