Для чего нужен базовый парафин для лыж. Базовая подготовка лыж

Виды спорта

Знакомимся с наиболее распространенными видами лыж, а так же особенностями трюковых моделей, вдохновивших сотни райдеров по всему миру.

Виды беговых лыжных креплений

В настоящее время используется 3 типа креплений для беговых лыж. Все они не совместимы между собой. Поэтому подбирать их необходимо под конкретные ботинки. Например, если ваши ботинки системы NNN, то в крепление SNS они просто не встанут, и наоборот.

Система SNS

Salomon Nordic System — собственная разработка французской марки Salomon. От крепления NNN отличается тем, что имеет только один продольный полоз, но он в 2 раза шире. Такие модели выпускаются под двумя торговыми марками: Salomon и Atomic.

Различают две разновидности систем Salomon Nordic System:

  • SNS Profil — универсальная модель с одной точкой прикрепления, расположенной у носка ботинка. Подойдет для всех стилей катания.
  • SNS Pilot — модель с двумя скобками крепежа и двумя флексорами, которые помогают лучше контролировать лыжу. Предназначена для конькового хода.

Флексоры SNS отличаются по жесткости: самые мягкие — желтые, средние — сиренево-розовые, красные — жесткие.

Salomon Nordic System обладают высокой надежностью и прочностью. Представлены в автоматическом и механическом варианте. Также выпускаются детские модели.

Система NNN

New Nordic Norm — крепежная система, разработанная норвежской маркой Rottefella. Самый популярный вид лыжных креплений. Выпускается Рутефеллой под различными торговыми марками: Fisher, Madshus, Alpina и Rossignol. Есть как профессиональные модели, так и любительские. Отличаются от SNS наличием двух продольных полозьев для удержания контроля на лыжей.

Виды беговых лыжных креплений

Ботинок фиксируется только в одной точке. Но скобка фиксации на ботинке расположена не у носка, а чуть смещена назад. Это обеспечивает лучший контроль над лыжами.

Спереди на креплении расположен упор-флексор из резины, в него носком утыкается ботинок при отталкивании. От жесткости флексора зависит степень контроля лыжи, подбирается он под стиль катания. Для классики используют более мягкие резинки, для конька — более жесткие. Отличить их можно по цвету: красные флексоры самые мягкие, черные — средней жесткости, зеленые — полужесткие, белые — жесткие.

New Nordic Norm пользуется огромной популярностью у лыжников-любителей и профессионалов. Выпускаются ручные и автоматические модели. Для детей подойдут специальные укороченные модели под маленькую ножку.

Крепления NN 75

Nordic Norm 75 мм — популярный еще с советских времен, проверенный временем тип крепежа. Работают так: ботинок устанавливается на металлическую платформу так, чтобы 3 выступа совпали с отверстиями в подошве. Опускается металлическая рамка и закрепляется крючком. Изготавливается данная модель чаще из алюминия и сплавов.

Имеют ряд преимуществ перед старшими моделями:

Виды беговых лыжных креплений
  • недорого стоят;
  • идеальны для новичков и школьников;
  • очень надежны — практически исключен риск случайного отстегивания.

К недостаткам относятся:

  • сложность в пристегивании и отстегивании;
  • неудобны для конькового хода;
  • нельзя путать левое и правое крепление.

Парковые лыжи

Это модели, заточенные под сноупарки, то есть подготовленные места, в которых имеются препятствия:

  • трамплины;
  • трубы;
  • перила.

Форма

Геометрия таких лыж – твинтип, то есть с загибом и носка, и пятки. Это позволяет ездить не только в своей выбранной стойке, но и свиче (спиной вперед).

Второе отличие – расположение креплений. На большинстве моделей отметка для постановки креплений находится на середине. Это необходимо для того, чтобы сохранять центр тяжести при движении в любом положении. Упрощается вращение.

Концы многих лыж имеют одинаковую ширину и жесткость – тру твин. Однако, не все варианты обладают такими параметрами.

Часто встречаются модели с зауженной пяткой с повышенной жесткостью. Такие лыжи более универсальны, подойдут для катания за пределами парка по подготовленным склонам.

Средняя ширина талии парковых моделей – 80 мм

Рокер обычно достигает значений 10-15%, за счет него заход на фигуру упрощен, как и приземление.

Жесткость/длина

Подбор этих параметров у парковых моделей индивидуален, но есть ряд общих рекомендаций:

  • для начинающих подойдут более мягкие варианты, длина на 10 см короче роста. Актуально использовать такие модели для джиббинга и маленьких трамплинов;
  • для высоких динамичных трамплинов подойдут более жесткие и длинные версии. Достаточно использовать снаряжение длиной в свой рост.

Зачем обрабатывать щетками скользящую поверхность?

Машинная обработка скользящей поверхности современных лыж на специальных шлифовальных станках придает ей сложный характер и создает как мелкую, так и более крупную микроструктуру поверхности. Такое строение поверхности позволяет лучше отводить воздух и воду при трении лыжи о снег, благодаря чему обеспечивается оптимальное качество скольжения. Поэтому очень важно полностью вычистить остатки мази, заполнившей бороздки структуры поверхности, в противном случае необходимого качества скольжения добиться не нанесения парафина и снятия его остатков скребком бороздки структуры остаются полностью заполненными парафином. Для того чтобы структура «проявилась», остатки парафина необходимо удалить с помощью специальных щеток – ручных или сравнительно жестких нейлоновых или металлических щеток с тонким волосом позволяет полностью удалить остатки парафина со скользящей поверхности, обеспечивая тем самым полноценное «проявление» структуры, нанесенной с помощью абразивного камня.

При снятии остатков парафина не следует слишком сильно прижимать щетку к обрабатываемой поверхности. Это относится как к ручным, так и к роторным щетки наиболее эффективно счищают парафин со скользящей поверхности только в том случае, когда располагаются под прямым углом к ней. Если прижать щетку к лыже с большим усилием, ворсинки будут сгибаться и скользить по поверхности, вместо того, чтобы счищать с нее остатки парафина.

Ручной и машинный способы

Нанесение структуры может проводиться разными способами:

  • на шлифовальной машине;
  • ручным (накаткой, щеткой из металла, шлифовальной бумагой, циклевкой и т.п.).

Специалисты утверждают, что правильный подбор структуры влияет на качество скольжения больше, чем выбор мази и других средств обработки.

При использовании машинного метода структура наносится с использованием абразивного камня и шлифовочной машины.

Стальной кант на горных лыжах не позволяет провести циклевку, в связи с чем используется шлифмашина. При этом во время такой обработки удаляется одинаковое количество материала с кантов и скользяка.

Процесс шлифовки происходит благодаря прохождению лыжни над вращающимся с большой скоростью абразивным камнем. Над ним находятся наждачный камень и пружинящий резиновый ролик, которые обеспечивают равномерную скорость подачи лыжи.

Для поддержания состояния рабочей поверхности шлифовального камня с него удаляются все шероховатости при помощи алмазной головки, которая движется в поперечном направлении. Подобная заправка помогает сохранить нужную форму рабочей поверхности, а также создает узор на камне для перенесения его на скользяк лыж.

Ручной и машинный способы

Структура, созданная с помощью ручных накаток, недолговечна, т.к. для нее используют материал полиэтилен UHMW. Он отличается своей эластичностью, а при температуре свыше 100°С возвращается в свое первоначальное состояние.

Таким образом, во время каждой подготовки поверхности с применением утюга происходит стирание накатанных бороздок.

Изначальная фабричная структура не удаляется в полной мере при применении накаток. Поэтому перестроить холодную лыжню под теплую погоду (или наоборот) с использованием накаток будет крайне сложно. Это можно отнести к методам, осуществляемым вручную.

Во время такой процедуры вращающиеся резцы продавливают неглубокий узор на поверхности скольжения. А накатки, оснащенные зафиксированным резцом, проделывают бороздки, которые служат более длительный период времени. Однако, по истечении этого срока они все равно стираются.

Кроме того, резцы накаток затупляются достаточно быстро, после чего их необходимо затачивать или менять на новые. Это происходит после обработки каждых 15 пар лыж.

После обработки 15 пар лыж резцы нужно затачивать.

Конструкция лыж

Для разработки конструкции лыжи учитывается большое количество требований, которые иногда даже могут не согласоваться друг с другом. Безупречные лыжи вынуждены быть гибкими, обладать хорошей торсионной жесткостью, быть прочными, но в то же время не тяжелыми. По конструкции определяют два вида лыж:

Конструкция лыж
  1. Кэп. Большая часть жесткости этой конструкции снабжается отформованной жесткой крышкой. Она исключительно жесткая из-за присутствия боковых ребер (вертикальных участков). Такую конструкцию можно увидеть и на лыжах для новичков в совмещении с пенными сердечниками, и на лыжах для профессионалов с комплектным сердечником из дерева.
  2. Сэндвич. Главным компонентом этой конструкции считается сердечник, который воздействует на жесткость. Он формируется из нескольких наслоений разных материалов. Это помогает получить по длине лыж нужное распределение жесткости. Эта конструкция чаще встречается в спортивных и профессиональных лыжах, потому что она помогает добиться долговечности лыжи при больших нагрузках.

Для того, чтобы получить лучшее качество лыжи, иногда совмещают эти две конструкции. В большинстве случаев средняя часть имеет конструкцию сэндвич, а передняя и задняя части – кэп.

Конструкция лыж

Подготовка лыж к соревнованиям.

В первую очередь следует загрунтовать поверхность лыж.- Затем нанесите графитовый парафин горячим способом. Такой ход предотвращает смешивание нескольких слоев парафина и повышает время использования смазок.- Далее остудите лыжу до комнатной температуры, а затем обработайте скребком.- Обработайте поверхность роторной щеткой из конского волоса, а затем ручной, с металлическим тонким ворсом.- После этого приступайте к нанесению парафина, подходящего к погодным условиям, горячим способом.- Затем наносится углеводородный или низкофтористый парафин, он лучше всего связывается с предыдущим слоем парафина и пористой поверхностью лыжи.- Дайте остыть этому слою, обработайте скребком и теми же щетками.- После этого нанесите высокофтористый парафин горячим способом.- Дайте ему остыть и повторите процедуру со скребком и щетками.- Процесс подготовки завершается нанесением фторуглеродной смазки, которая соответствует погодным условиям.- После этого следует обработать скользящую поверхность полировочными щетками.

Если вы используете фторуглеродную смазку, то лучше всего иметь второй набор щеток. Щетки, которыми вы работаете с парафином, не должны использоваться при обработке фторуглеродной смазки.

Грунтовка лыж для соревнований.

На свежем воздухе пластик скользящей поверхности лыж начинает окисляться и теряет способность впитывать мази. Это можно заметить по образовавшемуся серому налету. Чтобы избежать этого процесса, после очистки лыж, следует нанести слой грунтового парафина. Очистите поверхность лыжи от старой мази щеткой. Желательно роторной, но можно и любой другой, но обязательно с металлическим ворсом. Не бойтесь потратить свое время на предварительную обработку поверхности лыжи тонкой роторной латунной или стальной щеткой. После такой обработки поверхность лыжи будет лучше впитывать смазку, а смазка продержится дольше. Для лучшего результата обработайте скользящую поверхность фибертексом. Он сгладит мелкие дефекты и заусенцы, и поверхность лыж станет более ровной.

Далее нужно нанести на поверхность лыж слой мягкого парафина. Лучше всего использовать грунтовый или транспортировочный парафин, но можно воспользоваться мягким парафином для теплой погоды. Затем нужно расплавить парафин утюгом при температуре, указанной в инструкции. Дайте лыже остыть и обработайте скребком и щетками. Сначала роторной щеткой из конского волоса, потом роторной щеткой с тонким металлическим ворсом. Вместо последней можно использовать ручную щетку с тонким ворсом. Обработку обязательно следует завершить применением серой или белой нейлоновой щетки.

Та процедура, которая описана выше, называется чисткой лыж горячим способом. Мягкий парафин удаляется из пор скользящей поверхности вместе со старой смазкой и грязью.

После чистки можно приступать к грунтовке скользящей поверхности. На поверхность лыжи наноситься парафин средней твердости. Затем дается время на его остывание. Остатки парафина снимаются скребком, и проводиться обработка щетками, как это описано ранее. Данную процедуру можно повторить несколько раз. Чем больше раз вы нанесете парафин, обработаете его щеткой, тем лучше будут скользить ваши лыжи. С каждым повторением процедуры, парафин будет дальше заходить в структуру скользящей поверхности лыжи, защищать ее от окисления. Процесс обработки щетками похож на процесс катания, поэтому при обработке щетками лыжи становятся более гладкими, что улучшает их скольжение.

Температура, которую выдерживает скользящая поверхность лыж.

Нельзя обрабатывать скользящую поверхность температурой свыше 150 градусов. При превышении температуры характеристики пластика меняются, он перестает впитывать новую мазь. В таких случаях лыжу нужно отциклевать, дабы открыть поры в верхних слоях пластика.

Нельзя настраивать утюг на слишком высокую температуру. Не допускайте появление дыма при плавке парафина. Разогревайте мазь утюгом от середины к носку и пятке лыжи. Риск припалить пластик выше там, где толщина пластика меньше всего. В инструкции к каждому продукту должна быть указана нужная температура.

Как разогревается поверхность лыжи при использовании роторной пробки и щеток.

Запомните, что утюг должен находиться в постоянном движении. То же самое касается и роторной пробки. Сначала обработайте поверхность на низких оборотах. Затем на высоких оборотах повторите процедуру. Поверхность лыжи после обработки должна быть теплой, но никак не горячей.

Когда нужно циклевать лыжи.

Существует много случаев, когда скользящая поверхность лыж окисляется. Поэтому мазь должным образом не впитывается в скользящую поверхность. Но лыжи всегда можно отциклевать, сняв слой пластика и нанеся новую структуру. Множество лыж деформируются через некоторое время после шлифовки. Поверхность становится весьма неровной, что приводит к значительному ухудшению скольжения. В таких случаях лучше заново отшлифовать лыжу и снять старую структуру.

Обращение с лыжами, подготовленными к соревнованиям.

Если вы закончили подготовку лыж только накануне вечером, то перед самими соревнованиями лучше еще раз обработать их щетками. Необработанные щетками лыжи не дадут оптимального скольжения.

Практически любой спортсмен уверенно скажет, что от качественности подготовки лыж к заезду зависит 50% успеха. Очень часто из-за плохой смазки или неправильной очистки, достигнуть нужных результатов не получается, особенно при коньковом ходе. Как же спортсмены готовят свое главное снаряжение, и какие образом следует подбирать все необходимое?

Менс Физик - Пляжный бодибилдинг - Men`s Physique