Координация – это способность выполнять плавные, точные, контролируемые движения (оптимальное взаимодействие мышц).
- Повышение эффективности физического воспитания средствами единоборств на уроках физической культуры
- История возникновения и развития спортивной гимнастики
- Гимнастика в древности и в средние века
- Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики
- Задачи развития координационных способностей
- Общие принципы упражнений на координацию
Повышение эффективности физического воспитания средствами единоборств на уроках физической культуры
Школьный возраст — важный период в развитии физических качеств детей. В это время закладываются основы их физической и умственной подготовленности. Главной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, инициативного подростка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению и к последующей активной творческой деятельности. Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в общеобразовательных школах является урок физической культуры. Традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности учащихся и современной системой образования и физического воспитания. Современный уровень физического воспитания требует длительной и упорной работы, направленной на развитие физических качеств, овладение техникой умений и навыков, воспитание психологической устойчивости. Содержание учебно-тренировочных занятий, формы, методы и организация их в процессе многолетней подготовки спортсменов существенно изменяются, неизменными пока остаются только общие положения, касающиеся средств и методов физического воспитания. Для развития физических качеств школьники должны проводить большую по объёму и интенсивности тренировочную работу. Нагрузки на организм при такой работе очень велики, но её результаты не всегда бывают пропорциональны затраченным усилиям, тем более что введение в школьную программу по физической культуре трехразового недельного цикла.
История возникновения и развития спортивной гимнастики
Самостоятельные гимнастические элементы возникли задолго до н. э. В древнем Китае большое внимание уделяли развитию равновесия и растяжкам. В Древней Греции гимнастику называли физической культурой. Гомер и Платон, несмотря на то, что были оппонентами в философских вопросах, сходились на мнении, что заниматься гимнастикой полезно и для физического, и для умственного здоровья. У греков разновидностями гимнастики как физической культуры были борьба, атлетика, езда верхом, бег плавание и др.
Гимнастика имеет многовековую историю. Учитывая, что сегодня понятие «здоровый образ жизни» становится все более насущным, а государство разрабатывает множество программ по развитию спорта «для всех», у гимнастики большое будущее и широкие перспективы.
Гимнастика в древности и в средние века
Особенно процветала гимнастика у греков. Для занятий существовали специальные здания – гимназии. Термин «гимнастика» появился в период расцвета эллинской культуры в 8 веке до нашей эры. У римлян такой спорт существовал только для надобностей военной службы. Возникло даже отдельное ремесло атлетов и гладиаторов. Римляне использовали акробатические упражнения, которые в то время достигли высокого технического уровня благодаря странствующим артистам-акробатам, которые были популярны среди народа.
В процессе перехода к новой экономической формации, феодализму, гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Под влиянием теологии во всех учебных заведениях отменили занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, называли источником греха.
В эпоху Ренессанса во всех крупных городах стали создаваться системы физического воспитания. Деятели того времени называли гимнастику отличным средством для укрепления здоровья, духа и гармоничного развития человека. Временем формирования первых элементов гимнастики спортивной в Европе можно считать 16-17 века. Популярны были виды гимнастики: акробатические упражнения, сложные прыжки, лазание по канату и т. п.
Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики
Родиной современной гимнастики спортивной стала Германия. В конце 18 -начале 19 века немецкий педагог Фридрих Людвиг Ян основал первое в Европе гимнастическое общество и основал первую школу гимнастики. В Англии гимнастика была в пренебрежении. Физического развития добивались греблей, верховой ездой, беганием. Последователями Германии стали Швеция, Франция и Чехия. В шведской гимнастике было уделено место вольным упражнениям и соревнованиям. Начиная с середины 19 века, гимнастика становится общепризнаным спортом не только в Европе, но и в Америке.
В конце 19 века стали создаваться международные спортивные федерации. Не только гимнастика спортивная была объектом их внимания, но и развитие «спорта для всех». Олимпийские спортивные виды гимнастики включают следующие дисциплины:
- мужская и женская гимнастика спортивная;
- прыжки на батуте;
- художественная гимнастика.
К неолимпийским разновидностям спорта относятся:
- спортивная аэробика;
- прыжки на акробатической дорожке;
- спортивная акробатика.
Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач послужили основой для выделения относительно самостоятельных разновидностей гимнастики:
- основная (для школьников и студентов);
- профессионально-прикладная (профессиональная, военная, спортивная ориентация);
- атлетическая (силовой характер);
- оздоровительная (бытовые и производственные формы);
- лечебная (корригирующая и восстанавливающая).
Сейчас гимнастика трансформируется в новые ее разновидности:
- танцевальная;
- мужская художественная;
- семейная;
- гармоническая;
- эстетическая;
- чирлидинг и т. д.
Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений. Базируясь на спортивных разновидностях гимнастики, ее новые виды ориентируются не только на спортивные достижения, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях.
Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей решают две группы задач:
- по разностороннему развитию
- специально направленному развитию
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке.
Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.
Исходя из этого, определены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по развитию координационных способностей:
- улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
- развитие координации движений неведущей конечности;
- развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.
Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.
Общие принципы упражнений на координацию
- Постоянное повторение нескольких двигательных действий.
- Использование сенсорных ориентиров (тактильных, зрительных, проприоцептивных) для улучшения двигательной активности.
- Увеличение скорости движения с течением времени.
- Действия разбиваются на компоненты, достаточно простые для правильного выполнения.
- При необходимости предоставляется помощь в выполнении действий.
- Таким образом, после двух или трех повторений пациенту необходима передышка, чтобы избежать усталости.
- Для формирования энграммы необходимо правильно выполнить большое количество повторений.
- Во время тренировки нового движения пациенту дают различные вводные, например, инструкция (звуковая стимуляция), сенсорная стимуляция (прикосновение) или положения, в которых пациент может видеть движение (визуальная стимуляция), для улучшения двигательной активности.