Часто для соревнований используют свободные летом лыжные трассы. Спортсменов наверх доставляют с помощью подъемников. Стоит отметить, что средняя скорость гонщика – 25 км/час, при этом на некоторых участках она достигает 60 км/ч.
- Другие особенности конструкции велосипедов для даунхилла
- Экзотика
- Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт
- Электровелосипеды
- Дерт, DJ, Dirt Jump
- Слоупстайл, Slope style bikes
- Триал
- Дисциплины маунтинбайка
- Велотриал
- Дерт-джампинг
- Стрит
- Слоупстайл
- Кросс-кантри
- Параллельный слалом или байкер-кросс
- Даунхилл (скоростной спуск)
- Фрирайд
- Апхилл
- Норт-шор
- Как выбрать
- Подвеска
- Вилка
- Колёса
- Тормоза
- Переключатели скоростей
- Сводные технические характеристики
Другие особенности конструкции велосипедов для даунхилла
Гидравлические дисковые тормоза с диаметром диска около 200 мм обеспечивают высокую производительность в любых погодных условиях. Жесткая рама изготавливается из алюминия, титана или углерода (реже из нержавеющей стали). Колеса как правило 26 дюймов с увеличенным количеством спиц.
Покрышки большого диаметра с «агрессивным» рисунком для хорошего сцепления с поверхностью. Их меняют, в зависимости от состояния дороги. Соревнования по даунхиллу очень часто проводятся на лыжных трассах, свободных летом. Спортсмены вместе с велосипедом возвращают на место старта с помощью подъёмника для лыжников.
Также читать на эту тему:
Шоссейно гоночные велосипеды. Предназначены только для хороших асфальтных или укатанных дорог. Второй по значимости показатель это аэродинамика. минимальное сопротивление воздушному потоку достигается низкой посадкой гонщика за счет того, что руль находится ниже седла. Минимальный протектор…
Подростковые велосипеды. Подростковый горный велосипед отличается от взрослого только уменьшенным размером с тем же набором довольно надежного оборудования. В любом случае подростковый велосипед это принадлежность к молодежному образу жизни…
Детские велосипеды. Съемные дополнительные колеса помогают на первых этапах обучения вождению. Цепь как правило закрыта кожухом, рулевая вилка имеет ограничители по развороту. Первый двухколесный велосипед очень важный момент в жизни ребенка…
Горные велосипеды. Хотя горный велосипед и был придуман в США, массовое производсво впервые было налажено в Японии в 1983 году. Конструктивные отличия горного от других типов велосипедов это более массивная рама. Завышенная каретка-она находится на одной оси с втулками колес…
Кроссовые велосипеды (гибриды). Разные производители могут менять комплектацию сдвигая характеристики велосипеда в сторону горного или шоссейного. Для более комфортной езды могут оснащаться мягким сиденьем как у городских велосипедов и вилкой с амортизатором короткого хода…
Экзотика
Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт
Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.
Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.
Электровелосипеды
Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.
Дерт, DJ, Dirt Jump
Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.
Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.
Слоупстайл, Slope style bikes
Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.
Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.
Триал
В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.
Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.
Дисциплины маунтинбайка
Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.
Велотриал
Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.
Дерт-джампинг
Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.
Стрит
Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и "неубиваемости" при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.
Слоупстайл
Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.
Кросс-кантри
Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.
Параллельный слалом или байкер-кросс
Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.
Даунхилл (скоростной спуск)
Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.
Фрирайд
Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.
Апхилл
Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.
Норт-шор
Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед (маунтинбайк)».олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта
Как выбрать
Начинающим покорителям вершин холмов следует с особой ответственностью подойти к выбору своего первого downhill-байка. Надо учитывать, что новичкам придётся потрудиться, получая навыки управления необычным горным велобайком и хорошую физическую подготовку. Перед выбором важно определиться, для чего именно нужен двухколёсный транспорт: для коротких и простых заездов на скорости или для соревнований с полноценным экстримом.
Не стоит рассчитывать, что модели для даунхилла станут хорошим вариантом для простых велосипедных прогулок. Надо учитывать, что на них придётся выбираться наверх стоя. В настоящее время разнообразие моделей позволяет удовлетворить потребности как начинающих спортсменов, так и профессионалов. При желании всегда можно заказать байк именно под себя.
Выбирая, важно не забывать и о защитной экипировке, которая позволит не сильно травмироваться.
Рама — один из основных элементов велосипеда. От её правильного выбора зависит комфорт и эффективность езды. Выбор рамы осуществляется исходя из материала и ростовки. Последний параметр легко подобрать под свой рост, воспользовавшись специальными таблицами. Алюминиевый сплав для даунхилл-байков используется достаточно часто. В последнее время в состав таких сплавов добавляют магний, который позволяет снизить вес и повысить прочность. В более бюджетных моделях встречается цинк. Стальные рамы, несмотря на свою прочность, редкость. Дело в том, что этот материал слишком увеличивает вес всего велобайка. Преимущественно их можно найти среди старых моделей.
Карбоновые модели отличаются высокой ценой. Однако надо учитывать, что за неё получаешь очень прочную раму, которая хорошо переносит механические повреждения. При этом по весу рамы из карбона более лёгкие, чем из алюминия. Хромомолибден ещё не так давно был весьма популярен. Это обусловлено тем, что такой сплав не имел эффекта усталости при изгибе.
Таким образом, если появлялись трещины, их можно было легко заварить, и при этом прочность всей конструкции оставалась прежней.
Подвеска
Специальная подвеска позволяет велосипеду для даунхилла передвигаться со скоростью 60–70 км/ч и при этом совершать прыжки на крутых склонах. Наиболее часто встречается четырёхрычажная система подвески. С ней колесо способно двигаться исключительно вверх, не делая смещения в сторону седла.
Конечно, однорычажные варианты позволяют отлично проходить участки с неровностями. С такой подвеской транспорт при крутящихся педалях будет намного меньше раскачиваться, что немаловажно при спусках с каменистых холмов.
Вилка
Это ещё один очень важный элемент хорошего велосипеда для даунхилла. Лучший вариант – амортизационная вилка с двумя коронами. Она позволяет снизить нагрузку на раму и руль, а также увеличить жёсткость на скручивание. Данный приём используется в мотоциклах.
Колёса
Колёса обязательно должны быть прочными и тяжёлыми. Хорошо подобранные спицы позволят выдерживать большее количество различных нагрузок. Во многом на проходимость влияет и правильная сборка колеса. Выбор надо делать с учётом стиля езды, а также особенностей местности, по которой будут совершаться заезды.
Лучший выбор – это колёса от известных производителей.
Тормоза
Тормозные системы на байках для даунхилла обязательно должны быть высокого качества. Такими могут быть только дорогие варианты. Важным моментом является создание тормозами существенного усилия. Как правило, выбор делается между моделями с двумя или четырьмя поршнями. Конечно, самым надёжным считается четырёхпоршневая тормозная система.
Переключатели скоростей
На даунхилл-моделях чаще всего встречается только задний переключатель. Это обусловлено тем, что при скоростном спуске нет необходимости изменять передачи в большом диапазоне. Среди надёжных систем пользователи отмечают Sram X7, Sram X9, а также модели Shimano. Они стабильно работают и при этом доступны по цене. Однако эксперты советуют обратить внимание на американские переключатели скоростей, разработанные специально под велобайки для даунхилла.
Стоимость велотранспорта для даунхилла сегодня начинается от 1000–2000 $. Цены могут сильно отличаться по производителю, сборке, комплектации. Если выбор пал на доступные по цене велосипеды, то важно обратить внимание на надёжность основных компонентов и ход подвески.
Начинающим спортсменам лучше предпочесть недорогие и надёжные модели, например, бренда Cube. Стоит отметить, что приобретая байк от известной компании, можно получить на него гарантию сроком на всю жизнь. Комфортные модели для постоянных занятий даунхиллом обойдутся в среднем в 9000 $.
Сводные технические характеристики
Данные велосипеды имеют независимые заднюю и переднюю подвеску. У задней рабочий ход достигает 250 мм (существуют также модели, ход которых — до 300 мм), чуть меньше у передней подвески – до 200 мм. Особое внимание уделено тормозной системе, поскольку от нее зависит во многом безопасность самого спортсмена.
Гидравлические тормоза — с 2-4 поршнями и тормозными дисками в пределах 180-200 мм. У велосипеда рама с заваленными углами седельного штыря и стакана вилки для высокой устойчивости при движении. Из-за того, что байк во время спуска испытывает усиленные нагрузки, раму производят из нержавеющей стали, алюминия и титана.
Диаметр их колес составляет 24-26 дюймов. При этом стандартом считается именно 26, но не так давно начали выпускать байки с диаметром 27,5 дюйма. При этом на некоторых из них колеса неодинакового размера, заднее – 24, переднее – 26 дюймов. Мощный обод колеса способен выдержать достаточно сильные удары. Также стоит отметить покрышки шириной 3 дюйма со стальным кордом внутри. Камеры произведены из остаточно толстой резины, проколоть ее не так просто. Широкий руль (760-820 миллиметров) с коротким выносом. Подобная конструкция позволяет отлично контролировать байк на спуске.